Параллельно с «Парисом и Еленой» Давид начал работать над картиной «Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей», выставленной лишь в Салоне, открывшемся после взятия Бастилии, осенью 1789 г. Здесь Давид опять возвращается к древнеримской истории. В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
Таким образом, Жак-Луи Давид противопоставляет необходимость выполнения сыновнего долга любви и женской привязанности. Между тем, возобновилась война с персами. Сын Марка Юния и Тарквинии, сестры пятого царя, Тарквиния Приска, он был оставлен Тарквинием Гордым в живых, после убийства своего брата (Марка Юния) и отца лишь потому, что притворился душевнобольным (brutus). Новые требования жизни вызвали потребности в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника).
Их страсти подчинены воле и разуму. Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. Том раскрыт на странице с изображением бюста Брута. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
Из Азии Велизарий опять был послан в Италию, где остготский король Тоттила нанес жестокие поражения византийским войскам и снова овладел Римом. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.
Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной Сенеки послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла. Самым важным было тогда то, что каждый видел в Бруте пример, которому надо следовать. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Главным представителем нового художественного течения во Франции конца XVIII в. стал Жак-Луи Давид (1748-1825). Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени.
«Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его. Брут удостоился пышных похорон.
Эвхарида (греч. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Взгляд жесткий, если не сказать злобный. Тарквиний Гордый с войском союзных этрусских городов Вейи и Тарквинии двинулся на Рим.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Непоколебимы и решительны они в своем благородном порыве, подчеркнутом единством широких энергичных жестов.
Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо). На вопрос сыновей царя, кто будет править Римом после смерти их отца, дельфийская пифия ответила: «Тот из вас, кто первый поцелует свою мать». По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. Луций Юний Брут – освободитель Рима от господства царей и первый консул. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс.
По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность.
Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь Верховного существа или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. Авторитет Давида-художника и Давида-патриота возрос необычайно. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида.
Брут повел против неприятеля конницу. Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Победа осталась на стороне римлян. Отец благословляет их на подвиг.
Наконец еще один решил попытать счастья. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Из-за тонкой игры симметрии и асимметрии лицо кажется живым. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды.
Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. Не было традиционного пирамидального расположения группы и выделения главной фигуры в центре: Брут помещен сбоку, б тени (что тоже было нарушением старых правил).
Удивительно в этом рисунке то, как художник приукрасил античный портрет. Много непривычного в построении произведения оказалось здесь для зрителя. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.
История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»). Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. Telemachos) – сын Одиссея и Пенелопы при отъезде отца на Троянскую войну был еще младенцем выросши, получил от богини Афины совет отправиться к Нестору в Пилос и к Менелаю в Спарту за известиями о своем отце в этом путешествии Телемаха сопровождала сама Афина в образе Ментора.
Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом.
Полотно представляет собой огромный холст. Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии. Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.
Директор Берлинского античного собрания Андреас Шоль (Andreas Scholl) вводит в курс дела: Бюст Брута, без сомнения, относится к самым известным римским античным изваяниям. Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. Вместо монарха высшая власть была вручена двум консулам, чьи полномочия истекали ежегодно.
На свитке, лежащем на коленях Сафо, стихи на древнегреческом языке гласят: "Счастлив, кто подобится в блаженстве богам, Кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает". Картина была показана на выставке. Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия».
У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. «Антиох и Стратоника».
Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». Бюст стоит на возвышении. В витрине рядом с бюстом лежит огромный фолиант с гравюрами голландского художника Мартена ван Хемскерка (Maarten van Heemskerk). Есть предположение, что эта голова – сохранившаяся часть большой статуи, превышавшей размерами рост человека. Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица.
Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. «Антиох и Стратоника». Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. Персы в течение двух дней безуспешно пытались пройти этой горной дорогой в Фермопилах, но безрезультатно, пока изменник Эфиалт не провел ночью большой отряд персов горной тропинкой, в обход позиции спартанцев Леонида. В римских портретах использовался развитый язык форм и символических формул, которые характеризовали изображаемого человека (скажем, показывали, к какому роду он принадлежит). На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо.
«Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Это первый том его римской книги эскизов. Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам ток жизни, будто пронизывающий все полотно. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев).
В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. «Леонид I при Фермопилах».
Телемах (греч. В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея.
Эвриклея (греч. Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. «Смерть философа Сократа». Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье.
Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. К числу гадательных эпизодов жизни Сафо относится ее любовь к юноше Фаону, отказавшему поэтессе во взаимности, вследствие чего она бросилась в море с Левкадской скалы. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. Но восприятие произведения в дни начавшейся революции определялось в первую очередь ее идейным содержанием.
Художник работал над ним в период с 1532-го по 1537-й годы. Одна с Волчицей, другая с бюстом Брута. Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
На Капитолии было воздвигнуто изображение Брута с обнаженным мечом среди семи царей. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. Атака на рококо не обошла и живопись, которая также считалась упаднической, поскольку ограничивалась тем, что возбуждала чувства зрителей. Именно эта, далеко не лучшая, картина Давида оказала особенно сильное воздействие на изменения в моде и в прикладном искусстве в сторону антикизации.
Складки бронзовой материи не отполированы и потому не блестят. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). Его бюст наряду с капитолийской волчицей стал одним из важнейших символов Рима.
Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. Римские матроны целый год носили по нему траур, как по мстителю за честь их пола. Первыми консульский сан получили Брут и Тарквиний Коллатин (509 г. до Р. X. ). В их городе вместо монархии на 500 лет утвердилась республика. Противники Горациев – друзья их детства. Тем неожиданнее эффект, когда видишь оригинал.
Общественный отклик на появление картины был беспримерен. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. В «Бруте», как и в «Клятва Горациев», двойной драматизм ситуации. Это первые строки I-й оды Сафо. Копия бюста даже находилась в зале Национального собрания.
Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме и получает ее за полотно «Антиох и Стратоника». Давид не случайно с жадностью писал портрет мадам Рекамье: за нею он различал новые характеры и судьбы, новое обличие эпохи. В сражении близ леса Арсии он и сын низложенного царя Арунс бросились друг на друга и прокололи один другого копьями (509 г. до Р. X. ). Тонкие губы плотно сжаты. Победы, одержанные персидским царем Хозроем, заставили Юстиниана послать Велизария в Азию, где полководец, действуя с неизменной удачей, победоносно закончил и эту войну.
При этом жрица на вопрос сыновей царя, кто будет господствовать в Риме по смерти их отца, дала ответ: "Тот, кто первый поцелует мать". В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ.
Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды».