Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немец-кий художник Курт Швиттерс (1887-1948) – создатель одного из видов дадаистического направления, так называемого мерцизма. Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию.
Триумф дала связан с шумной и скандальной выставкой в кафе «Винтер» в апреле 1920, которая взбудоражила публику и вмешательство полиции привело к ликвидации движения. После войны группа дадаистов разделилась. абсолютных дадаистов (Андре Бретон, ранние Луи Арагон и Поль Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др. ), выпускавшую альманах «Дада» и журналы «Литтератюр» («Litterature»), «Проверб» («Proverbe»), «Kaннибаль» («Cannibale») и др. Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны. Этот буржуазный город стал во время войны прибежищем для стекавшихся со всех сторон разного рода бунтовщиков и дезертиров, среди которых были поэты Рихард Гюльзенбек (швейцарец), Гуго Балль (немец) и Тристан Тцара (румын) и художники Ханс Арп (эльзасец) и Марсель Янко (румын). Для дадаизма «парижского периода» характерно всеобщее отрицание и осмеяние. Движение дадаизма в Ганновере граничит с именем Курта Швиттерса с 1918.
К нему примкнули литераторы Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, что определило рождение сюрреализма в 1924 г. После Второй мировой войны, в конце 1950-х годов, в Нью-Йорке имел место второй этап дадаизма, получивший название «новое дада». Мы не признаем никаких теорий. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана в то, что среднестатистический член общества «имеет не больше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи к его черепу его мозг остается пустым». Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца.
В «Китайском соловье», кпримеру, художник использовал вкачестве тела неведомого существа английскую бомбу, дополнив ееруками ивеером восточной танцовщицы. в 1917, где Дюшан попытался выставить писсуар, названный «Фонтан». Коллаж, по их мнению, техника сама по себе беспорядочная и даже анархическая, техника, с помощью которой рваные кусочки отживших свое иллюстраций и строчек текста произвольно складываются в сбивающее с толку единое целое. Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. Так, Бретон писал о дада и сюрреализме: «Два этих течения могут быть поняты лишь в соотнесении друг с другом, подобно двум волнам, каждая из которых поочередно накрывает другую».
«Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. В 1920-х годах он начал свои фотографические эксперименты, которые назвал «рэйографами». Монтень собрал самых крупных представителей движения, за исключением Пикабиа и Дюшана.
Без всякого обсуждения этот пpедмет исчез и никогда не был показан. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. Но Гитлер оставался таким умеренно терпимым лишь чуть-чуть. Швиттерс отказался от фигуративной живописи и разработал оригинальную технику, на основе разрушенных тривиальных (а подчас и вульгарных) предметов создающую комбинации высокого пластического и поэтического качества.
Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать. У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка, от французского dadaisme и двойное согласие «да-да» в русском и румынском и в переносном смысле детский бессвязный лепет, — в общем дадаизм не имеет точного толкования, что и нужно было основателям этого течения, которое имеет размытые рамки. Это бруитский или шумовой, стих – от фр.
Дадаизм же боролся против всякой произвольной эстетики, не принимая ничего, кроме произведений, порожденных спонтанностью творчества или, по определению Арпа, «данных законами случайности». «Рецепты» изготовления дадаистских текстов примерно таковы: ирония, эротика, «черный юмор», примесь бессознательного и социологическая установка (как правило, у немецких дадаистов, которых называют «политическими дадаистами»). Хуго Балль говорил: «Для нас искусство — не самоцель. Все слова изобретены другими.
Среди дадаистов было и немало позеров, любителей пощекотать нервы шутовской игрой, откровенным эпатажем, хотя большинство представителей движения дада вполне серьезно относились к своим общественным выступлениям, выставкам и манифестам. 14 июля 1916 г. в Цюрихе был оглашен «Манифест господина Антипирина» – первый манифест дадаизма. Именно в то время появилось название «дала». Арп), предваряющее «автоматическое письмо» сюрреалистов расчленение текста на фрагменты, а затем их произвольный монтаж и др. Творчество художника не укладывается в рамки дадаизма, сам Швиттерс назвал свое направление «мерц» и продолжал работать самостоятельно, в конце концов превратив свой дом в гигантский ассамбляж под названием «Мерцбау». На них были изображены странные гибридные существа, «склеенные» из изображений военной техники, человеческих конечностей и различных аксессуаров. Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада».
Один из главных «выдумщиков» среди дадаистов, Марсель Дюшан (1887-1968), в своем формотворчестве вообще не обременял себя никакими сюжетными ассоциациями. О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер.
группа отстаивала «совершенное», лишённое социальной функции искусство. гал. ), Джона Хартфильда, Георга Гросса и Виланда Херцфельде. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости»13.
Марсель Дюшан стал первым художником, использовавшим реди-мейды всвоей работе. Дадаизм возник в Цюрихе, в Швейцарии, придерживающейся во время войны нейтралитета. «Говорили, что любой художник, заплативший шесть долларов, будет показан на выставке. Его создателями были в основном молодые писатели, художники – представители стран-участниц Первой мировой войны. поле интерпретаций текста принципиально не замкнуто. «Фонтан» оказал огромное влияние на художников ХХ века, в том числе на Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга и Дэмиена Херста.
Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». время дадаизма подходит к концу. В 1918 Пикабиа, во время своего пребывания в Швейцарии. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада».
Именно в Цюрихе и была основана литературная группа «Дада», в которую вошли немцы Хуго Балль, Рихард Хюльзенбек, Георг Гросс, Франц Юнг, Вальтер Меринг, немецко-французский художник и поэт Ганс Арп и др. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение6 (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию). Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. Только слово», – как писал о нем Хуго Балль в «Манифесте к первому вечеру дадаистов в Цюрихе» (1916). Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко.
Однако в 1915 году художник пишет этот механический «портрет», в котором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его в виде сломанной старой фотокамеры, поставленной на нейтральную скорость коробки переключения передач и тормозного рычага. То же самое можно сказать и о коллажах, техника которых уже использовалась кубистами.
На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции»11. Оно заставляет идти часовой механизм. Дадаисты соединили в едином акте, жесте (в дадаистском суаре) живопись -- музыку -- декламацию стихов. Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии дадаистские группы возникли в Берлине (Р. Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х. Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей) во Франции появились близкие им по духу журналы «Сик» («Sic») П. А. Биро (1916) и «Северо-Юг» («Nord-Sud») П. Реверди (1917–1918).
Бескомпромиссная смелость этой работы превратила еевсвоего рода икону дадаистов, одной изглавных ценностей которых было максимально непочтительное отношение кхудожественным традициям. Другие изображали самые неожиданные комбинации: например, колесо, укрепленное на табуретке (1914), металли-ческую клетку, заполненную мраморными кубиками имитирующими пиленый сахар.
Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм. 2. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет.
Его известные «редимейды» – «Дробилка для шоколада 2» (1913-1914 гг. ), «Колесо от велосипеда» (1913 г. ), «Сушилка для бутылок» (1914 г. ) а также созданное им авангардистское достояние «L. H. O. O. Q» (1919 г., насмешка над картиной Л. да Винчи «Джоконда» в аббревиатуре – «ей невтерпеж, аж жжет») явно предвещали десакрализацию искусства и начало творческой свободы автора. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». М-p Ричаpд Матт прислал на выставку фонтан.
Дадаизм (франц. Он взял обычный обиходный пpедмет и поставил его на такое место, где его обычный смысл исчез за новым обозначением и возникла новая точка зрения – возникла новая идея этого предмета.
Например, символизм с его декадентским, а порой и шутливым духом, с его попытками дезинтеграции языка, с его почти легендарными акциями Лотреамона и Рембо, чье знаменитое «молчание» было истолковано как проявление зарождающегося дадаизма. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной изглавных целей дадаизма как«анти-искусства»– полагаться наволю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов. По словам Хюльзенбека, «все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран». Его увлечение фотографией началось еще в студенческие годы, а благодаря знакомству с работами Альфреда Стиглица, он открывает для себя новое течение европейского авангардизма.
1919, Западный Берлин, Нац. «Интернациональное слово. Наних были изображены странные гибридные существа, «склеенные» изизображений военной техники, человеческих конечностей иразличных аксессуаров. Памфлет «Бородатое сердце» (1921 г) и инсценировка драматической пьесы Т. Тцара «Газовое сердце» (1923 г. ) оказались последними в творческой деятельности дадаистов. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Арп зачастую работал бессознательно, полагаясь на случайные образы, возникавшие в голове. Оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.
Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).
Так, одна из самых известных скульптур художника, "Пастух облаков" изначально была 39-сантиметровой фигуркой, носившей название "Форма гнома". Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту. Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада. Какие были причины для того, чтобы отклонить фонтан м-pа Матта.
По другой версии – слово «дада» было известно в Цюрихе ещё до 1914 г. как название косметической серии фирмы «Bergmann Co». На смену индивидуалистическому искусству, замкнутому в башне из слоновой кости, должно было прийти открытое действительности искусство, в котором художник «ликвидирует в себе свои собственные, самые личностные тенденции». Раскрашенное дерево.
«Кабаре Вольтер» – это не литературное кафе и не салон. Встреча в Цюрихе (1918) Пикабиа и Тцара была первым шагом к слиянию обоих движений, цюрихского и нью-йоркского, что произошло в Париже около 1920— 1921 гг. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию.
Хюльзенбек) было бы несправедливо, особенно на первых порах. Всвоей работе Хаусман использовал манекен шляпника, как символ болвана, который может переживать только то, что можно измерить механическим способом. Ханс Арп Портрет Тристана Тцара, 1916.
На одной из выставок М. Дюшан представил серию «Ready made» (буквальный перевод – «готовый», «готовое изделие»). Стремительно возрос интерес к движению – таким образом оно себя утверждало. гал. ). Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т. е.
Однажды Дюшан взял репродукцию Мона Лизы авторства Да Винчи и подрисовал ей усы, а ещё написал «ей невтерпёж». Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества. И дадаистов, конечно. Эти скандальные новшества распространялись через журнал «291» издаваемый группой Штирлица, а также собирались и имитировались, в частности, Маном Реем.
Франсис Пикабиа Движение дада, 1919. Его автор – Тристан Тцара. Была оглашена необходимость отказаться ото лжи в пользу настоящей объективности, озвучить саму реальность, с этой целью идеально подходила техника коллажа. Эта группа к литературе и вообще к искусству имела отношение достаточно косвенное: какие-либо эстетические цели, по сути, даже не декларировались точнее, это было своеобразное соединение художественной провокации с политическим нигилизмом при очевидном доминировании последнего, о чем свидетельствует манифест Хаусмана, Хюльзенбека и Голишеффа «Что такое дадаизм и какие цели он ставит себе в Германии. » (1919). Таким образом, «учреждение культуры «Кабаре Вольтер», как заявлял Х. Балль, являлось местом для воплощения смелых творческих идей дадаистов преимущественно авангардистской направленности.
Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. Своими ли pуками м-p Матт изготовил этот фонтан или нет, значения не имеет. В дадаизме выделяют три основных направления коллажа: цюрихский – случайный коллаж, берлинский – манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский- коллаж поэтический.
Хартфильд, Г. Гросс и др. На знаменитой берлинской Ярмарке дада 1920 года было много работ, вдохновленных машинерией Татлина. Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности.
Значительная часть современного искусства восходит к опыту дада. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист – противник дадаизма. Настоящим «манифестом» нью-йорского движения явилась выставка в Большой центральной гал.
Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» – соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Это направление в искусстве зародилось в Швейцарии сразу после Первой Мировой войны.
На скобу бомбы он поместил глаз, превратив ее в подобие диковинной птицы. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).
Для разноязычных художников (немцев, румынов, французов и шведов), завсегдатаев кабаре Вольтер, которые спасались в Швейцарии от тягот войны, дада стал лингвистическим союзом, некоторой разновидностью простого и незатейливого ассамбляжа, который мог иметь, а мог и вовсе не иметь никакого смысла. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Не только ядро дадаистских кружков в Кельне и Ганновере, но и главные основатели дада (Пикабиа и Дюшан) были художниками.
ДАДАИЗМ (Dadasme) – модернистское художественное течение конца 1910-х – начала 1920-х. Не случайно свою художественную деятельность дадаисты называли «а-тезной». В Германии некоторые «политические дадаисты» сближаются с экспрессионизмом и уже в новых целях применили приёмы уличного рисунка в сатирической графике и монтажа в политическом плакате.
То же самое он сделал и с вешалкой для шляп и прочим домашним хламом, что собрался у него в кладовке. В июне 1922 «Салон дада» в гал.
Начавшийся с приездом Пикабиа (1919) и Тцары (1920), парижский дадаизм достиг своей кульминации в 1920 и снова заявил о себе в 1921. В 1920 в гал. Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана вто, что среднестатистический член общества«имеет небольше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи кего черепу его мозг остается пустым». Так, в Голландии Тео ван Дусбург соединил в своем творчестве черты дадаизма и группы «Стиль», в Румынии, на родине Тцары и Янко, дадаизм был очень близок к конструктивизму, в Италии несколько футуристов были также увлечены дада. Теоретическое оформление дадаизма произошло в 1918, когда Т. Тцара опубликовал первый Манифест Дада (Manifeste Dada 1918) за ним последовало еще шесть.
Он содержал уже не положения, а требования – от «международного революционного объединения всех творческих и думающих людей во всем мире», «введения прогрессивной безработицы» ради того, чтобы научить людей «сопереживанию», до «немедленной экспроприации собственности», «введения ежедневного питания» для все тех же «творческих и думающих людей» и прочие лозунги. Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». На фотографиях оставался призрачный «отпечаток» предметов, абсолютно не похожий на любое иное их изображение. В 1919 году Курт Швиттерс исключенный из берлинской группы, создал собственную в Ганновере, но был единственным ее участником. вШвейцарии возникло одно из самых радикальных в искусстве направлений – дадаизм. Практиковалось и индивидуальное экспериментирование в 1916 Т. Тцара представил результаты своих дадаистских опытов в Первом небесном путешествии господина Антипирина (La Premire Aventure cleste de M. Antipyrine), а в 1919 – в сборнике Двадцать пять стихотворений (Vingt-cinq pomes).
Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности. Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Одна из самых полных коллекций дадаизма, в основном работ на бумаге небольшого формата и документов, хранится в Библиотеке Жака Дусе в Париже.
Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание намонетах. Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. была создана собственно берлинская группа дадаистов усилиями Р. Хюльзенбека и ряда его сторонников. В этом движении принимали участие Роберт Раушенберг (1925 — 2008), художник Джаспер Джонс (1930), скульптор Луиза Невельсон-Берлявски (1900-1988).
Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд ирония и авангард. В результате воедино сплетаются тщательно рассчитанная художественная провокация, политический нигилизм, достойный боевой группы (деятельность берлинских дадаистов) и внешне милое, но от того лишь более губительное дуракаваляние, отрицание всех общепринятых смыслов. Дадаисты любили создавать из бытовых предметов отдельно стоящие произведения. Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. bruit – шум симультанный стих, который имеет в виду изображение в одной строке или строфе событий, происходящих в разных местах в одно и то же или разное время, т. е., пользуясь словами из «Манифеста», «сумбурную перекличку всего на свете» статический стих, сама графика которого должна обладать ассоциативностью и другие приемы, предназначенные передавать жизнь со всей ее жестокостью, насилием, напряженностью, нигилизмом.
По мнению Дюшана, только зритель обладает воображением художника.
Искусствоведы считают, что такому выбору есть вполне разумное объяснение. Они вели разговоры об искусстве в условиях войны, разрабатывали идеологию своего движения и иногда устраивали представления на маленькой сцене кафе. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним.
В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной из главных целей дадаизма как «анти-искусства» – полагаться на волю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов. Основателем считается поэт Т. Тцара – он и дал новому стилю название. Онсудовольствием шел против традиций инапротяжении всей своей 45-летней творческой жизни изобретал новые способы работы.
Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. dadaisme, от dada – «конёк», деревянная лошадка в переносном смысле – бессвязный детский лепет) – авангардистское направление в искусстве и литературе Западной Европы, сложившееся первоначально в Цюрихе, в Швейцарии и развивавшееся с 1916 по 1922 гг. Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. Довольно неоднородное течение дадаизм объединило людей самых различных убеждений. О случайности в поэтических произведениях Арпа литературовед Клаус Шуман писал: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль». Тцара считал, что именно так можно описать все направление.
В этом смысле дадаизм кажется и проще и сложнее одновременно. Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года и её успели посетить около трёх миллионов зрителей. «Странные бывают совпадения, – написал Балль в своем дневнике годом позже, – в то время как на Шпигельгассе, 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме 6 жил господин Ульянов-Ленин. Тут такая вещь, которую мы можем увидеть каждый день в витрине магазина сантехники. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту.
В картинах Макса Эрнста, одного из основателей немецкой группы Дада изображено алогичное сочетание людей и вещей (Изничтожение невинных, Император Убю). Ему было крайне важно закрепить за собой первенство и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону.
Еще одна скандально известная работа Марселя Дюшана была создана им в 1919 году. Дадаисты активизировали экспрессивную функцию искусства. Дада отвергает все возможные амбиции, кроме одной -- вселенской: полного переустройства мира, создания тотального Дадаленда (Один дададень равен семи оборотам земного шара Дада ничего не хочет, Дада растет).
Берлинский дадаизм: Р. Хюльзенбек, Ф. Юнг, Р. Хаусман, Йоганнес Баадер, В. Херцфельде, Дж. Позже к этой триаде добавляется танец сами дадаисты признавали здесь влияние синтетической концепции комплексного произведения Василия Кандинского. Стадии существования дадаизма отмечены разными пристрастиями (политическими, эстетическими, литературными), но его неизменной тенденцией было уничтожение границ между искусством и жизнью, что подрывало сложившуюся буржуазную концепцию автономности искусства. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада».
В то же время расценивать дадаизм только как вызов, как «великую фронду» (Р. деревянная лошадка, в переносном смысле— бессвязная речь, подражание детскому лепету). Произведения дадаистов рассчитаны на эпатаж и представляют собой иррациональное и анархичное сочетание слов и звуков, которое на первый взгляд кажется бессмысленным. Пикабиа был французским художником, который разделял многие идеи дадаизма, а некоторые даже провозгласил сам. В отличие от Цюриха, в Нью-Йорке инициаторам дадаистского движения было на что опереться.
Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок – Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом. Свои художественные объекты Курт называл «мерцы», как сокращение от слова Kommerzbank — «коммерческий банк». Истоки дада восходят к «Кабаре Вольтер» (кафе «Вольтер»), открытом в Цюрихе в 1916 г. В этом кафе где дадаисты устраивали театральные и музыкальные вечера.
Т. е., разрушая язык, они разрушали общество. Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности.
В его Кабаре «Вольтер» собирались первые истинные дадаисты — поэт Тристан Тцара, актриса и поэтесса Эмми Хеннингс, художник Жан Арп, художник и архитектор Марсель Янко, писатель Рихард Хюльзенбек, художница Софи Тойбер, художник Ханс Рихтер и многие другие. Главным в движении дада в Париже было то, что здесь встретились местные авангардисты и выходцы из американского, швейцарского и немецкого течений (Пикабиа, Тцара, Эрнст). Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость. Однако в1915 году художник пишет этот механический«портрет», вкотором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его ввиде сломанной старой фотокамеры, поставленной нанейтральную скорость коробки переключения передач итормозного рычага. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России.
Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности. Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам. Парижский период 1920-1922 гг. Я не хочу слов, которые изобретены другими. Первая мировая война, не коснувшаяся Швейцарии, принесла в Берлин голод и смуту.
Благо толстосумы из Нью-Йорка щедро платили за такие произведения. Само название «дала», по довольно противоречивым свидетельствам, было в 1916 случайно найдено в словаре Ларусс одним из основателей цюрихского дада Тристаном Тцарой. Яркая деятельность дадаистов по словам М. Янко была «протестом против упадка ценностей, рутины и спекуляции, призывом ко всем формам искусства установить новую основу для творчества». Основатель направления – швейцарский поэт, румын по происхождению Тристан Тцара (Тзара, Tristan Tzara, настоящее имя – Сами Розеншток, 1896-1963). Однако в 1915 году художник пишет этот механический «портрет», в котором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его в виде сломанной старой фотокамеры, поставленной на нейтральную скорость коробки переключения передач и тормозного рычага.
Берлинские дадаисты даже создали «Центральный совет дадаистов за мировую революцию» и в 1919 году выступили с манифестом, в котором призывали к союзу всех творческих мужчин и женщин на основании радикального коммунизма и немедленную экспроприацию собственности10. И хотя дадаизм практически отрицал важность обучения, тем не менее им была создана своя школа, за организацию которой (после отъезда Гуго Балля в июне 1917) с особенным рвением взялся Тцара.
Корни художественного бунтарства они находили в символистском фарсе Альфреда Жарри Юбю-король (1896). Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боев между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котел событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. Ему вторили Г. Арп, утверждавший, что «дада – это бессмыслица», но «дада в основе всякого искусства» и Р. Хюльзенбек, видевший в слове «дада» символ «примитивнейшего отношения к окружающей действительности», к «новой реальности». е заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы этой «креативный акт» включал также крики игру на фортепиано, свист и удары литавр.
Да, контакты европейских дадаистов с их русскими единомышленниками-футуристами были ограниченны – сначала из-за войны, а затем революции. Ман Рэй был американским фотографом, который большую часть своей творческой жизни провел вПариже. Нафотографиях оставался призрачный«отпечаток» предметов, абсолютно непохожий налюбое иное ихизображение. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета.
В 1918г. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной из главных целей дадаизма как «анти-искусства» — полагаться на волю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов. Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр. которое пережило опыт дадаизма. Себя они именуют «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий и снижая пафос фигуры творца. Некоторые говорят, что этот пpедмет был аморален и вульгаpен.
В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации», рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте. Нью-Йорк.
Их имена расположены волнами и отчасти напоминают генеалогическое дерево (от Энгра и Коро вверх, к Сезану, Матису, Дерену, Пикассо и Браку), вершину которого составляет движение дада. Женева, Музей искусства и истории.
В авангарде важна концепция идея, а не воплощение. 1920). После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий – с экспрессионизмом. Наскобу бомбы онпоместил глаз, превратив еевподобие диковинной птицы. Дpугие считают, что налицо плагиат – пpосто сантехническое устройство. Марсель Дюшан стал первым художником использовавшим реди-мейды в своей работе.
Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации. Все индивидуальное признавалось ложным, наносным, выспренним. Энергия далее идет вниз, к переключателю с номером 391.
Первый из подобных снимков, в лучших традициях дадаизма, получился случайно. Важное значение имел «Парижский конгресс», организованный Бретоном в 1922, где дадаизм окончательно распался под натиском набиравшего силу сюрреализма. В 1919 г. Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Использовались дадаистами и такие методы «написания» произведений, как коллаж, наклеивание на бумагу различных вырезок из газет или журналов коллективное письмо, когда каждый следующий автор не знал, что написал предыдущий «конкретное письмо» (Г.
Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» – и это была игра со смыслом, так как «дада» по-русски означает утверждение. Материал и способ создания Портрета, совершенно наглядны. Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание на монетах.
В1920-х годах онначал свои фотографические эксперименты, которые назвал«рэйографами». (буквы складываются в слово шлюха на французском) и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства.
По характеру исполнения особенно близки цюрихским образцам фотомонтажи Хаусмана и Ханны Хох («Schnitt mit dem Kuchenmesser». И одной из крайностей стал дадаизм. Дадаизм распался. В ответ на Большое стекло (1915-1923) – загадочную бесполезную машину Дюшана – Пикабиа создает здесь действующую схему, которая представляет поток энергии искусства. «Воплем попавших в опасность личностей» назвал позже это направление Р. Хюльзенбек.
Массовое производство ХХ в. – вещь становится безличной, взаимозаменяемой уникальное произведение искусства – бесконечно тиражируемой репродукцией. В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Скорее всего, «дада» – это слово, которое или вообще ничего не обозначает («пустота», отсутствие смысла) или имитирует несвязный «детский лепет». Работы художников даже показывались на знаменитой в своё время выставке «Дегенеративное искусство», которая полтора года колесила по всей Германии. К середине 1920-х годов он как направление закончил свое существо-вание.
Организатором берлинской группы дада был Гюльзенбек, который приехал сюда в феврале 1917. Эти поиски вдохновили их на создание «шумовых», «звуковых» или «симультанных» текстов, совершающих дезинтеграцию языка. Жак Дусе (1853 – 1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века. Отречение от престола кайзера Вильгельма II, Ноябрьская революция, в ходе которой Берлин стал ареной уличных боёв между различными политическими группами, убийство коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург, установление Веймарской республики— вот тот кипящий котёл событий, произошедших в течение всего двух лет (1918—1919 гг. ), в котором варились участники берлинского Клуба Дада: Хюльзенбек, Хаусман, Гросс, Виланд Херцфельде и его брат Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Иоганнес Баадер. В1919–1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей сиспользованием фотомонтажа.
Однако не все художники спешили отказаться от бронзы или глины. Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Все эти детали, как инаписанное готическим шрифтом слово«Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого истаромодность самого Стиглица.
Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. Георг Гросс (1893—1959), который, возможно и был изобретателем фотомонтажа, а сразу после войны стал известен своими сериями рисунков и литографий, чрезвычайно язвительных в своей саркастичности, обличавших жестокость милитаризма (Столпы общества, 1926, Государственные музеи, Берлин). Его карикатуры, оставаясь реалистическими, тем не менее удачно вписывались в концепцию всеобщего отрицания, характерную для дадаизма («Гегензэтце», ок.
Портрет посвящен одному из основателей дадаизма. Писсуар — не единственный пример такого нигилистского отношения к искусству. Берлинская группа была основана художником и режиссером Хансом Рихтером вместе с художником, скульптором и писателем Раулем Хаусманом (1886—1970). Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма»9.
5 февраля 1916 года немецкий поэт, музыкант Х. Балль с исполнительницей Э. Хеннингс открыли в Цюрихе легендарное интернациональное «Кабаре Вольтер», которое стало местом рождения дадаизма. Несмотря на то, что подобный жест выглядит, как неудачная шутка над шедевром именно это "полотно" точнее других отразило основную идею дадаистов (отрицание всего предшествующего) и положило начало новому течению в искусстве – поп-арту.
по «логике случайности» – вероятностное, произвольное сочленение разрозненных фрагментов. Объединившись по малоизвестным обстоятельствам, они заявили о себе в начале 1916 созданием кабаре «Вольтер», где они обосновались и где вечерами, охваченные истерией, непроизвольной или спровоцированной, устраивали «апокалипсис» общепризнанных моральных и эстетических ценностей. Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание на монетах. К этому времени относятся лукавые коллажи Эрнста, легкие «конфигурации» Арпа, а также «fatagagas», созданные Арпом, Эрнстом и Баргельдом, объединившимся под названием «Centrale W/3», к которой тяготели также такие мастера, как Генрих и Ангелика Херле и Франк В. Сейверт. Ведь обществу все равно не будет до этого никакого дела. В результате применения её к фотографии, признаваемой дадаистами за её достоверность и беспристрастность «оправданной образной формой передачи информации»12, рождается фотомонтаж— искусство, в котором фотографический материал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе разрушения действительность чудесным образом возрождается в новом продукте.
были в числе дадаистов итальянцы, голландцы и др. монтаж Монтаж, врезка. Художники работающие в стиле берлинского коллажа, что бы выделить свои работы относительно изобразительного, кубистского коллажа, называют свои работы фотомонтаж, а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими. В «Китайском соловье», к примеру, художник использовал в качестве тела неведомого существа английскую бомбу, дополнив ее руками и веером восточной танцовщицы. В это время он создает цикл художественных композиций, которые, в отличие от его предыдущих работ, не повторяли какой-либо из существующих стиль, а стали оригинальным и самобытным изобретением Пикабиа. Основатель – румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток 1896–1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др.
Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. И одновременно, как подчеркивал Хуго Балл, подразумевает множество разных толкований. В 1916г. Все эти детали, как и написанное готическим шрифтом слово «Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого и старомодность самого Стиглица.
Ради этого необходимо было, по мнению дадаистов, отказаться от всех литературных норм, от языка общепринятого, «стертого» от долгого употребления. В 1919—1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей с использованием фотомонтажа. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Гораздо более значимыми оказались выставки, организованные во время «большого сезона дада» в 1921, на которых были представлены «peinto-peintures» и «fatagagas» Пикабиа и приехавшего в Париж Эрнста. Средствами «смеховой культуры» дадаисты вырабатывали защиту от боли и ранимости, присущим их тонкой душевной натуре.
Будучи способным воздействовать моментально и прямо, не требуя «вчувствования», этот метод, как пишет Рауль Хаусман, «обладал пропагандистской силой, эксплуатировать которую у их современников не хватало смелости». Направление имело яркий социальный подтекст. Все эти детали, как и написанное готическим шрифтом слово «Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого и старомодность самого Стиглица.
На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр затем состоялся и русский вечер.
Бумага, тушь, перо. Он ВЫБРАЛ его.
(англ. ) В истории литературы -- способ создания текста, основанный на спонтанном и произвольном соединении друг с другом газетных (а затем и любых текстовых) вырезок изобретенный Тристаном Тцара и продолженный сюрреалистами. «Созданные по законам случая» коллажи Арпа скупы в формальном отношении, тяготеют к абстракции и содержательно замкнуты на процесс своего создания. Электрический коммутатор связывает воедино протагонистов истории искусства. Это возможность истинного восприятия и критики того времени, в которое мы живем».
вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). 2.
В это же время продолжает развиваться русский футуризм – антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма. Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Т. Тцара: «Я разрушаю ячейки мозга и ячейки социальной организации». Рихард Хюльзенбек основал в Берлине Клуб Дада, творчество его участников из-за географического положения было по большей части политически окрашенным. Название направления восходит то ли к фр.
Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Он совершенствовал техники коллажа и ассамбляжа кубистов, а также разрабатывал новаторские для искусства ХХ века методы: объект и реди-мейд, фотомонтаж, фотографию и кинематограф. Можно ли, впрочем, говорить собственно о дадаизме в Нью-Йорке. Группа, в которую входили поэты Рауль Хаусман и Франц Юнг, заявила о себе в 1918.
Он помещал разные предметы на фотобумагу, после чего подвергал их воздействию света. 1917, Штутгарт, Гос. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение. ». Но дадаизм недолго властвовал над умами – в 20-х гг.
Ещё один странный дадаист, немец — Курт Швиттерс. Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами.
Немцы, будучи географически ближе к России, больше остальных интересовались достижениями русских. Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана в то, что среднестатистический член общества «имеет не больше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи к его черепу его мозг остается пустым». Издание авангардистского журнала «Камера Йорк» (1902-1917 гг. ), активная деятельность галеристов Уолтера Аренсберга и Альфреда Стиглица, существование группы «Фото Сецессион» – являлись предпосылками для появления дадаистсткого движения. Определенный резонанс получили театрализованные представления, проходившие в цюрихском кабаре, ставшем своего рода дадаистским центром и получившем соответствующее название «Кабаре Дада». Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма.
Также назывался журнал дадаистов – «Кабаре Вольтер» («Cabaret Voltaire», 1916-17). Художники-дадаисты пытались разрушить условности изобразительного искусства, в их практике широко использовались эксперименты, преобладали простота, абстрактность, свобода автора. Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. Термин «дадаизм» идет от французского слова dada («бессмысленный детский лепет») так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920).
Решающее значение имели члены группы, созданной вокруг журнала «Litterature», который был основан будущими сюрреалистами. Нью-Йорк, Музей современного искусства. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий и художники настаивают на термине «фотомонтаж», чтобы подчеркнуть отличие своих работ от «живописного» кубистского коллажа. В 1950-е годы к технике cut-up обращается Уильям Берроуз -- патриарх битнической литературы, в 1960-е распространяя этот принцип и на работу с электронными (магнитофонными) текстами. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности». В своей работе Хаусман использовал манекен шляпника, как символ болвана, который может переживать только то, что можно измерить механическим способом.
Дадаизм создавался совместными усилиями художников интеллектуалов, литераторов и философов. Арп настолько легко относился к работе, что даже позволял своим ученикам менять или дополнять уже созданные им объекты. «Фонтан» оказал огромное влияние нахудожниковХХ века, втом числе наДжеффа Кунса, Роберта Раушенберга иДэмиена Херста. Они полагали, что автор и зритель равны, т. е. Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они абсолютно не хотели.
Литературовед Клаус Шуман писал о случайности в поэтических произведениях Арпа следующее: «Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль»7. Дадаизм или дада – авангардистское нигилистическое движение (по большей части, в живописи и литературе), которое зародилось в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало с 1916-го по 1922-й год. Изъяв этот предмет из его привычного окружения и поместив его в художественную среду, Дюшан поставил под вопрос само определение искусства и роль художника в создании арт-объектов. Именно в этом кругу, где нигилизм не мог затмить культуры, Дюшан создал свою композицию «Большое стекло, The Bride Stripped Bare by her Bachelors, Even» (Филадельфия, Музей искусства), а Пикабиа – свои картины, близкие «реди-мейдам» Дюшана, в которых машины абсурдных конструкций или предметы обихода дерзко возводились в степень «предметов искусства» («Машина, крутитесь быстро», 1916, Нью-Йорк, частное собрание).
Особенно громкой оказалась парижская «манифестация Дада» в марте 1920 г. Конфликт между Т. Тцара и А. Бретоном в июле 1923 г. оказался решающим для их сотрудничества и для движения в целом. Дадаизм очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго. Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «симультанно-шумовой» поэзии (poesie simultanne bruitiste):. Группа поддерживала идею радикальных перемен в политике и искусстве. «О-Сан-Парей» экспонируются работы Пикабиа и Рибмон-Дессеня, правда, без особого успеха.
Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. 1. Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе. Позднее, под влиянием Арпа, он вернулся из Цюриха и занялся непосредственно художественной деятельностью (журналы «Der Ventilator», 1919 и «Die Schammade».
Они стремились заменить все существующие системы мысли (Мировоззрения сочатся из кончиков пальцев Дада, Дада -- танцующий дух над моралями мира), отвергали «продажный» окружающий мир и «продажное» современное искусство (Бюргер, сытый карп и торговец скотом, который по воскресным дням покупает искусство по 20 марок, а по будням с успехом продолжает свой преступный промысел, должен быть убит, укокошен, навеки обезврежен Дада). К основателям дадаизма чаще всего относят поэтов Хуго Балля, Рихарда Хюльзенбека (Richard Huelsenbeck), Тристана Тцару и художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко, встретившихся в нейтральной Швейцарии. Первый изподобных снимков, влучших традициях дадаизма, получился случайно. Главное отличие берлинского дадаизма от цюрихского было сформулировано художником Раулем Хаусманом следующим образом: «В Швейцарии дада был скорее артистической игрой, в то время как Берлин вынужден был непосредственно выступать против конфликтов, вызванных войной и позднее распространением большевизма». Некоторые художественные приемы и формы используемые участниками нового направления, были перечислены в коллективном «Дадаистском манифесте 1918 года», сочиненном от имени единомышленников Р. Хюльзенбеком.
Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. Что касается сантехники, то это вообще чушь. Самый известный дадаист— Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном. Слово «дада» – бессмысленное или имеющее сразу несколько разных несвязанных между собой значений – это и хвост священной коровы и детская деревянная лошадка и детский лепет и еще что-либо другое.
Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс – его подруги, танцовщицы и поэтессы – и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа. 1916 год – это условная дата. Он рылся в мусорных баках и на свалках в поисках материалов для своих работ. Дадаизм – это прежде всего образ жизни и только затем художественная практика (Дада невозможно изучить, его нужно почувствовать Если ты жив, ты -- дадаист). Излюбленные жанры Дадаизма – монтаж, коллаж и «реди-мейд» (обыденные предметы, представленные как произведения искусства).
В 20-е гг. Началось тесное сотрудничество Т. Тцара с редакторами журнала «Литература» Андре Бретоном, Луи Арагоном и Филипом Супо, уже закладывавшими основы новой, сюрреалистической, школы. Эта работа стала частью серии коллажей Жана Арпа, при создании которых онполагался наволю случая.
Онпомещал разные предметы нафотобумагу, после чего подвергал ихвоздействию света. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока – французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом Тристан Тцара, немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя – израильского и румынского художника. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. Там показывались различные модернистские течения и картины душевнобольных. Или дада (Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада».
Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали. Художники чаще всего отдавали предпочтение коллажам, а скульпторы — «готовым объектам». В Париже громкая бунтарская деятельность дадаистов под лозунгом «чем агрессивнее провокации, тем успешнее мероприятие» ознаменовалась огромным успехом. Дадаизм даже часто называют антиискусством. Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. В своем антимилитаристском бунте дадаисты апеллировали к Военным письмам Жака Ваше (1896–1919), рассказавшего об отвратительном лике войны они ходили в рукописях и были опубликованы только в 1920, после самоубийства их автора.
Рисунок, посвященный знаменитому фотографу, стал частью серии механических портретов Пикабиа, хотя сам художник небыл большим поклонником прогресса.