(cranach) — прозвище двух немецких художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали). Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der ltere)родился в 1472 г в семье художника Ганса Мюллера в небольшом городке Кронах. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника.
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Год спустя художник скончался в Веймаре. Такова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенском пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Портреты К., по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Благодаря его мастерской, работы бесчисленно множились. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Произведения К., относящиеся к 1520-1830 гг. имеют переходный характер. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
2. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Однако это приносит и неожиданные результаты. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Не вполне удовлетворительны в его картинах и воздушная перспектива. Ивтоже время онотсылает кзнакомым художнику ландшафтам Южной Германии. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
«Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Кранах (Cranach) в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Рисунок у него слабее чем у отца, колорит нежнее и богаче нюансами. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». В основу созданного полотна легла следующая легенда. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карда, впоследствии императора Карла V. Принимая горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. Известно, что в 1532 г. Кранах получил заказ от Фридриха III и его брата Джона на 60 портретов, вполне понятно, почему многие из этих картин не самого высокого качества. Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены.
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Произведения Кранах (Cranach) Младшего находятся в церквах Виттенберга и во многих картинных галереях. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
и несмелый прием прилизанного наложения красок. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. С 1504 г. жил в Виттенберге, состоя придворным живописцем курфюрста Фридриха Мудрого, который и дал ему прозвище Кранах (Cranach) и возвел его в дворянское достоинство.
Для них он написал портреты. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Фридрих Мудрый даровал Кранаху разрешение на монопольную продажу лекарств в Виттенберге, художник имел лицензии на продажу вин, несколько раз избирался членом городского совета Виттенберга. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. Лучшее из них: Проповедь Иоанна Крестителя, в брауншвейгской галерее.
Из мифологических произведений Кранах (Cranach) Венера с Амуром, Амур с пчелами и Геркулес с прялкой, писанные им самим или только вышедшие из его мастерской, повторяются во многих экземплярах. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Его портреты пользовались большой популярностью. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Heller, L. Cranachs Leben und Werke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 461). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. 1) Лукас Кранах (Cranach) Старший, знаменитый художник и гравер, род.
Ср. Шёнер»). В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Помимо обязанностей придворного живописца Кранаху приходится выполнять и различные поручения курфюста. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.
Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. - прозвище двух нем. Екатерины». местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали). Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Портреты работы К., большого и малого размера, распространены во многих коллекциях.
Очень немногочисленные гравюры Кранах (Cranach) на меди (например портреты курфюрстов и Лютера и св. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Лукас Кранах (Cranach) Младший (1515-1586), сын и ученик предыдущего исторический и портретный художник. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Семейства на пути в Египет – у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ – в церкви св. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Известно, что у художника было еще три дочери. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы – без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины.
Некоторые композиции Кранах (Cranach) имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе протестантства. 1553 г. Произведения К., относящиеся к раннему периоду его деятельности, простирающемуся до 1620 г., долгое время приписывались Грюневальду (напр. Особое место в ряду образов, созданных художником, занимают портреты Мартина Лютера и его сподвижника Меланхтона, считающиеся единственными их изображениями.
Следует отметить, что Лукас Кранах был выдающимся портретистом своей эпохи. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). А. Н-в.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Отдых св. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. и вскоре переросло в тесную дружбу. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. У художника имелось еще три дочери. Например, «Охота на оленей» (1529 г, Вена, Музей истории искусств). d. Aeltere (Герл., 1879) M. В. Linden, Lucas Cr. (Лпц., 1883).
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.