Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. – 1682 г. ) – великий французский художник, живописец, гравер. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600,, близ, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. Claude Lorrain настоящая фамилия – Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия – 23 ноября 1682, Рим) – знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей.
Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко. «La Danse au bord de Геаи» и «Le soleil levant». В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. de Meinoton de Dombasle «Claude le Lorrain, Nancy, 1903 Edward Dillon «Claude», London, в серии «Little books of art» G. Lande «Histoire de lEcole francaise du paysage», Paris, 1901 J. P. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Работая слугой в доме художника-пейзажиста, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Hequet «Essai biographique de C. L» в «Journal de la Societe Archeologique de Lorraine, 1863 F. C. Lewis «Liber Studiorum of C. L. Несомненно, что ему принадлежал общий замысел этих изображений, благодаря которому природа и люди находились в определенной образной взаимосвязи, а фигуры не превращались в простой стаффаж. Аллегри и Н. Колонбеля. Voiart «Eloge historique de C. Gellee», Nancy, 1839 Owen J. Dullea «Claude Gellee», 1887 George Graham «C1. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). Ведь его соотечественником был Калло, а разве не очевидно, что Калло «самый французский из всех французских художников».
Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже. Впрочем, снижения качества при этом не произошло. Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины.
Спустя шесть лет художник вернулся во Францию, посетив по дороге различные итальянские города и работал около года в Нанси, помогая придворному художнику Клоду де Руэ расписывать своды церкви Кармелитов. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин.
Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Во II веке она была умерщвлена.
Мастер пространственных решений, художник изображает действие на фоне заката солнца — чуда природы. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более французской и латинской, «линию Лоррена» — более германской. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Пейзаж с Товием и ангелом, 1663.
Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Холст, масло, 155199 см. В композиции уравновешены две части: справа высится красивый античный храм с ионическими колоннами, на его высокой платформе — стройные фигуры женщин. Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье.
Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Mrs Pattison (Lady Dilke) «Claude Lorrain, sa vie et ses oeuvres» Paris, 1884 Raymond Bouyer «Claude Lorrain» в серии «Les grands artistes Ch. По свидетельству Бальдинуччи, Клод и учился одно время в Германии — во Фреабурге.
Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Побывал ли Клод еще раз на родине, остается под сомнением. Его похоронили в церкви Святой Троицы. См. Говоря о «пуссенистах», мы умышленно до сих пор не касались величайшего мастера того же круга — Клода Лоррена1.
Холст, масло, 5612 см. Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском).
Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Рано остался сиротой. Луки (т. е. художественной академии).
В этом смысле он подлинный мастер Ренессанса, последний «Renaissance-Mensch», достойный числиться среди представителей «золотого века». Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. L» в серии «Portfolio», 1895 Leon de Laborde «Notes manuscriptes de CI.
Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Особенно хороша картина «Утро». — «Четыре времени дня» (в Эрмитаже) к 1669 г. — «Эгерия» в Неаполитанском музее к 1672 г. — «Эней на охоте» (Брюссельский музей). Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии).
Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Клод своим душевным воспитанием обязан скорее Эльсгеймеру, нежели Пуссену. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. С 1627 г. он, во всяком случае, безвыездно живет в Риме, где и умирает холостым 23 ноября 1682 г. Наиболее ранним произведением мастера считается его офорт, помеченный 1630 г. далее следуют офорты 1636 г. : «Сатро Vaccino», «Le Bouvier». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. В мире Клода (а он действительно сотворил цельный живой мир, в котором всё гармония, но гармония, построенная на определенной мелодии) солнце, если даже и скрывается за облака, то это для того только, чтобы еще ласковее и нежнее сквозь дымку лобзать возлюбленную землю, а не для того, чтобы устрашать ее или грозить своим гневом3. Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба.
Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров». Любимых тем Пуссена — бури, надвигающейся грозы, серого дня — мы вообще не найдем у него. Аллегри и Н. Колонбеля. Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии. С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси.
Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей. Восприятие природы Лорреном становится все более эмоциональным, его интересуют ее изменения в зависимости от времени дня. Bour в «Bulletin des Societes artistiques de lEst», 1902. 2 Клод «Лотарингский» был, несомненно, более «немцем», нежели нормандец Пуссен.
Есть «германизм» и в Пуссене. 3 Однако яркие полуденные эффекты претили всему вкусу того времени и не менее других — Клоду «солнечность» в современном понимании есть порождение лишь XIX в., впервые, пожалуй, обнаруживающееся в творчестве жанристов. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Действие происходит в лесу у озера Неми. Холст, масло, 116153, 5 см.
Engravings from a hundred Drawings in the British Museum», 1870 статьи E. Michel в «Revue des deux Mondes», 15 января 1884 г., V. Jocz в «Мегсurе de France», январь 1900 г. и Edm. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур.
На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Сначала Клод состоит помощником своего учителя (в 1619 г. он помогает ему расписывать виллу Баньяю-Ланте, близ Витербо), затем начинает работать на свой страх, но долгое время не может себе пробить дорогу. Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище.
Вдалеке виден Колизей. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. — 18 г. н. э. ). Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет.
Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. Однако все же в XVII в. «латинский дух» был уже настолько распространен повсеместно, что искать германские основы в творчестве Лоррена представляется некоторой натяжкой. В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Юсупова («Европа» и «Битва на мосту») к 1657 г. — дрезденская «Ацис и Галатея» к 1661—1672 гг. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо).
Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна. Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен. Лувр, Париж. Клод Лоррен оставил множество рисунков. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). Разумеется, Клод прекрасный знаток природы в целом, он и прекрасный архитектор.
Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. Ничто не предвещает трагической развязки. Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение.
Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Рано остался сиротой. В 1627 он уехал в Рим.
Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Эта «первая роль» Клодом отдана свету.
Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Серия достоверно датируемых картин открывается с луврской картины «Fetes villageoises», написанной в 1639 г. для папы Урбана VIII к 1644 г. относится картина в Гренобльском музее «Тиволи» к 1646 г. — луврский «Порт» к 1647 г. — «Избрание Давида на царство» (Лувр) к 1648 г. — «Царица Савская» (Лондонская галерея), «Брод» (Лувр), «Магдалина» (Прадо) к 1651 г. — маленькие батальные картины из истории Людовика XIII (в Лувре) к 1655 г. — обе картины в галерее кн. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев.
Lorrain в «Archives de lart francais», I, 1851—2 G. Duplessis «Les eaux fortes de C. L», Paris, 1879 Ch. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.