Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (1699-1779) французский живописец. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
М., 1981 Wildenstein V. Chardin.
С т. зр. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. В 1724 был принят в Академию Св. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Т. д. Ш» мораль появляется на онределенном этапе эволюции жизни и «есть не более чем завершение механики и биологии». Сверхчеловечество нуждается в СверхХристе.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. философии. Профессор Католического института в Париже (1920—23). А. С.
«Альфа» транспозици-онна точке «Омега», находящейся в бесконечном удалении от поверхности сферы. разветвление. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета).
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Обществ. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». тейярдизм). Человек несет ответственность за успех эволюции. Слово Божие имманентное природе – это синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводит элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии.
поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. Dichtung und religi. Т. выделяет четыре ступени Божественного промысла: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Жанровые мотивы теперь исключаются художником.
Пытаясь построить новую (соответствующую, как он полагал, современной науке) теологию, Тейяр противопоставил свою доктрину принятым в католической церкви томистским взглядам, в которых он усмотрел два важных недостатка. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Для Тейяра вся материя имеет сакраментальное качество: вследствие инкарнации (т. е. догмы, Т. был лишен права преподавания, публикации своих филос. -теологич.
Соч. : Oeuvres. Используя апокалиптич. Творчество Т. многоуровнево и разнопланово.
Одним из частных случаев, по мнению Т., перманентного проявления Бога выступает христианство. об эволюционной теории как таковой. французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. С другой стороны, концепция Тейяра близка к эволюционистским представлениям в философии естествознания и созвучна взглядам многих видных ученых (напр., В. И. Вернадского, у которого Тейяр заимствовал термин «ноосфера»).
(1881-1955) – фр. Эволюция Вселенной разделяется им на стадии преджизни, жизни, мысли и сверхжизни. Сверхжизнь характеризуется воссоединением всех людей в едином организме человечества. взаимозависимости и психич. 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. соч. : Божественная среда (1927), Феномен человека (опубликовано посмертно, 1956). представлял как основу для соединения веры и науки. участвует в так называемом «Желтом круизе» (путешествие по Центральной Азии на автомобиле, организованное Ситроеном). Процессуальное (а не событийное) описание христианской истории тем более необходимо, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека.
Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Прелесть полотна заключается в пронизывающем его спокойном и ясном чувстве гармонии, где сдержанная, сероватая красочная гамма так тонко соответствует обыденности и в то же время изысканности избранных вещей. Натюрморт со скатом, 1727–1728.
полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). С детства у него проявился интерес к геологии.
Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Христе. В дальнейшем, согласно Т. из ноосферы разовьется любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в область Омеги. ) Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие. lui, P., 1960 Smulders P., La vision de Teilhard de Chardin, 2.
У него рано проснулся интерес к палеонтологии. В духе бергсонианства Т. -Ш. «Омега» — то, в чем мыслящая жизнь может устойчиво функционировать и развиваться. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Это и есть точка Омега. Это и есть точка Омега.
наукой. История человечества, по Т., – завершающий этап космогенеза. (Teilhard de Chardin, Pierre, 18811955). В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац. Лишь благодаря культуре становится возможным усовершенствовать человеч.
Его жанровые картины проникнуты лиризмом и созерцательным спокойствием. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Куапеля, Ж. Б. Близкие и теплые отношения связывают персонажей.
Т. верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты. слиянием крупинок мысли каждого человека в единую сферу разума – ноосферу. Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ. Одухотворенности планеты можно достичь лишь при условии окончат избавления человеч.
Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Шарден женился на Маргарите Сентар (она изображена в картине «Дама, запечатывающая письмо», 1733). авторитет среди зап.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Бог не нуждается в плодах созидат. Без этих гарантий люди не смогут продвигать эволюцию и сознательно переносить трудности. галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр) или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником тихой жизни, поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Художник пишет обыденные вещи, постоянно окружающие человека: простые сосуды, плоды и овощи, кухонную утварь, ограничиваясь одним («Медный бак», ок.
атеизма, вып. Воскреснув, Христос продолжает свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога). Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре.
пантеизма и панпсихизма. not С., Pierre Teilhard de Chardin. С появлением человека Земля меняет кожу и, более того, – обретает душу. напряжения противоречие между бессмертием жизни как таковой и смертностью отд. естествознанию, в сб. : Вопросы науч.
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Момент этого перехода Тейяр называет «точкой Омега». Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая.
Она ничего не дала ему.
В 1923—46 жил в Китае, с 1951 — в Нью-Йорке. В Китае активно занимался исследованиями в палеонтологии и антропологии. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Оптимизм, гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. Тем не менее он до конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена.
течений совр. работе Божественная Среда (1926-1927) Т. изложил свои взгляды на значение человека в эволюции Вселенной с т. зр. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики.
Подобная связность и непрерывность между теорией жизни (биосферой) и теорией духа (ноосферой) заставляет вспомнить о фило7 софии Бергсона (теория жизни — творческая эволюция — достигает своей кульминации в теорий духа— «Два источника морали и религии»). К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. работ.
Технич. феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии.
свойственны все методологические пороки, присущие др. В 1728г. 2, М., 1965, с. 80–82 Клор О., Новые тенденции в отношении евангелич. Атрибуты точки Омега – автономность, наличность, необратимость и трансцендентность. и геол. Преобразуя материю, он должен противодействовать злу и способствовать общему подъему духа.
Универсум необратимо деперсонифицируется. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр). Окончил университет в Сорбонне, защитил докторскую дис- сертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология), профессор кафедры геологии парижского Католического университета.
1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и др. И только так он может вместить в себя человеческую личность. форму.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. геологии и палеонтологии Католического института в Париже.
Художник был принят в члены Королевской академии, как «художник цветов, плодов и характерных сюжетов». Одновременно происходит движение к более высоким уровням сознания. За религ. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
«Натюрморт с трубкой», ок. культуры, Т. не считает, что ее достижение произойдет автоматически. Его палеонтологические изыскания были продолжены впоследствии во время его жизни в Китае в 20-30-х годах (он был одним из первооткрывателей синантропа), а также в Центральной и Южной Африке. M., 1987 Божественная Среда.
Этические воззрения Т. д. Ш. вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с совр. С этого времени художник пишет сцены тихой и уютной семейной жизни («Молитва перед обедом», «Рисовальщик», «Мальчик с волчком», «Девочка с воланом»), варьируя одни и те же сюжеты.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы., Rome et Teilhard de Chardin, P., 1964 Сu. антрополог, палеонтолог и теолог-космист, объединивший в своем учении христианство и эволюционизм, автор теории ноосферы (наряду с Э. Ле Руа и В. Вернадским). Композиции натюрмортов обретают строгую выверенность.
Самые удивительные черты эволюции проявляются в области развития человека. ученый-палеонтолог, философ, теолог. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать многочисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера).
Утверждал, что эволюция от клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы», т. е. В этой книге, а также в Избр. На каждом этапе действует тенденция, противоположная развитию. Ход космогенеза, по Т., осуществляется в соответствии с законом сложности – сознания: усложнение и повышение уровня организации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности (психизма). (1. 5. 1881, замок Сарсена, близ КлермонФеррана, Овернь – 10. 4. 1955, Нью-Йорк), франц. Как одни предметы отражаются в других.
были открыты останки древних человекоподобных существ синантропа и питекантропа. Развитие вселенной (космогенез—христогенез) Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. Т. рассматривает сознание как свойство.
d., P., 1965 Crespy G., De la science. Последующие 20 лет Тейяр де Шарден провел в экспедициях в Азии. В 1899 г. Тейяр вступил в орден иезуитов, где в течение 12 лет изучал философию и теологию. Как и в случае понятия «биосфера», Т. использует традиционную метафору (гностики, патристика) «жизни на сфере». Атрибуты искусств, 1765. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. Земля в этом смысле уподоблена испытат.
изысканий объездил все континенты. нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. (и человеч., в частности) развития. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын.
В нем эволюция осознает самое себя, ее продвижение осуществляется отныне через сознат. властями из Франции. Это абсурдное предположение не кажется Т. -Ш.
заведет в эволюц. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году.
усматривает в каждой точке материи сочетание двух сторон: материи и сознания. Ее вещество, пройдя ряд последоват. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б.
истолкование эволюции. Она тоже развивается и имеет цель единение всего человечества в любви. кафедры геологии Париж, католич.
Герои картин художника – представители мелкобуржуазного Парижа. t., 1965 Rideau E., La pens. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Христианский эволюционизм Т. во многих пунктах оказывается разновидностью пантеизма, с сильной материалистич.
В более узком смысле понятие «Альфа» обозначает совокупность элементарных материальных частиц и их энергий, а «Омега» — полюс притяжения радиальных энергий. Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена: Кто вам сказал, что пишут красками. Т., бесконечный прогресс невозможен, как и «райский период перед концом света».
Конечная вершина прогресса – «точка Омега», олицетворяющая Христа. Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает Мы узнаем художника, который также внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно», – пишет Ю. Г. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух (сначала это будет Дух Земли, затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии – Второму Пришествию Христа). Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Одним из идеалов Т. было создание сверх-науки, способной координировать все отрасли знания.
На этапе «мысли» появляется человек, концентрирующий всебе психич. rinit. института в Париже и долговрем. культуры, к-рой Т. придает планетарное и космич. Его философия внесла оживление в определенные христианские круги, показав, что научное исследование — чисто «материалистического» стиля, — направленное на историю природы, отнюдь не исключает веру.
нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. контакта, экон. – оригинален был модернистский философский язык Т. ). 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок.
Мнимая энергия возрастания наукообразно именуется Т. -Ш. стороны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. неразрывно связанной с богом. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. – это планетарная сила, призванная воссоединить людей для достижения космического смысла и цели – Единого Божества. мира.
Шапиро. Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нарушая принципа естеств. стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастания духовной энергии – персонализация, возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли). Так, творение мира есть свободное действие Бога. Но говорит ли Т. Ш. теолог.
Процесс эволюции подчинён своему регуляторуи финальной цели– «точке Омега», которая символизирует собой Иисуса Христа, сопричастного мирозданию и одновременно трансцендентного ему. пытался создать цельное мировоззрение, т. н. Т. -Ш. Т. декларирует описательный характер своего исследовательского метода («только лишь феномен, но зато уж весь феномен»), противопоставляя свою эволюционную феноменологию неэволюционной феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти, а также метафизике, традиционно ищущей принципы, начала и причинные механизмы бытия. философ, ученый (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католич. Он выиграл право и обязанность реализации Божественного замысла в ходе долгой эволюц.
Член ордена иезуитов (1899), священник (1911). Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. прогресс и развитие экономики – необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор –. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
запрета публикаций его филос. площадке, где смотрят, можем ли мы быть перенесенными на Небо. Осн. В 1913 начинает работать в Париж ин-те палеонтологии человека.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. благодати или любовь – энергия.
Эволюция мира возможна в силу того, что материи присуща особая форма энергии. В силу своей противоречивости этические идеи Т. д. Ш.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В1731г. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. Участвовал в экспедиции 1929, в результате которой был открыт синантроп. nch., 1965.
В книге заметно влияние идей Демокрита, Николая Кузанского, Я. Беме, Р. Декарта, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Холст, масло, 114146 см. «Сверхжизнь» знаменует собой состояние единения людей после завершения истории в космич.
души и мысли. Гегеля, А. Бергсона.
В целом же этике Т. д. Ш. Лувр, Париж. Тейяр рассматривает творение как эволюцию. борьбы, к-рую вели его далекие предки с представителями др. тенденцией.
Осн. о. положением индивида, его отношением к Богу, спасением, местом в церкви.
Личность становится тюрьмой из которой следует освобождаться, передавая себя «как дар», «как пламя» обществу целиком. мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич. Процесс эволюции подчинен, по Т., своему регулятору и финальной цели – точке Омега.
категориям этики Т. д. Ш. Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе социализации – объединения людей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет к формированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции – высвобождению духовной энергии и воссоединению всех личностей в точке Омега (в бессмертной сверхжизни). Коллектив и Универсум — это то, что прочно в мире.
Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Очевидно ощущение художником материальности предметов, которые обладают определенным эстетическим воздействием, несмотря на откровенный реализм. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога). В итоге радиальная энергия выступает как естеств.
Тейяр де Шарден родился в Саране, во Франции и в десять лет поступил в иезуитскую школу. e catholique. Пушкина. Христианство помогает людям осознать связь эолюцив жизни с «духовным и трансцендентным полюсом универсальной конвергенции», к-рый посредством, божественной благодати направляет ход эволюции. Вернадского).
Искупление же есть уничтожение греха, т. е. окончательное преодоление тенденции к распаду. В наст. «Омега» отражает то важное обстоятельство, что погружение Бога в вещи, его вхождение в самое сердце материи руководит эволюцией. доктрины католицизма. Каза, Н. Н.
Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. немарксистской философии. Графически эволюционный процесс можно изобразить в виде конуса пространства-времени, в основании которого находится множественность и хаос, а на вершине – высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство («точка Омега»). Несоответствие взглядов Т. офиц. Москва.
Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера). воплощения) вселенная находится в процессе «христификации». деятельность людей. мыслях и теол. Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. После повторного изгнания из Франции жил в США. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Член Парижской академии наук (1950). (l мая 1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь — 10 апреля 1955, Нью-Йорк) — французский философ, ученый-палеонтолог и теолог. Психич.
Т. не определяет четко онтологический статус понятия «Омега». Но на этом эволюция не заканчивается. «энергия» принимается им как свойство самой материи и одновременно как духовная движущая сила, задающая импульс эволюции космоса. видов. Одну из гл.
Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно в 1955) и др. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Внес вклад в развитие философии, антропологии, палеонтологии и католической теологии. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п. ).
Каждый элемент каждого уровня организации связан с центром сферы, а все сферы — с «солнцем бытия» — мистической точкой «Альфа». Один из первооткрывателей синантропа (1929). Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). В этом контексте Т. трактовал особую значимость религии ибо науке необходима убежденность в том, что универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству.
логически вытекают из его теории «космогене-за», согласно к-рой развитие вселенной идет в определенном направлении и в конечном счете сводится к становлению и развитию духа. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. При его участии в 30х гг. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала.
Он много времени провел в Китае, работал в Эфиопии, Южной Африке, США. Культурологич. интеллигенции. Умеренные тейярдисты, выдвигающие на первый план христианские мотивы концепции Т., оказывают влияние на обновление офиц. ученый-палеонтолог, философ, теолог. влияний.
Переход к очередному этапу происходит как нарушение непрерывности, скачок в развитии. Она фиксирует, закрепляет все духовные искания и умств. Его учению присущ также панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала, присутствующего в универсуме и направляющего его развитие. Гл.
В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»). слиянию с Богом.
Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега. Философская антропология Тейяра коренится в этом завершении и представлена в основном в работе «Божественная среда» (1957). Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. бурж.
Понятия «Альфа» и «Омега» характеризуют развитие как создание нового, прерывание непрерывности. Выступает в защиту эволюционной теории. anski Т., Маrksizm a fenomen Teilharda,, 1967 (библ. ) Сardoletti P., Rassegna teilhardiana, Letture, 1968, ag.
Представленные на ней натюрморты («Скат», «Буфет» обе – 1727–28) были исполнены в духе фламандских картин 17в. Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:. дис., становится проф. трансформаций по пути усложнения собств.
Теория Т. вызывала и продолжает вызывать мночисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). христ. шаг, к-рый снова погрузит людей в сверхматерию, т. е. Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека и как групповой эгоизм некоторого социума (нации, расы, класса и т. п. ). Для денег.
идеологич. Человек – вершина стрелы эволюции, направленной в будущее. Вступил в орден иезуитов в 1899. экспедицию в Китай (1923). Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру».
Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции) Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. В 20 ст. теории и создании «науч. Бегство от энтропии осуществляется путем возврата к «Омеге», гоминизиру-ется сама смерть, замечает Т. Стремление к «Омеге» означает перерастание феномена человека вфеномен человечества.
Эта точка имеет свои атрибуты: автономность, наличность, необратимость. Эволюция Вселенной разделяется на стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и«сверхжизни». Шарден — это прежде всего ученый.
Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Основная работа «Феномен человека» (1937-1946). К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Более 20 лет прожил в Китае. На зону мысли, которая никогда не была единой.
Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции), Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Отрицать его было бы столь же неразумно, как вращение Земли. Дальнейшая эволюция мира (космогенез) происходит посредством сознательной деятельности людей. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). Этим тейярдизм отличается от ряда др. Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега.
ун-та. «Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (1938-40, опубликовано посмертно) и др. Т. -Ш. С внутр.
Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения., Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж. Последнее возможно лишь при признании эволюции и в рамках динамического (процессуального) представления отношений Бога и мира. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр). Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Член ордена иезуитов с 1899.
Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих энергии. теологии к совр. Его идеи выражены в его главном произведении «Феномен человека» (1955). С целью палеонтологич. ученый-палеонтолог, философ и теолог.
Абстрагирование, логика, логический отбор и изобретательство, математика искусство измерение времени и пространства, любовные тревоги и грезы – все эти виды внутренней жизни на самом деле суть не что иное, как бурление вновь образовавшегося центра в тот миг, когда он распускается сам в себе. Дальнейшее продвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. природу, возвысить тварный дух и привести его в глубины Божественной среды. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок.
А мировая культура подразумевает единую религию.
la th. volution, P., Chauchard P., L. tre humain selon Teilhard de Chardin, P., 1959 Gren. французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Куапеля, Ж. Б. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. С этой т. зр.
Холст, масло, 112140, 5 см. В конце 20 в. концепция Т. трактуется как одна из версий христианства католического типа, сопоставимая по уровню смелости и масштабности гипотез с парадигмой неотомизма. Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие. причинности. Т. видел свое жизненное призвание в радикальном обновлении христ. В целом его взгляды были отвергнуты церковной иерархией.
Она тождественна Иисусу Христу. Это будет последнее эволюц. Конец света – это переворот равновесия, отделение сознания, достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге». Его положение в космосе и роль в «космогенезе» служат объективным основанием категории долга. 1733г. ) или двумя-тремя предметами («Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», ок.
Свобода воли, предоставленная человеку, должна быть осознанно на это направлена. Однако после посмертной публикации его основных трудов они дали толчок дискуссиям среди богословов и в последующем привели к некоторым изменениям в католической теологии. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925).
В 20 ст. ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103). Дальнейшее развитие человеч. 18 в. Лишь недавно об-во, гл. Исходный пункт его культурологич.
Доктрина Т. крайне противоречива. Католич. Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Одним из идеалов Т. было создание сверхнауки, способной координировать все отрасли знания. ologie, Nch.
В то Же время прохождение критических точек является обязательным законом эволюции. материи, достигшей определенного уровня организованности (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302). se Erfahrung, Freiburg – M. nch., P. u. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Это исследование «промежуточных звеньев» сближает его с диалектическим материализмом в его аспекте науки о природе и истории.
общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Член ордена иезуитов (с 1899), священник (с 1911). Продвиукение по пути создания общемировой религии и культуры Т. связывает с естеств. Достоинство человека как вида, с т. зр.
Шарден организовал выставку на площади Дофин, которая оказалась успешной. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции – Ткани Универсума, одновременно духовной и материальной. Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:.
beck, 1966. Человечество нуждается в деперсонифика-ции всего, чем восхищалось. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
– sett., No 8–9 Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliographie, 1955–1965, Freiburg–M. место метафизики и надо учесть, что это его собственное учение об эволюции, не имеющее отношения к мнению научного сообщества. позицию как «монизм». И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. 43, No 431–432 Philippe de la. Последние годы жизни он провел в США. В 1923-46 жил в Китае, с 1951 – в Нью-Йорке. Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос.
Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно, в 1955) и др. Учение об эволюции занимает у Т. -Ш. Осн. Новый мир рождается наяву. Сама же радиальная энергия оказывается естественной формой божественной благодати.
французский ученый, философ и теолог (Сарсена, 1881 —Нью-Йорк, 1955). 18811955) – французский философ, ученый, теолог. войны Т. написал вышедшую посмертно (орден препятствовал публикации) книгу Феномен человека. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Лувр, Париж.
Лишь в этом случае станет биологически возможным образование духа Земли. Разветвления живой массы, определяемые конкуренцией отд. принцип Т. – идея эволюции. На человека возложена миссия сознательного продолжения творчества эволюции.
Слово Божие обнаруживает свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. Тейяр описывает три состоявшихся этапа эволюции, которые он называет «преджизнь», «жизнь» и «мысль», а также пытается протезировать четвертый этап, называемый «сверхжизнью». Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. В противном случае человечество осуществит эволюц.
Ради эксперимента. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Церковные власти так и не дали разрешения на публикацию богословских трудов Т. -Ш. 1955) – Франц.
oulin D., 193 Teilhard de Chardin. пер.
При завершении этого развития все вещи будут объединены в Боге. фр. Новый мир рождается наяву.
И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Культура воспринимается Т. как процесс одушевления, а затем и обожения материи. цивилизации, что является первым значит, шагом в направлении Омеги. формойбожественной благодати.
Став Членом «Общества Иисуса» в 1899 г. и священником в 1911 г., он преподает теологию и палеонтологию в парижском Католическом институте с 1920 по 1923 г. С 1923 по 1946 г. он путешествует по Китаю, Индии, посещает Бирму, Яву, в 1931-1932 гг. Задача эволюционной феноменологии, с т. зр. Этот замысел заключается в создании вида, к-рый осознал бы свое предназначение.
1, М., 1966 Пасика В. М., Христианский эволюционизм Т. де Ш., в кн. : Из истории зарубежной философии 19–20 вв., М., 1967 Садовский H. A., Филос-религиозное учение П. Т. де Ш. и совр. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Сочинения: «Человеческий феномен» (1938-1940), «Сердце материи» (1950), «Христово» (1955). Каза, Н. Н. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Самые важные изменения в развитии человеч.
В «Феномене человека» Т. была предпринята грандиозная и вместе с тем глубоко романтичная по своей сути попытка создания натурфилософии, стремящейся к раскрытию тайн природы через понимание эволюции. цивилизации и культуры, по мнению Т., произошли в кон. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. сочинений и изгнан церк. Р., 1955-1976 Феномен человека.
Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. e par Henri de Lubac, P., 1965 в рус. (Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель Дени Дидро считал, что мастер обладал особой манерой письма. концепция Т. эсхатологична: истоки культуры берут начало от Альфы и завершаются в Омеге.
Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. Если «тангенциальная» энергия связует однопорядковые элементы воедино, то «радиальная» энергия ведёт к возрастанию сложности материальных явлений, находящей наивысшее выражение в человеке– существе, наделённом способностью сознания и самосознания. Шарден стремился раскрыть сущность искусства. В 1920, защитив докт.
ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Психологический энергетизм Т. использовал в целях обоснования божественного источника космической эволюции. Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Иными словами, эволюционизм Шардена — не только теория эволюции и восхождения низших видов к человеку, это также философия истории, приписывающая человеку «сверхчеловеческие» задачи, то есть чисто духовную жизнь идеал Христа. при его жизни.
M., 1992. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. В. Пасика.
Всё увеличивающаяся в процессе космогенеза концентрация психического, «радиальной» энергии предстаёт у Т. де Ш. естеств. доктрине католицизма стало причиной отстранения его от деятельности профессора Католич. феноменологию», синтезирующую данные наук и религ. -мистич. Т. называет их зонами: зоной мысли и зоной всеобъемлющей любви.
Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. Les grandes. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. – Феномен человека, M., 1965. (1 мая 1881 – 10 апp.
По мнению Т., в наст. Во время Второй мир. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир по пути эволюции. Культура является единств, сферой проявления человеч.
Второй недостаток традиционной теологии Тейяр видит в том, что она озабочена гл. Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775 Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. значение, он связывает с организацией научных исследований, сосредоточением их на человеке, соединении науки и религии. Essai de bibliographie (1955–1966), Qu.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Он устраняет также отделенность Церкви от мира, настаивая на необходимости конечного слияния «града земного» и «града Божия».
Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. Эта точка Омега подготавливается длительным периодом эволюции человека в рамках ноосферы, когда возросший уровень духовной энергии приводит к «персонализации» усилению значения отдельных личностей, а затем к социализации – образованию крупных коллективов людей. С внешней, веществ. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.
Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. методологич. наз. организации (кристаллизация, полимеризация и др. ), образовало на своей поверхности сначала предбиосферу, а затем биосферу. На этом этапе отд. Эта радиальная энергия, таким образом и есть психическое свойство всей материи. В 1920-23 – проф.
Для неорганического мира характерен рост энтропии, происходящий сообразно второму началу термодинамики. Предлагая на основе этого закона свою интерпретацию диалектики взаимосвязи различных форм движения материи, Т. говорил о все увеличивающейся концентрации радиальной энергии, психического в процессе космогенеза. (Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925).
Но Шарден связывает эволюцию не столько со становлением человека (как высшего вида в иерархии животного мира), сколько с реализацией исключительно духовного человека, живой Образ которого представлен Христом. 1881-1955) — франц. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Испытав значительное влияние Бергсона, К. Л.
1-13. 1760г.
В живой материи сознание обретает психич. tapes de son. Понимая Омегу (точку слияния человечества с Богом) как высшую цель человеч.
С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро: Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Шапиро. тупик.
Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. и католич. На Земле создателем и носителем культуры стал человек.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. преподает в Католическом институте в Париже. Correspondance comment. Так возникает третий слой, лежащий за пределами материи и биосферы, ноосфера.
изложены в соч. Т., заключается в том, что оно с момента своего появления (в результате «совокупного усилия Жизни») «тКет» ноосферу. «Омега» характеризует как первоисход эволюции, так и ее результат («конец истории») ибо, с т. зр. жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. Пользуются красками, а пишут чувством. С 1929 г. в Китае он участвует в раскопках в Чу-ку-тьене (близ Пекина), где был обнаружен синантроп — так называемый Пекинский человек, представляющий собой, наряду с Яванским человеком, самый древний человеческий тип.
Colloque de Venise. процесса. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции христианского эволюционизма. Тейяр несколько раз пытался добиться разрешения на публикацию книги «Феномен человека», но получал отказ. С 1899 — член Общества Иисуса (орден иезуитов), в 1911 рукоположен в священники.
Впервые в ходе эволюции достигает драматич. Таким образом, космогенез отождествляется Т. с христогенезом. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и выделяющую, чтобы ее завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое». Принципы этики Т. д. Ш.
Опираясь на достижения совр. Теология должна описать спасение именно такого субъекта. природу и обеспечивает продвижение эволюции вперед и вверх. жизней и сознаний. tique de Teilhard, P., 1965 Truhlov К. V., Teilhard und Solowjew. Во-первых, все построения томизма основываются на статической рациональной схеме, которая не позволяет описать динамику творения, грехопадения и искупления (основных событий, смысл которых должна прояснить христианская теология) как взаимосвязанных и непрерывно совершающихся процессов.
особей и целых видов между собой, преследуют цель формирования существ, способных наиболее полно воплотить замысел Бога. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. - франц. Т. к.
Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в феномене человека. пришел к своим эволюционистским идеям под влияние трудов Анри Бергсона. В 1920-е г. Т. -Ш. радиальной в отличие от обычной тангенциальной.
Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. t P. -B., Pierre Teilhard de Chardin ou le philosophie malgr. В самопожертвовании Христа раскрывается любовь Бога к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе истинном «центре всех центров».
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Испытав влияние А. Бергсона и др., Т. де Ш. стремился создать «науч. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). 1881-1955) – франц. терминологию, Т. обозначает Бога как Альфу и Омегу космич.
форма божеств. концепциям эволюционной этики. науки, .
обр., зап. -европейское, начало движение по пути создания общечеловеч. Свои пошлые мысли об эволюции Т. -Ш. научную феноменологию, в к-рой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Их можно рассматривать как неизбежные неудачи развития. Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этим связан уход из Католического института в 1926) и публиковать труды по теологии.
Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. момент отвечать отряд приматов и, в особенности, выделившийся из него род человека. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Тейяр де Шарден называет это призвание человека точкой омега.
Его сочинения были опубликованы посмертно и тут же попали в разряд запрещенных католической церковью книг. Член Парижской академии наук (1950). задач своего творчества видел в утверждении эволюц.
1737г. ). Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета.