Большие, выпуклые, чёрные. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Она смотрит— о, её глаза. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Она молчит, я тоже.
В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Столица империи представлялась ему землей обетованной.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Она молчит, я тоже. Осенью 1909г. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Это мои глаза, моя душа. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Но буквально через несколько дней, 2 сентября 1944года, Белла умирает от сепсиса в местной больнице.
В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Решено. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Но запомни: денег у меня больше нет. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Ползал и подбирал. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин., – написал Шагал в своей биографии, -Никакое слово не звучало для меня сладостнее. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Может быть, вот таким образом там я чувствую себя свободнее. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. И я понял: это моя жена. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. На бледном лице сияют глаза. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Можешь не рассчитывать». А. С. Пушкина свои работы. Это всё, что я могу наскрести.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. И я понял: это моя жена. Но в 1951 году Вирджиния неожиданно бросила Шагала, забрав обоих детей с собой. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Париж Шагал полюбил сразу. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. Париж.
Она смотрит— о, её глаза. — я тоже. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»).
— я тоже. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Нет никакого эха. В 1909—1911г. Высылать ничего не буду.
Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Там он проучился 2 месяца. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Сам знаешь. На бледном лице сияют глаза.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1948 году он с Вирджинией и их сыном Давидом (а также дочерью Вирджинии от первого брака) вернулся во Францию. Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж., бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40км от Витебска21.
Многие считают четырёхлетний период жизни Шагала в Париже самым смелым в его творчестве. «Всё покрылось тьмой». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Я знаю, что должен жить во Франции, но не хочу отрываться от Америки, – сказал он однажды, – Франция – это уже готовое полотно (картина), а Америка – ещё не написанное. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. Но работать в Америке для меня всё равно, что кричать в лесу. В начале лета 1922 года Шагал направился в Берлин, чтобы узнать о судьбе выставленных перед войной работ. Вскоре 65-летний Шагал женился на Ваве, как Бродскую звали дома.
Большие, выпуклые, чёрные.