Чаепитие служит здесь главной темой картины.
Художник чаще всего писал милых крошек, в основном, маленьких белокурых девочек, пьющих чай вместе со своими столь же милыми питомцами («Молитва», «Время для чая»). Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». В списках постоянно фигурируют разные художники разных эпох: Килбурн, Лесли, Тиссо. Перед зрителем открывается вид на тенистый уголок сада. Главной темой другой картины Кустодиева – «Извозчик в трактире» (1920 год) – служит традиционное русское чаепитие, о чем свидетельствуют такие атрибуты, как самовар и связка баранок. На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом.
Очень большое количество таких картин оказывается. Русское чаепитие также не лишено философской составляющей. В 1885 году, Савва Мамонтов нанял Коровина проектировать декорации для его частной оперы. - Спасибо. По теме: методические разработки, презентации и конспекты.
Нигде более не встретить такое хлебосольное изобилие, как на чайных столах у купцов. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята.
Немаловажно и то, что данная женская роль легко поддавалась визуализации. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Актуально и гармонично – для вашего интерьера. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта. Эдвард Альфред Кукель (1875-1954) родился в Сан-Франциско, штат Калифорния. Что правда в традициях русских чай пить на улице в мороз.
Чаепитие выступает удобным поводом для подобного рассказа.
Он писал картины в основном частным клиентам, приезжавшим из США, Англии, Германии (особенно Мюнхена) из Южной Америки и Канады. Викторианское чаепитие – это всегда занятие камерное, домашнее. Хотя он родился в Антверпене, в Бельгии, он провел большую часть своей жизни в Париже.
Разрабатывались общие мизансцены, продумывались конкретные позы, повороты головы, движения рук. Жорж Крогерт (1848-1923) был бельгийским академическим художником. В русской живописи отсутствуют гендерные приоритеты при распределении ролей на полотне. Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты при гиперболизированных формах обретал особую монументальность, одновременно сочетая в себе восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел123.
Все они имеют антиклерикальную направленность. Таким образом, такой фактор, как «жанровые запаздывания» в развитии отечественной живописи оказал существенное влияние на характер сложившихся визуальных формул, на характер национального восприятия чаепития. Американский художник из Филадельфии, который сделал свою карьеру в Париже. И, конечно же, стало сюжетом многих картин. Художники разные и чаепития разные, но тема сама по себе такая уютная. Мы предлагаем Вам проследить ее в картинах русского художника Бориса Кустодиева. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе».
Достаточно вспомнить кофе в Турции и Австрии, шоколад (для производства которого импортируют какао-бобы) в Швейцарии и Бельгии, но, в целом их нельзя назвать чрезвычайно широко распространенными. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка.
Чем же была для Кустодиева данная работа. Однако об этих отличиях может рассказать только специалист по фарфору и серебру. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. В итоге женщина становилась главным действующим лицом английского процесса «визуального присвоения» чая. Настояться дам немножко, осторожно процежу и серебряную ложку рядом с чашкой положу.
Чаепитие – процесс многоликий, разнообразный. Работы художника буквально излучают светлые, радостные чувства, а одним из самых известных полотен Кустодиева, описывающих чаепитие, является картина «Купчиха за чаем» (1918 год). Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их.
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Сочинение описание природных явлений по картине Айвазовского. Будет ли это «чаепитие со сдвигом», как у Алисы в Стране Чудес – нечто абстрактное, безумно интересное, любопытное, с изюминкой весельем.
В работе, полной деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. Стол же вокруг заставлен аппетитной и располагающей к чаепитию снедью и сладостями: здесь плетёная корзинка-хлебница с кренделями, булочками, печеньем, кексом с изюмом, да и всякие фрукты— гроздь винограда, яблоки, ну и спелый и сочный сахарный, яркий и красный разрезанный арбуз с чёрными косточками, который Кустодиев уподобляет роскошному розовому телу купчихи. Потому и каждый натюрморт чаепитие – это абсолютно отдельный мир, своя маленькая «чайная история». Мужчины чай поставляли и продавали.
В итоге английское чаепитие в зеркале национальной живописи предстает как предельно ритуальное, этикетное. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот.
Яркие краски, безоблачное голубое небо, уют и гармония в сознании художника ассоциируются с традиционным чаепитием. Купчиха выглядит старше и внушительней самой модели, более миловидной и в реальности обладавшей пышными, но всё же гораздо меньшими формами10122113. Картина была написана в проблемный для России год. Он был художником, который пользовался огромным успехом при жизни. Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю.
Даже если действие происходит в интерьере крестьянского дома, где по глиняному полу ходят куры, зритель видит на полотнах чашки с блюдцами, чайники разных размеров, молочники, масленки. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Одна из известнейших — «За чайным столом». Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Совсем иную ситуацию рисует отечественная «чайная живопись». Картина «Чаепитие в пять часов» была закончена в 1884 году и в настоящее время её можно увидеть в частной коллекции Айрис и Джеральд Кантора, Нью-Йорк.
Те, кому свыше предопределено проявлять милосердие, любовь к ближнему и благожелательность, на деле оказываются черствыми, заботящимися лишь о собственном благе и удовольствии. 1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. Вслед за О. Фрейденберг, которая «увидела в литературном сюжете систему мировоззрения», можно утверждать, что живописный сюжет также способен отражать мировоззренческие основы культуры.
Английская леди протягивает гостю чашку. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Ну, ведь оторваться невозможно от этой уютной красоты. Герои пьют чай. Вот таким образом я решила подготовить подборку картин разных художников изображающих чайные столы и чаепития.
Ее любимым художником был Чарльз Бартон Барбер (Charles Burton Barber). Чайный этикет был чрезвычайно важен для викторианской Англии.
Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Чай это взлет души. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику.
Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Нередко за чаем изображаются чисто мужские компании. Многие традиционные чайные церемонии не обходятся лишь вкушением аромата напитка.
Пожалуй, ни один художник не уделял чаю как элементу быта русского человека столько внимания, как Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг). В своей работе художник продемонстрировал иное видение церемонии семейного чаепития. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Импортируемый напиток появился в обеих странах почти одновременно и прошел схожий путь от положения престижного атрибута аристократического образа жизни до статуса общенационального напитка.
В русской живописи XIX столетия темы «историческое чаепитие» нет. Константин Коровин (1861-1939) был одним из ведущих русских художников-импрессионистов, талантливый сценограф. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета1021. При этом мир английских чайных полотен – это мир женский.
Этот список «чайных достижений» можно продолжать дальше и любое из них имея ярко-национальную окраску, представляет интерес для компаративистских исследований. Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю».
За ней находится деревянный стул и белые панельные стены. Центральное место на столе занимает самовар. Или, по крайней мере, не афиширует. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Словосочетание «действующее лицо» имеет в данном случае самый непосредственный смысл: женщина, как правило, чем-то занята, а мужчина остается малоподвижным и вальяжным.
Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. При этом создавалась она по заказу городской управы.
Фредерик Сулакруа (1858-1933) был итальянским академическим художником. Женщины чай покупали и сервировали. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Основные ее жанры-фигуративизм и натюрморт.
За столом расположилась дружная и большая семья. При рассматривании английских картин возникает ощущение, что каждый изображенный персонаж был знаком с нормами чайного этикета. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах.
Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Нигде более викторианская сентиментальность, желание писать «приятное и милое» не проявлялась в такой степени, как при изображении этой его разновидности. Мастер в своей работе прежде всего стремился описать реальную жизнь, обличить и высмеять пороки, укоренившиеся в русском обществе XIX века.
Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Лицо монаха лоснящееся и красное.
Чашечка чая и теплое слово в таких условиях приобретают особую ценность. Все персонажи на полотнах – представители родовой аристократии и богатейшей буржуазии.
По мнению Фриц фон Остини, в своей книге Der Maler Edward Cucuel, художник никогда не приглашал профессиональных моделей, предпочитая вместо этого изображать своих друзей и семью. Эта импрессионистическая живопись изображающая то, что было на самом деле модно в те дни: прогулки в парке, радость, любование природой и традиция послеобеденного чая, – всё это весьма нравилось элите общества. Первоначальный этап бытования чайного ритуала, когда он являлся элементом аристократического (или ориентированного на аристократический) образа жизни, не был отражен в отечественном искусстве, отчего образ чаепития, созданный русской живописью в целом, в сравнении с живописью британской, воспринимается как более демократичный, менее церемониальный, менее этикетный, менее эстетизированный. История русской «чайной живописи» складывалась иначе. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры.
В России нет четких правил, связанных с чаепитием. Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века. Позволю добавить лишь одну, так как на ней фотографически точнохотя. Особый вид английской чайной живописи – детское чаепитие.
Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.
Его вариантов столько, сколько людей на земле. Однако в том случае, когда речь идет не о живописных шедеврах, а о картинах так называемого «второго ряда», подобное свидетельство гораздо точнее «ставит диагноз» бытующим в обществе представлениям, ценностям и установкам. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. При этом авторы далеко не всегда преследуют цель указать на социальное неравенство или социальную несправедливость (этот аспект усиливается, когда произведение наделяется обличительным пафосом).
Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Чашки, ложки, кувшин и сахарница с колотым сахаром стоит на подносе. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Монахи и попы также захаживали – церковь поощряла увлечение безалкогольным распитием. На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь. Его работы регулярно выставлялись в парижском Салоне с 1878 в начале 20-го века, также он помог организовать выставку американских художников в Париже, в 1894 г. Эта картина предположительно называется «Чаепитие в пять часов» изображает послеобеденное чаепитие, которое было очень популярно во времена художника.
Художники предпочитали изображать не прошлое, но исключительно настоящее. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Она же задумчиво и отрешенно сидит с чашкой в руке.
Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Это души, достигающие зрелости и мудрости, начинающие ценить жизненный покой. Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.
Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. Не менее примечательна работа «Московский трактир» (1916 год), на которой группа людей собралась за большим столом. Рубашка мальчика оборвана. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси. Их позы, неспешное чаепитие, – распространяют на всю картину ощущение умиротворенности, покоя и уюта. Английская леди наливает чай. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах».
Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. В центре сюжета розовощекие женщины, пьющие чай из блюдечка. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. Самовар на столе будто делит полотно на два «мира» : на одной стороне – толстый, сытый поп, а на другой – нищие мальчик и старик.
Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Бесспорно, одной из наиболее драматичных, цепляющих за душу картин XIX века, является работа Василия Григорьевича Перова (1833/1834 – 1882 гг. ) «Чаепитие в Мытищах» (1862 год), сюжетом которой послужили реальные события. А кот. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Послевоенный 1918 год запомнился народу разрухой, голодом и гражданской смутой.
А может быть, вы любитель почаёвничать в полном одиночестве. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе.
Джордж Данлоп Лесли (1835 – 1921) английский жанровый художник, автор и иллюстратор. Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном.
И такие молодцы проглядели революцию. Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. На нижнем уровне находятся люди, отдыхающие от повседневных забот. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.
Визуализированная формула чаепития в России «разрывается» между крайними параметрами: обличением и любованием, художественной простотой и живописным великолепием, внутренней дисгармоничностью и абсолютным упоением органикой повседневного бытия. Вопрос лишь в том, какое чаепитие интересует именно вас. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. На столе полно продуктов, а рядом умиротворенно потяг. Или это «взрослое», серьезное чаепитие «по-английски» – с минимумом деталей, монохромное, традиционное.
Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооп. Да и само это действо – хозяйка, разливающая чай – представлено значительно реже.
А равных чаю по знаковости, «вписанности» в национальную культуру и образ жизни Великобритании и России вообще нет. Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Обстановка за столом у Бакшеева гнетущая и тревожная. Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь37.
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Выше них лишь мальчик на крыше, гоняющий голубей, юная душа, стремящаяся в порыве к небу. Если оставить на картинах только чайные столы с сидящими за ними людьми и не обращать внимание на одежду и украшения, то зрителю (особенно современному) не сразу будет понятно из какого они дома, принадлежат ли они высшему сословию, среднему или низшему. В нем практически отсутствовал мотив парадной репрезентации.
Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. Переливается блеском на солнце горячий самовар, красивый чайничек готов в любую минуту подарить дорогому гостю еще чашку ароматного напитка, ждут своего часа сухарики и прочие чайные кушанья.
Она собирается подавать чай на голубом чайном сервизе. Лесли также опубликовал несколько своих книг. Он начищен до блеска. Если рассмотреть их поближе, то оказывается, что жители «туманного Альбиона» выбирают в качестве «самого лучшего» работы не одного, а сразу несколько авторов. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным ивполнеощутимым.
Над ними возвышается фигура девушки в окне, словно душа, поднимающаяся над землей в любовном порыве. Интересна также композиция картины. Репродукция с чаепитием – это всегда солнечно, умиротворяюще – для вас.
Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. Можно предположить, что русский салон при обращении к историческим темам стремился прежде всего к фиксации либо чего-то экзотического (Восток, античность), либо к фиксации чего-то занимательного, с драматическим сюжетом, кипением страстей, нередко – с налетом эротизма. Еще один весьма трагичный сюжет со сценой чаепития изображен на картине знаменитого русского художника Василия Николаевича Бакшеева (1862 – 1958 гг. ) «Житейская проза» (1892-1893 гг. ). Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем».
Акцент ставится не только и не столько на внешних, зрительно воспринимаемых различиях (аксессуары, поведение за столом и т. д. ), сколько на национальном своеобразии зафиксированных на полотнах соотношений: «чаепитие и национальное восприятие времени (повседневного, социального исторического)», «чаепитие и пространство повседневности», «чаепитие и формы межличностных/социальных взаимодействий».
Чаепитие в этом ряду выглядело слишком будничным, слишком обыденным. Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. А пойдёмте-ка пить чай. Экзотические пейзажи, зеленые аллеи и музыка безупречное окружение для знатоков чая.
Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Не спешат утешить нищего и двое других священников. Особенно колоритны кустодиевские купчихи, прихлебывающие чай из блюдечка. Милашевский, русский художник 19 века.
Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. На картине изображена купчиха, сидящая за чаем на террасе своего особняка на фоне провинциального городского пейзажа. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика. Количество подобных «несовпадений» можно умножать и дальше и каждое из них сообщает о существенных субкультурных различиях чайной церемонии на территории России.
Для характеристики творчества художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 – 1945 гг. ) критики и ценители искусства очень часто используют слово «крестьянский» : крестьянская жизнь, крестьянский быт и т. д. Действительно, его картины демонстрируют нам повседневную жизнь крестьян начала прошлого века, а отдельное внимание Богданов-Бельский уделял детям. Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.
Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Во время такого чаепития, как правило, решались важные деловые вопросы, обсуждались новости. Дамы носят вечерние платья, что было очень модным в конце XIX века.