Это портрет Цецилии Галлерани, любовницы Лодовико Сфорца – правителя Милана.
Во всяком случае, можно почти с уверенностью сказать, что монахи тяжбы этой не проиграли и что картина Леонардо в капеллу «Непорочного зачатия» не попала. Раньше считалось, что на этих портретах изображена одна и та же женщина, вот таким образом в левом верхнем углу Дамы с горностаем указано (c грамматическими ошибками) LA BELE FERIONIERE / LEONARD DAWINCI. Св. Без сомнения, в душе она была только рада сократить расходы, для которых с трудом могла найти средства. Однако молодая герцогиня Беатриче очень быстро умерла (2 января 1497), хоть и оставила мужу двух мальчиков. Но затем новая герцогиня узнала о матери бастарда и Лодовико пришлось расстаться с ней: «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе дЭсте и Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги».
Анны. Положение любимого зверька герцога ненадёжно, о чём Цецилия вскоре узнает по себе. Анны и Богоматери.
Иногда это влечет ее в пучину грез, отдаляя от жизненных реалий. Наконец, рука ангела, выписанная необыкновенно сильно (кстати сказать, эскиз этой руки имеется среди виндзорских рисунков), с надуманной энергией устремлена указательным пальцем на Иоанна. Рисунки яснее, чем картина, показывают нам его умственное настроение. Помните ли вы о вашем поручении расписать camerini (комнаты).
На основании анализа стиля, картину можно датировать 1518—1520. «Женщин, – говорил Леонардо, – нужно представлять в стыдливых позах, со сдвинутыми ногами, со сложенными руками, с опущенной головой, несколько склоненной вбок».
Трудолюбивый ученый, Сант Амброджио, в ряде статей и заметок, к сожалению, друг друга повторяющих, с пылом и вдохновением стал доказывать, что именно эта аффорийская «Мадонна в скалах» и есть оригинал винчианской картины, с которой Амброджио де Предис, под руководством самого Леонардо, сделал свою копию для капеллы S. -Francesco Grande. Портрет второй любовницы Людовико Моро, Лукреции Кривелли, как принято считать, находится теперь в Париже, в Лувре, под названием «La belle Ferronniere». Цецилии. У городских ворот ее приветствовали оба герцога. Оказывается, что Леонардо да Винчи сделал еще один портрет Цецилии Галлерани.
Здесь у него было столь необходимое ему свободное время. Он является намком на фамилию Galleriani, похожую на греческое galee (горностай). Иногда мне думалось, что я близко подхожу к нему в мыслях о великой эпохе Ренессанса. К концу года река По замерзла и Феррара была покрыта глубоким снегом.
В мае 1489 она ушла из дома в монастырь Нуово и, возможно именно там встретила герцога. Он первый из художников обессмертил красоту Кривелли, которую любил первый из герцогов. Лицо, нос, пушистые волосы, обрамляющие лоб, отличаются благородством. Людовико был одет в костюм из золотой парчи.
Анны. На плече Иоанна энергично легла рука Богоматери, напряженно поддерживающей его пальцами. Для него эта Леда – верх совершенства. Банделло с задумчивой грустью вспоминал о правлении Моро, поскольку его семья хорошо относилась к Сфорца и тяжело пострадала за это впоследствии.
Кстати сказать, один из парижских коллекционеров, Шерами, недавно приобрел на распродаже старинную копию именно луврской «Мадонны в скалах». Она может быть и хищной и чистой и достойной уважения.
Предполагалось, что в каждом человеке есть нечто предопределяющее его собственную судьбу и что человек должен развивать в себе эту склонность вне зависимости о каких-либо этических или социальных условий. Очевидно, речь идет о той картине, которая в настоящее время находится в Лувре. Св.
И, смягчив кричащую дидактику Винчи, Амброджио де Предис гораздо ближе подошел к требованиям миланских монахов и с его-то картины, церковной и лояльной и писались, вероятно, те многочисленные копии «Мадонны в скалах», которые мы находим в Павии, в венецианской семинарии, в галерее Амброзианской библиотеки, в аффорийской церкви и других местах. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение. Она родила мужу четырёх детей.
Часто она зависит от своих родителей, в том числе и в выборе профессии. Эта улыбка абсолютно не соответствует цельной античной философии, пышно описанной Тэном. «Утверждают, – говорится в письме от 30 июня 1785 г., – что она создание Леонардо». Ваген считает его созданием одного из учеников Леонардо да Винчи. Также по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина «Дама с горностаем» явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой.
Несомненно, они onestamente (благородно) развлекали себя подобными разговорами, о которых сообщает нам мессир Банделло, доминиканец из церкви Санта Мария делле Грацие, ставший затем епископом. Тем не менее умоляю Вашу Милость быть вполне уверенной в моем благоволении. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), в том же году он вступил в брак с благородной Беатриче дЭсте. Герцогиня Элеонора приехала туда в 1477 году, чтобы посетить своего отца. Это прекрасный, лоснящийся зверёк, любимец хозяйки.
Деньги доставались творцам нелегко. Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, своим внучком, как она его называла». Чем меньше внимания мы будем ей уделять, тем быстрее он откажется от неё. Бона Савойская и ее дочь Бьянка Мария приветствовали Беатриче в замке. На лице Богоматери отражается радостное размышление. Зима была очень морозной, одной из самых холодных из всех когда-либо здесь известных. На их щитах была изображена эмблема — голова мавра.
Я намереваюсь сделать много больше, нежели переслать портрет для вашего удовольствия»5. Однажды она прямо отказалась надеть платье из золотой ткани, которое было похоже на то, которое герцог подарил Чечилии. Беременная Чечилия и после свадьбы Лодовико продолжала жить во дворце. Дневниковая запись 1490 года свидетельствует о том, что мастер занялся изготовлением новой модели и вскоре поэты Милана воздавали ей бесконечные похвалы.
Людовико любил прославлять своего отца. Именно ее видел Ломаццо в 1586, Торре – в 1674, Джерли – в 1774. Чечилия (бывшая, несмотря, на свою учёность, «простой и доброй женщиной, хотя несколько восторженной») убедила бывшую соперницу подружиться и вместе утешать герцога. Военачальники говорили здесь о ратном деле, музыканты пели, художники и художники рисовали, философы рассуждали о природе, а поэты декламировали свои и чужие стихи так что исполнялись желания всякого, кто желал высказаться или же услышать достойные суждения, поскольку в присутствии этой героини всегда обсуждались вещи весьма приятные, добродетельные и благородные» (Маттео Банделло).
Она написана на стене трапезной в церкви Санта Мария делле Грацие, с которой навсегда связаны имена Моро и Беатриче и тот факт, что Леонардо написал ее не более чем за один год, в 1496 или 1497 году, показывает, насколько художник был увлечен работой над ней. По-видимому именно к этому периоду относится фреска (ныне хранящаяся в коллекции Уолейса), на которой изображен Джан Галеаццо, читающий Цицерона или, скорее играющий с томиком его произведений. В 1492 после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. 3 мая 1491 г. родила ему сына Чезаре, в том же году он вступил в брак с Беатриче дЭсте. Воины из отряда Галеаццо Сансеверино вначале замаскировались под дикарей, но, оказавшись напротив герцогов и их герцогинь, сбросили свои костюмы и явились в блистательных доспехах.
Анною, здесь, на картине, сидит у нее на коленях. – Спор с монахами «S. -Francesco Grande». Я намереваюсь сделать много больше, нежели переслать портрет для вашего удовольствия»3. Я намереваюсь сделать много больше, нежели переслать портрет для вашего удовольствия».
Этого достаточно, когда оценивается молчаливое произведение живописного искусства. Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в полотне «Дама с горностаем»), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Неизвестно, однако, как посмотрел на это дело Людовико Моро. На церемонии отсутствовали даже герцог и герцогиня Милана.
Ясный, чистый и светлый, он был величествен в своей простоте, серьезен в своих верованиях. Людовико не был вульгарен в своих любовных связях. Анны и картины на ту же тему.
Людовико оказался нерасторопным женихом. Военачальники говорили здесь о ратном деле, музыканты пели, художники и художники рисовали, философы рассуждали о природе, а поэты декламировали свои и чужие стихи так что исполнялись желания всякого, кто желал высказаться или же услышать достойные суждения, поскольку в присутствии этой героини всегда обсуждались вещи весьма приятные, добродетельные и благородные» (Маттео Банделло)15. Правая рука ее, с несколько сведенными пальцами, повисла в воздухе над головою Христа. После свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино (Lodovico Carminati di Brambilla), ей был подарен дворец Palazzo del Verme, построенный его предком Филиппо Мария Висконти для капитана Карманьола, предварительно заново украшенный силами лучших миланских художников и ремесленников. Исследователь Лаура Паньотта считает, что на одном из женских портретов кисти Бартоломео Венето изображена Чечилия: «Идентификация изображенной на портрете Венето дамы с Чечилией Галлерани не исключена. По-видимому, Леонардо да Винчи прибыл в Милан из Флоренции около 1482 или 1483 года.
Картина «Дама с горностаем» или же иначе картина «Портрет Цецилии Галлерани» написана художником около 1490 года. Вероятно, свой первый заказ в Милане Леонардо получил от приора Скуола делла Конченцьоне. Объяснил знакомым, даже написал что-то по этому поводу.
«Тайная вечеря», которой время причинило великий урон, была названа величайшей картиной в мире — «гениальным синтезом всех искусств и всех наук, в которой душа Ломбардии и Италии чувствует отзвук своего величия и своих бедствий» (Солми). Еще в 1893 г. Э. Мотта опубликовал в высшей степени интересный документ, найденный им в миланском архиве: собственноручное письмо Амброджио де Предиса и Леонардо да Винчи, относящееся, по-видимому, к 1494 г. (не раньше 20 октября, дня смерти Джиан Галеаццо).
Лишь намного позднее Леонардо смог приобрести практические познания в гидравлике. Людовико не стал больше медлить. Так как их мозг растягивает изображение и они видят все без искажений.
Цецилия Галлерани, в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца, мать его бастарда Чезаре, предполагаемая модель знаменитого портрета «Дама с горностаем» работы Леонардо да Винчи. Как и в других случаях, опорою для неверных исторических соображений послужил Ломаццо. Но очаровав могущественного Лодовико, она сама зависит от его патронажа, как и художник Леонардо да Винчи. Горностай символизировал чистоту.
Но он призывает свою супругу не беспокоиться по этому поводу. В XVII гл. Две копии этого портрета хранятся в Лувре и в венском музее истории искусств. У Иоанна, между сложенными руками, стоит крест.
Портрет молодой женщины, предположительно Бьянки Марии Сфорца. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола.
Улыбка Леды напомнила мне улыбку на лицах Богоматерей Леонардо да Винчи. Их motti (остроты), басни, аллегории, гадания и шутки звонким смехом откликались в мрачных залах замка. Когда 14 февраля Тротти явился в замок, Лодовико, который доверял ему во всем, сообщил ему «на ухо», что идет поразвлечься к Чечилии и что его жена не возражает против этого. Все потянулось к маленькому Иоанну именно на него, как санкция неба, устремлен указательный палец ангела, глядящего призывным взглядом из картины на публику. – Ее патетический защитник, Диего Сант Амброджио. Работа обычно поручалась тому, кто соглашался на меньшую плату.
Беатриче же на самом деле возражала и боролась с соперницей. Но очарование его личности было неоспоримым.
Но не следует торопить время, которое исцеляет все. Луврская «Мадонна в скалах», несомненно, подлинное произведение Леонардо да Винчи. Чечилия (бывшая, несмотря, на свою учёность, «простой и доброй женщиной, хотя несколько восторженной») убедила бывшую соперницу подружиться и вместе утешать герцога.
– Третья, Аффорийская «Мадонна в скалах». Нигде тайна древних дней, глубокое «сродство человека и животного, смутное языческое и философское чувство единой и всемирной жизни не выразилось с более абсолютной изысканностью и не обнаружилось во внутреннем постижении более проницательного и мудрого гения». Размер картины 54, 8 x 40, 3 см, дерево, масло. При взгляде на этот портрет легко убедиться, что это произведение Леонардо да Винчи, написанное им в эпоху полной зрелости его таланта, после «Тайной вечери», без той сухости, которая отличает его первые картины. Университетские преподаватели находились не в лучшем положении.
– Протечный набросок Леды в «Атлантическом Кодексе». Вдоль каждой стороны улиц были выстроены в ряд манекены, полностью облаченные (как и их кони) в самые лучшие доспехи из ковавшихся в этом городе.
Или, скажем, телевизор. Девушка с именем Сесилия не стремится стать лидером в семье. На оксфордском рисунке лицо у Мадонны продолговатое, резко суженное, с несколько заостренным носом, неприятные, тяжелые веки со складками. На мягко очерченных губах улыбка, неуверенная, неловкая, скрытно-блудливая.
В этом ей помогает интуитивность, чувствительность и гибкость. Изабелла высказала просьбу прислать ей портрет, чтобы сравнить его с работой Джованни Беллини: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнить работы этих двух художников, но также и иметь удовольствие снова лицезреть ваше лицо»19. Если не смотреть на ее связь с Моро, Цецилия представляется образцом добродетели. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Цецилии Галлерани и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» достоверно известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы».
Свадьба состоялась в 1493 году. Военачальники говорили здесь о ратном деле, музыканты пели, художники и художники рисовали, философы рассуждали о природе, а поэты декламировали свои и чужие стихи так что исполнялись желания всякого, кто желал высказаться или же услышать достойные суждения, поскольку в присутствии этой героини всегда обсуждались вещи весьма приятные, добродетельные и благородные» (Маттео Банделло)13. Здесь их ожидали баржи, присланные из Павии.
Понял, почему. Но где же, в таком случае, оригинал замечательной картины.
Никакой замысловатости и самая улыбка ее, в отличие от улыбки св. Я знаю, о чем говорю». В архитектуре и живописи он мог соперничать с кем угодно.
В картине «Дама с горностаем», свет содействует мягкой нюансированной моделировке лица и фигуры, но и сообщает образу Цецилии Галлерани ореол своеобразной романтической поэзии. Беатриче же на самом деле возражала и боролась с соперницей. В конце концов она подошла к кровати и попросила свою госпожу лечь вместе с ней, чтобы согреть ее, «но я так желала ей Вас, Ваша Милость, зная, сколь мало я могу служить заменой, я едва ли могла согреть ее так, как Вы, non avendo io il modo» (я не имею такой возможности). Подбородок и щеки, шея и грудь – свежие и упругие.
Чем меньше внимания мы будем ей уделять, тем быстрее он откажется от неё. Семнадцатого января в часовне замка в весьма скромной обстановке состоялось их венчание. Его Леда, которую обнял крылом лебедь, стыдливо опустила глаза. Он следовал старинному приему, созидая эту картину. Вазари пишет о редком сочетании красоты, грации и гения, «благодаря которому, к чему бы ни обращался такой человек, каждое его действие оказывается таким божественным, оставляя всех остальных далеко позади и вполне очевидно, что это должно быть нечто дарованное Богом, а не приобретенное посредством искусства».
Она пришлась ему по душе возможно, ее возвышенные устремления забавляли его. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею. Я знаю, о чем говорю». Как обычно, Галеаццо Сансеверино взял первый приз — отрез золотой парчи. Тем не менее умоляю Вашу Милость быть вполне уверенной в моем благоволении.
Но эта св. Сесилия общительна и не лишена творческих талантов. В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, — с темною ночью, навеки далекой от солнца, — с Беатриче»7.
Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в полотне «Дама с горностаем»), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Еще две Мадонны Леонардо да Винчи, принадлежащие к раннему периоду его художественной деятельности, показывают, что он не находил в себе тех элементов и настроений из которых мог бы создаться образ новой христианской красоты: так называемая «Мадонна в скалах», которую Мюнтц относит к его первым произведениям в Милане (1484-1494) и Мадонна в неоконченном произведении «Поклонение волхвов». Богоматерь естественным образом побеждается св. Это работа, достойная молодого художника с задатками особенной гениальности.
Дома, еще не покрашенные снаружи, были завешены дорогой парчой и увиты зелеными ветками. Св.
Считается, что это была та картина, которую Леонардо подарил императору Максимилиану. К тому же типу творчества Леонардо да Винчи относится Мадонна с младенцем в сложной, но неоконченной картине «Поклонение волхвов», находящейся во Флоренции и писанной, по-видимому, незадолго до его отъезда на службу к миланскому герцогу. Во внешности типичной ломбардской женщины эпохи кватроченто не было ничего возвышенного. Когда 14 февраля Тротти явился в замок, Лодовико, который доверял ему во всем, сообщил ему «на ухо», что идет поразвлечься к Чечилии и что его жена не возражает против этого.
Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею. Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, «своим внучком», как она его называла». Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, своим внучком, как она его называла». Свадьба состоялась в 1493 году.
Также для неё возможны юридические профессии или же профессии, связанные с искусством или эстетикой (например, она может стать парикмахером, мастером маникюра или дизайнером) или же профессии, связанные с ремеслами, а также профессии, связанные с чистотой, вниманием к деталям и точностью. Паоло Джовио называет Леонардо редким мастером: «Он был творцом всех изысканных представлений и в особенности утонченных сценических зрелищ, опытным также и в музыке он играл на лютне и прекрасно пел и стал в высшей степени угоден всем знавшим его государям». Иоанн, а не Мадонна и не Иисус, составляет центр композиции.
– Портрет Леонардо. Черные волосы прикрывают уши плоскими начесами, на лбу – бриллиантовая фероньерка. «Мадонна в скалах» существует в двух видах: одна картина находится в Лувре, другая – в лондонской Национальной галерее, но нет сомнения, что лондонский вариант является только видоизмененной копией луврской картины, сделанной, надо думать, Амброджио де Предисом, быть может, под руководством самого Леонардо да Винчи. Лицо – суженное книзу, с нежными, тонко чувственными чертами, с опущенными глазами. Если бы Мадонна Камилла не послала им ужин, «то я была бы уже святой в Раю».
Действительно, не подлежит сомнению, что Леонардо да Винчи писал портрет с Лукреции Кривелли: в его собственных рукописях (Codex Atlanticus) сохранились три латинских эпиграммы, присланных ему неизвестным автором, когда был закончен этот портрет. За эту работу монахи предлагают всего только двадцать пять дукатов. Тем не менее, то, что на картине «Дама с горностаем» изображена именно Чечилия— достоверно не доказано. Здесь невеста сошла на берег и встретилась с Людовико.
Его левая лапа поднята в геральдическом жесте. Эта подробность придает луврской картине особенный характер.
Она тщательно заботится о своей внешности, всегда мила и кокетлива. Анна тоже выражает собою радость и довольство при виде дочери, «ставшей матерью Бога». Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно писала и говорила на латыни16, в частности, обращалась с латинскими речами к теологами и философам, приходившим к ней в дом, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках (в том числе сонеты на итальянском)17, отличалась остроумием. Она пишет «15 лет прошло», что относит дату создания картины к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет. В письме этом «вернейшие слуги» герцога Людовико Моро просят его заступиться за них перед монахами S. -Francesco Grande, которые не пожелали, в нарушение заключенного между ними и художниками контракта, уплатить установленную сумму в сто дукатов за Мадонну, написанную Леонардо да Винчи масляными красками и предназначенную для капеллы «Непорочного зачатия» в церкви S. -Francesco. В мае 1489 г. ушла из дома в монастырь Нуово и, возможно именно там встретила герцога. итальянская графиня, одна из возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца, мать его бастарда Чезаре, предполагаемая модель знаменитого портрета «Дама с горностаем» работы Леонардо да Винчи.
Она родила мужу четырёх детей. Тем не менее умоляю Вашу Милость быть вполне уверенной в моем благоволении. В январе 1491 года Лодовико вступил в династический брак с Беатриче дЭсте, накануне которого слухи о Чечилии создавали некоторые проблемы. 3 мая 1491 года она родила ему сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), в том же году он вступил в брак с благородной Беатриче дЭсте.
Переходя от рисунков к самой картине, нужно сказать, что луврская «Мадонна в скалах» представляет в идейном отношении своеобразную глубину, но настоящей религиозной глубины и настоящей религиозной красоты в ней все-таки нет. Это и называется механизмом константности формы, постоянством формы.
первого тома трактата о живописи, скульптуре и архитектуре дается описание картины Леонардо да Винчи, сходящееся с содержанием картины из лондонской Национальной галереи. Синьор Малагуцци-Валери полагает, что упомянутым Леонардо был какой-то другой художник, а не да Винчи, поскольку тот стал уже к тому времени прославленным мастером и не мог быть включен в список менее значимых живописцев. Он отдал ей также Бролетто Нуово — дворец, некогда принадлежавший Карманьоле.
Конная статуя Франческо Сфорца так и не была отлита в металле, «Тайная вечеря» сильно пострадала от времени и уже невозможно идентифицировать ни один из его портретов миланского периода. К ним относились ненамного лучше, чем к другим наемным работникам. Между известными художественными работами этой эпохи его деятельности «Поклонение волхвов» является одним из последних, может быть, последним подлинным произведением Леонардо да Винчи перед переездом его в Милан, где его сразу охватила новая атмосфера жизни, с политическим развратом и пышным весельем декоративно обставленных празднеств. Оригинал, ныне хранящийся в Лувре, Леонардо привез из Флоренции, но он оказался слишком большим для отведенного ему места.
Рыцари были одеты в причудливые наряды. Тем не менее, то, что на картине «Дама с горностаем» изображена именно Чечилия— достоверно не доказано. В XIX в. данная работа пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась.
«Если не смотреть на её связь с Моро, Цецилия представляется образцом добродетели. Беатриче получила хорошее образование, в соответствии с педагогическими идеями той эпохи. В 1483 г. была помолвлена со Стефано Висконти, но в 1487 г. помолвка была расторгнута.
Прекрасная Ферроньерой. Она родила мужу четырёх детей. Анны. Я намереваюсь сделать много больше, нежели переслать портрет для вашего удовольствия». Эти наряды дикарей выдумал Леонардо да Винчи, доказательством чему служит запись в «Атлантическом Кодексе».
Она познакомилась с художником, находившимся на службе в Милане, в замке Сфорца и, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Анна и Богоматерь сидят рядом, очень тесно.
Тем не менее умоляю Вашу Милость быть вполне уверенной в моем благоволении. От картины Леонардо да Винчи на них могло повеять морозным холодом идей, абсолютно недопустимых с точки зрения установленной церковной догматики. Портрет хранился долгие годы в музее Чарторыйских.
Уциелли подверг сообщение Аморетти очень солидной критике изучив в подробностях все, что известно о жизни Цецилии Галлерани. В это время Галлерани было 45-47, что согласуется с возрастом женщины на портрете. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение. Даже безжалостный Альфонсо был воспитан в уважении к науке, что стало традицией для арагонской династии.
Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. Однако молодая герцогиня Беатриче очень быстро умерла (2 января 1497), хоть и оставила мужу двух мальчиков.
Ангел обнимает левою рукою Христа, который смотрит на Иоанна и благословляет его. Наклонившаяся вперед Богоматерь и младенец заслоняют фигуру св. Тем не менее, то, что на картине «Дама с горностаем» изображена именно Чечилия— достоверно не доказано. Заметки Леонардо свидетельствуют о том, что строительство собора было лишь одним из многих вопросов, заставивших его задержаться в Павии до конца года. Изабелла высказала просьбу прислать ей портрет, чтобы сравнить его с работой Джованни Беллини: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнить работы этих двух художников, но также и иметь удовольствие снова лицезреть ваше лицо». Сестры дЭсте занимались латынью и немного греческим и с ранних лет умели танцевать и петь.
Картон этот, пишет он, привел в удивление не одних только художников. «Есть картина с изображением ребенка Христа играющего с Богоматерью и бабушкою св. На лондонской картине, кроме того, головы Мадонны, Иисуса и Иоанна окружены венцами. Эта женщина незначительна по содержанию внутренней жизни и улыбка св. Каньола пишет: «Этот славный и великодушный государь украсил замок Порта Джовио в Милане удивительными и прекрасными строениями, а площадь напротив названного замка была расширена и он расчистил все улицы города, выкрасил и нарядил их и то же самое он сделал в городе Павии вот таким образом, хотя поначалу их называли уродливыми и грязными, теперь их можно назвать прекраснейшими это великое достижение, славнейшее и заслуживающее высочайшего признания, особенно со стороны тех, кто видел их ранее и видят, каковы они сейчас».
Чем меньше внимания мы будем ей уделять, тем быстрее он откажется от нее. «Мы имеем достаточно доказательств того, что государи и государыни, господа и дамы прибегали к помощи безграничного воображения Винчи, чтобы изобрести какие-нибудь новые костюмы или украшения либо придумать какое-нибудь изящное изречение или девиз». После свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино (Lodovico Carminati di Brambilla)10, ей был подарен дворец Palazzo del Verme, построенный его предком Филиппо Мария Висконти для капитана Карманьола, предварительно заново украшенный силами лучших миланских художников и ремесленников. Это уже явный эскиз для «Мадонны в скалах», хотя, может быть, с еще не вполне выяснившимся идейным замыслом художника.
Ее округлые щеки и полные губы достались ей от арагонской династии, вернее, от матери. В картине «Дама с горностаем» художник Леонардо да Винчи внес новое в прием объемной моделировки фигуры.
В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, — с темною ночью, навеки далекой от солнца, — с Беатриче»9. Чечилия (бывшая, несмотря, на свою учёность, «простой и доброй женщиной, хотя несколько восторженной») убедила бывшую соперницу подружиться и вместе утешать герцога.
– Картон св. Вазари сообщает нам великолепные подробности о новой работе Леонардо да Винчи. Так рассуждает Аморетти в начале своей биографии. Фигуры на лондонском картоне – несколько менее натуральной величины.
Кстати, считают, что Леонардо да Винчи в картине Дама с горностаем увековечил не горностая, а хорька фуро (альбиноса). 3 мая 1491 года Чечилия родила герцогу сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), умершего в 1514 году6. К этому мнению в настоящее время склоняются лучшие авторитеты, писавшие об этом предмете. Людовико постоянно давал Винчи поручения и советовался с ним.
Из слов Вазари и Ломаццо не видно, чтобы они знали о существовании, кроме картона св. Таким образом им пришлось ждать денег около десяти лет.
В одной газетной заметке сообщается, что копия эта сделана, по-видимому, одним из ломбардских учеников Леонардо да Винчи, может быть, Бельтраффио и отличается большими достоинствами. Она смогла восстановить свое благосостояние, когда Сфорца снова вернули власть. Портрет был послан Изабелле и возвращен в следующем месяце. Вместе с Беатриче ехал ее брат Альфонсо, который должен был привезти обратно свою невесту Анну Сфорца, сестру герцога Миланского.
Она стоит, стыдливо опустив глаза и змеистые линии ее прекрасного тела изгибаются «с утонченным и величественным изяществом». У Сесилии сильно развито воображение и эмоции. Проблема модели По наиболее распространнной версии, в настоящий момент это портрет Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лодовико Мавра Сфорцы, покровителя Леонардо. Банделло описывает ее как покровительницу искусств по другим свидетельствам, ее салон был первым в Европе.
Винчи наслаждался общением с учеными, преподавателями университета Павии и университетской библиотекой и те встречали его с равным воодушевлением. Нетрудно, однако, понять, что лондонская в эстетическом отношении ниже луврской. Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространн в быту. Наименование профессии превратилось в фамилию и возникла романтическая легенда, что на ней изображена Ферроньера, любовница великого французского короля Франциска I (Fran231, ois Ier, 14941547), который считается первым королм Франции эпохи Возрождения и знаменит, в частности, своей любвеобильностью (на эту тему Виктор Гюго написал пьесу Король забавляется (1832), запрещнную цензурой во Франции на пятьдесят лет и положенную Джузеппе Верди в основу оперы Риголетто).
В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, — с темною ночью, навеки далекой от солнца, — с Беатриче». Лицо в том же тоне, как на предыдущем рисунке.
Нет ореолов. «По суждению одних людей, это картина Леонардо, а по мнению других – Луини», – говорится в другом письме от 10 июля того же года. Леонардо очень любил подобные зашифрованные намки на имена портретированных. Как обычно, эта миссия не привела к какому-либо определенному результату.
Она господствует в этом глубоко философском и поразительном рисунке. Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. Но не следует торопить время, которое исцеляет все.
Двадцать первого января Беатриче прибыла в Милан. Здоровые и полнокровные, они обладали характерными особенностями телосложения. Малагуцци-Валери возразит, что Людовико никогда не нанимал Леонардо да Винчи в качестве инженера-практика. Франциска с великим Леонардо.
«Если не смотреть на её связь с Моро, Цецилия представляется образцом добродетели. Затем возникло еще одно препятствие, что вызвало немалое беспокойство дЭсте. Пока что опасный зверёк послушно сидит в её руках. Голова несколько отклонена от лебедя.
Настоящий образ Богоматери остался для него недосягаемым. Согласно Солми, рукописи Леонардо являются неоценимым свидетельством изящества и остроумия миланского двора, где молодые герцогини и в особенности Беатриче, забавлялись всевозможными словесными играми и даже загадками. Но не следует торопить время, которое исцеляет все.
«Если картина, за которую Леонардо да Винчи требовал 100 дукатов, а братство св. Чудеса Леонардо да Винчи изумили весь народ. Амброджио де Предис.
В картине, между прочим имеется и этот «eminentemente leonardesco» жест ангела, о котором уже столько говорилось в литературе о Леонардо да Винчи. Портрет был послан Изабелле20 и возвращен в следующем месяце21. В «Idea del Tempio della pittura» он упоминает о ней рядом с Джокондою, как о произведении, показавшем превосходство искусства над природою. Она родила мужу четырех детей. Торс и руки мясистые.
Сухой демонический гений Леонардо да Винчи постоянно рассеивал ту теплоту, в которой созрела бы и облеклась бы живою, тонкою, светлою плотью идея новой женщины. Наиболее значительным из свадебных торжеств стал рыцарский турнир, начавшийся 26 января. Вместе со своими братьями обучалась латинскому языку и литературе. Беатриче же на самом деле возражала и боролась с соперницей. Паньотта также отмечает физиономическое сходство портрета и Дамы с горностаем. После свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино (Lodovico Carminati di Brambilla)8, ей был подарен дворец Palazzo del Verme, построенный его предком Филиппо Мария Висконти для капитана Карманьола, предварительно заново украшенный силами лучших миланских художников и ремесленников.
Что касается Мадонны с розой, то в конце той же своей биографии Аморетти готов уже допустить, что она принадлежит, «вопреки одному компетентному суждению», не Леонардо да Винчи, а какому-нибудь его ученику. Младенец, которого Богоматерь придерживает на коленях, тянется к маленькому Иоанну. Нам известно, что старший сын Беатриче, не достигнув еще трехлетнего возраста, произвел хорошее впечатление на приеме у архиепископа Милана, но когда его спросили о самом заветном желании, он ответил: «Не ходить в школу». Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждалась философия и другие науки Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
Я пошел посмотреть, почему это происходит. Наконец, Лодовико пришлось расстаться с ней: «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе дЭсте. «Я могу также провести по каналам воду с одного места в другое. Кажется, что они написаны совсем недавно.
В этом рисунке, во всяком случае, видна рука настоящего мастера, рука Содомы. На лице маленького Христа – божественность и мудрость. Еще при подъезде к городу ее встречала кузина и давняя подруга, герцогиня Милана. Кортеж отправился в путь 29 декабря.
– Критика луврского оригинала и лондонского варианта. Юноша казался бледнее и грустнее обыкновенного. Из письма Эрколе Феррарского к своей супруге видно, что и в этом случае тоже «желаемый исход дела не последовал».
Еще совсем недавно Мюллер-Вальде открыл на одной из страниц «Атлантического Кодекса» крошечный набросок стоящей Леды, который он относит к 1501 – 1506 гг. Во многом Сесилия остается ребенком, нуждается в опеке. Беременная Чечилия и после свадьбы Лодовико продолжала жить во дворце. На луврском портрете она представлена в trois quarts, с глазами, обращенными влево.
Трудно допустить, чтобы Леонардо да Винчи, писавший его в зрелые годы, когда уже была почти закончена «Тайная вечеря», мог сделать какое-нибудь художественное произведение вне своего обычного, вполне сложившегося кругозора. Несколько красивых морщин бороздят чело и щеки св. При ней находился ее новорожденный сын и Ферранте настоял на том, чтобы там же оставалась и Беатриче.
«В Леонардо проявляется характерная особенность итальянского Ренессанса.
О некоем Салаи, поступившем к нему на службу в 1494 году, мы узнаем, что «он был весьма привлекателен и грациозен, обладал вьющимися волосами и локонами, которые доставляли Леонардо великое удовольствие и тот обучил его многому в искусстве». В самом деле, он был близко знаком с самыми выдающимися математиками и учеными того времени, а также с самыми знаменитыми деятелями мира искусств. Анна с усмешкой глядит на свою дочь, которая стала небесным существом. Патетические рассуждения Старого Энтузиаста о Джоконде не переставали волновать меня в течение нескольких дней.
В доме отдыха у телевизора люди сидят обычно полукругом. После падения Людовико он покинул Милан. На втором портрете рука ее придерживает складку платья. Как и на картоне, мудрость св. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение.
У него умные глаза, острые зубы за сжатым ртом, мех мягкий, кремового цвета. В церкви Св. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждалась философия и другие науки Чечилия лично председательствовала на этих встречах.
– Антицерковные идеи Леонардо. Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно писала и говорила на латыни, в частности, обращалась с латинскими речами к теологами и философам, приходившим к ней в дом, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках (в том числе сонеты на итальянском), отличалась остроумием. Но затем новая герцогиня узнала о матери бастарда и Лодовико пришлось расстаться с ней. Новая красота.
– Скорбящая Богоматерь нового человечества. В «эпиграммах» опять прославляется искусство Леонардо да Винчи, которому завидует сама природа.
«Измышление, действительно, достойное ума и гения Леонардо да Винчи», – замечает Вазари. К тому времени все уже было улажено. Леонардо должен был написать алтарный образ и, как полагает Малагуцци-Валери, эта картина была копией «Мадонны на скалах» (из Национальной галереи). Губы сложены серьезно, без всякой улыбки. Однако молодая герцогиня Беатриче очень быстро умерла (2 января 1497), хоть и оставила мужу двух мальчиков.
У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы»20.
Растягивает в нужном направлении и вы можете воспринимать изображение полноценно. Взбираясь на горы, по безлюдным дорожкам, я не переставал думать о Леонардо да Винчи. Здесь, в Кастельнуово, под сенью волшебного лавра, прошло ее детство. Гаспарре Сансеверино (Фракасса), брат Галеаццо, явился с двенадцатью миланскими рыцарями, переодетыми в мавританские костюмы из черной и золотой ткани. Они выглядели так реалистично, что казались живыми.
Открытие новой «Мадонны в скалах», находящейся в левом алтаре небольшой аффорийской церкви, в получасовой езде от Милана, породило целый вихрь полемики в итальянской печати последних лет, вихрь, утихший только в самое недавнее время. Таков внешний облик Лукреции Кривелли на луврском портрете.
Есть нечто необычайно современное в письмах Изабеллы. На основании этих писем профессор Гарднер заключает, что герцогиня, дочь Ферранте, поначалу не питала никаких чувств к Людовико, но впоследствии была абсолютно очарована его добротой и учтивостью. Лоб не особенно большой, гладкий. Она быстро вливается в любое общество, в котором ей случилось оказаться. Свадьбу опять назначили на позднюю зиму.
Я знаю, о чем говорю»34. Но затем новая герцогиня узнала о матери бастарда и Лодовико пришлось расстаться с ней: «Беатриче, только что выйдя замуж и узнав об этой связи герцога, ревновала его, грозила вернуться в дом отца, феррарского герцога, Эрколе дЭсте и Моро вынужден был поклясться торжественно, в присутствии послов, не нарушать супружеской верности, в подтверждение чего выдал Чечилию за старого разорившегося графа Бергамини, человека покладистого, готового на всякие услуги». На лице его мягко расплывающаяся улыбка, в духе Луини или какого-нибудь ученика Леонардо да Винчи, которые не могли воспринять и перенести на свои картины таинственную усмешку леонардовских лиц, усмешку, проникнутую ядовитым сомнением. Она пишет «15 лет прошло», что относит дату создания картины к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет. Отношения с Сесиль всегда сбалансированы, приносят чувство успокоенности. Людовико разрешил спор в пользу художников.
Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Как и картон св. Эту работу он выполнял вместе с энергичным, напористым, практичным и преуспевающим ломбардцем Амброджио да Предисом. Особенно близок ему был Браманте. Лицо поражает своей здоровой красотой.
В самом деле, Ломаццо положительно утверждает, что Леонардо да Винчи сделал нагую Леду. Я знаю, о чем говорю»56. В 1489 году Пьетро Аламанни, флорентийский посол, сообщал в письме Лоренцо Медичи о том, что синьор Людовико намеревается установить достойный памятник своему отцу и уже поручил Леонардо да Винчи подготовить модель, которая представляет собой гигантского бронзового коня и восседающего на нем герцога Франческо в полном вооружении и поскольку Его Светлость желает «una cosa in superlativo grado» (нечто в высшей степени выдающееся), он потребовал написать Лоренцо и попросить его прислать какого-нибудь мастера или двух, которые могли бы исполнить такую работу ибо, хотя он уже поручил эту работу Леонардо да Винчи, он, кажется, сомневается в его способности ее завершить. Защитники лондонской «Мадонны в скалах» ссылаются на это описание, как на неопровержимое доказательство того, что именно эта картина есть произведение Леонардо да Винчи. 3 мая 1491 года Чечилия родила герцогу сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), умершего в 1514 году.
Сесилия приятна и ласкова. Вероятно, он весьма схож с оригиналом. Чечилия была одаренной и образованной женщиной, свободно писала и говорила на латыни14, в частности, обращалась с латинскими речами к теологами и философам, приходившим к ней в дом, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках (в том числе сонеты на итальянском)15, отличалась остроумием. Она сама может стать жертвой хищника. Вспомните горностая: зимой у него мех белый (ermine – горностай с белым мехом), а летом – светло-коричневый (stoat – горностай с летним мехом). Портрет был послан Изабелле22 и возвращен в следующем месяце23.
Во Флоренции имеется рисунок, относящийся к самым первым работам Леонардо да Винчи и представляющий, по-видимому, набросок именно в духе этой картины. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею. Чечилия (бывшая, несмотря, на свою учёность, «простой и доброй женщиной, хотя несколько восторженной») убедила бывшую соперницу подружиться и вместе утешать герцога. 3 мая 1491 года Чечилия родила герцогу сына Чезаре (Cesare Sforza Visconti), умершего в 1514 году8. Она написала Галлерани, попросив ту одолжить свой портрет, «поскольку вдобавок к тому наслаждению, которое мы получим от такого сравнения, мы также будем иметь удовольствие увидеть ваше лицо» она пообещала сразу же вернуть картину.
Когда разразилась война с французским королем ЛюдовикомXII, Леонардо получил должность «придворного инженера». «Если не смотреть на её связь с Моро, Цецилия представляется образцом добродетели. Она смогла восстановить свое благосостояние, когда Сфорца снова вернули власть. В августе Людовико послал Франческо да Касате в Феррару с более определенными обещаниями. В том же духе говорит о картоне Ломаццо. Леонардо да Винчи приехал в Милан почти сложившимся человеком, с готовыми настроениями, с задатками творчества, которые должны были выразиться с особенною мощью в двух лучших созданиях его гения: в «Тайной вечере» и, позже, в «Джоконде».
Она смогла восстановить свое благосостояние, когда Сфорца снова вернули власть. Картина выставлена в Лувре. Леонардо провел в Милане лучшие годы своей жизни. Весьма характерной ее чертой был маленький, заостренный нос. дальше. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы». Свадьба состоялась в 1493 году.
Опираясь на эти факты (а также на сексуальную окраску, по мнению многих, присутствующую в полотне «Дама с горностаем»), некоторые исследователи склонны считать их связь интимной. Вокруг нее всегда присутствует ореол красоты, чистоты, гармонии и чувственности. – Лукреция Кривелли. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею. Сопровождать Беатриче должны были ее мать и сестра Изабелла.
У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня» также известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы»18. Франциска. В нём «Чечилия и Лукреция сравнивались с вечернею и утреннею зарею, а сам он, неутешный вдовец, между обеими лучезарными богинями, — с темною ночью, навеки далекой от солнца, — с Беатриче». Беременная Чечилия и после свадьбы Лодовико продолжала жить во дворце.
– «Мадонна в скалах». Высказывались различные мнения относительно причины этого переезда. При этом кажется, что св. Ниже головы Мадонны в рисунке намечена головка младенца. – Луврская картина на ту же тему.
Анны, блуждает на лице, как бледный свет внешней веселости. Но именно на службе у Моро он создал свой главный художественный шедевр. Затем он решительно отрицает самую возможность существования второго портрета с этой женщины, также как и писанной с нее Мадонны с розами. Художник изобразил в ней скромность и смирение. Нос прямой и твердый.
Среди этой разнообразной и выразительной жестикуляции Мадонна выступает слабым, бездеятельным существом, причем нельзя не заметить, что вялый тип ее лица не соответствует энергии ее рук. Толпы людей собирались вокруг феррарских дам и особенно вокруг невесты. Сад располагался за Порта Верчеллина. Характер имени Сесиль: Кажется, что Сесиль рождена для любви и соблазнения.
Она пишет «15 лет прошло», что относит дату создания картины к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет. Когда 14 февраля Тротти явился в замок, Лодовико, который доверял ему во всем, сообщил ему «на ухо», что идет поразвлечься к Чечилии и что его жена не возражает против этого. Когда у Лукреции родился от Моро сын, графиня пожелала быть крёстной матерью и «с преувеличенной нежностью стала нянчиться с ребёнком, своим внучком, как она его называла». Его не волновали окружающие драмы: любовь чувственного герцога к прекрасной Цецилии, его семейные неудовольствия и ссоры после его женитьбы на Беатриче дЭсте, которые нередко кончались грубыми побоями, наконец, внутренняя жизнь Цецилии, осыпаемой подарками и почестями, но, может быть, не вполне удовлетворенной в душе своими отношениями с низменным по натуре Людовико Моро. Солми пишет в своей превосходной работе (лучшей из всех, что мне доводилось читать) о Леонардо да Винчи: «Если он начинает работать над планом купола для миланского собора, то тотчас же погружается в расчеты общих для всех куполов механических и архитектурных законов. Изабелла высказала просьбу прислать ей портрет, чтобы сравнить его с работой Джованни Беллини: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнить работы этих двух художников, но также и иметь удовольствие снова лицезреть ваше лицо»21.
Вот что писал Леонардо об искусстве портретного изображения: Хороший художник должен передать на картине две главных вещи: человека и состояние его души (ума). И секрет огромной привлекательности этого портрета – в этом намёке на тревожную двойственность. Лодовико был рад такой странной дружбе и заказал сонет придворному стихотворцу. Длинные пальцы хозяйки бережно прикрывают его.
Чем меньше внимания мы будем ей уделять, тем быстрее он откажется от неё.
– Цецилия Галлерани. Никто, видя меня и этот портрет вместе, не подумал бы, что это мое изображение.