Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Рыцари официально исключили художника из ордена. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж.
Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). В результате его арестовали. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Точной причины драки так никто и не узнал.
Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.
1593, Уффици), «Гадание» (ок.
В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Этот период являетсяпереломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. 1593, там же), «Вакх» (ок. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св.
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. В алтарных картинах «Мученичество св. Третья картина— «Св.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В 1592-1594 гг. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе).
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». А корабль, тем временем, продолжал свой путь. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж.
Первое время Караваджо сильно нуждался. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры.
John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Романино, Л. Лотто). В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Судьба Караваджо была поистине непростой. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Герои его картин далеки от античных идеалов их можно было встретить на улицах итальянских селений. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Савольдо, А. Моретто, Дж. 1593, там же), «Вакх» (ок. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к.
Он отучился в художественной школе в Милане. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.
1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Им написаны также «Экстаз св. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти известный деятель культуры и страстный поклонник искусств.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие.
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. 1596, ранее в коллекции Скьярра). В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту.
Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.
Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св.
В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Тем не менее, документально подтвержденные события и само творчество этого замечательного мастера живописи позволяют однозначно утверждать, что Караваджо был весьма яркой и неординарной личностью. Флоренция). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм.
Филиппо I Колонна. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим).
Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом.