Каналетто (Canaletto) (1697–1768) – венецианский художник, мастер городского пейзажа – ведуты. Canaletto) (настоящее имяДжованниАнтонио Канале) (1697, Венеция– 1768, там же) итальянский живописец, мастер городского пейзажа.
Один из них — Оуэн Максуини. Иск Каналетто признали абсолютно законным, однако наследники графа платить не хотели.
Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида1. Каналетто (Canaletto) (1697-1768) — венецианский художник, мастер городского пейзажа — ведуты. В Варшаве Каналетто прожил тринадцать лет, до самой своей смерти в 1780 году.
А. С. Пушкина), Кортеж дожа на кампо Сан Рокко (1720-е, Лондон, Нац. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Своим рождением он обязан художнику, граверу и математику Луке Карлеварису (1665 — 1731), ближайшему предшественнику Каналетто, кое-что заимствовавшего у него.
Каналетто использовал камеру-обскура (от лат. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Многочисленные ведуты Каналетто отличаются совершенством перспективных построений, тонкостью цветового решения и точностью в передаче световоздушной среды: Вид на Большой канал (Вена, галерея Лихтенштейн) Вид на церковь Санта Мария делла Салюта (Лувр) Вид на Скуола делла Карита (Лондон, Национальная галерея). Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину) и очень театральны по манере. На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться». А через год она экспонировалась в Эссене на вилле Круппа «Хюгель». Но городские пейзажи начали писать задолго до его появления на художественной сцене.
Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. послов, праздников в честь святых: «Приём французского посла в Венеции» (1724, Эрмитаж, С. -Петербург), «Возвращение Бучинторо к молу в день Вознесения» (1726–27, ГМИИ 1730, Королевское собрание, Виндзорский замок) и др.
В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В Эссене были выставлены картины из Эрмитажа («Бывший крепостной ров в Дрездене», «Старый рынок в Дрездене, вид с Зеештрассе», «Кройцкирхе в Дрездене» и «Рынок в Нойштадте») из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина («Старый рынок в Дрездене, вид с Шлоссштрассе», «Вид на Пирну с крепостью Зонненштайн», «Рыночная площадь в Пирне» и «Пирна, вид с крепости Зонненштайн»). Каналетто работал в Англии («Вид на замок Уорвик с востока», ок. Несмотря на годы, взгляд художника остался, по-прежнему, зорким, а рука — крепкой. А. С. Пушкина).
Внешних примет упадка, впрочем, не было заметно. Ценовой рекорд, заплаченный на аукционе за картину Каналетто «Большой канал от палаццо Бальби в сторону Риальто» составляет 18, 6 миллионов фунтов стерлингов и установлен на аукционе Сотбис в Лондоне в июле 2005 года. галерея Площадь Сан Марко с Пьяццеттой, 1730-е, Вашингтон, Нац. Картина написана с высокой точки (расположенной примерно на уровне второго этажа) прием, очень характерный для молодого Каналетто.
По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам. Лишь в 1763 художник стал членом венецианской Академии художеств. илл.
имя Канале, Джованни Антонио (Canale, Giovanni Antonio) 1697, Венеция — 1768, Венеция. Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Атмосфера картины художника пронизана любовью к Венеции. Камеры использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов (ведута), были одним из источников искусства панорамы и явились своего рода прототипом фотографического объектива.
Устроители выставки на вилле «Хюгель» придавали большое значение тому, чтобы на выставке были показаны также произведения Каналетто из российских музеев. Достижения Каналетто в разработке передачи световоздушной атмосферы оказали значительное влияние на европейское искусство XVIII—XIX вв. По этим качествам его работы, можно сказать, «предвидели» импрессионизм. Его гравюра «S. A Giustina in Pr della Vale» была найдена среди нацистских арт-трофеев обнаруженных в 2012 году в Мюнхене. Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада (1763 г. ), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).
Каналетто принадлежит исключительная роль в развитии европейского пейзажа XVIII—XIX вв. Новаторски описывая атмосферу и яркий местный колорит, его масштабные пейзажи создали портрет пышных и затухающих традиций города. музей изобразительных искусств им. Составив из них альбом, он отослал его в Англию.
Он создавал серии реальных и воображаемых ведут с изображением известных уголков и памятников города, повторяя старые мотивы, как, например, в полотнах серии из 24 ведут для лорда Бедфорда (Кампо скуолы ди Сан Рокко, Мол от Бачино ди Сан Марко, обе — 1730—1731, Англия, аббатство Вобурн, собрание Бедфорд Дворец дожей от Бачино ди Сан Марко, 1730—1731, Флоренция, галерея Уффици). Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). Как и прежде, проводились веселые карнавалы.
Каприччо было его любимым жанром. Но он обязан был ежемесячно поставлять курфюрсту по картине. Среди них, можно отметить большую панораму Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали. На картине отражена прозаическая, повседневная жизнь. В Англии им был создан ряд живописных и графических ведут по воображению. Пейзажи 1730-хгг.
В новом жанре приходилось работать более формально. Каналетто использовал камеру-обскура (от лат. Восемь месяцев заседала следственная комиссия. Ракурс на всех этих картинах, практически, не менялся декорации же всякий раз были разными. Учился у своего отца, сценографа Бернардо Каналя (1674–1744) с 1716 помогал отцу в оформлении опер А. Вивальди в венецианских театрах «Сант-Анджело» и«Сан-Кассиано», в 1719–20– опер А. Скарлатти в театре Катраника в Риме.
Художник добросовестно выполнял взятое на себя обязательство и так в Картинной галерее появились чудесные виды старого Дрездена, Пирны и ее окрестностей — тридцать шесть картин из которых наиболее популярны ведуты (ландшафты или городские виды с точной передачей натуры) старого Дрездена, которые многое поведали нам о жизни в XVIII столетии. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники. Экономическое падение Саксонии повлияло на культурную и духовную жизнь. «Можно также предположить, что художник получил обратно шесть своих картин как частичное возмещение по иску и позднее продал их.
На балконе мы видим людей, любующихся открывшимся их глазам видом. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Эта ассоциативность лишь вредила самобытности места.
галерея). Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В полотнах Прием французского посла в Венеции (1724, Санкт-Петербург, Гос.
Смита. Св. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений.
Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (Двор каменотеса, около 1730, Национальная галерея, Лондон Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портик дворца, 1765, Галерея Академии, Венеция Старый Уолтонский мост, 1754). Важное место среди них занимают исполненные в жанре каприччо. Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768).
Испытал также влияние пейзажа-каприччо М. Риччи. К их числу относятся «Двор Цвингера в Дрездене», «Новая рыночная площадь в Дрездене, вид с Юденхофа», два изображения Старой площади и виды на старый Дрезден с правого берега Эльбы ниже и выше моста Августа. Стремясь ко все более широкому охвату панорам, он четко выстраивает пространство, как бы приближая его к зрителю. В зрелый период творчества Каналетто часто использовал камеру-обскуру, с помощью которой создавал топографически точные городские виды обращался к праздничным и церемониальным сюжетам («Кортеж дожа у площади Сан-Рокко в Венеции», ок.
Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста.
Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. 1751г. музей изобразительных искусств им.
С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала. В подобных работах он давал волю собственной фантазии. капелл («Капелла в Итонском колледже», 1747 «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы», 1747–50, обе– Нац.
В XVIII веке они стали одной из ведущих статей венецианского экспорта. Каналетто, по существу, создал тот образ Венеции, по которому иностранцы воспринимали город еще как минимум двести лет после смерти художника. Возможно, по его заказу Каналетто написал в 1740-е гг. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов.
пейзажиста Г. А. В 1746—1756 Каналетто работал в Англии, где выполнял заказы английской знати. Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты. художник, рисовальщик, гравёр. По возвращении из Англии в 1756 Каналетто изредка писал картины маслом, повторяя главным образом старые темы (Палаццо Гримани, 1756, Лондон, Нац.
Формироваться она, к слову, начала еще в 1730-е годы. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. серию «каприччо»– архитектурных фантазий, отдельные элементы для которых он брал как из венецианской, так и из римской архитектуры.
С 1723 Каналетто работает в Венеции. Уже в XV веке такими работами прославился Джентиле Беллини (1429 — 1507), чьи полотна ценились за их топографическую и архитектурную точность. Ранние каприччи Каналетто 1719—1720 годов написаны широким пастозным мазком. Смита и герцога Бедфорда. Уже с 1720-хгг.
Одной из самых известных картин Каналетто исполненных в жанре каприччо, считается «Каприччо с классическими руинами», ок. П. Паннини и В. Кодации с изображением римских античных памятников. Карлеварис сумел значительно расширить рынок сбыта, выпустив в 1704 году 104 гравюры, объединенные под общим названием Здания и виды Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды.
Самые известные картины Джованни Каналетто данного периода — это «Двор каменотеса» (1730), «Площадь Сан Марко» (1730), «Отъезд венецианского дожа на обучение с Адриатическим морем» (1740), «Набережная Сан Марко (1940) и многие другие. В других британских коллекциях находится множество примеров его работ, включая несколько (19) в Собрании Уоллеса и коллекцию из 24 картин в столовой Уобёрн-Эбби. По чьей вине не ясно. Венецианские регаты проводились регулярно — например, в честь высоких гостей города. Это насыщенный цвет, широкий свободный мазок и искусная светотень. Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах.
1750г. ). Козакевичу удалось установить, что пять из этих шести картин Каналетто «объявились в 1946 году в Лондоне при распродаже с аукциона фирмой «Кристи» собрания картин лорда Хилингдэна. Одна из его ранних работ – «Каменоломня» (1729, Лондон, Национальная галерея) изображает бедную рабочую площадь города. Позже Каналетто написал грандиозные сцены каналов Венеции и палаццо Дукале. Родился 28 октября 1697 года. В это время художник уделял повышенное внимание графическим работам, создал серию офортов «Ведуты» (1740–44), а также множество рисунков пером и акварелью.
Во многом, картины двух художников этого времени похожи. Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750 1751—1756). Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались. Большой канал мастер писал неоднократно — особенно часто в 1720-е годы. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника.
был избран в члены Венецианской академии живописи, где возглавил кафедру перспективы. В 1719—1720 участвовал в выполнении декораций для опер в театре Катраника в Риме. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723).
Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Это был жизнерадостный ирландец, который, обанкротившись, покинул Лондон. Венеция) и Пьяццетты, яркие фасады дворцов Большого канала. Тонкой наблюдательностью, легкостью светотеневых градаций отмечены пейзажные офорты Каналетто (Ведуты).
Характерная эволюция стиля прослеживается, если картины художника смотреть хронологически. 1766 год. Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Ведуты (городские виды Венеции) пользовались большим спросом у приезжавших в Венецию туристов. Балконы домов, набережные и лодки переполнены зрителями. Итальянский художник эпохи классицизма и офортист. Он создалживописную поэму, вновь прославившую Венецию на весь мир.
Не было денег, чтобы платить профессорам в университетах и учителям в школах. Вернувшись в Венецию (ок. Об этом говорили и недоброжелатели живописца.
На полотне представлена атмосфера яркого праздника. С 1723 года Каналетто работал в Венеции. к ст.
В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж. П. 1730-х и в 1740-е Каналетто работал по заказам английских коллекционеров. Работа стала одной из самых популярных работ Каналетто. Эрмитаж), Возвращение Бучинторо к молу в день Вознесения (1726—1727, Москва, Гос. Среди интересующихся, были два иностранца, сыгравшие немалую роль в его судьбе.
То же самое можно сказать и о художниках. Но кто мог осмелиться выступить против всемогущего вельможи. В 1755г. В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции. ван Виттеля обратился к написанию гор.
В Автопортрете (1746, Англия, частное собрание) Каналетто запечатлел себя на фоне купола собора Св. 1763—1774, Москва, Гос. Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов.
В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.
Павла со свитком в руке, фиксирующим наблюдаемый лондонский вид, словно из окна. Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. В результате, Каналетто получил множество новых заказов. Его картины становились яркими и выразительными благодаря верности деталям, прописанности каждой фигуры, глубине пространства в его работах. Художник сделал ведуту высоко-поэтичным искусством.
Учился у своего отца, театрального декоратора Б. Канале. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Работа прекрасно иллюстрирует особенности манеры позднего Каналетто. Чини). За этим заказом последовали и другие.
Работал в Риме (1717—1720 и, возможно, в нач. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.
художник вернулся в Венецию и в 1763г. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. «Ученые стали покидать Саксонию, так как им перестали выплачивать и так-то весьма скромное жалованье». Итальянский художник, рисовальщик, гравер. Это произошло даже несмотря на то, что необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал лишь спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Марка (см.
городов. Эта любовь всегда жила в сердце художника. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Придворный художник польского короля создал двадцать четыре полотна с видами Варшавы, а также много пейзажей и картин на исторические сюжеты.
Бернардо Беллотто, прозванный Каналетто, родился в 1720 году в Венеции. Под влиянием работавших в Риме венецианца Л. Карлевариса, Дж. П. Паннини и голл. Canaletto), наст. КАНАЛЕТТО Антонио (Джованни Антонио) (17. 10. 1697, Венеция– 10. 4. 1768, там же) итал.
1720), Каналетто стал работать самостоятельно и быстро прославился. галерея, Лондон «Вид Сент-Джеймского парка», 1749, собрание лорда Малмсбери, Великобритания и др. ), а также каприччио. галерея, Лондон «Церковь Санти-Джованни-э-Паоло и Скуола Сан-Марко», 1726, КГ, Дрезден). С 1746г. Основными покупателями картин венецианского мастера были европейские аристократы, путешествовавшие по Италии. Это, например, великолепный Старый Уолтонский мост (1754 г. ).
Возможно, знал ведуты Дж. Теперь они находятся в музее города Роли (США) и в частных собраниях в Турине и Мадриде». Каналетто прославился как настоящий профессионал архитектурного пейзажа.
Но только в XVIII веке жанр ведуты обрел полную самостоятельность. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения. галерея). видов (ведут) исполненных широкими пастозными мазками и построенных на резких контрастах света и тени («Арка Септимия Севера», 1719, частное собрание, Бергамо «Каприччио с руинами», 1720–1721, фонд Дж. Чини, Венеция и др. ).
Отличают их (и Каприччо с колоннадой — показательный тому пример) необычность композиции и высочайшая техника письма. Вид городских задворков — большая редкость для творчества Каналетто и тем не менее, «Двор каменотеса» — признанный шедевр художника. Картина художника написана в успешные 1720-е годы и все особенности манеры Каналетто здесь налицо. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Камеры использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов (ведута), были одним из источников искусства панорамы и явились своего рода прототипом фотографического объектива. Но технические приемы и теоретические знания сопровождались у Каналетто способностью передать вибрацию атмосферы и в живой манере охарактеризовать своих персонажей. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо. Красочная гамма становится у К. более приглушённой в картинах, запечатлевших будничную жизнь города, маленькие площади, узкие улочки, набережные и каналы с изящными арками мостиков, оживлённые фигурками рыбаков, торговцев, прогуливающихся дам и кавалеров, силуэтами чёрных гондол («Мастерская мраморщиков в Сан-Витале», 1730, Нац.
Брюль и его курфюрст поставили Саксонию в экономическом отношении перед катастрофой.
Они охотно покупались и, распространяясь по всему миру, сделав этот город необыкновенно популярным среди иностранных туристов. В XVIII веке Венеция переживала упадок. Особенно ценили его ведуты английские коллекционеры, в том числе Джозеф Смит, Британский консул в Венеции с 1744г. В делах, Смит выступал замечательным профессионалом. Впрочем, делал это он достаточно тонко, чтобы не превращать свои работы в фантастику.
Лондонские мосты, собор Св. 1740-х), Венеции, Лондоне (1746—1750, 1751—1756).
К. создавал по заказам англ. В гонке по Большому каналу участвовали одновесельные гондолы. Однако, его лондонские ведуты заметно уступали видам родного города.
С кон. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Писал городские виды (ведуты).
«Замок Алнвич», «Итонская часовня» обе– ок. Его картины становились яркими и выразительными благодаря верности деталям, прописанности каждой фигуры, глубине пространства в его работах. Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. В каждом лондонском виде, как и в ведутах Венеции, звучит своя особая элегическая нота.
Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой обскурой. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. 1735г. ).
Однако премьер-министр не заплатил Каналетто ни одного талера.