Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена. Особое место в творчестве Бурделя занимает так называемый «героический портрет», моделями для которого скульптору служили личности сильные и возвышенные: Бетховен, Рембрандт, Франс и другие. Бурдель — крупнейший французский скульптор-монументалист первой трети двадцатого века, которому было свойственно стремление к героически-возвышенным образам, ярким и самобытным характерам. Все представленные в музее экспонаты отражают художественный мир и разностороннюю личность Эмиля Антуана Бурделя – одного из крупнейших скульпторов-монументалистов своего времени, мастера, занявшего по праву достойное место в прогрессивном французском искусстве первой трети XX века.
В 15-ом округе Парижа на улице Бурделя, получившей свое название в честь французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя (1861-1929) – ученика великого скульптора Огюста Родена, находится и музей мастера, открытый в 1949 году, спустя 29 лет после его смерти. Художественный музей Эмиля Антуана Бурделя (Muse Bourdelle), находящийся в 15 округе Парижа, был открыт еще в 1949 году, через 29 лет после смерти знаменитого французского скульптора-монументалиста. Это бывшие дом и мастерская скульптора, превращенные в музей по завещанию его вдовы, причем обстановка в доме-мастерской практически не изменилась с тех пор, как здесь творил Эмиль Бурдель.
1940 Нью-Йорк, собрание Дж. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Эта конкретность в решении образа сочетается с декоративно трактованными деталями, что помогло скульптору объединить фигуру в единое целое с общим ансамблем. К. М. Невозможно представить себе европейскую монументальную пластику XX в. без той базы, которую заложил Бурдель. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества».
Но сам мастер не раз говорил: «Лувр, Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя». «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорит Бурдель. Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек.
Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой — новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», — говорил скульптор об «Аполлоне». «То, чего я ищу, — это объемы в воздухе». Третьим наиболее значительным скульптором этого времени был Шарль Деспио (1874—1946).
«Аполлон» был для меня отдыхом. Среди наиболее удачных следует назвать портрет художника Террю (1905 Перпиньян) и портрет старого Ренуара (1907 Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. Начало 60-х гг.
По углам цоколя скульптор поместил четыре аллегории. Мастер остановился на варианте с подчеркнутым Вертикализм. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Терновец. После ее окончания Бурдель как наиболее одаренный выпускник был удостоен специальной стипендии муниципалитета Монтобана, что дало ему возможность продолжить образование в Париже. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне». Этим признанием он очень дорожил.
для Бурделя было отмечено большой удачей — он получил заказы на оформление Театра Елисейских полей и памятник аргентинскому генералу Альвеару. Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. На этих вещах можно проследить, как постепенно скульптор освобождается от влияния сухого академического стиля.
Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. Бурдель происходил из семьи, где профессия резчиков по дереву и каменотесов была наследственной. Излюбленным материалом, которым мастер хорошо владеет, является железо. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. У Майоля силуэт подчеркивает, выделяет обособленный, пластический объем в пространстве. Вдвое выше них постамент украсили глухие арки и площадка для лошади.
В противовес манерно-слащавому идеалу Салона он заставил современников увидеть красоту здорового тела, научил видеть прекрасное в естественном и не случайно в обиход людей 20 в. вошло выражение «майолевская женщина»— мастер расширил для нас рамки прекрасного. Принципы «негативной» формы или «контрформы», широко используются им в таких работах, как «Арлекин» (1932 Париж, Музей современного искусства), «Антиной» (1932 частное собрание), «Пророк» (1933 Париж, Музей современного искусства).
Во второй половине 80-х гг. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925). Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. Здесь же запечатлен момент наивысшей концентрации энергии перед ее разрядкой.
Однако лишь очень немногие творения, созданные в эту кризисную для скульптуры эпоху, могут претендовать на успешное решение этой задачи, среди них по праву мы можем назвать театр на Елисейских полях Огюста Перре (1912). Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть — настоящую «Бетховениану». Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог».
В этом увлечении «taille directe» также сказалась реакция на импрессионистическую дробность формы в скульптуре предшествующего периода. Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. Скульптор был полон множества новых замыслов, грандиозных проектов, но им не суждено было осуществиться. В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ».
Липшиц обращается к социальной тематике, пытаясь отразить в своем творчестве борьбу пролетариата с фашизмом («Давид и Голиаф», 1933). «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности».
скульптор осуществляет ряд монументальных работ («Железная статуя», 1952, Университетский парк в Канзас-Сити). Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Ранние работы Архипенко (1909—1912), выполненные в более реалистической манере, свидетельствуют о несомненной пластической одаренности мастера. В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе.
Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. В мае 1964 г. в саду музея Родена имела место выставка скульптуры, девизом которой был возврат к «человеческим формам». В 1948 г. он выставляет ряд ажурных скульптур с подсветкой изнутри—«лепка светом».
Очевидно, живая натура не «умещалась» порой в это заранее найденное решение. На смену внешней экспрессии ранних работ приходит ощущение строгой, сдержанной силы, духовного величия и высокой нравственной красоты. Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. Внешний динамизм сменяется чёткой архитектурной конструкцией. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914).
Она чем-то сродни тем геологическим напряжениям, которые исступленно живут в произведениях позднего Ван Гога. Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра. Жизнь — моя единственная школа. Начав работу над монументом в 1912 г. в Париже, он продолжил свой труд в Монтобане, куда перебрался вместе со всей семьей. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». Мухина, И. Д. (Показательно, что почти каждую работу Деспио повторял от трех до девяти раз, добиваясь подлинной художественной завершенности. ) В отличие от Бурделя, которому больше удавались воображаемые образы, Деспио работает только с натуры и лучшие его произведения — это портреты людей, которых он хорошо знает и любит, —«Тома» (1916), художники Льевр (1918 Алжир, Музей) и Леви (1921 Алжир, Музей), спокойный и задумчивый Гле зер (1924) и другие.
Здесь Майоль подлинный «классик». Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». В более позднее время он отдает дань экспрессионизму («Фигура», 1930 Нью-Йорк, Музеи современного искусства).
Родоначальником пластики отвлеченных форм принято считать Александра Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, в 1908 г. приехал в Париж, с 1923 г. — в США, умер в 1964 г. ). В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. Мужеством и напряженной скорбью веяло и от аллегорических фигур. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909).
В 30-е гг. Бранкузи хорошо владеет материалом, он виртуозно полирует камень, бронзу, добиваясь совершенной отточенности задуманных форм.
Изящество и четкость силуэта, музыкальность ритма отличают такие его работы, как «Фавн», «Девушка с кувшином» и др. По окончании школы, получив специальную стипендию городского муниципалитета и рекомендательные письма, молодой скульптор отправился в Париж, чтобы продолжить образование в столичной Академии искусств. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним.
Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Эти эксперименты он называет «скульптуро-живописью». Пренебрежение к природе, характерное для многих художников 20 в., абсолютно чуждо Деспио. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», — говорил Эмиль Бурдель.
Этим признанием он очень дорожил. Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Я работал с ним девять лет. Очень точно схвачена особая «девчачья» посадка головы, чуть подавшейся вперед.
Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж). Еще одному из замечательнейших своих творений — памятнику генералу Альвеару — Бурдель посвятил целое десятилетие. Как и в монументах, в многочисл.
Несмотря на схематизм, упрощение форм, Цадкин не порывает полностью с изобразительностью. Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью».
Начало 1910-х гг. Это придает работам Бурделя характер особой, динамической монументальности. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев — 1 октября 1929 г. умер. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) — работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой.
Последовательно реалистическую позицию занимает «Группа9», первая выставка которой состоялась в феврале 1964 г. В состав «Группы 9» входят такие мастера, как Озуф, Кармон, Дамбуаз, Иденбаум и другие. 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека»: Л. ван Бетховен (бронза, 1887–1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: Это он, это Альвеар.
И тем не менее именно эти «воображенные» портреты удавались ему, как правило, лучше, чем лепленные непосредственно с натуры. В 40—50-е гг. Большую роль в этом отношении сыграли два мастера: Роден и рано умерший (в 1909 г. ) Шнегг. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913–23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). Высота аллегорий равнялась 370 см.
Учился в Тулузе (1876–84), в парижской Школеизящных искусств у А. Фальгьера (1884–86) в 1886–90 пользовался советами Ж. Далу, в 1893–1908 работал ассистентом в мастерской О. Родена. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», — писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. Эти ранние работы несколько схематичны, позы неестественны, движения скованны. Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О.
Там он обучался в мастерской Фальгиера. Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции. Деспио родился в Монт де Марсан, в Ландах. Отлично вылеплен конь. Это граничит со стремлением к монументальности, которая достигается в лучших портретных работах мастера, таких, как «Бетховен», «Энгр» и другие.
М., 1935). Композиция Геракла при всей её динамичности очень компактна и лаконична. символом возвращения в искусство образа естественного человека.
Скульптура выполняет роль лишь декоративно-оформительского элемента, целиком отказываясь от изобразительности («Композиция в пространстве», 1929, Базель, Музей «Взлет птицы», 1955, Детройт «Динамическая проекция на 30», 1950—1951, Каракас, Университетский городок). За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. и неоклассич. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Наиболее ясно эта тенденция выражена в творчестве двух художников: Антона Певзнера (родился в 1884 г. в Орле, умер в 1962 г. ) и его младшего брата Наума Габо-Певзнера (родился в 1890г. Единственный его недостаток — стремление к невозможному, но это благородный недостаток».
Их жесты порой угловаты, позы несколько неуклюжи, но им присуща своя, особая грация. Мастер выполнил более сорока портретов Бетховена, увлечение которым зародилось еще в юности.
Пожалуй именно в женских портретах с наибольшей силой проявилось мастерство Деспио. Несравнимо более удачен знаменитый «Стреляющий Геракл» (1909 Париж, Музей современного искусства вариант в Праге). Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. Мудрый и печальный — таким увидел Майоль Ренуара.
Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Однако вскоре мастер преодолевает схематизм и уже начиная с 1901 г. его произведения несут на себе печать подлинной художественной завершенности и определенного, «майолевского» стиля. Тот же принцип положен в основу большинства работ Бранкузи («Мадемуазель Погани», 1919, Филадельфия, собрание Аренсберг «Птица», 1940, Венеция, собрание П. Гуггенхейм «Петух», 1941, Париж, Музей современного искусства).
«Я черпал в нем смелость смотреть на мир собственными глазами», — говорил Деспио о Родене. Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. Мужественная красота в сочетании с женственностью составляет своеобразие этого образа. В 1925 году – бронзовую статую Франция.
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ). Наиболее значительным произведением скульптора позднего периода является монумент «Памяти разрушенного Роттердама» (1953). Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет.
В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. Мои руки опухли от сырой глины. Его вещи воздействуют постепенно и главная их сила—в удивительной правдивости. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек.
Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Он говорил: «В принципе я не работаю с натуры. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Его работы позднего периода ближе к абстрактному сюрреализму («Лунный призрак человека», 1950 «Возникновение формы», 1953 обе — Рио-де-Жанейро, Музей современного искусства), связанному с наиболее реакционными течениями в современной буржуазной философии. Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках.
Третий аспект наиболее глубок и сложен. Явная деградация абстрактной или близкой абстракционизму скульптуры, попытка замаскировать скудость творческой мысли различными эксцентрическими выходками, не имеющими отношения к искусству (экспонирование предметов бытового обихода, частей машин и т. д. ), свидетельствуют о том, что это направление зашло в тупик. Крайним сторонником этой техники явился Иоахим Коста (р. В 1901 г. Майоль увеличивает эскиз до натуры, а затем переводит его в камень. С 1914 г. он начинает выставляться вместе с кубистами, наиболее последовательно придерживаясь теоретических установок этого течения («Женская форма», 1918, собственность автора «Орфей», 1928, Париж, Музей современного искусства «Бах», 1932).
Даже в небольших статуэтках — «Причесывающаяся девушка» (1900), «Присевшая на корточки» (1901), «Сидящая женщина с поднятой левой рукой» (1902) (все в ГМИИ)— поражает особая весомость, монументальность пластических масс. Соотношение несомых и несущих частей гармонически согласовано, как в античном храме: на согнутой в колене ноге покоится рука, поддерживающая склоненную голову движение торса уравновешено другой рукой, упирающейся в землю. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Среди других портретов привлекают внимание «Жако» (1917) и в особенности «Кра-Кра» (1917 оба — Гренобль, Музей) с двумя смешными косичками, с широко и доверчиво раскрытыми глазами.
Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа». Если все эти мастера в своем творчестве исходят из реального пространства, которое является естественной средой для их скульптуры, то представители другой тенденции стремятся, по их словам, к созданию новой, «особой скульптурно-пространственной среды, подчиненной иным пространственным и временным закономерностям, чем те, которые господствуют в реальности». Спасало право выставляться в разных салонах и продажа своих работ.
На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. скульптор. Слишком навязчиво ощущается форма самого дерева из которого вырезана фигура («Женская фигура», «Статуэтка», обе —1900 г. ). Начало 1910-х гг. Эта «классичность» чувствуется и в подходе Майоля к работе с натуры: (например, этюд для «Гармонии», ок.
Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». Интерес к отвлеченному пластическому объему характерен и для творчества Ганса Арпа (р. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер. 1920). Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор.
В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Работам Майоля присуще одно свойство, которое можно было бы назвать «светозарностью». Я работал с ним девять лет. В 50-х гг. Шадр. Жизнь – моя единственная школа.
«Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Отлично вылеплен конь. Свои первые вещи он иногда режет прямо в дереве без предварительной проработки в глине. Скульптора часто упрекали в его чрезмерном увлечении архаикой, в неумении решать насущные проблемы современными методами. Они отличаются выразительностью и психологической остротой («Портрет Пикассо», 1912 Барселона, Музей).
С 1898 г. на выставках «Салона французских художников», в «Салоне национального общества искусства» появляются первые работы Деспио.
Его общая высота составляла 20 метров. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Особое место в творчестве Бурделя занимает портрет. На литье из бронзы всех фигур потратили три года.
В салоне Общества французских художников в 1884 году был выставлен его бюст композитора Армана Сантиса, а в следующем году – гипсовая группа Первая победа Ганнибала. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера. Уже в «Спящей музе» (1909 Париж, Музей современного искусства) скульптор, стремясь убрать все «лишнее», превратил человеческую голову в отполированный предмет яйцевидной формы — человеческий образ подменяется геометрической фигурой. Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году.
Эти же слова можно сказать применительно к «Гераклу». Передача движения строится здесь на ином принципе, чем у Рюда или Родена, где ощущение динамики создавалось совмещением в одной фигуре разновременных моментов движения. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Однако, в отличие от Бранкузи исходящего из реальной формы и доводящего ее почти до абстракции, Арп претендует на создание «новой пластической реальности». «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорил Бурдель.
Начиная с памятника Альвеару, Бурдель работает большими планами. Выразительна и фигура самого Альвеара. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, — это всегда она», — писал скульптор. Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую.
Образы современников перемежаются с изображением людей, которых Бурдель не мог видеть. Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Вырабатывается определенный характер лепки, соответствующий крупным, монолитным формам. Позже Эмиль Бурдель сказал:.
По глубине проникновения, по удивительной правдивости этот портрет является одним из лучших образцов портретного искусства не только в творчестве Майоля, но и в искусстве 20 в. Искусство Майоля граничит с лучшими гуманистическими устремлениями в культуре 20 в. До конца своих дней он остается верен традициям реалистического искусства («Река», 1939—1943 Нью-Йорк, Музей современного искусства). Их программа была изложена в «Манифесте» 1920 г., который, по сути дела, явился теоретическим обоснованием конструктивизма. «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем — в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Она состоит из двух взаимоусиливающих компонентов: нижняя часть фигуры выполняет как бы роль мощной стальной пружины: левая нога, согнутая в колене, создаёт ощущение огромной потенциальной энергии, которая в любое мгновение может вырваться наружу чеканная линия силуэта и подчёркнутая целеустремлённость превращают верхнюю часть торса в подобие стрелы, готовой сорваться с тетивы исполинского лука.
Однажды в витрине магазина Монтобана Бурдель увидел портрет великого композитора, который потряс его своей глубиной. Характеризуя одну из своих ранних работ («Адам», 1888 Париж, музей Бурделя), скульптор говорил: «Я хочу воссоздать его таким, каким он внезапно появился перед удивленным миром, во всей своей первозданной силе и наивности». Стройные фигуры с удлиненными пропорциями вызывают в памяти образы Реймса, Страсбурга. Величественный и импозантный памятник представляет собой грандиозное сооружение из розового гранита и бронзы высотой около 20 м. На высоком постаменте возвышается конная статуя, а по углам цоколя размещены четыре аллегории — Сила, Победа, Свобода и Красноречие. Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана.
Наибольший интерес среди скульпторов упомянутой группы представляет творчество Осипа Цадкина (родился в 1890 г. в Смоленске). Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. – Превозмогая боль, я начал лепить. На свет появился удивительный документ — свидетельство братской солидарности художников — «Петиция скульпторов», растрогавший Бурделя до глубины души: «Мы, собратья и почитатели Бурделя, — говорилось в ней, — считаем, что памятник генералу Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции. Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски. скульптор приобрел мировую известность.
Здесь все просто и естественно. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», — сказал он педагогу на прощанье.
С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения. Среди последователей Б. – А. Августинчич, Е. В.
Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану». Я лепил его со своего соседа — рыжего и худого итальянца. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан.
Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена. В творчестве Б., близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантич. Во второй половине 80-х гг. Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: «Это он, это Альвеар. » Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. к пуристам и конструктивистам («Человек с гитарой», 1915 Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Стремление к обобщению доведено в работах Константина Бранкузи (1876— 1957) почти до полной абстракции. Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры. Его отец был крестьянином-виноделом (Майоль —на местном наречии значит виноградная лоза). Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны.
У меня заранее имеется идея моей статуи». Композиция «Геракла» при всей ее динамичности очень компактна. Кризис, который переживает французская скульптура, остро ощущают и сами художники.
В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. Представления Майоля о прекрасном неразрывно связаны с понятиями здоровья и силы. С особенной силой эти черты раскрываются в таких работах, как «Голова Аполлона» (1900—1909 музей Бурделя), «Пенелопа» (1905—1912 музей Бурделя), «Сафо» (1925 музей Бурделя), памятник Мицкевичу в Париже (1909—1929) и в особенности в аллегорических фигурах для памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе (1914—1923). поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. О нем не забыли и земляки монтобанци, обитавших в Париже.
«Аполлон» был для меня отдыхом. Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910–1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана.
Его работы были отмечены на Биеннале 1964 г. в Венеции особым призом. Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры. Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Это вселило жизнь в античные образы, согрело их живым человеческим чувством.
Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Искусство, по Арпу, есть, средство раскрытия «духовной сущности мистической реальности». Среди монументальных работ, которые Майолю удалось осуществить, можно назвать несколько памятников, посвященных жертвам войны, памятник Клоду Дебюсси (1935 Сен-Жермен-ан-Иэ), Сезанну (1912—1925 Париж, сад Тюильри), Огюсту Бланки (1906 Пюже-Тенье). Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. и Брянске). «Чтобы сделать портрет гения, — говорил скульптор, — надо сначала четко представить себе форму его сущности». Большую роль в этом отношении играет четкий силуэт. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б.
Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Ревалд). «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель.
Деформация, по мысли автора, должна символизировать здесь идею разрушения и гибели. Она была моим главным источником. Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908).
Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика. С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер. Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции. Бурдель создал особый тип портрета — «героический портрет».
музей совр. Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. «Мы, собратья и почитатели Бурделя, считаем, что памятник Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов.
Недовольный системой преподавания, уже через два года Бурдель покинул мастерскую Фальгьера и начал работать самостоятельно. Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ. Работая над декором Театра Елисейских полей, скульптор снова возвратился к любимой им античной культуре.
скульптор приобрел мировую известность. Современник Архипенко испанец Пабло Гаргальо (1881—1934) также увлекается решением пространственных проблем. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. напряжение своих героев, Б. смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Нац.
Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. тенденции. Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет».
Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929). До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Уже в начале 900-х гг. Еще одному из замечательнейших своих творений – памятнику генералу Альвеару – Бурдель посвятил целое десятилетие. Невозможно представить себе европейскую монументальную пластику XX в. без той базы, которую заложил Бурдель.
Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан– 1. 10. 1929, Ле-Везине), франц. Никакой «графичности» или «иллюстративности» он говорит языком своего искусства, не прибегая к помощи других его видов. Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). Чтобы передать пафос, духовное и физич.
иск-ва, Париж). Небольшие домики под розовыми черепичными крышами, серебристые оливы, виноградники—«Море, солнце, вино — здесь невозможно создавать бесчувственное искусство», — говорил Майоль. В 20-е гг.
Он лепил Анатоля Франса и Родена, Бетховена и Рембрандта, Мицкевича и Энгра. Посетил Италию, Грецию, Чехию. Несмотря на предельное обобщение форм, фигуры пластичны, движение подчинено единому музыкальному ритму, композиционное построение отличается экспрессией и динамикой («Черный торс», 1909, Нью-Йорк, частное собрание «Две фигуры» и др. ). Первую модель будущего конного монумента художник создал 1912 года.
В Аполлоне (1900—1904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). Крупнейший ваятель рубежа 19–20вв., Б. оказал значит. Его привлекали люди сильных, монолитных характеров, люди больших, благородных страстей. «Антуанетта» (1918), «Мадам Дерен» (1923—1926), «Мадам Стоун» (1927), «Честер Даль» (1934)—очень разные с точки зрения психологических характеристик и в то же время близкие друг Другу общностью эмоциональной настроенности.
Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Аллегории дополнительно объясняли добродетели генерала – Мощь (Сила), Переможнисть (Победа), Свободолюбие (Свобода), Красноречие (Ораторство). В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Художник стремится создать как бы пластический эквивалент крика — крика ужаса и боли, который исторгается из растерзанных недр разрушающегося Роттердама. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа. В этом сказались особенности творческого метода скульптора.
Ранний период отмечен влиянием примитивов. Композиция Геракла при всей её динамичности очень компактна и лаконична. Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне. Излюбленной темой его является женский торс. Не следует воспринимать это заявление буквально.
Бурдель решился покинуть академию и его лишили Тулузской стипендии. Выразительна и фигура самого Альвеара. Формально не будучи монументом, «Иль-де-Франс» воспринимается как подлинный памятник французской нации. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка — одном из наилучших творений мастера. Бурделю принадлежит декоративное оформление здания: барельефы, фрески.
Участник выставок парижского Салона с 1884. Героическому характеру портретов соответствует и форма. После 1912 г. Архипенко начинает увлекаться кубизмом. Она была моим главным источником.
Его «Бетховен» (Париж, Музей Бурделя) — воплощение могучего напора творческой энергии, трагического величия, революционной патетики. Творческий путь Майоля протекает ровно и плавно. Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми).
Он ученик Парижской академии, в столице он с 1884 года. Мои руки опухли от сырой глины. — Превозмогая боль, я начал лепить.
Его работы становятся все более схематичными и отвлеченными («Голова», 1913, частное собрание «Стоящая фигура», 1920, музей в Дармштадте). Именно в это время были созданы многие лучшие работы — «Средиземное море» (1901—1905 сад Тюильри), «Ночь» (1902—1906 музей Винтертур), «Помона» (1907 Прага, Национальная галлерея) и др. (ок. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Бурдель. В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии.
«Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Бурдель неустанно работал десять лет, накопил гору рисунков с вариантами. Его модели, как правило, погружены в себя, они словно задумчиво прислушиваются к жизни своего внутреннего «я» или вспоминают что-то. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. «Геракл» Бурделя олицетворяет собой триумф первобытной, стихийной силы, заложенной в человеке, утверждает торжество необузданной, не знающей оков, яростной энергии. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе.
было отмечено явным поворотом к фигуративности. В отличие от трепетной поверхности в портретах Родена, где тонкие нюансы обработки создавали ощущение рождающегося на глазах характера, ощущение движения человеческой мысли во времени, у Бурделя формы более монолитны, выразительность и жизненность образов достигаются за счет динамики крупных пластических масс. Углы постамента подчеркивали фигуры аллегорий. Там он обучался в мастерской Фальгиера.
(В этом городе в 1962 г. открыт музей Деспио. ) Его отец и дед были штукатурами. Создавая эти свои работы, мастер выполнял нелегкую задачу для своего времени: возрождал то, что казалось уже давно забытым – традиции героического монументального искусства. (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции.
«Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель. характер монументальным произведениям (памятник ген. Работы Деспио никогда не поражают с первого взгляда ибо мастер принципиально избегает всяких внешних эффектов, всего «поражающего». Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент — «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Сын каменотеса, Бернар явился одним из наиболее убежденных сторонников непосредственной работы в камне (так называемая техника «taille directe»—«прямая рубка»). Проблема пространственных отношений, лежащая в основе живописного кубизма, находит отражение в «контрформе» (контрформа основывается на замене выпуклых форм вогнутыми или пустотами: «Причесывающаяся женщина», 1916, собрание Гамильтон).
«Я леплю на простонародном наречии», — любил говорить мастер. Придавал символико-аллегорич. В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу.
С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор. В 20-е гг. Архипенко вводит в скульптуру сочетание различных материалов, раскраску.
В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (1914—1923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы. в творчестве художника начинает сказываться влияние сюрреализма, проявление которого в пластике производит особенно отталкивающее впечатление («Весна», 1942 «Мать и дитя», 1941—1945 обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства).
1887). Недаром Деспио скажет впоследствии: «Прежде чем украшать стену, надо ее построить». «Новая фигуративность», «Возврат к фигуре»— эти лозунги, под которыми проходят выставки скульптуры 60-х гг., говорят сами за себя.
С 1884 г. произведения Бурделя начинают появляться на выставках. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе».
Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. Несмотря на некоторую стилизацию под античность, в целом это была безусловная удача. Если в работах Майоля нас поражала гармоническая цельность образов, плотность объемов, весомость пластических масс, если Бурдель открыл своими произведениями новую эпоху в области монументальной скульптуры, создав героические образы, полные бурной экспрессии и высокой нравственной силы, то, говоря о Деспио, первое, что мы должны отметить, — это обостренное «чувство индивидуального», присущее работам мастера.
Первый вариант «Средиземного моря» (1900) высотой всего 16 см производит впечатление большой вещи именно в силу монолитности форм, плотности объемов. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне. В таких работах, как «Девочка из провинции Ланд» (1904), «Полетта» (1907—1910 обе — Париж, Музей современного искусства), Деспио предстает перед нами как вполне сложившийся мастер со своей индивидуальной манерой, своим взглядом на задачи пластики.
Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., — «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Преподавал в Париже в студии «Ла Гранд-Шомьер» (1909–1929), ученики Б. – А. Джакометти, В. И.
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния».