В этот же период Бурдель занимается декоративным оформлением зданий. Стреляющий Геракл Бурделя — олицетворение стихийной, первобытной, но уже целеустремлённой силы: могучая и вместе с тем стройная фигура героя-атлета напряжена, как тетива натянутого лука, как гигантская стальная пружина». Глубокий след в творчестве Бурделя оставила работа с Роденом. Первым крупным монументом, который выполнил Бурдель, был памятник «Павшим 1870—1871 гг» (1893—1902 Монтобан).
Особое место в творчестве Бурделя занимает так называемый «героический портрет», моделями для которого скульптору служили личности сильные и возвышенные: Бетховен, Рембрандт, Франс и другие. Э. а. бурдель. Собственная нота Бурделя, пожалуй, впервые явственно слышится в памятнике поэту Леону Клоделю, воздвигнутом Бурделем на родине в Монтобане в 1894 году.
Им созданы сотни рисунков, поскольку Бурдель, прежде чем приступать к работе над композицией, всегда предварительно делал огромное количество скульптурных набросков и эскизов. Бурдель впервые выступает в Салоне 1885 года, дебютирует большой гипсовой группой «Первая победа Ганнибала», которая ныне находится в Музее Энгра, в Монтобане. В 20-е годы Эмиль Бурдель приобрел мировую славу. Энергия, заключенная в скульптурах Бурделя, настолько велика и неистова, что форма напрягается, взрывается, сминается под собственной тяжестью, деформируется, едва не утрачивая образную целостность. Содержательность и философская глубина роденовских образов оставили глубокий след в творчестве Бурделя, однако многое ему было чуждым: «Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством».
Целое десятилетие Бурдель преимущественно отдаёт работе над монументом Альвеара. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (1861-1929) французский скульптор. Музей Бурделя.
Э. а. бурдель. В 1900-1914 годах Эмиль Бурдель работал в самых разных жанрах. Бурдель постепенно увлекается средневековой архитектурой и скульптурой, благо Тулуза — настоящий музей.
С 1889 г. Бурдель начинает работать с Роденом. Самой большой прижизненной выставкой Бурделя считается экспозиция в Брюсселе в 1928 году, на которой были представлены 141 скульптура, 78 живописных и графических работ. Иной характер носит другая работа Бурделя — декор театра оперы в Марселе (1924). С 1894 года произведения Бурделя начинают появляться на выставках.
Он поносил Родена и Бурделя, объяснял упадок современной скульптуры тем, что нет достойных сюжетов, а главное, что нет достойного материала. В то время, когда официальная пропаганда культивировала ура-патриотизм, Эмиль Бурдель в своей Победе подчеркивал прежде всего чувство опасности, которое испытывал и сам, сознательно оставшись работать в обстреливаемом Париже. Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена. Немало Бурдель создал и произведений, воскрешающих мотивы античной пластики: Маленький фавн-пастух, Афина Паллада, Сафо с лирой, Пенелопа. Недолго проучившись в Школе изящных искусств, он поступает в мастерскую Фальгнера, но задыхается в атмосфере салонного благополучия: Бурдель не переносил академический лоск и казённость учёбы.
Мы ничтожно малы перед силами мира, - писал Бурдель, - и все же. В следующем году работа Бурделя «Первая победа Ганнибала» была приобретена и передана в музей Монтобана. Бурдель — крупнейший французский скульптор-монументалист первой трети двадцатого века, которому было свойственно стремление к героически-возвышенным образам, ярким и самобытным характерам.
Художественный музей Эмиля Антуана Бурделя (Muse Bourdelle), находящийся в 15 округе Парижа, был открыт еще в 1949 году, через 29 лет после смерти знаменитого французского скульптора-монументалиста. Э. а. бурдель. Бурдель приехал в Париж в 1884 году. В годы Первой мировой войны Эмиль Бурдель создал бронзовую статую Победы, которую задумал как памятник павшим на фронте депутатам Национального собрания (1916) и продолжает работать над начатым еще в 1912 году Памятником генералу Альвеару для Аргентины (открыт в 1925 г. ).
Образ Геракла завершает первый значительный период в творчестве Бурделя, для которого характерны преклонение перед первозданной, стихийной силой человеческих страстей, героический пафос, динамизм и экспрессия, подчиненные строгому конструктивному началу.
Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Последовательно реалистическую позицию занимает «Группа9», первая выставка которой состоялась в феврале 1964 г. В состав «Группы 9» входят такие мастера, как Озуф, Кармон, Дамбуаз, Иденбаум и другие. Терновец.
характер монументальным произведениям (памятник ген. – Превозмогая боль, я начал лепить. В 1893 году Огюст Роден предлагает Бурделю место пратисьена (помощник, переводящий скульптуру в другой материал или размер) в своей мастерской. В этом увлечении «taille directe» также сказалась реакция на импрессионистическую дробность формы в скульптуре предшествующего периода. Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). В портретах («О. В отдельных произведениях Б. 20-х гг. Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов.
Кроме огромного фриза (14 м х 2, 48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах. В 191215123 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса 151 вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. «То, чего я ищу, — это объемы в воздухе». Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан.
В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила. (ок. Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорит Бурдель.
Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», — говорил Эмиль Бурдель.
Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Увлеченный традициями греческого искусства, Бурдель попытался возродить утраченные представления о классическом синтезе искусств в оформлении Театра Елисейских полей (1910-1913), для которого он выполнил не только скульптурный фриз и пять метоп, но почти 60 фресковых росписей в интерьере. Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». 1920).
Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). Он становится признанным мастером монументальной пластики, ему поручаются важные государственные заказы не только во Франции, но и в других странах. Он лепил Анатоля Франса и Родена, Бетховена и Рембрандта, Мицкевича и Энгра. В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (19141511923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы.
Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910–1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Экспрессия, которую он хотел вложить в свои творения, была настолько велика и неистова, что требовалась деформация самой формы скульптуры для ее выражения, буквально на грани образной целостности произведения. Первый вариант «Средиземного моря» (1900) высотой всего 16 см производит впечатление большой вещи именно в силу монолитности форм, плотности объемов. Изящество и четкость силуэта, музыкальность ритма отличают такие его работы, как «Фавн», «Девушка с кувшином» и др. В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 18701511871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит).
Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910-1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя». Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью.
Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. музей совр. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году. Его отец был крестьянином-виноделом (Майоль —на местном наречии значит виноградная лоза). Придавал символико-аллегорический характер монументальным произведениям (памятник генералу К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913-23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). Кризис, который переживает французская скульптура, остро ощущают и сами художники. Чтобы передать пафос, духовное и физич.
Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана. Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски.
Здесь все просто и естественно. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. «Аполлон» был для меня отдыхом. В более позднее время он отдает дань экспрессионизму («Фигура», 1930 Нью-Йорк, Музеи современного искусства). Роден», бронза, 1909 «А. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908).
Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. В 1893 году Роден пригласил Бурделя работать вместе с ним в его ателье на Университетской улице и молодой скульптор принял участие в работе над такими грандиозными произведениями Родена, как Врата ада, Граждане Кале, а также над Памятником Бальзаку. В 30-е гг.
«Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», 151 говорил о «Пенелопе» Бурдель. В центре его внимания могучие характеры, люди действенные, активные, целеустремленные. Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б. Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О. — Превозмогая боль, я начал лепить.
Выразительна и фигура самого Альвеара. Это нарушение «границ дозволенного» явилось вообще характерной болезнью европейского искусства на рубеже 19—20 вв. В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе. Позже Эмиль Бурдель сказал:. «Чтобы сделать портрет гения, — говорил скульптор, — надо сначала четко представить себе форму его сущности». В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ».
Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Мои руки опухли от сырой глины. Работа была удостоена почетного упоминания.
«Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Во второй половине 80-х гг. Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Несмотря на схематизм, упрощение форм, Цадкин не порывает полностью с изобразительностью. Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году.
было отмечено явным поворотом к фигуративности. В отдельных произведениях Бурдель Эмиль Антуан 20-х гг. Уже в «Спящей музе» (1909 Париж, Музей современного искусства) скульптор, стремясь убрать все «лишнее», превратил человеческую голову в отполированный предмет яйцевидной формы — человеческий образ подменяется геометрической фигурой.
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра) могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже) «Анатоль Франс» — олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады). Она была моим главным источником.
скульптор приобрел мировую известность. Искусство, по Арпу, есть, средство раскрытия «духовной сущности мистической реальности». Франс», бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи.
В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор. Одним из самых известных произведений мастера этого времени становится «Геракл, стреляющий из лука» (1909). Среди монументальных работ мастера памятники Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и Мицкевичу в Париже (1909-1929).
В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). У Майоля силуэт подчеркивает, выделяет обособленный, пластический объем в пространстве. Мои руки опухли от сырой глины. тенденции. Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена.
Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (187615184), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (188415186). Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика. 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека»: Л. ван Бетховен (бронза, 1887–1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др.
Эти ранние работы несколько схематичны, позы неестественны, движения скованны. Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей. Особенно хороши статуи, олицетворяющие Силу, Победу, Свободу и Красноречие, стоящие по углам цоколя памятника Альвеару.
Начало 60-х гг. Его работы позднего периода ближе к абстрактному сюрреализму («Лунный призрак человека», 1950 «Возникновение формы», 1953 обе — Рио-де-Жанейро, Музей современного искусства), связанному с наиболее реакционными течениями в современной буржуазной философии. Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи. Именно в это время были созданы многие лучшие работы — «Средиземное море» (1901—1905 сад Тюильри), «Ночь» (1902—1906 музей Винтертур), «Помона» (1907 Прага, Национальная галлерея) и др. Эти эксперименты он называет «скульптуро-живописью». «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице.
Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ. Бурдель считал, что после готики развитие скульптуры, какими бы гениями она ни была представлена идет по нисходящей линии. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой — новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», — говорил скульптор об «Аполлоне».
«Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Примерно в это же время его произведения упоминаются на выставках в Салоне. Франс», бронза, 1919) Бурдель Эмиль Антуан выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан – 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор.
Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др. И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения. Но сам мастер не раз говорил: «Лувр, Нотр-Дам, Пюже, Бари — вот мои истинные учителя». В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера.
появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925).
Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция). Наиболее значительным произведением скульптора позднего периода является монумент «Памяти разрушенного Роттердама» (1953). Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция).
Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море. И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Произведения Б. конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения.
Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Большую роль в этом отношении сыграли два мастера: Роден и рано умерший (в 1909 г. ) Шнегг. Идеал человека первозданной необузданной силы выражен Бурделем в статуе «Стреляющий Геракл» (1909, Париж, Музей современного искусства).
Начав работу над монументом в 1912 г. в Париже, он продолжил свой труд в Монтобане, куда перебрался вместе со всей семьей. Участник выставок парижского Салона с 1884 года. Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности.
По глубине проникновения, по удивительной правдивости этот портрет является одним из лучших образцов портретного искусства не только в творчестве Майоля, но и в искусстве 20 в. Искусство Майоля граничит с лучшими гуманистическими устремлениями в культуре 20 в. До конца своих дней он остается верен традициям реалистического искусства («Река», 1939—1943 Нью-Йорк, Музей современного искусства). напряжение своих героев, Б. смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Нац. «Я черпал в нем смелость смотреть на мир собственными глазами», — говорил Деспио о Родене. За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов.
1887). Тот же принцип положен в основу большинства работ Бранкузи («Мадемуазель Погани», 1919, Филадельфия, собрание Аренсберг «Птица», 1940, Венеция, собрание П. Гуггенхейм «Петух», 1941, Париж, Музей современного искусства). Мудрый и печальный — таким увидел Майоль Ренуара.
В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. Роден, бронза, 1909 А. Франс, бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 191515123), в установленных в Париже статуе Франция (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 190915129) стремился выразить гражданские идеи. В портретах (О. Ранний период отмечен влиянием примитивов. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», — писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны.
Несмотря на предельное обобщение форм, фигуры пластичны, движение подчинено единому музыкальному ритму, композиционное построение отличается экспрессией и динамикой («Черный торс», 1909, Нью-Йорк, частное собрание «Две фигуры» и др. ). Единственный его недостаток — стремление к невозможному, но это благородный недостаток».
Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (1876-84), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (1884-86). Эта работа выявила мое новое видение формы, далеко опережавшее все прежние поиски, заставив меня сконцентрировать основное внимание на структуре, а не на мускулах, сухожилиях, сосудах и т. д». появляются черты декларативности, стилизации и архаизации.
Критик Ф. Шамсо в статье о выставке особо выделил Бурделя: чувствуется, что перед тобой не ремесленник, а поэт. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925). Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Его вещи воздействуют постепенно и главная их сила—в удивительной правдивости.
Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру., Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile-Antoine) 1861, Монтобан — 1929, Париж. Как и в монументах, в многочисл. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). Их жесты порой угловаты, позы несколько неуклюжи, но им присуща своя, особая грация.
«Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари 151 вот мои истинные учителя». «Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) 151 одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. Недовольный системой преподавания, уже через два года Бурдель покинул мастерскую Фальгьера и начал работать самостоятельно. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, — это всегда она», — писал скульптор. Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908).
Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (18931511908). Наибольший интерес среди скульпторов упомянутой группы представляет творчество Осипа Цадкина (родился в 1890 г. в Смоленске). Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане.
Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи. Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» — настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система. У меня заранее имеется идея моей статуи». Во второй половине 80-х гг. «Аполлон» был для меня отдыхом. Преподавал в Париже в студии Гран-Шомьер (1909-1929), ученики Бурделя – А. Джакометти, В. Н. Мухина, И. Д. Шадр. Однако, в отличие от Бранкузи исходящего из реальной формы и доводящего ее почти до абстракции, Арп претендует на создание «новой пластической реальности».
поражают своей нравственной силой, высокой одухотворенностью. Излюбленной темой его является женский торс. «Я леплю на простонародном наречии», — любил говорить мастер. Излюбленным материалом, которым мастер хорошо владеет, является железо.
Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ). Наиболее ясно эта тенденция выражена в творчестве двух художников: Антона Певзнера (родился в 1884 г. в Орле, умер в 1962 г. ) и его младшего брата Наума Габо-Певзнера (родился в 1890г.
Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства. Эти же слова можно сказать применительно к «Гераклу». Даже в небольших статуэтках — «Причесывающаяся девушка» (1900), «Присевшая на корточки» (1901), «Сидящая женщина с поднятой левой рукой» (1902) (все в ГМИИ)— поражает особая весомость, монументальность пластических масс. Это граничит со стремлением к монументальности, которая достигается в лучших портретных работах мастера, таких, как «Бетховен», «Энгр» и другие.
Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах. Айседора танцевала у себя дома для меня одного словно дерево покачивалось на ветру и птицы взлетали на его ветви. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (187615184) и Париже (188415186). Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану». Эти статуи 151 одна из самых больших удач художника.
музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др. Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан. Придавал символико-аллегорич.
Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» 151 настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система.
Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан 151 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график. Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Начало 1910-х гг. Идейная концепция образа определяет характер лепки: портрет Бетховена воспринимается как окаменевшая музыка. Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). Они отличаются выразительностью и психологической остротой («Портрет Пикассо», 1912 Барселона, Музей). Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. Эта конкретность в решении образа сочетается с декоративно трактованными деталями, что помогло скульптору объединить фигуру в единое целое с общим ансамблем. музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др.
иск-ва, Париж). В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. скульптор приобрел мировую известность.
Среди других портретов привлекают внимание «Жако» (1917) и в особенности «Кра-Кра» (1917 оба — Гренобль, Музей) с двумя смешными косичками, с широко и доверчиво раскрытыми глазами. Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. От живущих эмоцией ранних произведений ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902 гг. ) Бурдель перешёл к более уравновешенным композициям, в которых использовал традиции древне-греческой архаики и ранней классики. Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море. «Антуанетта» (1918), «Мадам Дерен» (1923—1926), «Мадам Стоун» (1927), «Честер Даль» (1934)—очень разные с точки зрения психологических характеристик и в то же время близкие друг Другу общностью эмоциональной настроенности. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества».
Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Мастер выполнил более сорока портретов Бетховена, увлечение которым зародилось еще в юности.
Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Надо мной простиралось военное небо Франции. ». В 190915129 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу (см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. Я работал с ним девять лет. В своих работах мастер все чаще обращается к темам и образам античной мифологии.
Явная деградация абстрактной или близкой абстракционизму скульптуры, попытка замаскировать скудость творческой мысли различными эксцентрическими выходками, не имеющими отношения к искусству (экспонирование предметов бытового обихода, частей машин и т. д. ), свидетельствуют о том, что это направление зашло в тупик. Она была моим главным источником. Современник Архипенко испанец Пабло Гаргальо (1881—1934) также увлекается решением пространственных проблем. (В этом городе в 1962 г. открыт музей Деспио. ) Его отец и дед были штукатурами.
Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). Получив основательную профессиональную подготовку, молодой скульптор выполняет на заказ портретные бюсты. Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Творческий путь Майоля протекает ровно и плавно.
Французский скульптор, художник, график. Работа была удостоена почетного упоминания. В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). Здесь Майоль подлинный «классик». В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель Эмиль Антуан творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Бурдель Эмиль Антуан отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза). Героическому характеру портретов соответствует и форма.
Несмотря на некоторую стилизацию под античность, в целом это была безусловная удача. В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). Бурделю принадлежит декоративное оформление здания: барельефы, фрески. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них.
Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. Преподавал в студии Гранд Шомьер (190915129). Ревалд).
Этим признанием он очень дорожил. Особое место в творчестве Бурделя занимает портрет. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Жизнь — моя единственная школа.
Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913–23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж).
Деформация, по мысли автора, должна символизировать здесь идею разрушения и гибели. Творчество Бурдель Эмиль Антуан, одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. Лучшие произведения Эмиля Антуана Бурделя (18611511929), художника напряженных чувств и высоких помыслов, проникнуты духом героической борьбы, созвучной прогрессивным устремлениям эпохи. Однако лишь очень немногие творения, созданные в эту кризисную для скульптуры эпоху, могут претендовать на успешное решение этой задачи, среди них по праву мы можем назвать театр на Елисейских полях Огюста Перре (1912). В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера. Абстракционизм подорвал саму основу пластики, возникшей как искусство, призванное утверждать и воспевать человека.
Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. скульптор осуществляет ряд монументальных работ («Железная статуя», 1952, Университетский парк в Канзас-Сити). Если все эти мастера в своем творчестве исходят из реального пространства, которое является естественной средой для их скульптуры, то представители другой тенденции стремятся, по их словам, к созданию новой, «особой скульптурно-пространственной среды, подчиненной иным пространственным и временным закономерностям, чем те, которые господствуют в реальности».
Бурделя можно назвать классиком ХХ в., однако его искусство отражает кардинальные идеи и проблемы современности и для воплощения их он находит новый язык художественных форм. Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., — «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. Этим признанием он очень дорожил. Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ).
«Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка — одном из наилучших творений мастера. На свет появился удивительный документ — свидетельство братской солидарности художников — «Петиция скульпторов», растрогавший Бурделя до глубины души: «Мы, собратья и почитатели Бурделя, — говорилось в ней, — считаем, что памятник генералу Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции. Принципы «негативной» формы или «контрформы», широко используются им в таких работах, как «Арлекин» (1932 Париж, Музей современного искусства), «Антиной» (1932 частное собрание), «Пророк» (1933 Париж, Музей современного искусства). В 1901 г. Майоль увеличивает эскиз до натуры, а затем переводит его в камень.
После 1912 г. Архипенко начинает увлекаться кубизмом. Бурдель происходил из семьи, где профессия резчиков по дереву и каменотесов была наследственной. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне».
Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции. Он говорил: «В принципе я не работаю с натуры. Стройные фигуры с удлиненными пропорциями вызывают в памяти образы Реймса, Страсбурга.
Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. Интерес к отвлеченному пластическому объему характерен и для творчества Ганса Арпа (р. Три имени — три яркие и самобытные творческие индивидуальности.
«Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Я лепил его со своего соседа — рыжего и худого итальянца. Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др. С особенной силой эти черты раскрываются в таких работах, как «Голова Аполлона» (1900—1909 музей Бурделя), «Пенелопа» (1905—1912 музей Бурделя), «Сафо» (1925 музей Бурделя), памятник Мицкевичу в Париже (1909—1929) и в особенности в аллегорических фигурах для памятника генералу Альвеару в Буэнос-Айресе (1914—1923).
Если в работах Майоля нас поражала гармоническая цельность образов, плотность объемов, весомость пластических масс, если Бурдель открыл своими произведениями новую эпоху в области монументальной скульптуры, создав героические образы, полные бурной экспрессии и высокой нравственной силы, то, говоря о Деспио, первое, что мы должны отметить, — это обостренное «чувство индивидуального», присущее работам мастера. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Деспио родился в Монт де Марсан, в Ландах. Никакой «графичности» или «иллюстративности» он говорит языком своего искусства, не прибегая к помощи других его видов. В памятнике ощутимо влияние О. Родена (см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника).
Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929. и Брянске).
Французский скульптор, художник, график. Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: «Это он, это Альвеар. » Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. Сын каменотеса, Бернар явился одним из наиболее убежденных сторонников непосредственной работы в камне (так называемая техника «taille directe»—«прямая рубка»). Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». В противовес манерно-слащавому идеалу Салона он заставил современников увидеть красоту здорового тела, научил видеть прекрасное в естественном и не случайно в обиход людей 20 в. вошло выражение «майолевская женщина»— мастер расширил для нас рамки прекрасного. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой.
В Аполлоне (19001511904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. Величественный и импозантный памятник представляет собой грандиозное сооружение из розового гранита и бронзы высотой около 20 м. На высоком постаменте возвышается конная статуя, а по углам цоколя размещены четыре аллегории – Сила, Победа, Свобода и Красноречие.
Начиная с памятника Альвеару, Бурдель работает большими планами. В таких работах, как «Девочка из провинции Ланд» (1904), «Полетта» (1907—1910 обе — Париж, Музей современного искусства), Деспио предстает перед нами как вполне сложившийся мастер со своей индивидуальной манерой, своим взглядом на задачи пластики. С 1909 года Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер. Бурдель же привержен классике, утверждению вечных этических идеалов, его произведения отличает ясность композиции, четкость силуэта, подчеркнутая архитектоника: у хорошего скульптора в кончиках пальцев должны быть все законы математики знание геометрии — писал мастер.
Композиция Геракла при всей её динамичности очень компактна и лаконична. С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). М., 1935). В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо».
От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. В отдельных произведениях Б. 20-х гг. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Меняется и сама манера обработки поверхности в отличие от Родена, в произведениях которого мы словно ощущаем код человеческой руки, движение пальцев, формирующих поверхность, в работах Бурделя есть подчеркнутая резкость, шероховатость, видны следы энергичной работы стекой.
Внешний динамизм сменяется чёткой архитектурной конструкцией. Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). Стремление к обобщению доведено в работах Константина Бранкузи (1876— 1957) почти до полной абстракции. (Показательно, что почти каждую работу Деспио повторял от трех до девяти раз, добиваясь подлинной художественной завершенности. ) В отличие от Бурделя, которому больше удавались воображаемые образы, Деспио работает только с натуры и лучшие его произведения — это портреты людей, которых он хорошо знает и любит, —«Тома» (1916), художники Льевр (1918 Алжир, Музей) и Леви (1921 Алжир, Музей), спокойный и задумчивый Гле зер (1924) и другие. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели и автора».
Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески. Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия. В 50-х гг. Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм).
Произведения Бурдель Эмиль Антуан конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) — работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра).
Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники (см. АРХИТЕКТОНИКА). Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках.
Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. В этом случае он также выступил в качестве архитектора и скульптора, выполнив для памятника конную группу и четыре аллегорические статуи: Свобода, Красноречие, Сила и Победа. Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства. Однако вскоре мастер преодолевает схематизм и уже начиная с 1901 г. его произведения несут на себе печать подлинной художественной завершенности и определенного, «майолевского» стиля.
Там он обучался в мастерской Фальгиера. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. Каждая из этих аллегорий не только прекрасно вписывается в общий архитектурный ансамбль, но и выразительна, содержательна сама по себе. По углам цоколя скульптор поместил четыре аллегории.
Как и в монументах, в многочисленных (около 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека» : Л. ван Бетховен (бронза, 1887-1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. Отлично вылеплен конь. Его произведения отличают героический характер образов, мужественная сила, духовное благородство, воплощенное в мощных пластических формах. Уже в начале 900-х гг. символом возвращения в искусство образа естественного человека. Роден», бронза, 1909 «А. Здесь же запечатлен момент наивысшей концентрации энергии перед ее разрядкой.
В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования. В этом сказались особенности творческого метода скульптора. Его работы становятся все более схематичными и отвлеченными («Голова», 1913, частное собрание «Стоящая фигура», 1920, музей в Дармштадте). Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне.
С 1914 г. он начинает выставляться вместе с кубистами, наиболее последовательно придерживаясь теоретических установок этого течения («Женская форма», 1918, собственность автора «Орфей», 1928, Париж, Музей современного искусства «Бах», 1932). В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. к пуристам и конструктивистам («Человек с гитарой», 1915 Нью-Йорк, Музей современного искусства). За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов.
В 40—50-е гг. Бурдель Эмиль Антуан работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). Преподавал в Париже в студии «Ла Гранд-Шомьер» (1909–1929), ученики Б. – А. Джакометти, В. И. Жизнь – моя единственная школа. В 1925 году – бронзовую статую Франция.
Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства.
Свои первые вещи он иногда режет прямо в дереве без предварительной проработки в глине. С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Бурдель.
Архипенко вводит в скульптуру сочетание различных материалов, раскраску. Недаром Деспио скажет впоследствии: «Прежде чем украшать стену, надо ее построить». Начало 1910-х гг.
Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм). В 191015113 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ).
«Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем — в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912).
Слишком навязчиво ощущается форма самого дерева из которого вырезана фигура («Женская фигура», «Статуэтка», обе —1900 г. ). После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств. В портретах («О. Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж). Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе».
Среди первых крупных произведений мастера «Памятник павшим» в Монтобане (1893-1902). В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров.
Представления Майоля о прекрасном неразрывно связаны с понятиями здоровья и силы. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе».
Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески. Это придает работам Бурделя характер особой, динамической монументальности. В связи с этим значительно меняется и вся система формальных пластических приемов. Там он обучался в мастерской Фальгиера.
Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) 151 воплощение трагизма судьбы поэта и творца. Значительностью образов отмечены портреты Бурделя. Чтобы передать пафос, духовное и физическое напряжение своих героев, Бурдель смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж).
Работы Деспио никогда не поражают с первого взгляда ибо мастер принципиально избегает всяких внешних эффектов, всего «поражающего». Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович. Вот почему портрет, в основе которого лежит раскрытие индивидуальных особенностей модели, занимает в его наследии такое небольшое место. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Создавая эти свои работы, мастер выполнял нелегкую задачу для своего времени: возрождал то, что казалось уже давно забытым — традиции героического монументального искусства.
Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29). Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. На этих вещах можно проследить, как постепенно скульптор освобождается от влияния сухого академического стиля. Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 19141511918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже 151 в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года 151 8 мая 1945»., Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile-Antoine) 1861, Монтобан — 1929, Париж. Среди монументальных работ, которые Майолю удалось осуществить, можно назвать несколько памятников, посвященных жертвам войны, памятник Клоду Дебюсси (1935 Сен-Жермен-ан-Иэ), Сезанну (1912—1925 Париж, сад Тюильри), Огюсту Бланки (1906 Пюже-Тенье). Скульптура выполняет роль лишь декоративно-оформительского элемента, целиком отказываясь от изобразительности («Композиция в пространстве», 1929, Базель, Музей «Взлет птицы», 1955, Детройт «Динамическая проекция на 30», 1950—1951, Каракас, Университетский городок).
Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра) могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже) «Анатоль Франс» 151 олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады). (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей.
Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорил Бурдель. Среди последователей Бурделя – А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович.
1940 Нью-Йорк, собрание Дж. Среди последователей Б. – А. Августинчич, Е. В. И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации. Тема центрального фриза 151 «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы). Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства.
«Новая фигуративность», «Возврат к фигуре»— эти лозунги, под которыми проходят выставки скульптуры 60-х гг., говорят сами за себя. Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». Посетил Италию, Грецию, Чехию. Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть — настоящую «Бетховениану». Работам Майоля присуще одно свойство, которое можно было бы назвать «светозарностью».
Родоначальником пластики отвлеченных форм принято считать Александра Архипенко (родился в 1887 г. в Киеве, в 1908 г. приехал в Париж, с 1923 г. — в США, умер в 1964 г. ). Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре). Я работал с ним девять лет. В этом произведении воплотилась его многолетняя мечта о создании монументального памятника. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей.
Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер. И в этой области явственно проявилась его тяга к героике, созданию образов выдающихся творческих личностей. Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности».
Пожалуй именно в женских портретах с наибольшей силой проявилось мастерство Деспио. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, 151 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. Бурдель создал особый тип портрета — «героический портрет». Ранние работы Архипенко (1909—1912), выполненные в более реалистической манере, свидетельствуют о несомненной пластической одаренности мастера. Очевидно, живая натура не «умещалась» порой в это заранее найденное решение. В 1948 г. он выставляет ряд ажурных скульптур с подсветкой изнутри—«лепка светом». Вырабатывается определенный характер лепки, соответствующий крупным, монолитным формам.
В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). Его композиции отличает взвешенная конструктивность грубоватых, обобщенных форм. Проблема пространственных отношений, лежащая в основе живописного кубизма, находит отражение в «контрформе» (контрформа основывается на замене выпуклых форм вогнутыми или пустотами: «Причесывающаяся женщина», 1916, собрание Гамильтон). Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане.
Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев — 1 октября 1929 г. умер. Его работы были отмечены на Биеннале 1964 г. в Венеции особым призом. Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Креллер-Мюллер).
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». Большую роль в этом отношении играет четкий силуэт. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель. Композиция «Геракла» при всей ее динамичности очень компактна. Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. Несравнимо более удачен знаменитый «Стреляющий Геракл» (1909 Париж, Музей современного искусства вариант в Праге). С 1898 г. на выставках «Салона французских художников», в «Салоне национального общества искусства» появляются первые работы Деспио.
Пренебрежение к природе, характерное для многих художников 20 в., абсолютно чуждо Деспио. Отвергая импрессионизм О. Родена, стремился к монументальности и синтезу искусств, возрождал искусство рельефа, ориентируясь на античную классику и архаику. Причину упадка он видел в распаде синтеза искусств: скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву. Произведения Б. конца 1880-х 151 начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 18931511902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент — «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток».
Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», — сказал он педагогу на прощанье. Это впечатление подчеркивается движением рук, вытянутых в одну линию, абрисом хищного профиля, формой скул, образующих острый треугольник. В мае 1964 г. в саду музея Родена имела место выставка скульптуры, девизом которой был возврат к «человеческим формам». Их программа была изложена в «Манифесте» 1920 г., который, по сути дела, явился теоретическим обоснованием конструктивизма.
Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. К. М. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Небольшие домики под розовыми черепичными крышами, серебристые оливы, виноградники—«Море, солнце, вино — здесь невозможно создавать бесчувственное искусство», — говорил Майоль. Не следует воспринимать это заявление буквально. Учился в Тулузе (1876-84), в парижской Школе изящных искусств у А. Фальгьера (1884-86) в 1886-90 годах пользовался советами Ж. Далу, в 1893-1908 годах работал ассистентом в мастерской О. Родена.
После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств. Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац.
В творчестве Б., близком неоидеализму и модерну, соединились неоромантич. И тем не менее именно эти «воображенные» портреты удавались ему, как правило, лучше, чем лепленные непосредственно с натуры.
Формально не будучи монументом, «Иль-де-Франс» воспринимается как подлинный памятник французской нации. При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели и автора». в творчестве художника начинает сказываться влияние сюрреализма, проявление которого в пластике производит особенно отталкивающее впечатление («Весна», 1942 «Мать и дитя», 1941—1945 обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Мужественная красота в сочетании с женственностью составляет своеобразие этого образа.
Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Среди наиболее удачных следует назвать портрет художника Террю (1905 Перпиньян) и портрет старого Ренуара (1907 Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же).
В 20-е гг. Третьим наиболее значительным скульптором этого времени был Шарль Деспио (1874—1946). (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Мухина, И. Д.
Его привлекали люди сильных, монолитных характеров, люди больших, благородных страстей. «Геракл» Бурделя олицетворяет собой триумф первобытной, стихийной силы, заложенной в человеке, утверждает торжество необузданной, не знающей оков, яростной энергии. Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила. Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра.
В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ). Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности».
Крайним сторонником этой техники явился Иоахим Коста (р. В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования. Третий аспект наиболее глубок и сложен. и неоклассич. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Шадр.
Бурдель стремится идти своим путем. Липшиц обращается к социальной тематике, пытаясь отразить в своем творчестве борьбу пролетариата с фашизмом («Давид и Голиаф», 1933). Очень точно схвачена особая «девчачья» посадка головы, чуть подавшейся вперед. Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». Характеризуя одну из своих ранних работ («Адам», 1888 Париж, музей Бурделя), скульптор говорил: «Я хочу воссоздать его таким, каким он внезапно появился перед удивленным миром, во всей своей первозданной силе и наивности».
С 1884 г. произведения Бурделя начинают появляться на выставках. Из всех материалов скульптор предпочитает камень, поскольку он больше всего отвечает его стремлению к монументальности. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. В 20-е гг. Это вселило жизнь в античные образы, согрело их живым человеческим чувством.
Образы современников перемежаются с изображением людей, которых Бурдель не мог видеть. Крупнейший ваятель рубежа 19–20вв., Б. оказал значит. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Эта «классичность» чувствуется и в подходе Майоля к работе с натуры: (например, этюд для «Гармонии», ок.
В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. Эмиль Антуан поступает в Школу изящных искусств в Париже, в мастерскую скульптора А. Фальгиера. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа». В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Пенелопа, 190915112, Сафо, 192415125, 151 все бронза). Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). Его модели, как правило, погружены в себя, они словно задумчиво прислушиваются к жизни своего внутреннего «я» или вспоминают что-то.
Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор.