Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel и так же она писалась у его детей однако с 1559г. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel и так же она писалась у его детей однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel и так же она писалась у его детей однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.
Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Вот Он и отнял у людей коллективизм в виде общего языка, чтоб они перестали понимать друг друга и не умели творить грандиозное. Художнику удается достичь широкого охвата, часто контрастирующего с обилием деталей. На картине «Детские игры» изображена улица, на которой играет огромное количество детей.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. (1568, Брюссель – 1625, Антверпен) Ян Брейгель, прозванный Бархатным из-за необычайной прелести его палитры, был вторым сыном Питера Брейгеля Старшего плодовитый и разносторонний мастер, он стал самым талантливым среди потомков отца и достиг подлинного величия, благодаря картине «Битва при Арбеллах» (ок. Он работал в мастерской ант-верпенца П. Гукиндта, а в 1590 отправился в Италию. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений.
Надеюсь, вы не запутались, так как это только начало династии. Впрочем, нидерландские мастера издавна владели этим секретом. Уважаемый гуманист, он был близок к кругу друзей и единомышленников ученого и поэта Дирка Волькертсена Корнхерта (1522–1590). Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Единственный портрет, который нарисовал этот художник – «Голова крестьянки». В музее находятся пять картин Питера Брейгеля (ок. Природа – вот истинный герой творчества Брейгеля художник делает ее безучастной к человеческой драме, сведенной к простому случайному событию. В Триумфе смерти (ок.
У Брейгеля были и иные картины, где, казалось бы, ничего мрачного не происходило. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему.
Не видно. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Нередко в его картинах видят аллюзии и политические и ре- лигиозные пародии, но подобного рода «ангажированность» не соответствовала духу эпохи и самому характеру Брейгеля. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. В картине он отводит немалую роль натюрморту. В центре внимания — пронизанный солнечным светом исполненный величия морской пейзаж. Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник.
Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). Человек, сидящий на зубце крепостной башни, символизирует поговорку «держать нос по ветру», т. е. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Эта картина создана в 1559 году, она рассказывает о забавных происшествиях в жизни людей.
Биография его наполнена разнообразными интересными фактами. Питер Брейгель Старший отличался универсальностью работ, он писал практически всё. Даже когда. на первый план вынесены человеческие фигуры, как, например, в картинах «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (Вена, Музей истории искусств), он рассматривает своих героев не как индивидуальности, а как обобщенные типы, роль которых – физическое присутствие или как персонификация человеческого предназначения, ведущего безвозвратно в бездну или к смерти («Слепые», Неаполь, Каподимонте). Осень», «Охотники на снегу. Апостолы: двое в одной лодке, двое в другой, двое уже выходят на берег (по центру картины) и один ещё в воде на полпути между выходящими и правой лодкой.
Тем большая смелость нужна была художнику, чтобы приемы парадного портрета перенести в подобную жанровую сцену. Лето» и «Сумрачный день. Может и больше их. Ни религиозность (при имеющей место быть схватке протестантов и католиков: в 1566-м началась же уже просто революция в Нидерландах), ни беззаботность сорочья.
Две другие— «Жатва. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Вероятно, это был образованный человек, друживший с великим географом Ортелиусом. Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569) родился, вероятнее всего, в городе Бреда герцогства Брабант (Breda, Brabant). В середине 1540-х он перебирается в Антверпен и поступает учеником в мастерскую фламандского живописца Питера Кука ван Альста (Pieter Coecke van Aelst). В 1551 г. Брейгель становится свободным мастером в антверпенской гильдии Святого Луки и начинает работать в мастерской гравера и издателя Иеронима Кока (Hieronymus Cock). В 1552 г. художник отправляется в Италию и находится там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио (Giulio Clovio), который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину» «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море» (Landscape with Christ and the Apostles at the Sea of Tiberias). Тем самым Питер Брейгель Старший показывает то, насколько мелочно существование человека. «Возвращение стад. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Деревню оцепили, спастись негде. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Брейгель был прозван Мужицким за приверженность к крестьянской теме. В своих пейзажах он вначале вдохновлялся творчеством Гиллиса ван Конинксло («Лесной пейзаж», 1597, Мюнхен, Старая пинакотека), но вскоре, в сотрудничестве с Рубенсом, создал новый тип пейзажа, одновременно простого и лиричного, в котором доминируют коричневые и сине-зеленые тонам и который включает в себя многочисленные изображения животных, фруктов или человека, написанных иногда другими художниками («Земной рай», Гаага, Маурицхёйс). И продуманная, головокружительная ритмика опушенных снегом древесных стволов и ветвей как музыка выверенная мозаика заснеженных крыш, округлость кустов упругие очертания гор так перекликаются с контурами фигур охотников. Крестьянин пашет, разрезая плугом упругие слои земли. Осень», «Охотники на снегу. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость.
Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Прозвище «Мужицкий» Питер Брейгель Старший получил для того, чтобы не путать его с сыном. Вот Брейгель берет кисть – он и объем насыщает настойчивой густой материальностью, в его фигурах есть особая литая плотность, словно изображенным персонажам или предметам «тесно» в очертаниях, данных художником. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармоничного красочного единства.
Одним из основных направлений была борьба с пороками людей. Также в этот период пишется картина— «Поклонение волхвов». В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Весна». И, получается, лишь автор – и такие, как он – в досаде от этого обстоятельства.
1569), нидерландский художник и рисовальщик. В музее хранится очаровательный натюрморт его кисти, датированный 1618 годом. Артсен создал яркий и сильный образ женщины из народа. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия.
Картина «Большой букет из лилий ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» Яна Брейгеля Младшего считается самой большой по размерам работой мастера. Две другие— «Жатва. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена).
Стиль Брейгеля: вдохновение и интерпретация. И мог ли в 1553 году Брейгель видеть ту миниатюру, если в 1546 году Кловио часослов закончил и, значит, отдал его заказчику, Алессандро Фарнезе (папе Павлу III до 1549 года).
Что и подтвердилось впоследствии. В уборной в правом нижнем углу «двое испражняются в одно очко», т. е. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Об этом можно только догадываться. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова был истинно северным художником и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. тратит силы впустую а женщина в окне тратит попусту время, «глазея на журавля».
Его изобретательность практически безгранична, многие сценки носят гротескный характер. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец – оба в Музее истории искусств, Вена). Две другие— «Жатва.
Не является идеалом художника ни иррациональное, ни рациональное, ни замыслившееся, ни тут-сосредоточенное, ни сверхвозвышенное, ни грубосниженное, ни ингуманизм (как ни завораживает и ни тянет в себя странное пространство), ни гуманизм (как ни милы эти люди в своей неуклюжести). Он исполнил также множество цветочных натюрмортов, написанных в блестящей и тщательной манере, – букеты в вазах (Милан, пинакотека Амброзиана) или чашах (1618, Брюссель, Кор. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. У него были предшественники — мастера, также искавшие новых путей в искусстве.
Перед Марией — трое волхвов. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Работал рисовальщиком альпийских пейзажей для гравёров. Брейгель Питер (точнее, Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. Работы художника призваны донести до всех страдания за судьбу каждого человека. И не под именем Босха, но под Босха сделанные издавал. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх.
К таким картинам относятся «Падение слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп». Картины Босха произвели впечатление на Питера Брейгеля Старшего. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Неужели Кловио водил Брейгеля в палаццо Фарнезе. В этой технике исполнены картины «Мизантроп», «Слепые» (Неаполь, Каподимонте), «Поклонение волхвов» (Брюссель, Кор. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика.
Рано или поздно нехитрые эти истины открываются не просто уму, но сердцу художника. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Одно противоречило другому.
«Возвращение стад. Например: «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца упряма как чёрт. Дориа-Памфили Санкт-Петер- бург, Гос. «Жатве», как считается, соответствует август. Весна».
Вероятно, Брейгель начал писать маслом достаточно поздно – его первая картина датируется лишь 1553. Так что всё, что он понавыдумал в живописной вещи, – специально сделано. Питер Брейгель Старший (около 1527–1569), также называемый Крестьянским Брейгелем, — величайший нидерландский художник XVI века.
музей изящных искусств). В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Его «Кухарка» датирована 1559 годом, то есть написана за несколько лет до начала Нидерландской революции. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. «Возвращение стад.
Богу неугодна – де была идеология, в которой Он досягаемый. И хотя силы зла не дают забыть о себе, не они царят в этих картинах. Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Маартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии. С 1556 г. работы Брейгеля приобрели сатирический и нравоучительный характер, зачастую в фантастическом или гротескном стиле Иеронима Босха, подражание которому в то время было очень популярно. Лето» и «Сумрачный день. Многие поговорки и сегодня встречаются в обиходе.
Жизнь народа с его трудами и заботами становится основной темой произведения. Но ничего не меняется. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Две другие— «Жатва.
Гравюры. 1525— 1569): «Поклонение волхвов», «Падение Икара», «Зевающий», «Падение восставших ангелов», «Перепись в Вифлееме». Все это уменьшается к горизонту, но не кончается, тянется в бесконечность. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Две другие – «Жатва. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. В 1563 он женится на дочери своего учителя, ван Алста и после свадьбы переезжает в Брюссель, где в 1569 умирает, оставив двух малолетних детей – Питера (1564) и Яна (1568) известных под именами Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного.
Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Во вторых, по нехудожественному в лоб выражению обоих идеологий. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). 1559), Детские игры (ок. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их.
Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. Он создает свой собственный мир, благодаря сочетаниям разных тонов и контрастам силуэтов. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок (Детские игры, 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа.
Брейгель разочаровался в религии, видя, – с одной стороны, – как притесняет Испания его страну используя католицизм, говоря при этом о таком высоком, как догматы веры и видя, – с другой стороны, – как, говоря о ещё большей искренности в вере, ополчаясь на католические догматы и практику, протестанты в его стране погрязли не просто в земном, а в каком-то ультраземном (это наступал капитализм). музей изящных искусств). На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. Но тогда (это и есть другое) не понятно, как могли не быть перспективно намного меньшими, чем мы видим на картине, овцы, что справа, у самой береговой кромки и ноги тонущего Икара и берущийся его спасти человек. Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. С высокой горы Брейгель открывает далекую перспективу гор, земли и широкой морской глади.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Осень», «Охотники на снегу. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Изображение этого эпизода Брейгель переносит из Иудеи на Север, в свою родную страну.
Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Эти эстампы имели грандиозный успех и неоднократно переиздавались. В том числе и упомянутые, что под именем Босха – если они таки были – издавал.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Осень», «Охотники на снегу. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Эрмитаж). На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.
Снег чуть золотист, строгие очертания сизо-голубых речек и прудов уверенно ведут вдаль. Рисунки Брейгеля делятся на две характерные группы: эскизы и композиции. По мнению многих ценителей, самое лучшее творение – «Фламандские пословицы».
Известны картины, созданные ими сообща. Несмотря на великолепный дар рисовальщика, Брейгель был прежде всего живописцем. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Ее скромное занятие приобретает неожиданно значение большого труда. Самые ранние произведения Брейгеля – пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. В представленном электронном изображении вообще не видно, при чём тут Христос и апостолы. Продукция Райкина более пронзительна. Так, никогда не писал портреты и обнажённые фигуры Питер Брейгель Старший.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Или всё же тёплый колорит с иррациональностью входят в противоречие для выражения как раз толерантности. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года.
Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. У каждой линии стремительный и горделивый путь, она словно вибрирует, сгибаясь, а выпрямляется с легкостью лука, у которого спущена тетива. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. В 1563 году женился на дочери наставника Питер Брейгель Старший.
Он проникся идеей великого художника и даже создал свои вариации на его творения. В аванзале располагаются тач-столы, благодаря которым можно разобраться в символике «Сада земных наслаждений» Босха, узнать о происхождении его необычных персонажей. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. привлекает к себе всеобщее внимание, будучи посмешищем.
В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. совершил путешествие в Италию.
И перед «Сумрачным днем» о ней забываешь, погружаясь в созерцание домов, деревьев, тяжелой, влажной, будто дышащей земли. Творческая личность Брейгеля. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Свою творческую биографию он начал как график.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Крупнейшим художником бытовой живописи был Питер Артсен (1508—1575). Ряд тяжёлых ударов был нанесён экономике страны: введена разорительная для нидерландской шерстоткацкой промышленности пошлина на ввозимую испанскую шерсть, нидерландским купцам был закрыт доступ в испанские колонии и др. Икар упал в море и погиб. И можно не думать о виселицах, глядя на «Возвращение стад», а наслаждаться суровой гармонией звучных темно-золотых, ржаво-коричневых тонов, ощущать угловатую грацию тяжелой поступи стада, прозрачно-льдистый воздух поздней осени.
Искусство стало его работой. В ранний период творчества он отдал дань увлечению романизмом. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Птицелов и разоритель гнёзд», «Калеки» и «Мизантроп». Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Родился предположительно в 1525 году, прожил около 40 лет, умерев в 1569. Осень», «Охотники на снегу.
Проще узнать руку Брейгеля, нежели объяснить, как узнают ее. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. В 1551 вступил в антверпенскую гильдию художников.
музея в Амстердаме («Вера», 1559), Гравюрного кабинета в Берлине («Алхимик», «Осел в школе», 1556 «Надежда», 1559), библиотеки Альберта 1 в Брюсселе («Благоразумие», 1559), Кунстхалле в Гамбурге («Лето», 1568), музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме («Милосердие», «Сила», «Воздержание», 1559), музея Альбертины в Вене («Большие рыбы поедают малых», 1556 «Страшный суд», 1558 «Художник и знаток», 1565. ), Лувра в Париже («Альпийский пейзаж», 1555), а также в Оксфорде, в собрании Лугга в Нидерландском институте в Париже и собрании Сейлерна в гал. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Перед «Охотниками на снегу» можно поверить, что великий мастер хоть ненадолго отошел от мучительной веры в несправедливость жизни, от мысли о невнятности ее путей или скорее, как думали в ту пору, рока. И неосознанно его тянет во что-то, лишённое известных на сегодня недостатков.
В эскизах человеческой фигуры художник стремится зафиксировать движение, позу, тип лица, детали одежды, нередкосопровождая их аннотациями (указания цветов). Единая «мелодия» линий и форм повторяется всюду, варьируется на разные лады, заставляя ощущать дальние горы и бег щенка, поступь охотников и лет птицы как части одного целого и неделимого мира – огромного, но нечужого, пусть незнакомого, но не внушающего тревоги. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший.
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Только в природе, что виднелась в глубине его картин, оставались крупицы гармонии и покоя. Весна». В 1565 году были написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.
В 1563 переехал в Брюссель. 1600- 1605, Париж, Лувр). Иррационально пространство потому, что создаёт двойное впечатление.
Смотрите: все ж заняты, чем ни попадя, а башней не пользуются. И сегодня привлекает своим видением всего происходящего Питер Брейгель Старший. Все это ощущается в картине одновременно, сразу.
Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Но хотя цвет и свет помогают достичь в картине единства, они также создают контрасты, в частности, когда художник противопоставляет трагическую сцену залитому ярким светом пейзажу (например, «Слепые», Неаполь, Каподимонте). Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Лето» и «Сумрачный день.
Тоскуя по родине, он сделал крылья себе и сыну Икару, чтобы достигнуть берегов Греции. А цвет — он звучит здесь с непривычной строгой умиротворенностью. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Однако это событие не отражается на общем настроении картины. около 1525-30 – ум. Своё творчество художник начал графиком.
Семейства» Рубенса (Париж, Лувр Брюссель, Кор. Значит, Кловио в семье этой был очень уважаем, а, следовательно, мог быть вхож и сам и с другом-художником. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
Земля доверчиво и дружелюбно открывается взгляду. Этот величественный стиль проявляется, в частности, в альпийских пейзажах, космических по своему размаху, в видах фламандских равнин с их безграничным горизонтом («Охотники на снегу», Вена, Музей истории искусств «Жатва», Нью-Йорк, музей Метрополитен). Известен также как Брейгель Мужицкий. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Рисунки Брейгеля находятся в собраниях Гос.
1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. Ян Брейгель Бархатный имел многочисленных последователей. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Художник женился, у него был годовалый сын.
И так совершенно о каждом герое картины. Люди казались жертвами собственных пороков и суетных страстей. Вот создается удивительный узор темных силуэтов людей и собак на фоне снега.
Фактура его картин очень разнообразна: многие произведения написаны в широкой манере, другие же исполнены очень аккуратно, небольшими тонкими мазками иногда краски очень жидкие, а иногда они образуют густое тесто. Лето» и «Сумрачный день. Другой его сын, Ян, получил прозвище Бархатный за нежную красоту почти эмалевой живописи.
Живописный язык Брейгеля непосредствен и откровенен. В 1563 году, уже набравшись опыта, художник вместе с семьёй переехал в Брюссель. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.
Это творение Питер Брейгель Старший создал в 1560 году. Картина подписана Брейгелем и датирована 1566 годом. Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым. – Полный раздрай во внешнем и внутреннем мире. С точки зрения интерпретации сюжета и соответствия композиции и колорита картина «Падение ангелов» (Брюссель, Кор.
Падающий человек «скатывается с быка на осла» — это значит, что его дело находится в упадке. Зима» и Сенокос – одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Или Брейгель ужасается потере религиозной веры.
Лето» и «Сумрачный день. Еще и сейчас, вдохновляясь некоторыми «народными» картинами художника (например, «Пословицы», Берлин-Далем, музей), мы упускаем из виду трагический аспект его искусства, Брейгель остается для нас художником крестьянских нравов, способным лишь развеселить зрителей, как того требовала старинная традиция. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. являются закадычными друзьями.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни стала картина «Падение Икара» (1555—1558 гг. ).
Ибо вещи, явления в «Охотниках на снегу» обрели утерянный ими первоначальный и добрый смысл: греет, но не сжигает огонь легко парят птицы — не воронье каркает над пепелищем даль не пугает, а привлекает открытостью — земля не юдоль печали, а обжитой дом людей. Святые фигуры в этой живописи были, вероятно, сделаны Маартеном де Восом, живописцем из Антверпена, тогда работавшим в Италии (Британская энциклопедия). Например, художник в своей подписи в 1559 году убрал одну букву и получилось Bruegel (первоначально Brueghel). «Возвращение стад. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика.
Папа аж завещал никогда из палаццо эту вещь не выносить и никому не продавать. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) – великий художник прошлого из Нидерландов. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок.
Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Две другие— «Жатва.
Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Интересное прозвище «Мужицкий» имел Питер Брейгель Старший. Только тревога, сухая насмешка.
Именно ренессанс Питера Брейгеля Старшего стал вершиной голландской живописи. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Уже в этот период определилась творческая индивидуальность Брейгеля. Хотя, несомненно, заказы на портреты поступали в большом количестве.
В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Иногда чересчур жестокие, картины Питера Брейгеля Старшего тем и привлекают людей. Бежит, ужасаясь, – чему.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Пастух мечтательно глядит вверх, окруженный стадом. 1480–1550). Понять картины художника можно лишь с философской точки зрения.
Художник рисовал картины, отражающие проблемы общества и пороки людей. В 1552 отправился в путешествие по Италии и вернулся предположительно в 1555. Композиции его картин ясны и заранее продуманы, они подчинены общему ритму, создающему единство и одновременно динамизм ансамбля. Картины его практически всегда соответствовали этому принципу. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. приспосабливаться человек рядом с ним «бросает перья по ветру», т. е.
Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Картины из собрания Константина Мауергауза». Сюжет же картины взят из греческой легенды об Икаре и Дедале.
Тогда Нидерланды не были еще единым государством. Уверенный шаг охотников к долине объединяет первый план с простором огромного пейзажа. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства.
Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Рисунки. Картины его хранятся во многих музеях мира. Весна».
«Возвращение стад. Во что-то недосягаемое. Нужно выделить мышкой кусок текста с картинкой, тогда что-то начинает видеться. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. Они рассказывают правду о мире.
Брейгель, в сущности, создал новое направление в искусстве своей эпохи. Райкин – экстрема, Жванецкий – терпимость. В зрелые годы его героями являются почти только простолюдины — факт исключительной важности, свидетельствующий о росте народного самосознания в стране в период подготовки борьбы за независимость. А работал тогда Брейгель на Иеронима Кока, антверпенского гравёра и издателя.
Во льду, точно приникая к заснеженной земле, отражается небо. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Весна». Супруги обосновались в Брюсселе.
К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Гнёт испанского абсолютизма стал особенно нетерпимым при короле Филиппе II (с 1556).
Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. 11. 8). Мастерство. Лучшим примером совершенства его стиля, прямого и широкого, является, вероятно, незаконченная картина «Буря на море» (Вена, Музей истории искусств).
Начинал творчество как рисовальщик с 1551 года выполнил для антверпенского издателя Иеронима Кока свыше 135 рисунков, переведённых в гравюру различными мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552-1553 годах Брейгель Старший совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки) и аллегорические композиции с многочисленными мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы Иеронима Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558 год «Семь добродетелей», 1559-1560 годы «Морские корабли», 1564 – 1565 годы и другие). Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Гостиница «Зеленый венок» окажется переполненной и святая чета будет ночевать в хлеву, где в студеную ночь родится Христос. Таков мир в знаменитейших картинах Брейгеля, написанных незадолго до «Времен года», — в «Триумфе смерти», «Безумной Грете», да и во многих других его произведениях.
Он окружал гирляндами цветов «Мадонн» и «Св. Тревога звучит под сурдинку, как «memento mori» древних, но и о ней, оказывается, – а это редкость у Брейгеля – можно забыть. И пафос Кловио в том, что УВЫ: башня, человечеством построенная, ему не нужна.
По возвращении в Антверпен в 1596 он становится мастером. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Однако, в отличие от «творений в стиле Босха» произведения Брейгеля несли в себе новые идеи и новые способы их выражения. В конце 1557 г. художник создает цикл гравюр «Семь смертных грехов и добродетелей». В 1563 г. Брейгель переехал в Брюссель, где и создал большую часть своих знаменитых полотен. К этому периоду относятся картины «Свадебный танец на свежем воздухе» (Peasant wedding dance outdoors, 1564), «Сенокос» (Haymaking, 1565) и «Охотники на снегу» (The Hunters in the Snow, 1565), «Притча о слепых» (The Parable of the Blind Leading the Blind, 1568), «Калеки» (The Cripples, 1568). Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 г. Оба сына живописца Питер (Pieter Brueghel the Younger) и Ян (Jan Brueghel the Elder) тоже были известными художниками, хотя и не такими знаменитыми, как их отец. Картины Питера Брейгеля Старшего хранятся в Венском Музее истории искусств, Лувре, Галерее института Курто, Старой Мюнхенской пинакотеке, Пражской Национальной галерее, Метрополитен-музее, Детройтском институте искусств, Вашингтонской Национальной галерее искусства. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Ван Мандер утверждает, что Брейгель имел прозвище Питер Шутник, так как его картины народных нравов «даже у самых сдержанных и угрюмых людей, по меньшей мере, вызывали улыбку». Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню.
В картине Брейгеля «Перепись в Вифлееме» использован евангельский рассказ о том, как согласно приказу Цезаря Августа на всей территории Римской империи была объявлена перепись населения и Иосиф вместе с Марией направился в город Вифлеем. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.
Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. И Кок издавал гравюры тысячами. Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель.
Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Он исходит из повседневной реальности, выражая ее интуитивно и синтетично. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе.
В начале 60-х годов XVI столетия происходят перемены в личной жизни Брейгеля. Это объясняет почти полное отсутствие в творчестве художника какого бы то ни было влияния. Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях (Сорока на виселице, 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах (Слепые, 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). И не только человеческие фигуры или силуэты деревьев, но даже просветы между ними имеют свои тщательно продуманные очертания, подобно тому, как в речи актера и паузы красноречивы.
Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»). Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). И тогда легче и глубже дышится иной мерой измеряет мастер горести и радости бытия. «Фламандские пословицы» рассказывают в аллегорической форме о жизни, характерах, мыслях людей. Как и во всех произведениях живописца, здесь присутствует скрытый смысл. Это картина Голова крестьянки 1564 года. И – дальше – если пафос художника совпадает с пафосом, первоначально владевшим гордым человечеством (4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли), с пафосом, получается, антибожественным, – то То что ж это за пафос в XVI веке.
Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
Почти платоновскими словами описывает эти пейзажи критик: мир, как бы извлеченный из воздуха, лишенный кожи (это в кулисах их картин, это – из-за жесткости живописи, четкости каждого листка, паутины между ветвями, травы, похожей на стальную проволоку). Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Однако были вещи, которые художник принципиально не рисовал по непонятным причинам. музей изящных искусств). Дедал—легендарный скульптор—бежал из Афин на остров Крит. Многие из этих изречений в ходу до сих пор. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Где за адскими гримасами существ, созданных смятенной фантазией живописца, чудилось само людское горе истекающее кровавыми слезами.
Противопоставляются возвышенное и обыденное. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Весна». В 1551—1553 гг.
Жизнь Брейгеля. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Лето» и «Сумрачный день. музей изящных искусств или «Несение креста», Вена, Музей истории искусств) главные персонажи полностью слиты с толпой, они утратили свою религиозную суровость однако эти работы иллюстрирующие тщетность всякого человеческого присутствия на земле, лишь выигрывают в художественном отношении. Мастерство художника проявилось во всех жанрах, но более всего в пейзажах (Амстердам, Гос. И они не случайны.
Большинство из них подписаны и датированы 1553-1568. Суть картины заключается в том, что художник сравнивает жизнь людей с играми детей. Минус-приём состоит в том, что все ж знают, что, по Библии, они перестали строить (Бытие. Уже в ранний период своего творчества Брейгель стал обращаться к излюбленной в те времена теме «заблудшего человечества».
Он ополчался на терпимость к свиньям, которые ища желудей подрывали корни дуба. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». О ее продолжении расскажу позже, стоит рассказать о самих великих мастерах и о их произведениях. Он заимствовал некоторые сюжеты у Босха, но его видение более прямолинейно и реалистично. Во множестве религиозных сцен (например, «Перепись в Вифлееме», Брюссель, Кор.
Он как бы предчувствовал и одобрял реставрацию капитализма. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. И покой, неведомый прежде яростной кисти Брейгеля, льется с картины в душу зрителя.
Но художник ощущал, вероятно, что не может искусство жить лишь отрицанием, горечью, болью. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр иллюстрирующий семь смертных грехов. В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. А в жизни самого Брейгеля словно наступило некоторое успокоение. Появление бытовой картины было граничит с общим процессом демократизации искусства, постепенным освобождением его от религиозного содержания и назначения.
Института Курто в Лондоне. Осень», «Охотники на снегу. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. Впрочем, почему бы и нет.
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Не много не мало – иррациональность пространства он сумел нарисовать. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. 1525— 9 сентября 1569, Брюссель) известный также под прозвищем «Мужицкий»— нидерландский художник и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. – Но для последнего варианта толкования нужны на картине люди.
Его картины – это правда и вымысел. Среди главных произведений Брейгеля можно назвать серию «Двенадцать больших пейзажей» (1553-1557), «Большой альпийский пейзаж», серию «Семь смертных грехов» (1556-1557), «Страшный суд» (1558), «Кермесса в Хобокене» (1559), «Семь добродетелей» (1559-1560), серию «Маленькие пейзажи Брабанта и Кампена» (1559-1561), «Паломничество эпилептиков в Моленбек-Сен-Жан» (1564), серию «Морские корабли» (1564-1565), серию «Двенадцать фламандских пословиц» (1568-1569). Мужчина в домике на колонне «играет на позорном столбе», т. е.
(не зря ж в итоге, через век, в Европе столкновение Реформации с Контрреформацией закончилось боевой ничьей: примерным равенством – если и не по количеству приверженцев, то по территории их проживания Португалия, Испания, Бельгия, Ирландия, Италия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, частично Австрия, Германия, Швейцария и Франция – католики, целиком протестанты – в Англии, Голландии, Дании, Скандинавии). Кроме того, сохранилось около 120 рисунков мастера, большая часть которых также подписаны и датированы. В картинах Битва поста и масленицы (ок. И вот – как бы в насмешку над Библией – мечта нарисована осуществившейся. «Падение Икара», одна из замечательных картин художника, пронизана глубоким философским содержанием. После женитьбы были написаны такие известные картины, как «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе».
В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. Художник дает свою версию легенды. Политика испанского правительства пагубно сказывалась на экономическом развитии страны, обрекала народные массы на голод, нищету и бесправие Дворянство было недовольно засильем испанцев и верной им бюрократии, но больше всего боялось, что политика Филиппа II вызовет народное восстание, которое сметёт феодальные порядки (БСЭ).