В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище Кампо-Санто в Пизе2. Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти» необыкновенно мрачная. Картина Питера Брейгеля старшего Триумф смерти: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище Кампо-Санто в Пизе.
Его живописная техника, однако, отнюдь не груба аккуратно нанесенные тонкие слои краски великолепно перелают насыщенность и разнообразие цвета. Не менее ярко проявляется символизм в картинах Брейгеля, таких, как например «Безумная Грета», «Триумф смерти», где художник осмысливает метафизическую природу бедствий, преследующих человека с рождения и до могилы. Многим обязан символизм эстетическим теориям Р. Вагнера и Ф. Ницше.
По Шопенгауэру и Гартману историческое бытие индетерминированно и не имеет никакого смысла: все в мире подчинено слепому случаю, а единственный удел человека на земле — это страдание.
«Триумф смерти» – картина Питера Брейгеля Старшего, написанная около 1562 года. Но если сюрреализм — это только психический акт, выражение чистой мысли в отрыве от ее содержания, то у Босха каждая неприметная деталь имеет особое осмысленное символическое значение и все в целом — это один огромный космический символ. «Триумфы смерти» – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром. «Триумф Смерти» повествует о том, что смерть настигнет человека и в келье монастыря и на поле брани и на королевском троне и за трактирной стойкой. Также, основные положения символизма как направления восходят к «философии жизни» А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, видевших подлинную сущность вещей в проявлении слепой иррациональной воли. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян.
Существовали разные формы колесования. Ну что можно «выжать», так сказать, в художественном, образном отношении из черепа. Здесь нет черных ряс, здесь заседают мертвецы, но эта метафора более чем прозрачна. При такого рода колесовании зубцы впивались в человеческое тело, а вращение двух колес раздирало человека, кости ломались, суставы выходили из суставов. Брейгель изобразил различные музыкальные инструменты, старинные механические часы, сцену охоты и похоронный обряд, а также разнообразные казни — колесование, повешение, обезглавливание и даже утопление с привязанным к шее жёрновом. Для современного зрителя это просто еще один жутковатый момент.
Нидерланды (Фландрия). Порожденный прозрением художника, он призван выразить умопостигаемый смысл явлений. Дерево, масло. Художественно-исторический музей. Возрождение. Но Брейгель изображает их в таких разворотах, в таких положениях, что эти черепа как бы приобретают мимику.
Подобная смерть растягивалась надолго и человеческие останки потом месяцами гнили на этих колесах. В «Триумфе Смерти» не может не привлечь внимания еще один момент: мертвецы собрали свое судилище, свой ареопаг. Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти. В «Триумфе смерти» Брейгель соединил две разные изобразительные традиции — привычную для него гравюру Северного Возрождения на тему Пляски смерти и итальянскую концепцию Триумфа смерти, которую он мог видеть на фресках Палаццо Склафани в Палермо и кладбище Кампо-Санто в Пизе. Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что в «Триумфе смерти», как и в других работах схожей тематики — «Безумной Грете» и «Падении мятежных ангелов» Брейгель выразил общественные настроения тревоги и неопределённости, царившие в суровой атмосфере Испанских Нидерландов накануне Нидерландской революции. История картины прослеживается до 1614 года, когда она впервые достоверно упоминается в описи имущества Филипса ван Валкениссе из Антверпена. Отсюда такое «упадническое», «дегенеративное» проявление символизма в клультуре II пол. У него смерть косит всех без разбора.
Вернее, здесь есть своего рода растительность, – земля «прорастает» виселицами, шестами с колесами наверху для колесования. Они кажутся то подмигивающими, то скалящимися, то улыбающимися какой-то дьявольской ухмылкой, то, наоборот, угрожающе смотрящими провалами своих глаз. Ведь все совершенно однообразны.
Бросаются в глаза проявления символизма в культуре Ренессанса, особенно, нидерландского Северного Возрождения, у таких как Иероним Босх (1450-1516) и Питер Брейгель старший (1525-1569). К 1745 году, сменив нескольких владельцев, картина оказывается в собственности Изабеллы Фарнезе. 114 x 163 см. Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти1. Вена. Особенности символизма картин Босха «Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Искушение святого Антония» заключаются в одновременном представлении зрителю совокупности всех планов бытия человеческой души, как земного, так и загробного. Человек убит или смертельно ранен, а она помогает ему поудобней умереть, улечься на землю. Сама же природа предмета, ноумен, вещь в себе, непостижима.
Основные черты символизма еще в I пол. XIX века, как декадентство, т. е. XIX века проявились в творчестве Эдгара По. Где бы ни прятался от нее человек, каким бы ухищрениям не прибегал исход всегда один. А в правом нижнем углу – компания, до которой эта волна гибели только-только докатывается.
Здесь, блуждающему во тьме человеческому разуму и приходит на помощь символ. Знаменитая картина Питера Брейгеля «Триумф смерти». Избавиться от страданий можно только прекратив желать чего бы то ни было, достигнув атараксии (бесчувствия), что, вобщем-то, равнозначно смерти.
Небеса, ад, земля, переплетаются, взаимоперетекают в фантастических причудливых видениях. Вот кардинал в широкополой шляпе изображенный со спины. Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти искусства умирать.
Все без разбора — от крестьянина до короля — становятся жертвами торжествующей смерти. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. «Пляски смерти» представляли собой обычно серии сюжетов изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов. Причина страдания кроется в нереализованных желаниях человека, в непрерывном проявлении его волящего «я».
Брейгель, как это часто бывает в его композициях, дает некий панорамный взгляд сверху, с высоты птичьего полета. Художник изображает и несколько попыток оказать сопротивление Смерти. Святую Екатерину Александрийскую, например, палачи распяли на двух зубчатых колесах, а потом начали их вращать. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. поэтизация идеализация смерти, стремление убежать от объективной реальности.
Это разные иконографические мотивы.