«притча о слепых» (нидерл. De parabel der blinden)— картина Питера Брейгеля Старшего. «притча о слепых» (нидерл. Parabel der Blinden)— картина Питера Брейгеля Старшего. Картине «Слепые» — одна из последних работ Брейгеля.
Брейгель написал слепых так, что невозможно не почувствовать его сострадания. Брейгель использовав первоисточник, постарался воплотить идею о«слепом» обществе, лишившемся воли кборьбе ипассивно следующем засудьбой-фортуной. Одной из выдающихся живописных картин Питера Брейгеля, является знаменитая картина 171Притча о слепых187, которая была написана в 1568 году.
В связи с популярностью и узнаваемостью сюжета через девять лет Питер Брейгель Старший создал на ту же тему было полноценное полотно, ставшее, пожалуй, самым наиболее известным и значительным его творений – «Притча о слепых» или просто – «Слепые». В это время и создается картина Слепые, в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. И у Матфея и у Брейгеля слепые – это люди без Бога в сердце.
«притча о слепых» – диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы Люди одумаются, откроют глаза, перестанут поддаваться слепой вере каждому слову, обещающему им Лучшее будущее, а тем самым станут способны защищить народ от неминуемой гибели. Пережитые события, происходящие с его страной, словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища.
Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Слепота же изменяет, калечит и уродует лицо навсегда. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения.
Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
Даже речка не подёрнулась всплеском от упавшего в её воды поводыря. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Он бредет автоматически в привычной безмятежной задумчивости, почти полудреме.
Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. хуления». Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти.
Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. Плотина делает поворот, вожак этого не замечает и падает через откос в углубление, которое в правом нижнем углу образует контрапост подымающимся крышам домов в левом углу. Только невозмутимая природа – свидетель разыгрывающейся драмы, которая в сравнении с вечностью является всего ничтожным эпизодом. Такими посохами передается движение от одного слепого к другому. Старик благочестив. Последние идут спокойно ибо еще не ведают о грозящей беде.
Значительное влияние на мировоззрение и творчество Брейгеля оказало путешествие в Италию. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека.
Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. У обрыва же мелькают вспышки ослепительно-белых чулок и чепцов им вторит грязный белый плащ третьего слепого. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Нового времени. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Чтоб свалить на нацгвардию. Идею и композицию подчеркивает колорит картины. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей.
Вернувшись на родину, Брейгель становится основоположником истинно национальной живописи. Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость.
Апогеем творчества Брейгеля считается картина «Слепые», написанная им в 1568 г. Удивительно, но наивысшего мастерства художник достиг в годы своего разочарования в жизни и людях. Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Его полотна наполняются мыслями и ощущениями молодого художника, стремящегося запечатлеть противоречивый дух современной ему эпохи.
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор. Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения.
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно.
Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. Из книги «Картинки по Брейгелю» ПРИТЧА О СЛЕПЫХСтрашно но хорошо сделанаПритча о слепцахбез единого всплеска красногов композиции гдегруппа нищих по диагонали внизведет друг другачерез весь холст, от левого краячтобы свалиться в канавукоторой и обрываютсякартина и композиция возвращаяк слепоте и незрячестиявленной в лицахв грязной щетине изгоевих жалких пожиткахна заднике чуть различимызаводь прачка крестьянскийдомишко шпиль церквилица подняты словно бык свету небесничего лишнего скупостькомпозиции где одинза другим держась за посохуверенно бредут навстречу катастрофеПеревод с английского: Антон НестеровУильям Карлос Уильямс (William Carlos Williams) – один из крупнейших американских поэтов XX века, лауреат Национальной книжной премии (1950, первое присуждение), Пулитцеровской премии (1963, посмертно) и ряда других наград. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого.
На полотне наглядно изображена притча из Евангелия от Матфея, где говорится следующее: «если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
Для Брейгеля человек и все созданное его руками не существуют вне природы, человек живет в ней и ей же противостоит. «Притча о слепых» (1568) «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». БиблияГениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других.
Дерево, масло. Такими он изобразил их вовсе не потому, что как-то хотел оскорбить людей, лишённых зрения, так как о слепых людях, как таковых, здесь вообще не идёт речи. Мир спокоен и вечен. Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». Мир спокоен и вечен. Возрождение.
И надо было чем-то осадить этот порыв. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего.
Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит. Вся эта трагедия разворачивается на фоне мрачного сельского пейзажа с виднеющейся вдали церковью и одиноко пасущейся на берегу водоема коровой. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568 Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения.
Народные массы ответили героическим сопротивлением. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». Сразу было казнено более восьми тысяч человек. А чуть не весь Запад до расследования знает, что малайский самолёт сбили тоже они. – Изображением движения.
Жестокая несправедливость или же их собственные страсти и пороки. А действительность тогда была ужасной.
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. Яркой охрой светится глина у обрыва. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала.
Вена. Человечество-де всегда выкручивалось и теперь выкрутится ибо прогресс всемогущ.
Став слепым, он не перестал быть человеком. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Композиция картины выстроена по диагонали. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Картина «Слепые» была написана в 1568 году. Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.
Эти люди беспомощны вместе точно так же, как были бы беспомощны по одиночке. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора.
Брейгель воспользовался своеобразным и невероятно точным приемом: через возрастающее физическое уродство он передал слепоту духовную, показывающую неизбежную трагедию всего человеческого. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. 114 x 163 см.
В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. О жизни Питера Брейгеля Старшего, выдающегося голландского художника известно очень мало. Эти нищие — не крестьяне и не горожане. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей.
Художественно-исторический музей. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Иной житель Львова уверен, что жилые кварталы Донецка обстреливают из гаубиц ополченцы.
По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Уильям Карлос Уильямс. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда.
Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Или посмотрите тут, с чего в Ливии начиналось: мол, с бомбёжки демонстрации протеста. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения.
Человечна природа, а не люди. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. То норовило голого человека показать. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой).
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Мрачные раздумья переполняли сознание художника. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. Кажется, ещё мгновение – и земля уйдёт из-под их ног.
Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. Проел — попал — наслаждайся. Судорожны и неуверенны их жесты. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо – оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц.
Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода. Он приостановился.
В живописи времен Северного Ренессанса прослеживается четкая связь с готикой, народным искусством и мифологией. хуления». Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Какой ответ получит слепой.
Шесть фигур, пересекая холст по диагонали идут, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг. А теперь. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего.
И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. – А как её достичь. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых».
Это относится не только к знаменитой серии «Времена года», но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Их лица, от алчных до всё более хитрых и злобных, с пустыми глазницами искажены уродливыми и страшными гримасами. художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города.
Картины, созданные художником в середине 60-х гг. По существу, Брейгель берет реальный факт. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор.
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Он назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». Письмо подробно и детализировано. Они еще не знают, что случилось впереди. По диагонали полотна, словно выходя из пейзажа на заднем плане к зрителям, передвигается колонна слепых бродяг с безобразными лицами и пустыми глазницами.
Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.
По существу, Брейгель берет реальный факт. Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого. Террор и беззаконие царили в стране.
Ранний Брейгель отличался довольно категоричным и холодным взглядом. Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон».
– Монументальностью, придумал Корреджо. С. 286). Вы, например Или вы ещё верите в неограниченный прогресс и всё. Нидерланды (Фландрия).
Как это ни удивительно, подобные высказывания можно встретить довольно часто. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Только засохший ствол обезображенного дерева словно вторит падению человека.
Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Такой был порыв: от заоблачного – к земному. Это и понятно: слепые ведут слепых. А столкновение не забытой статуарности – с движением изображённого тут и теперь – с монументальностью рождало третье (опять это третье. ) переживание – Гармонии.
Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки». На картине Питера Брейгеля «Слепые» средь белого дня слепой поводырь сбился с пути и рухнул в реку. Единство человека и природы здесь распалось окончательно.
К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». Его плащ запахнут. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян.
Провал справа выступает как контрапункт возвышенности. Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Притча о слепых».
Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет – стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом – выдает ее трагическую и напряженную безысходность. Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Ни единого просвета нет между облаками.
В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Брейгель видит духовную красоту лишь в природе. Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей игроков, пьяниц. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Они еще не знают, что случилось впереди. Второй слепой по инерции тоже не может удержаться от падения.
Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. И в контраст принятой композиции с помощью планов (дальний, средний, ближний) – статуарной композиции, диагональ воспринималась как образ движения. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. XVI столетия, свидетельствуют именно о его меняющемся мировоззрении. Пороки лишают его жизнь красоты и гармонии, превращая в слепца, для которого навсегда закрыта радость созерцания божественной природы. На картине, словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
Эти нищие — не крестьяне и не горожане. 30 лет.
Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек — величина бесконечно малая и незначительная. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. И все, что сейчас происходит впереди, можно попытаться узнать только пальцами руки.
Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». – Чем. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Немного отличаются от этих картин пейзажи Брейгеля, вошедшие в циклы «Времена года», «Возвращение стад», «Жатва».
Картина оставляет довольно гнетущее впечатление. Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. хуления». Они нисколько не беспокоятся ни о погоде и видах на урожай, ни об арене для ристалищ, ни о пюпитре и перьях.
Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала.
Брейгель с потрясающим мастерством и чутким пониманием передал выражение его лица. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя.
Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. В основу «Слепых» легла библейская притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Они пребывают в мире и покое. Следующий за ним слепой, падает на него.
Питер Брейгель Старший.
И, наконец, самый последний нищий — падающий. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Его полотна отмечены высоким художественным мастерством и удивительно точно передают ритм стихии жизни того времени. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж.
Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Высокое Возрождение было ж в оппозиции к Раннему Возрождению. Напряжение нарастает вместе с цветом.
Следующий за ним слепой, падает на него. Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек – величина бесконечно малая и незначительная. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Его лицо спокойно.
Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые— они были ослеплены насильственно. Которые смотрите какие. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих.
В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба.
Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Окружающий цепочку нищих пейзаж контрастно спокоен и прекрасен: одухотворенная свежесть весенней зелени, плавные линии холмов, деревенская церковь. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». «Крестьянская свадьба», а затем «Крестьянский танец» написаны Брейгелем с иронией, переходящей местами в грубоватый юмор, однако роль крестьянина в них уже становится значимой. Движение, понималось так, раздвигало раму.
Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Третьи — что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий». Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.
Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Притча носит не прямой характер, а скорее – аллегорический.