привлекает к себе всеобщее внимание, будучи посмешищем. Разумеется, в этих условиях большинству людей было не до искусства. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Картины Брейгеля наполнились горечью и смирением перед лицом неумолимого рока.
Притча рассказывает о трех людях, которым дали дотронуться до различных частей тела слона, на основании чего каждый вынес вердикт, как выглядит животное и каждый из них был не прав. Иной житель Львова уверен, что жилые кварталы Донецка обстреливают из гаубиц ополченцы. Идею и композицию подчеркивает колорит картины. После возвращения художника в Антверпен гравер и издатель Иероним Кок (ок.
Настроение радости несет произведение «Сенокос». И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы.
Это относится не только к знаменитой серии «Времена года», но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего. Они еще не знают, что случилось впереди. Картина описывает притчу прямо и без всяких полунамёков. Питер Брейгель Старший в своей картине попытался избежать трагического исхода.
После путешествия Брейгель продолжает работать в Антверпене и женится на дочери своего наставника, Марии. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка. Возрождение. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя.
В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. Эта картина – последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля.
Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Везде бурлит жизнь.
тратит силы впустую а женщина в окне тратит попусту время, «глазея на журавля». Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Многие поговорки и сегодня встречаются в обиходе. Таинственна жизнь и судьба Брейгеля.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Произведения Питера Брейгеля (вплоть до ХХ века) были скрыты в недрах частных коллекций. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Острота наблюдения и юмор (не случайно у Брейгеля было еще одно прозвище: «Смешной Брейгель») побуждают его изображать крестьян не только без каких-либо прикрас, но часто даже в несколько утрированном виде показывать их грубые и некрасивые фигуры и лица, неловкость их движений, подчеркивать примитивность их вкусов и интересов.
В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». Изучение обычаев и нравов крестьян их манеры одеваться очень помогло позже Брейгелю при создании таких картин, как знаменитые «Крестьянский праздник» (1567. ) и «Крестьянский танец» (1567. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568 Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. являются закадычными друзьями. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку.
Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. Их тяжелые и неуклюжие фигуры заполняют все пространство картины. В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.
Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Яркой охрой светится глина у обрыва. В 1553 году Брейгель вновь оказался в Риме. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Искусство Нидерландов 16-го векаКартина «Притча о слепых». Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности.
Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Он назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец.
Питер Брейгель-старший (1563-й – год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Очень впечатляет картина «Вавилонская башня».
Источник сюжета — Евангелие от Матфея (15, 12-19). Внезапно вожак оступается и падает и вслед за ним падет идущий следом. Никто не придет им на помощь. С. 286). Итальянская «практика» увеличивала их шансы на получение в дальнейшем выгодных заказов.
А столкновение не забытой статуарности – с движением изображённого тут и теперь – с монументальностью рождало третье (опять это третье. ) переживание – Гармонии. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге. приспосабливаться человек рядом с ним «бросает перья по ветру», т. е. От тупого и животно-плотоядного последнего слепца через других — все более алчных, все более хитрых и злобных — стремительно нарастает осмысленность, а вместе с нею и отвратительное духовное уродство обезображенных лиц.
И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. По существу, Брейгель берет реальный факт. Их гибель предначертана. Картина Брейгеля – не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Человечество-де всегда выкручивалось и теперь выкрутится ибо прогресс всемогущ.
В центр мира художник поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Он же оставался главным его работодателем вплоть до переезда Брейгеля в Брюссель, состоявшегося в 1563 году. Они пребывают в мире и покое. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.
Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. К тому времени он сблизился с выдающимся картографом Абрахамом Ортелием (1527 – 1598). Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою.
Именно эти пороки, которые заставляют людей быть слепыми к истинным ценностям жизни, ведут человека к ямам, каждая из которых становится всё глубже и глубже. В 1551 вступил в антверпенскую гильдию художников. Новые идеи Брейгель мог черпать не только из общения с Коком. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Кто это нарисовал. » – «Питер Брейгель. «А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Для одних исследователей он – философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко нал действительностью.
Их лица полны мнимого смирения, едва прикрывающего тупость и затаённую злобу. Такой был порыв: от заоблачного – к земному. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Жареный поросёнок бегает с кухонным ножом, заткнутым за пояс по траве семенит на маленьких ножках яйцо всмятку с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой «кактус» сделан из золотистых булок крыша шалаша покрыта пирогами На пороге шалаша сидит рыцарь с открытым ртом, ожидая, что ему в рот влетит жареный голубь. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества.
Террор и беззаконие царили в стране. Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12-19). Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду.
В 1563 переехал в Брюссель. Так, даже после разгрома испанцами народного «иконоборческого» движения (1567) Брейгель стремился выразить самый дух народа как нечто вечное и неодолимое. Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Проел — попал — наслаждайся. В жестокое время довелось жить художнику. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Во время перехода через Альпы его поразила красота открывшихся его взору горных пейзажей. Образ слепого прочно утвердился в мифологии как аллегория невежества, нетерпимости к чужому мнению, зашоренного сознания. Мир спокоен и вечен. Его изобретательность практически безгранична, многие сценки носят гротескный характер.
Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Здесь он познакомился с известным художником-миниатюристом Джулио Кловио (1498 – 1578) и некоторое время работал в его мастерской.
Крестьяне перестают быть маленькими существами, затерянными среди природы. Уважаемый гуманист, он был близок к кругу друзей и единомышленников ученого и поэта Дирка Волькертсена Корнхерта (1522–1590). Последние годы жизни художника прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина.
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». Питер Брейгель Старший (около 1527–1569), также называемый Крестьянским Брейгелем, — величайший нидерландский художник XVI века. В них Брейгель отказывается от высокой точки зрения и впервые дает крупнофигурную композицию: он стремится приблизить к зрителю своих героев, утверждая их грубую и неосознанную, но могучую, как стихия самой жизни, силу. Дерево, масло. И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных.
И надо было чем-то осадить этот порыв. Человечна природа, а не люди. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно.
Даже евангельские сюжеты «Перепись в Вифлееме» и «Избиение младенцев» маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора.
Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. Все это отразилось на самочувствии Брейгеля. Нидерланды (Фландрия). Опускающаяся плотина насильственно перерезает неподвижные горизонтали пейзажа, отчего возникает контрастное столкновение.
Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Они еще не знают, что случилось впереди. Вы, например Или вы ещё верите в неограниченный прогресс и всё. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек — величина бесконечно малая и незначительная.
Поводырь уже упал в пруд. хуления». В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень.
Сюжет полотна описывает одну из притч, которая гласит: Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая «была самым лучшим из созданных им произведений». И, наконец, самый последний нищий — падающий.
– Монументальностью, придумал Корреджо. Ни единого просвета нет между облаками. И взгляд его завершает путь остальных – жизненный путь всех людей. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. Я долго стоял и смотрел на нее. Последний период жизни Брейгеля совпал с бурными потрясениями в жизни Нидерландов.
Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. Или посмотрите тут, с чего в Ливии начиналось: мол, с бомбёжки демонстрации протеста. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Это относится не только к знаменитой серии Времена года, но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего. Старик благочестив. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян.
Первый человек падает в яму, за ним следует второй и третий уже начинает спотыкаться, чтобы последовать за впереди идущими. Следующий за ним слепой, падает на него. Путешествие в Италию граничит с ещё одним увлечением художника. Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор.
Поодаль стоят виселицы с повешенными. Художественно-исторический музей. Эти нищие — не крестьяне и не горожане.
Картина «Слепые» была написана в 1568 году. Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей.
Движение, понималось так, раздвигало раму. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых». В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха» и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Гениален цикл картин «Времена года». Все торопятся воспользоваться погожими деньками.
Какие взгляды исповедовал, чьим приверженцем и выразителем был этот один из самых независимых умов в истории человечества. Падающий человек «скатывается с быка на осла» — это значит, что его дело находится в упадке. художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Подобные путешествия предпринимали многие молодые художники того времени.
Кловио был восхищен талантом молодого чужестранца и приобрел несколько его произведений, в том числе вид Лиона и миниатюру «Вавилонская башня». Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Христос сказал имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас известно только название: «Торжество правды». Вот они вихрем врываются в круг танцующих, громыхая грузными башмаками. Вскоре после этого Брейгель отправился в Италию.
Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня или, в духовном выражении, в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, — как говорит Ромдаль, — видно ступенчатое нарастание страха и все это делается еще более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым (Дворжак. В уборной в правом нижнем углу «двое испражняются в одно очко», т. е. От тупого и животно-плотоядного последнего слепца через других — все более алчных, все более хитрых и злобных — стремительно нарастает осмысленность, а вместе с нею и отвратительное духовное уродство обезображенных лиц.
То норовило голого человека показать. 30 лет. Сильнее их уроков действовали на него только острые впечатления от окружающей жизни, вместившие в себя и трезвый скепсис и безудержное фантазерство.
хуления». Все достигли предела своих желаний: двое спят, третий грезит. Мужчина в домике на колонне «играет на позорном столбе», т. е. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Это был период господства в его Нидерландах испанских захватчиков.
Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Это заметно и по некоторым его религиозным картинам, например, таким как «Успение Богородицы» и «Иисус и грешница». Как и весь народ, художника охватило отчаяние и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых». В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Мрачные раздумья переполняли сознание художника.
Брейгель, в сущности, создал новое направление в искусстве своей эпохи. Напряжение нарастает вместе с цветом. Последние идут спокойно ибо еще не ведают о грозящей беде.
Весь остальной мир спокоен и вечен – чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. Уже в ранний период своего творчества Брейгель стал обращаться к излюбленной в те времена теме «заблудшего человечества». Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Народные массы ответили героическим сопротивлением. – Изображением движения. В 1552 отправился в путешествие по Италии и вернулся предположительно в 1555.
Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. Последние пока идут спокойно ибо ещё не ведают о грозящей беде. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. Между этими двумя полюсами и развертывается теперь трагическая судьба. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду.
Единство человека и природы здесь распалось окончательно. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
Этот взгляд завершает путь слепцов – жизненный путь людей. Видимо, побывал он и в Палермо – в пользу этого предположения говорит бросающаяся в глаза перекличка между его «Триумфом Смерти», написанном в 1562 году и созданной на тот же сюжет фреской в палермском Палаццо Склафани. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо.
Мы не знаем, стал ли членом этого общества художник, но характерные для «Семьи Любви» взгляды на взаимоотношения человека и Бога он разделял. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. А рядом на лугу его собирают в стога.
Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества он выразил в этой картине. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух.
Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Высокое Возрождение было ж в оппозиции к Раннему Возрождению. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. На дальнем плане – выжженная земля, полыхают огни пожаров. 1510/20 – 1570) напечатал «Большую серию пейзажей» Брейгеля (1555).
Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). А теперь. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. – Чем.
Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Группа слепых, которые держатся один за другого идут вперёд, ведомые своей ничем необоснованной уверенностью. Художник не принимал заказов на портреты известно только одно его произведение в этом жанре – «Голова крестьянки».
Конвульсивны и лихорадочны жесты слепцов. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. – обе в Музее истории искусств, Вена). Работа «Охотники» показывает, как предполагается, декабрь или январь. Следующий уже запнулся за него. Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем.
Это иллюстрация библейской притчи». И в контраст принятой композиции с помощью планов (дальний, средний, ближний) – статуарной композиции, диагональ воспринималась как образ движения.
Мастерство Брейгеля-пейзажиста принесло ему признание на родине. Чтоб свалить на нацгвардию. Заказы стали редки. Сразу было казнено более восьми тысяч человек.
Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство.
Многим отрубают головы. За отречением Карла V (1555 год) последовало краткое правление ненавидимого всеми испанского короля Филиппа II, закончившееся восстанием. Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью. – А как её достичь.
Ортелий принадлежал к религиозному обществу «Семья Любви», члены которого, выказывая внешнее согласие с постулатами католической церкви, утверждали персональную связь каждого человека с Богом, не требующую сложного ритуала, то есть, на практике были чистейшей воды протестантами. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Последние из них движутся еще в привычном темпе, вертикально, медленно, шаг за шагом, как автоматы. Все застилает едкий дым. Третий вот-вот оступится.
«А исходящее из уст – из сердца исходит сие оскверняет человека. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Подошедший хозяин дома спросил меня: «Нравится. » – «Не знаю, – ответил я. – Она страшная какая-то. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай.
Причем динамика и напряженность возрастают на протяжении линии, визуально разделяющей картину. Вот одна из этих репродукций меня и заинтересовала. Так как слепые ведут слепых, так как они чувствуют падение, так как падение это неизбежно. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью. Третьи — что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий».
А действительность тогда была ужасной. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. «Притча о слепых» – картина имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере.
Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей игроков, пьяниц. И «взгляд» его завершает путь остальных — жизненный путь всех людей. Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен.
114 x 163 см. Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть. Главным в характере картины он хотел подчеркнуть другое. простое расположение и жанрово предметное показывание уже не удовлетворяли Брейгеля в его последний творческий период и оно должно было уступить место диагональной композиции, которую художник заимствовал у итальянцев уже в Поклонении волхвов. По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию.
В основу «Слепых» легла библейская притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. Которые смотрите какие.
Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа – все та же палитра серого. На лицах – беспомощность и ужас.
Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Притча носит не прямой характер, а скорее – аллегорический. Вена. Среди заказчиков Брейгеля были такие крупные личности, как кардинал Антуан Перрено де Гранвела, возглавлявший Государственный совет Нидерландов и банкир Николас Ионгелинк, заказавший писцу его знаменитую серию «Месяцы» («Времена года»). «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю.
Человек, сидящий на зубце крепостной башни, символизирует поговорку «держать нос по ветру», т. е. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего.
Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Письмо подробно и детализировано. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер.
Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые— они были ослеплены насильственно. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Восстание вспыхнуло в 1568 году и быстро переросло в гражданскую войну. На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые.
Композиция картины выстроена по диагонали. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек – величина бесконечно малая и незначительная. В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля. А чуть не весь Запад до расследования знает, что малайский самолёт сбили тоже они. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».
И образам и композиции в целом присущи подлинный размах и монументальность. Многие из этих изречений в ходу до сих пор. На ней были изображены слепые люди, которые вели за собой таких же слепых.
Однажды в детстве родители взяли меня в гости к своим взрослым друзьям.