Безумная Грета (нидерл. Dulle Griet)— картина голландского живописца Питера Брейгеля Старшего. Картина Питера Брейгеля старшего Безумная Грета: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Брейгель отошел от классической манеры передачи атмосфера хаоса и ада с помощью нарисованных чертей или сатаны изобразив людей с их порокам. «Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565.
«Охотники на снегу» (нидерл. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии.
Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. О судьбе Питера Брейгеля Старшего известно очень мало. И название Нидерланды переводится как «низменные земли».
Одна из таких гравюр известна под названием «Большие рыбы пожирают маленьких» (внизу рисунка подпись на латинском языке: «Grandibus exigui sunt pisces piscibus esca», то есть дословно «Маленькие рыбы служат пищей для больших рыб»).
1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Мы уже упоминали о разностороннем характере собирательства Ф. Майер ван ден Берга. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством.
Она слышала, что у него лучшие сковородки. В её жизни было слишком много горя. Но её фигура комична. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. С мечом в руке она собирает тарелки, горшки и кастрюли.
Море для нидерландцев было не только источником новых торговых связей и добычи рыбы. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив "Калек" (1568). Последние произведения великого живописца свидетельствуют не только об углублении его драматургического таланта – особой утонченности достигает в них и его живописное мастерство, претворяющееся в нежных тональных переливах красочного слоя. В конце своей жизни Брейгель еще раз – в пейзажной живописи – в картине "Сорока на виселице" (1568) заявит о своей привязанности и родстве со всем, что живет и умирает. Дулле Грит (Безумная Грета). Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками.
Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят. Удается ли это ему сделать—это спорный вопрос. Десятки километров земляных дамб были сооружены вдоль берега. Влияние Иеронима Босха ясно чувствуется в творчестве Брейгеля. Жизнь идет своим чередом.
Разномасштабность фигур и предметов, кишение человеческих тел и фантастических существ, красный отсвет пожара, лежащий на всем колористическом строе произведения, рождают ощущение трагического хаоса на земле. О гигантской башне в Вавилоне также сообщали античные историки: Геродот (История 1, 181), Диодор Сицилийский (Историческая библиотека 2, 9) и Страбон (География 16, 1. 5). У головы, служащей входом вАд, вместо ресниц — доски кожа ее сложена из камня изуха растет дерево — художник настойчиво смешивает растительное, животное и человеческое, органические и неорганические элементы. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты.
Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) – великий художник прошлого из Нидерландов. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. Стены домов они украшали зеркалами и гирляндами цветов. Брейгель сделал ее воплощением воинствующей скаредности. Приблизительно в середине 1540-х годов Брейгель (Старший) переезжает в Антверпен, где обучается в мастерской у Питера Кук ван Альста- личного придворного живописца императора Карла V. Позже, перебрался с семьей в Брюссель и начал работу над картиной, которая отобразила в саркастичной форме его личное отношение к происходящим вокруг событиям. «Крестьянский праздник».
В сравнении с современностью права женщины в XVI веке были чрезвычайно ограниченными. Умерли родные, сгорел дом. Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график.
Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Одна из таких картин называется «Охотники на снегу». Стиль, который использовался при написании картины, предполагает передачу ужаса от изображенных сцен и в затруднении понимания происходящего. Фоном для этой картины служит прекрасный и безмятежный южный пейзаж.
Искусство великого художника из Гертогенбосха породило много последователей. Если вы сравните эту работу с «Кухаркой»в брюссельском музее, то станет ясной иная задача Артсена, здесь им решаемая. 95 метров и высота около 100 метров.
Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами.
Брейгель, Питер. В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Брейгель оказался свидетелем наиболее диких действий толпы.
Искусство стало его работой. Его страшная стихия, с быстротой и случайностью губящая все вокруг, оказывается сродни человеческому безумию и бессмысленной панике, особенно если они становятся массовым явлением. В Королевском музее изящных искусств в Брюсселе находится одна из самых замечательных работ Брейгеля, которая называется «Падение Икара» (1558).
Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. Грозно движется сплоченная когорта воинов, вздымается лес копий, трагичны образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой, беспощадной силы. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Полная противоположность этим картинам – "Крестьянский танец" (1568). Остро схвачена характерность фигур, жестов, телодвижений и мимики, но индивидуальное в изображении крестьян уступает выявлению типического. Очерченные обобщенными контурами фигуры вырастают в масштабах по отношению к дальнему пространству, выдвигаясь к переднему плану. С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирическое или трагическое звучание, всегда претворяются у него в богатое, красочное зрелище.
картина Безумная Грета, 1562. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. Один патрон – и не важно кто. Люди, жившие в этой стране, героически отвоевывали у природы каждый клочок земли.
Ни крестьянин, ни рыбак не обращают внимания на упавшего Икара. Он ощущал себя одним из тех людей, которых изображал на своих картинах. Выросший в низинных землях Голландии, Брейгель увидел Альпы и это его потрясло. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший – сын или Ян Брейгель Старший, но именно он явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство. Около 1564г, Антверпен. Картина «Безумная Грета» появилась в собрании Майер ван ден Берга в 1894 году, будучи куплена через аукцион в Кёльне из коллекции Кристиана Хаммера в Стокгольме как произведение старшего сына художника Питера Брейгеля Адского, но уже в 1897 году была идентифицирована с работой самого великого Брейгеля, о которой в 1604 году упоминает в своей «Книге о художниках» нидерландский художник и писатель Карель ван Мандер.
И все это – результат огромного труда многих тысяч людей. Не случайно философская система Спинозы, получившая название «пантеизм», в которой подобный взгляд на человека был сформулирован с железной логикой, возникла именно в Голландии. Но Брейгель видит в народе главное – энергию, трудолюбие, цельность мировосприятия – и находит в наблюдениях над его "трудами и днями" разрешение основных занимавших его проблем человеческого бытия. В серии картин "Месяцы" (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. В залах музея находятся произведения современника Брейгеля— Питера Артсена.
Под видом "Переписи в Вифлееме" (1566) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в "Избиении младенцев" (1566) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. Никогда ранее не удавалось художникам передать так живо чудовищную величину башни, размах строительства, превосходящего все ранее известное человеку. Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. Антония» создана Хейсом в 1577 году и представляет собой великолепную по живописному выполнению копию композиции Босха, находящуюся в Лиссабоне. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена).
Все в этой картине не так, как должно быть. Земля кишит странными созданиями, которые проделывают нелепейшие движения. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Знахарки, целительницы считались ведьмами их судили и сжигали на кострах инквизиторы. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе.
Брейгелем восхищался Бертольд Брехт. Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. В этом музее есть одно произведение, единственно ради которого следовало бы прийти сюда. В его картинах появляются новые ракурсы и новое пространственное ощущение.
В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств). Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Море давало им возможность расширять свои земли, отвоевывая у воды каждый метр. Башня была гигантским олицетворением тщеты. Все это рано или поздно исчезнет.
Таким образом примерно и была установлена дата рождения Питера Брейгеля Старшего. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. Как известно искусство Артсена надломилось именно в эти годы. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.
Этот жанр требовал очень большого мастерства и точности. У Греты — тусклая кожа, беззубый разинутый рот, рваная юбка. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. 1562), традиционной для Фландрии фигуры известной также как «Грета Брюзга», вечно ссорящаяся со своим мужем, или же, как «Черная Грета», которая назвалась королевой вместо собственной госпожи. Падение завершилось. Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика. В 1567 – 1569 гг.
Жившие здесь люди старательно мыли не только свои дома, но и тротуары перед ними. Брейгель изобразил на своем полотне трагизм реальной жизни того времени. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста.
В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума. В этом принципиальное отличие Северного Возрождения от итальянского Ренессанса. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец». В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе.
Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Он же сознательно упрощает не только выбор предмета изображения, но и его трактовку. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Но где же здесь Икар. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена).
Некоторые ранние гравюры Брейгеля представляют собой вариации на темы картин Босха. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Ад начинается в человеческом сердце. Войны, зарева пожаров, разрушение и нищета обрушились на эту землю.
Брейгель изобразил на своем полотне трагизм реальной жизни того времени. Так и на картине «Икар» Брейгеля. Таким образом, в 1561 – 1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композиции, в косвенной, образной форме отражающие конкретные общественные конфликты своего времени. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками».
Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. Таким образом, в 1561—1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композицию, которая в косвенной форме отражала конкретные общественные конфликты того времени. В 1552–1553 годах посетил Францию и Италию затем работал в Антверпене, сотрудничая с гравером и издателем И. Коком.
Из-за плохо читаемых последних трех цифр надписи картина датируется от 1562 до 1566 года. И только задавшись этим вопросом, мы замечаем уходящую под воду хрупкую фигурку Икара.
Перед нею нет врага, которого она должна сразить мечом им может оказаться любой, так как ее гнев не целенаправлен осмысленно, он есть лишь проявление дикого инстинкта разрушения. Отсюда эпическая широта повествования. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы ("Сумрачный день") и напряженный ритм жаркого летнего дня ("Жатва"). В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. Семь небольших миниатюр расположены на листах с текстом и изображают католических святых.
Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы. Эта работа получила название— «Безумная Грета» иногда упоминающиеся как «Сумасшедшая Мэг». На мосту происходит бессмысленное избиение друг друга охваченных тем же инстинктом женщин. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Не лучшая тактика для нападения.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Есть в такой трагедии что-то особенное.
Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Безумие во взоре, в этом разинутом рте. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок.
Больше всего на свете эти люди ценили труд и понимали значимость труда. Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. Питер Брейгель Старший родился в маленькой брабантской деревушке. Питер Брейгель (Bruegel) Старший – нидерландский художник Северного Возрождения родился между 1525 и 1530 годами, в деревне Брейгель, близ Бреды, по другим сведениям, в самой Бреде (ныне Нидерланды), умер в 1569 году в Брюсселе.
В XVI веке у него было немало последователей, в том числе Питер Хейс (ок. Они заняты своим тяжелым трудом, который является каждодневным подвигом. И поскольку эта птица издавна является не только распространителем слухов и дурных вестей, но и символом лживости и клеветы, мы, глядя на эту картину, начинаем понимать, почему она сидит на виселице. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно.
Простая бедная женщина по имени Грета потеряла все: семью, дом, нехитрый скарб. «малым миром», то в нидерландской культуре в целом и в нидерландской живописи в частности человек мыслится как неотъемлемая часть Вселенной, часть Божественного бытия.
История знает тому немало примеров. Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля.
В результате в картине присутствует абсолютно необычная панорамная перспектива. И это безразличие убивает.
Питер Брейгель Старший «Безумная Грета» (1562) Дерево, масло. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. Люди одеты в карнавальные костюмы.
Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха. Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. На заднем плане справа вздымается стена адскогопламени. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. В статье «Эффект очуждения в сюжетных картинах Брейгеля Старшего» великий немецкий драматург пишет: «Если Брейгель и приводит в равновесие свои противоречия, он никогда их не сглаживает унего нет также разрыва между трагическим и комическим, трагическое несет в себе элементы комического, а комическое – оттенок трагизма». Брейгель возвращается к этой теме.
Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В 1551-1552 годах молодой художник совершил путешествие в Италию, после чего жил в Антверпене, затем в Брюсселе. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Его особенно притягивал «эффект отчуждения», когда автор выражает множество эмоций одновременно, не высказывая при этом своего отношения к происходящему.
117, 4 х 162 см Музей Майер ван ден Берг, Антверпен, Бельгия В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть – преисподнюю лишь бы насытить свою жадность – олицетворение алчности и порока. Современные ученые полагают, что прообразом библейской Вавилонской башни стал зиккурат в Вавилоне. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок – осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Он был приобретен в 1898 году на аукционе в Лондоне за 35 500 франков. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню.
В написанный на пергаменте латинский текст введены пять страниц на португальском языке. Картина «Крестьяне у очага» датирована 1556 годом и 15 апреля, как если бы художник запечатлел событие, действительно имевшее место в его жизни. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста».
Тяжело ступая, бродит Грета ищет, кудабы сложить свои награбленные«сокровища». Слово «зиккурат» происходит от аккадского слова «zigguratu», что означает «пик», «высокое место». Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. В этом произведении закладываются основы миропонимания, которое получает развитие в дальнейшем творчестве Брейгеля. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений.
В 1563 году Брейгель переселился в Брюссель, где были созданы лучшие из его поздних работ, в том числе картины «Перепись в Вифлееме» (1566 год, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Избиение младенцев» (около 1567 года, Хемптон-корт, Лондон). Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх.
Даже год его рождения, 1525, взят довольно условно. Его картины – это правда и вымысел. Они очень много трудились и высоко ценили свой труд.
Церковь требовала от женщин покорности и молчаливого послушания более совершенным творениям Господа — мужчинам (как известно, Бог создал их первыми) и всем им :- меняла в вину грех Евы вечной соблазнительницы. В трактовке образов богоматери и Гавриила заметно влияние Герарда Давида. Cвою творческую деятельность Брейгель начал как график.
Речь идет о картине великого нидерландского художника Питера Брейгеля Мужицкого «Безумная Грета». Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. Обитателей преисподней художник собрал также вокруг Безумной Греты (ок. В сюжете картины он передал личное осуждение таких человеческих пороков, как безумие, алчность и жестокость.
Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между женщинами. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Он показывает лучшие и худшие черты. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. На время, в которое жил Брейгель Старший, пришелся конфликт с Испанией начала 1560-х гг., что перерос в повсеместные народные выступления, религиозные преследования и связанные с ними казни— такими предстают Нидерланды в работе «Безумная Грета».
Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Впрочем, в музее имеется еще одна работа художника—«Двенадцать пословиц», любопытная характерным для Брейгеля тяготением к фламандскому фольклору и так часто встречающемся у него стремлением к образному живописному воплощению мудрости народных изречений, правда преподанных со свойственным художнику острым юмором.
В прославленных "Слепых" (1568) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Скорее, его заслуга и немалая, в том, что он прокладывает новый путь в искусстве. Двадцать девять листов заполнены миниатюрами с различными сюжетами, взятыми из Ветхого и Нового завета и из «Жития святых». Главного героя вы даже не видете. Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина "Падение Икара". Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Брейгель видит не только забавное, но и грубо гротескное: жизнь кажется ему и суетой и мощным источником свободной, поистине природной энергии, причем оба эти начала органически сосуществуют, как в парадоксах народных пословиц. Вместе с ними над бревиарием работал Ян Провост (1465—1529). Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам.
Картина «Искушение св. Нидерландские пословицы. Известен также как Брейгель Мужицкий. Брейгель хорошо знал его работы, применив этот метод «опредмечивания» в «Стране лентяев» из Мюнхенской Пинакотеки. А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте. Может быть, вот таким образом при жизни его считали немым.
Это мир, где все наоборот, где разрушен божественный порядок. Известный во всем мире «Роскошный часослов герцога Беррийского» работы братьев Лимбургов удивителен по красоте и виртуозности исполнения. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Дедал давно скрылся из вида.
Опять зритель словно сверху обозревает леса, луга, скалы, реку, впадающую в море чуть ниже линии горизонта. Как и ранее в произведениях художника, все пространство холста заполнено маленькими фигурками людей – танцующих играющих на инструментах, гуляющих, болтающих, чувствующих себя в полной безопасности в необъятном пространстве пейзажа изображенного художником. Творчество Питера Брейгеля Старшего – величественный итог сложной и противоречивой эволюции нидерландского искусства XV-XVI веков, одна из высочайших вершин европейской культуры Позднего Возрождения. мастер создает произведения о жизни простого народа. Как и все его картины, она очень яркая и жизнерадостная по колориту.
Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках ("Фламандские пословицы", 1559). Но значение произведения не ограничивается этим. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).
Торговой столицей мира становится Антверпен. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик. Его источник – эгоистическое сознание или безумие. Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере.
Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Люди в порыве безумия погибают в давке, создателями которой сами и являются, не замечая ничего вокруг. Последний год кажется наиболее вероятным для времени ее появления. Данная работа в некоторой степени превосходит фантасмагорию в творчестве Иеронима Босха. Кажущийся адом мир пылает, охваченный пожаром.
Реальность их – в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Башней – отбрасывающей тень – вопреки всем законам природы – не на землю, а на небо Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонская башня (1563) и "Малая" Вавилонская башня (ок. 1563). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Ведь если в Италии человек сравнивается со Вселенной и уже Пико делла Мирандола в своем трактате «De hominis dignitate» называет человека «микрокосмом», т. е. 1519— 1581).
На груди блестят латы, на голове — подобие шлема. Но из-за своего масштаба миниатюра была неспособна уделять внимание личности человека. Эта картина является ключом к пониманию всего творчества Брейгеля. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность.