Вполне вероятно, что как-то во время дальней прогулки за городскими стенами Брейгель набрел на детей, которые вырвались из-под присмотра взрослых и заняты необычайно важным для них делом — играют. ». Маловероятно, что задачей Брейгеля было создание своеобразной визуальной энциклопедии детских игр. «детские игры» или «Игры детей» (нидерл. Kinderspelen)— картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры. Интересное было у Брейгеля увлечение, на маленьком пространстве он мог поместить так много детей и показать 50 игр. Очень серьёзно относился к своему сюжету. Есть в этом что-то странное присущее старым голландским мастерам. Kinderspelen) – картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры.
Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу. Тогда бытовало специфическое отношение к ребенку как к «незавершенному», неабсолютному человеку. Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно. Не исключено вот таким образом, что в своей работе Брейгель отразил гуманистические тенденции и педагогические идеи своего времени и что толковать её следует не в духе христианского морализаторства, а, напротив, в духе ренессансного гуманизма16.
Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу. Игры – это и развлечение и учеба. «В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей».
И, как мы думаем, доказательством того, что Брейгель изображает мир детских увлечений, а не намек на взрослую жизнь, является отсутствие очень популярной игры, ставшей известной в Европе еще с 14 века и являвшейся излюбленной темой для флатйандских живописцев. Нет улыбок. Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля12. Многие из них, вероятно, были знакомы ему с детства. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми.
Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие). настических упражнений.
Выростут — развернуться в полную силу. Детки вырастают, а пороки, к сожалению, останутся на всю жизнь. Да, детские игры несут в себе жестокость.
Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр. Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. Жестоки ли эти игры. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекла моё внимание, когда я знакомилась с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Внимательно посмотрите: процессию под условным названием «свадебная процессия», опекает женщина, направляющая детей. А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях.
Калейдоскопичность ранних картин исчезает. Художник с симпатией изображает детей, предающихся играм со взрослой серьезностью. Годы творческой зрелости Брейгеля (1562— 1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими. И девочке смешно от того, что она видит.
И если смотреть на «Игры детей» Брейгеля с такой точки зрения, то окажется, что мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. Брейгель — яркий, своеобразный художник. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. 5. Фантазия художника создает новую убедительную реальность. Брейгель изображает город без взрослых, город еще неабсолютного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть и не состоятся) люди.
Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры.
4. В своих произведениях он отражал мир именно таким, каким он был в ту эпоху. Она воспитывает дисциплину, внимательность и, конечно, умение терпеть невзгоды и боль. Мы не видим лица ребенка, который восторженно смотрит и тянет руки к вертушке. 3. Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т. е.
В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери». Уж не посмеялся ли Брейгель над архитекторами и их заказчиками, которые, вдохновившись итальянскими образцами, прилепляли к своим традиционным постройкам лоджии и аркады. Впрочем, здесь и ключ к пониманию картины, я думаю. Как и у вап Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений.
Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. Это не так.
Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам. Невыросшие взрослые — вот и все. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине «более 230», другие – что их «более 250». Вся улица и берег реки заполнены увлеченными игрой детьми.
Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, так как большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер играют и полностью отдаются своим занятиям. Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены. Вот таким образом детей одевают по-взрослому.
Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux denfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек. Какие только забавы не показал художник. Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля.
Но сама поза предполагает это. Среди почти сотни игр изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах. Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях рыцарства.
Вот таким образом дети не обижаются или обижаются ненадолго, когда им выпадает участь побежденных. Кто имеет дело непосредственно с детьми (или своих детей), знает: при всей любви к своим или любым детям детские пороки ощущаешь как самые безнадежные, отвратительные., - так как они НИЧЕМ НЕ МОТИВИРОВАНЫ и оттого кажется, что они являются выражением самой изначальной природы человека.
И эта традиция существовала не только при дворе. Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе «Les Jeux denfants de Pierre Bruegel» называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек9. Искусство». Но нельзя утверждать, что атмосфера гнетущая. Удивительно, но на лицах играющих нет улыбок. Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство или возраст игр», «Юность или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла.
Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл. Брейгель изображает городскую окраину. Искусство». Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых.
2. В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине Игры детей Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении. Надо отдать должное Брейгелю: в 16 веке не существовало сегодняшнего пристального интереса к детям. Повсюду мы видим группки детей, поглощённых игрой. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12.
Это игра в карты. Среди игр изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате. В игре очень быстро меняются роли и результат. Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин — Далем, Картинная галерея Государственного музея). и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т. д.
И художник это понимает. Вот таким образом в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин». Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие)10. Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии».
«Картина «Детские игры» кажется очень простой. Характерен метод Брейгеля — он не навязывает зрителю своих выводов. В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей.
Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями. Город, на улицах которого играют дети, сочетает в себе черты типичного фламандского городка XV века и города вымышленного, фантастического. Согласитесь, что если бы мы вдруг попали в город, в котором все жители были бы не старше 10-ти-12-ти лет, мы, наверное, поулыбались бы минут пять, а потом нам стало бы не по себе. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты.
Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри и крик в пустую бочку и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом). Но это особая жестокость. Горожане тоже одевали своих детей в платья, сшитые по взрослой моде. Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным14. «Об этой картине высказывалось много различных суждений. Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекает внимание, когда знакомишься с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом.
Маленький человек познает мир. Естественно, при создании картины мастер не мог полностью положиться на свою память. Источники по изобразительному искусству показали насколько. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян.
Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть. Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками.
Здесь обнаруживается пристрастие Брейгеля к показу уродливого, гротескного, но под маской разящего смеха скрывается любовь художника к человечеству.