Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор.
В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности. Начиная с 20-х годов Брак использует лишь отдельные стилевые моменты и приемы кубизма и отказывается от его абстрактных тенденций. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами).
Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Но, подобно Пикассо и большинству других современных мастеров, он опирается на обретенную в предшествующих исканиях свободу изображать не только "видимое", но и "мыслимое". Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. В это время он пишет в основном натюрморты, в которых "кубы" "Домов в Эстаке" начинают дробиться на мелкие грани, заполняющие всю поверхность холста. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями. Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма.
Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Картины, принадлежащие периоду до 1908 года, были достаточно просты и понятны зрителю, но им явно не хватало дерзости и новаторства.
Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). Однако отказ от реального изображения предметов приводил к выхолащиванию образного содержания живописного произведения. Его искусство отныне как бы балансирует между природой и внутренним миром художника и является, во многом, "опредмеченной" поэзией. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника.
С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани.
Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт.
.