Церковь построена в традициях раннего флорентийского Ренессанса, однако новые веяния уже чувствуются, также как и любовь Донато Браманте к античной архитектуре. Браманте Донато создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. Творчество Браманте Донато — одна из вершин архитектуры Возрождения. Оригинальная лестница была построена в 1505 г., современный вариант – в 1932 г. Донато Брамантеродился в Монте Асдруальдо (теперь Ферминьяно) близ Урбино. Двадцать лет жизни отдал Донато Браманте Милану.
Выдающееся свершение Донато Браманте периода его жизни в Милане — проектирование хоров и купола красивейшей церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) итальянский архитектор. Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера.
11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны и пригласил его в Милан. Эти два шедевра Донато Браманте сразу сделали его известным среди жителей Рима и его приравняли к самым лучшим зодчим своего времени. Людовико иль Моро, герцог Миланский, решил, что Санта-Мария делле Грацие станет прекрасной гробницей для него и его жены и в 1492 году попросил Донато Браманте перестроить церковь. Творчество Донато Браманте, одного из самых замечательных мастеров мирового зодчества, нераздельно связано с наивысшим подъемом гуманистической архитектуры.
Помимо Донато Браманте над базиликой также работали Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Якопо Бароцци да Вигнола, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно и Джиан Лоренцо Бернини.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты.
Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему.
Весь план пронизан нерушимой логикой. Строг и величав завершенный Б. в 1499—1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Б. придал лёгкость и пластичность. Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. (Bramante, Donato) (1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д39Антонио, Pascuccio d39Antonio). Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
И вот, пока Браманте продолжал свои изыскания, названный кардинал, возымев желание перестроить для братьев делла Паче монастырский двор из травертина, заказал этот двор Браманте, который, желая заслужить доверие кардинала и ему угодить, принялся за дело со всяческим рвением и прилежанием и закончил его быстро и абсолютно. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества. После смерти Рафаэля руководство работами перешло к Перуцци, который, возвратившись к центрической схеме, признал необходимым усиление пилонов Браманте и соответственно переработал план. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св.
Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Петра, продолжалось много лет. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы).
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Строгость линий и напряженность стройных колонн, а также тонко подобранное соотношение больших и малых окон двух верхних этажей создают поразительное впечатление легкости и спокойного, но неодолимого устремления вверх, не имеющее аналогий во внутренних дворцах других римских, а также флорентийских палаццо. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан).
Петра в Риме. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Неконструктивность подпоры.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Вторую галерею почти полностью завершил папа Пий IV, который украсил Бельведер нишами, где помещены Лаокоона, Венеру и Аполлона – к ним Лев Х и Климентий VII добавили от других еще древние скульптуры Тибра, Нила и Клеопатру, наконец, папы Павел III и Юлий III сделали в этом сооружении значительную и ценную реставрацию. Браманте вынужден был искать работу в другом месте.
Петра являлся исключением алтарь здесь должен был помещаться посередине церковного пространства, над криптой и местом, где, по преданию, был погребен апостол. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании.
Символ великой искусности Микеланджело. Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср.
Сила флорентийского контура и поверхностей. Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (14981520). БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. Поскольку Браманте приехал в Рим в 1499 г., когда палаццо давно уже строилось, его авторство, признававшееся некогда на основе свидетельства Вазари бесспорным, с конца XIX в. рядом ученых было поставлено под сомнение.
Аллегоричность и символичность произведения. 21). Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. 22). Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Петра в Риме. Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся после смерти Льва X, привела к тому, что постройка фактически не двигалась. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Преображение библейского Давида в Иисуса Христа.
Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Тогда его имя было еще не известно.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора).
Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Крупнейшим творением Браманте является собор св. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св.
Характеристика творчества Тициано Вечеллио. Аркада первого этажа, выполненная на первый взгляд в традиционных формах имеет любопытные особенности: ее арки лишены архивольтов и потому подчеркивают роль стены исчезающей во втором этаже. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. 1510). Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов.
Он был первым главным архитектором нового собора св. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
Яркость представления его персональной исключительности. Строг и величав завершенный Браманте Донато в 1499—1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте Донато придал лёгкость и пластичность. Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504). Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения.
И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность.
В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения.
Прожил Браманте семьдесят лет и гроб его с величайшими почестями несли в Риме и папские придворные и все что ни на есть скульпторы, архитекторы и художники. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Композиционная формула «концентрические окружности».
Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший.
Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Утверждение наследственности античной традиции. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Уникальность «сфуматто» – заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять».
Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5, 5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). на стр.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. 224). 17 этой главы и рис. Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515).
Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще. Религиозность светского сюжета. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Эгоцентрическая форма религии.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Возвратимся, однако, к Браманте. 1510).
Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. 1510). Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте.
Достраивал её Браманте. По работам Браманте в Ломбардии, где он провел первую большую часть своей жизни, нелегко предугадать достижения последнего римского периода его деятельности. Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками – «волна диктата», «волна энтузиазма».
Разница в рельефе фризов способствует облегчению сакристии кверху и определяется удалением рельефов от света. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Уникальность воплощения космоцентрической формы религии. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада.
«храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором. Обнажение как сущностный признак невинности.
Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм.
Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.
Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520). В центре был задуман огромный купол. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г.
«Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. В законченной им части можно видеть, как обведенный кругом внутренний карниз вытянут с таким изяществом, что ни одна человеческая рука не могла бы лучше передать все подъемы и спады в рисунке его профиля. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ).
Являясь образцом идеального купольного храма, окружённого по примеру античных ротонд колоннадой, здание имело не только мемориальное, но и символическое значение.
перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле). Левая дева воплощает собой земную любовь, правая – олицетворяет любовь небесную. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым.
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация).
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. библиографию), Ант.
15, слева вверху). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Своеобразие композиционной формулы «цепь» – знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения.
Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Помимо этого он выстроил винтовую лестницу на колоннах, по которой можно подняться верхом на лошади и в которой дорический ордер переходит в ионический и далее в коринфский, поднимаясь все выше и выше. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино.
Ибо начали изменять его по-своему Рафаэль Урбинский и Джулиано да Сангалло, руководившие строительством после смерти Юлия II, а вместе с ними и фра Джокондо из Вероны. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. В 1505 году Папа Юлий II окончательно решил построить новую базилику, в которой будет грандиозный мавзолей для его могилы. С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Созданная Браманте композиция глубоко соответствовала изменившемуся отношению заказчика к дому как к недвижимой собственности, могущей стать источником дохода. Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см. Из этого проекта Браманте осуществил первый коридор идущий от дворца до Бельведера со стороны Рима, за исключением последней галереи, которая должна была проходить поверху. Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Павийский собор, подобно собору Санта Мария дель Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим (рис.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. 16). В 1492—1497 гг. – обелиск, который стоял в Большом цирке. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии.
Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Он был первым главным архитектором нового собора св.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена.
Петра в Риме. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Центральный фонарь и два ряда проемов в основании купола и в барабане дополняют окна в стенах апсид. Петра. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio). Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме.
Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения.
рис. Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Однако подобное объяснение неудовлетворительно.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Петра.
Тем самым он ослабил стену, а так как сооружение не имело внизу контрфорсов, покрывать его сводами было опасно, в особенности по углам, куда ложилась вся тяжесть свода названного купола. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. богоподобного Израиля.
В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул – «ось» и «алтарь». Многозначность шедевра изобразительного искусства. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро.
Работал в Милане и (с 1499) в Риме. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок. Нарушение бытовавшей традиции. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци).
Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516). Он сохранил там только алтарь св. Представленный картиной природный ландшафт конкретизирует особенности земной и небесной любви, раскрывает тонкости человеческой жажды преимущественно жить либо плотской, либо душевной жизнью. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения.
Геркулес как символ Флоренции. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире.
Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св.
Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Браманте немало преуспел в области живописи, однако его истинным призванием стала архитектура, которую он изучал, работая в 1467-1479 годах под руководством Лучано Лаураны, главного придворного архитектора герцога Урбино. Знаменитый двор (рис. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Лестница была сконструирована с двойной спиралью, чтобы движение могло происходить одновременно вверх и вниз. Современная винтовая лестница также находится в музее Пия-Климента, она была построена по проекту Джузеппе Момо в 1932 г., но по идее Браманте.
С 1499 он поселился в Риме, где изучал античные памятники под влиянием этих занятий и сформировался его стиль. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Прожил он 70 лет. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. 1510). Ее ноги босы, волосы гладко причесаны, взор устремлен на зрителя, в облике – спокойствие и достоинство.
Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии.
Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.
Однако собор св. Ярко выраженным ветвям креста с доминирующим над средокрестием купола сопутствуют по диагональным осям уменьшенные повторения той же фигуры. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии.
Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. До него этот приём применялся лишь в живописи. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). Он был первым главным архитектором нового собора св. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника.
С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки).
Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. В соответствии с этим переезд Браманте в Рим означает естественный конец первого этапа и начало второго — высокого Возрождения.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. 5). Но в числе их был один особенно чудесный, в котором он обнаружил высшее понимание, на какое он только был способен и на котором были по две колокольни по обе стороны фасадов, как это можно увидеть на монетах, вычеканенных впоследствии Юлием II и Львом X и выполненных превосходнейшим золотых дел мастером Карадоссо, в чеканке не имевшего себе равных его же можно увидеть и на очень красивой медали Браманте, выполненной им же. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами).
В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры. Его работы в торце монастырского двора делле Грацие – Воскресение Христово с прекраснейшими сокращениями, а в церкви Сан Франческо – капелла, расписанная фреской с изображением кончины святых Петра и Павла. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность.
Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Ордер пилястр построен на золотом сечении и придает членениям стены строгую закономерность. Браманте и сам начинал как художник.
Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ).
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Статуя, созданная скульптором Микеланджело Буонарроти, способна на чувственное явление сущности всех основных форм религии: эго-, социо-, космо- и абсолютоцентрической.
Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. При жизни Вентуры был и сам восьмигранный храм доведен до верхнего карниза и оставалось только вывести свод купола.
Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Петра в Риме. Начал он так: Julio II Pont. ниже). рис. Этому способствовала также и биография мастера. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. 1510).
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. 18). В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями.
В 1493 г. Браманте уехал из Милана. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.