Так, развивая композиционную схему античного храма, Браманте мастерски разрешил конкретную функциональную задачу и поднял идейное и художественное содержание Темпьетто, реализовав в нем мечты итальянских зодчих о целостной в своей совершенной гармонии центрической постройке. В этом виде (известном по изображению грандиозного турнира, состоявшегося в нижнем дворе в 1565 г. ) комплекс в основном отвечал замыслам Браманте. Проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен. Браманте родился под именем изваять Донато ди Паскуччо дАнтонио в Ферминьяно возле Урбино. Часовня Браманте, несмотря на свои миниатюрные размеры, стала настоящим манифестом архитектуры Эпохи Возрождения.
Разнообразные работы Браманте неотделимы от разработки им «универсального» исходящего из античности языка архитектуры, который не только был принят различными итальянскими мастерами, но и лег в основу художественных форм различных стилей и направлений вплоть до XIX века. В ее написании, кроме Рафаэля, который считается автором, либо принимал участие Браманте, либо задействовались его идеи использовать в градостроении Рима единый стиль. Церковь построена в традициях раннего флорентийского Ренессанса, однако новые веяния уже чувствуются, также как и любовь Донато Браманте к античной архитектуре. Помимо Донато Браманте над базиликой также работали Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Якопо Бароцци да Вигнола, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно и Джиан Лоренцо Бернини. Изначальный проект Браманте, помимо возведения самого Темпьетто, предполагал и реконструкцию внутреннего дворика монастыря.
Над комплексом церкви Сан Сатиро Браманте работал до 1486 г. Боковые фасады возвел Амадео, а главный фасад, для которого, по-видимому, предназначался замечательный рисунок Браманте (см. На первых порах Браманте выполняет в основном работу художника и работает с архитектурным пространством с точки зрения художественной завершенности, работая над перестройкой старинной церкви Санта-Мария прессе Сан-Сатиро. Эти два шедевра Донато Браманте сразу сделали его известным среди жителей Рима и его приравняли к самым лучшим зодчим своего времени.
Нельзя было забывать и о защищенности Ватикана с востока, так как существовавшие с этой стороны укрепления по проекту Д. Браманте должны были быть снесены для возведения нового двора. В 1492 г. Браманте был привлечен к перестройке и расширению большого монастырского комплекса Сант Амброджо, связанного со средневековой базиликой того же названия (рис. После смерти Браманте в 1614 году его идеи не получили дальнейшего продолжения. Донато Брамантеродился в Монте Асдруальдо (теперь Ферминьяно) близ Урбино.
Из поэтических произведений Браманте известно около 20 сонетов на религиозные, любовные и юмористические темы. В бедной семье, проживающей в местечке Монте Асдруальдо, недалеко от Урбино родился мальчик, которого назвали дАньоло ли Паскуччо и который впоследствии получил прозвище Браманте. Последними работами Браманте в ломбардский период были двухэтажная арка монастырской церкви в Аббьятеграссо (1497 г. рис.
Собор, который на протяжении ста лет поочередно строили Рафаэль Санцио, Микеланджело Буонаротти и еще несколько зодчих не столь блистательного таланта имеет мало общего с первоначальным проектом великого Браманте. Известно, что Браманте собирался установить ротонду «Темпьетто» как «идеальный храм» в центре круглого, обрамленного колоннадой двора и тем самым создать художественную модель Дольнего мира, гармонично взаимодействующего с миром Горним. Монументальность темпьетто Браманте заключается в его идеальной осевой симметрии и пирамидальности: от основания здания до венчающего купол креста прослеживается ступенчатый характер. Небольшая округлая крипта, находящаяся непосредственно под храмиком Браманте, вероятней всего является остатками святилища, располагавшегося здесь ранее. Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера.
Низкий продольный неф доминиканской церкви, построенной Солари еще в характерном для Ломбардии готическом стиле, выглядит второстепенным придатком к мощному параллелепипеду здания Браманте, завершенному большим многогранным барабаном с ажурной кольцевой галереей и плоской конической кровлей. Поиски Браманте воплощались в жизнь м в странах Европы. В 1477 г. Браманте участвовал в росписи фасада палаццо дель Подеста в Бергамо. Среди этих мастеров особое место занял Браманте, который сыграл такую же основополагающую роль в кульминационном этапе развития гуманистической архитектуры, какую Брунеллеско сыграл в начальном.
Выдающееся свершение Донато Браманте периода его жизни в Милане — проектирование хоров и купола красивейшей церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Переезд в Рим не особо сказался на стиле работы Браманте, несмотря на то, что принято так считать. Людовико иль Моро, герцог Миланский, решил, что Санта-Мария делле Грацие станет прекрасной гробницей для него и его жены и в 1492 году попросил Донато Браманте перестроить церковь. Вазари, — Браманте спланировал в самом низу прекрасную двухъярусную лоджию и целиком выложил ее из травертина над ней вторую — состоявшую из встроенного ионического ордера с колоннами, так что комнаты второго этажа папского дворца и Бельведера оказались на одном уровне». Браманте задумал собор, как центрическое сооружение, в плане в виде квадрата, с вписанным в него равноконечным крестом с огромным сферическим куполом над средокрестием, с малыми четырьмя куполами и по углам с башнями.
16), относится к XIX в. В 1488 г. Браманте был привлечен к строительству собора в Павии. Одновременно с Темпьетто Браманте строил двор монастыря Санта Мария Делла Паче (подряд на выполнение пилонов и колонн двора датирован 17 августа 1500 г. ) (рис. После смерти Юлия II Браманте, по- видимому, отошел от строительства этого комплекса. В сентябре 1499 года Милан захватили французские войска и Браманте уехал в Рим, где папа Юлий II назначил его на пост главного архитектора Ватикана.
Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) итальянский архитектор. Первый период творчества художника был связан с живописью, хоть уже тогда Браманте делает наброски и зарисовки античных развалин и рисует эскизы и чертежи зданий. Творчество Донато Браманте, одного из самых замечательных мастеров мирового зодчества, нераздельно связано с наивысшим подъемом гуманистической архитектуры.
Проект Браманте после его смерти многократно изменялся. Если перестроенная Браманте капелла представляет собой первый опыт решения в миниатюре внешнего объема круглого центрического здания эпохи Возрождения, то сакристия (ныне снова баптистерий) церкви Сан Сатиро была новым этапом в разработке внутреннего центрического пространства (рис. В Бельведере Д. Браманте построил много лестничных спусков высоких и низких в зависимости от своего местоположения. Кроме того Браманте спроектировал собственный громадный дом с ритмично расположенными дорическими колоннами. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм.
Браманте Донато создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. Вот почему, ему пришелся по вкусу проект Браманте, поражавший своим грандиозным размахом. Внутреннее оформление ротонды также делалось по проекту Браманте. Они свидетельствуют о ясном понимании мастером образного и вместе с тем условного характера античных ордерных форм, с помощью которых Браманте связывал в воображении зрителя образы зодчества с природой.
При Браманте была возведена только одна сторона двора каноники. Браманте участвует в возведении в одном ряду с другими мастерами, но именно ему принадлежит идея объединить воедино пространство здания, возведя для этого купол на трех нефах. Творчество Браманте Донато — одна из вершин архитектуры Возрождения.
Это первая полностью самостоятельная постройка Браманте. Перед Браманте открылись исключительно благоприятные возможности для реализации архитектурных идеалов своей эпохи. Сложная и многообразная разработка Браманте центрических композиций (в которой можно видеть и влияние идей Леонардо да Винчи) не прошла бесследно для ломбардского зодчества. Как бы значительно ни отличались римские произведения Браманте от ломбардских, было бы неверно объяснять их резким переломом в творческих устремлениях и методах мастера.
11 марта 1514 года в Риме умер Донато Браманте – великий архитектор Высокого Возрождения. Самый знаменитый проект Браманте – Собор Святого Петра в Ватикане. Архитектура собора была решена в присущей Браманте манере: она отличалась большой пластичностью изобиловала колоннадами, галереями, лоджиями и карнизами. В 1943 году во время бомбардировки была уничтожена главная часть церкви, но купол Браманте не пострадал. В Милане Браманте активно работал как художник, хотя от его работ остались только фрагменты фресок.
Браманте спроектировал фасад пышного Палаццо делла Канчелери. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Став главным папским архитектором в 1503 г., Браманте вёл обширные работы в Ватикане: двор Сан-Дамазо и двор Бельведера спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор св. Браманте оказал огромное положительное влияние на развитие архитектуры. Браманте также работал над несколькими другими заказами.
Двадцать лет жизни отдал Донато Браманте Милану. Например, фриз наружного фасада в Бельведере Д. Брамантезадумал украсить письменами вроде древних иероглифов, чтобы поместить в них два имени — папы Юлия II и свое. Лестницами Браманте называют две лестницы в музеях Ватикана. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны и пригласил его в Милан.
Одновременно Браманте строил позади виллы дворик-музей и спиральную лестницу или, вернее, пандус, перекрыл куполом «башню Борджиа», а также обстраивал с трех сторон двор Сан Дамазо с лоджиями по второму и третьему этажу (рис. Для Браманте Темпиетто представляло собой союз иллюзионистской живописи и архитектуры, которые он мастерски сочетал на протяжении всей своей карьеры.
Новыми были: во-первых, общеитальянский характер этих сооружений, объединивший в себе характерные черты тосканского и североитальянского зодчества во- вторых, небывалая прежде свобода и мастерство в архитектурной композиции, в частности в применении приемов и форм античного зодчества и, наконец, в-третьих, совершенство и зрелость решений архитектурных задач, в основном намеченных еще в начале предшествовавшего столетия, полнота и сила, с которыми эти сооружения воплотили в своих образах идеалы итальянского гуманизма. Яркость представления его персональной исключительности. 1510). Вдохновленный древними храмами, Темпиетто является одновременно данью уважения к древности и христианским мемориалом.
1490 Пинакотека Брера, Милан). Он родился 11 апреля 1444 года в маленьком городке Монте Асдруальдо (сегодня это коммуна Ферминьяно с населением чуть больше 8 тыс. После вторжения французов в сент.
С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. IV. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями.
После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт.
Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. стиль высокого Возрождения, выработанный Б. наряду с др. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Примерами таких античных построек может быть Мавзолей Святой Констанции и базилика Санто Стефано Ротондо на Целии. Работами этими он завоевал в Риме такую известность, что был признан первым архитектором за быстроту решений и исключительную изобретательность, так что во всем городе все знатные люди постоянно приглашали его для самых крупных предприятий.
Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари.
В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Тектоническая функция, ясно выраженная в структуре двора, объясняет наличие пилястр на внутренней стене нижнего обхода, несущей крестовые своды и отсутствие таких пилястр наверху.
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Джокондо). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (148892), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
Он был первым главным архитектором нового собора св. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте.
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Обратившись к архитектуре использовал в проектировании зданий свой талант живописца и мастера перспективы.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Анализ произведения «Сикстинская Мадонна» (1513-1515).
почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Лодовико Сфорца. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница.
Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства.
Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Символ великой искусности Микеланджело. В Риме Браманте создал также двор Бельведера в комплексе Ватиканского дворца (1503–45), фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511) и собственный дом, впоследствии перешедший к Рафаэлю. Это уже было произведение искусства Высокого Возрождения, основателем которого и был Донато Браманте. Темпьетто входит в состав комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого на месте, где предположительно был распят апостол Пётр.
Хор оставался бы лишь трюком внехудожественного иллюзионизма, если бы не служил зодчему в качестве необходимого и единственного в данных условиях средства для осуществления задуманной им центрической композиции, главным ядром которой он хотел сделать пространство средокрестия, перекрытого полусферическим куполом на парусах. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид.
Композиционная формула «концентрические окружности». Петра в Риме. Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения).
С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. И дело вовсе не в соперничестве мастеров. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. В Темпиетто получила законченное выражение идея центрально-купольного сооружения. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
1510). Начал он так: Julio II Pont. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б. ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок.
Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Оригинальность отождествление библейского героя с гениальным скульптором.
Живописный шедевр «Сикстинская Мадонна» написан был Рафаэлем Санти в качестве алтарного произведения для монастырской церкви Святого Сикста в Пьяченце. Весь план пронизан нерушимой логикой. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Возвратимся, однако, к Браманте. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
В центре был задуман огромный купол. Характеристика творчества художника: этапы творчества, уникальность живописного языка. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. По словам Дж. Вазари, стремился к созданию здания как единого организма, «сделанного не из камня, а как бы явленного самой природой» (хор церкви Санта-Мария делла Грацие, Милан, 1492–97). Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Творчество Браманте – одна из вершин ренессансной архитектуры. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Петра в Риме.
В 1493 г. Браманте уехал из Милана. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. Чаша-светильник, аллегорически проявляет себя в качестве дара. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Аллегоричность и символичность произведения. Левая дева воплощает собой земную любовь, правая – олицетворяет любовь небесную.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св.
Композиционные формулы художественного образа произведения «Тайная вечеря», раскрывающие тайну невербального общения Спасителя со своими учениками – «волна диктата», «волна энтузиазма». Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Геркулес как символ Флоренции.
Метопы и триглифы фриза украшены изображениями церковной утвари и символами Святого Петра. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение.
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Им написано в Милане много и других вещей большое число почитающихся ценными выполнил он и в округе. 300 м в длину, двор Бельведера (1505-1545) для турниров и зрелищ, завершенный огромной нишей. Стены основного цилиндрического объема «Темпьетто» в нижней части, соответствующей высоте колонн, расчленены шестнадцатью пилястрами, которые чередуются с нишами (прямоугольными изнутри и полукруглыми снаружи), окнами и дверями. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Петра.
Религиозность светского сюжета. Хор позади алтаря перекрыт небольшим, очень изящным плоским зонтичным куполом, напоминающим купола Брунеллеско в сакристии Сан Лоренцо и капелле Пацци (рис. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio).
В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». Петра при ц. Сан-Пьетро ин Монторио по заказу неаполитанского кард. Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера.
Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко).
К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). На предполагаемом месте мученичества ап.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. да Сангалло и фра Дж. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. В 1505-1506 гг. Браманте создавал и перестраивал огромные церкви и дворцы.
Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает, что папа Юлий II задумал благоустроить участок между Бельведером и дворцом так, «чтобы он принял форму прямоугольного театра между старым папским дворцом и каменным зданием, которое воздвиг для проживания пап Иннокентий VIII. Дж. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Браманте вынужден был искать работу в другом месте. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма.
В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). 6. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Отождествление античных мифологических персонажей с персонажами библейскими и евангельскими.
Среди архитекторов, продолживших строительство собора после его смерти, были Рафаэль и Микеланджело. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Римский период деятельности Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени в течение короткого времени (с 1499 по 1514 г. ) им были созданы крупнейшие памятники, определившие стиль Высокого Ренессанса. Константина Великого, но идеи архитектора воплотились во мн. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным.
Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. План собора, задуманного архитектором, представлял собой вписанный в квадрат греческий (равноконечный) крест с апсидами на концах, четырьмя квадратными капеллами и куполом. Однако подобное объяснение неудовлетворительно.
Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Эгоцентрическая форма религии. Браманте привез из Ломбардии и заработал в Риме кое-какие деньги, которые он тратил с величайшей бережливостью, так как хотел жить независимо и в то же время иметь возможность, без необходимости работать, спокойно обмерять все древние постройки Рима.
Мадонна движется навстречу людям и вместе с тем неподвижна. Он сохранил там только алтарь св. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы» и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов. Переехав в в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. 17 этой главы и рис.
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. До него этот приём применялся лишь в живописи.
В ранних работах, напр. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим. Сила флорентийского контура и поверхностей. 1510). 1510). Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио).
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Работая в Риме, основной упор делался на сочетании новых сооружений с историческим обликом вечного города, опираясь на расположение древних руин и на свидетельства из трактатов Витрувия. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. ниже).
Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. В 1488-1492 гг. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. О. Карафа Б. отстроил капеллу т. н. Темпьетто (1502), пластическая цельность к-рой выражена в соединении купола с ротондой, окруженной римско-дорической колоннадой.
Высшим достижением творчества Браманте являются его ватиканские сооружения. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. (Bramante, Donato) (1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д39Антонио, Pascuccio d39Antonio). Особенности отождествления сухой подпоры и полной жизни правой ноги Давида.
224). Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат.
В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497).
Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Д. Браманте определил пути развития не только итальянского зодчества, но и мирового. 22).
Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. Темпьетто представляет собой центрально-осевую купольную конструкцию, в основе которой лежит идея подражания архитектуре древнего Рима. Однако собор св. Воздушная перспектива, прием наглядного объединения расположенных рядом разнородных элементов «передней» и «задней» или «передней» и «средней» зон. Общая характеристика скульптуры «высокого» Возрождения» (14981520). До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св.
Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. По приезде в Рим Браманте изучает памятники классической римской архитектуры. Реконструкция собора была связана с сооружением гробницы папы Юлия II, порученной Микеланджело, к-рая должна была находиться над гробницей ап. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Нарушение бытовавшей традиции.
bramante) Донато (настоящее имя Паскуччо дАнтонио) (1444, Ферминьяно, близ Урбино – 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения. Знаменитый двор (рис. Достраивал её Браманте.
Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Крупнейшим творением Браманте является собор св. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны.
Антонио да Сангалло закончил южную и построил восточную ветви креста и перекрыл их сводами. Пространство между этими галереями Браманте оформил в виде двух парадных дворов — Джардино делла Пинья с величественной нишей — экседрой и Кортиле ди Бельведере. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Дева Мария изображена в покрывале из гладкой ткани и плаще. В работах этого периода заметна увлеченность архитектурой древнего Рима (фасад Палаццо Канчеллерия, 1499-1511 дворик ц. Санта-Мария делла Паче, 1500-1504). Обнажение как сущностный признак невинности.
Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост. Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют «брамантеско».
Аркада первого этажа, выполненная на первый взгляд в традиционных формах имеет любопытные особенности: ее арки лишены архивольтов и потому подчеркивают роль стены исчезающей во втором этаже. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Так и были выполнены все контрфорсы и уже приступили к возведению купола так, что и произведение Вентуры получится богатым, более величественным, нарядным и соразмерным.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. Получение и освоение учениками Христа заповеди таинства причастия.
Гений этого чудесного художника был столь неукротимым, что он заново составил грандиознейший проект восстановления и перестройки папского дворца. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок.
Петра. В то же время первый этаж, обработанный словно цоколь, сообщает дворцу аристократическую замкнутость и недоступность. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Картина «Любовь земная и небесная» (1515-1516). Статуя «Давид» как визуализация абсолютоцентрической религии посредством двух композиционных формул – «ось» и «алтарь». Уникальность творчества мастера как творца способного оживлять мрамор.
Целесообразность сигнализирования наличия высокого уровня качества товараБиблиографическое описание произведений печатиВыбор и проверка аппаратуры высокого напряжения ячейки питающей линииГлава I. Общая обстановка эпохиГражданский активизм эпохи застояДАЛЬНЕЙШИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ В ПОРУ ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯЗначение петровской эпохи в российской истории (материал к размышлению). Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду.
Строгое соответствие колонн периметрального портика и ниш, расположенных за ними, колоннам и нишам самого храмика связало бы все элементы этого маленького ансамбля в сложную, но закономерную и кристаллически ясную композицию, в которой двор являлся открытым храмом, а Темпьетто был предназначен только для священника. И вот, пока Браманте продолжал свои изыскания, названный кардинал, возымев желание перестроить для братьев делла Паче монастырский двор из травертина, заказал этот двор Браманте, который, желая заслужить доверие кардинала и ему угодить, принялся за дело со всяческим рвением и прилежанием и закончил его быстро и абсолютно. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио.
15, слева вверху). В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Распознав, глядя на это, намерения Браманте, неаполитанский кардинал стал к нему присматриваться и ему покровительствовать. 16). Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (150345) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. библиографию), Ант.
странах, а также в живописи, напр. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св.
До 1479 г. он поступил на службу к герц. Неизменно наблюдаемая на протяжении всего XV в. тенденция ко все большему усложнению композиции центрического сооружения достигает в плане Браманте предела, нарушение которого пошло бы в ущерб ясному восприятию целого (рис. Герцог, Людовико Сфорца, сделал его практически своим придворным архитектором, начиная с 1476 года, заказы достигли своего апогея в знаменитом хоре тромплёй церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1482-1486). Темпьетто послужил прообразом нового собора Св. Петра в Риме.
Уникальность воплощения космоцентрической формы религии. Брунеллески). Необычно и то, что угловые, крайние арки опираются на такие же стройные колонны, как и все прочие, а согнутые пилястры, которые, очевидно, должны были получиться во втором этаже по всем углам двора, можно сопоставить только с согнутыми пилястрами в сакристии Сан Сатиро.
Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). В деле строительства он разбирался чудесно и строил весьма быстро, когда тому не препятствовала алчность его подрядчиков. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных).
в архитектурном фоне фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане. Наличие у скульптурного Давида знаковых связей с Геркулесом. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св.
В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио. 18). Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Человек, оказавшийся в этом идеальном месте, должен был ощутить себя в центре Вселенной.
Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Величайшей славой пользовался он при жизни и еще большей после смерти, так как строительство Сан Пьетро затянулось на долгие годы. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Посему именно Браманте считается настоящим родоначальником архитектуры ренессанса. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (150004), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Среди архитекторов эпохи Возрождение особо ярко сияет звезда Донато Браманте (1444 – 1514 гг. ). К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Петра в крипте и под куполом нового собора.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Классы усиления НЧ усилителей. 5).
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. – обелиск, который стоял в Большом цирке.
Реорганизация прежних знаков и значений скульптурного образа. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Уникальность «сфуматто» – заставляет границы практически всех изображенных предметов «таять». Общая характеристика живописи эпохи «высокого» Возрождения (1498-1520).
Тогда он создает из искусственного мрамора визуальный обман – глубина хора выглядит именно так, как задумывал Браманте.
Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти.
Главным проектом Б. стала перестройка собора св. 21). Темпьетто (итал. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким.
и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Знаковые метаморфозы пластических элементов статуи.
Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества. Он был первым главным архитектором нового собора св. Утверждение наследственности античной традиции.
Восьмиугольная ризница увенчана куполом. Петра в Риме. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения.
Преображение библейского Давида в Иисуса Христа. Петра в Риме. Первое римское произведение Браманте в области церковного зодчества — часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Мон-торио, так называемое «Темпиетто» — послужило как бы «манифестом» Высокого Ренессанса.
Петра в Риме. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Своеобразие композиционной формулы «цепь» – знак религиозной связи апостолов с Богом, символ прочности христианского вероучения.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Из этого проекта Браманте осуществил первый коридор идущий от дворца до Бельведера со стороны Рима, за исключением последней галереи, которая должна была проходить поверху. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (149297) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец.
Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Пространство художественного образа картины «Сикстинская Мадонна» являет Богородицу с младенцем Христом на руках в окружении избранных Святых и ангелов. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера).
перспективы: «задняя» зона (растворенный в дымке Горний мир), «средняя» зона (проявивший себя Горний мир в виде горных цепей и долин, пробитых дорогой, а также в виде реки с переброшенным через нее мостом) и «передняя» зона (Дольний мир человеческого жилья, обозначенный горизонталью балюстрады, вертикалью балюстр и женской фигурой в кресле). Однако помимо всего этого она в то же время должна была создать и Юлия И, первосвященника дерзостного и обуянного мечтой о том, чтобы увековечить свою память и было удачей и для Браманте и для нас, что он обрел такого князя – а это редко удается большим талантам, – на средства которого он получил возможность проявить всю силу своего таланта и показать те трудности, которые он столь искусно умел преодолевать в архитектуре. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств.
Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. Картина «Сикстинская Мадонна» выполнена на вытянутом в высоту холсте размером 265x196 см. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника.
богоподобного Израиля. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Рисунок Федерико Бароччи передает замысел Браманте.
Боковые полуциркульные апсиды, перекрытые конхами и более развитая алтарная часть имеющая помимо апсиды еще небольшое квадратное помещение, перекрытое куполом, открываются в центральное пространство по всей своей высоте. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. рис. рис. Строгость линий и напряженность стройных колонн, а также тонко подобранное соотношение больших и малых окон двух верхних этажей создают поразительное впечатление легкости и спокойного, но неодолимого устремления вверх, не имеющее аналогий во внутренних дворцах других римских, а также флорентийских палаццо. Неконструктивность подпоры.
создал капеллу-ротонду – т. н. Этому способствовала также и биография мастера. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). центрально-купольных зданиях, построенных в Италии и в др.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Уникальность кристаллизации художественного образа данного творения скульптуры. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора.
Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом.
Впервые высказал идею о необходимости единообразия в римском градостроительстве. Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Характеристика творчества Тициано Вечеллио.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. 1510-1519), ок. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Сохранились свидетельства, что до Микеланджело мраморную глыбу из которой он за неимоверно короткое время высек колоссальную фигуру библейского Давида высотой около 5, 5 м, много лет безрезультатно «мучили» такие прославленные мастера Кватроченто, как Агостино ди Дуччо и Антонио Росселлино. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план.
Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. В этот период определились основные интересы Браманте, связанные с созданием центрического храмового здания и формированием языка архитектурных форм, основанного на античных образцах. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным. Многозначность шедевра изобразительного искусства.
С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Помимо этого, в античные времена было принято возводить и места увековечивания памяти в виде круглых в плане зданий, перекрытых куполом.
В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Петра в Ватикане (архитекторами Дж.
С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Он был первым главным архитектором нового собора св.
Милан) и капелла св. на стр. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (147983): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
В перестроенной им церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479–83) реальное пространство главного нефа и трансепта, перекрытых мощными цилиндрическими сводами и куполом, перетекало в иллюзорное пространство хора изображенное с помощью перспективной росписи и стуккового (из искусственного мрамора) рельефа. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. На обеих верхних террасах были разбиты регулярные сады, связанные при помощи двух рамп, обрамлявших нимфей в подпорной стенке, фасад которого имел вид триумфальной арки.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. В 1502г. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр.
Проект не был осуществлен, Б. критиковали за отход от древней формы базилики имп. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Италии. Неаполя, вместе с др.
В 1492—1497 гг. Анализ скульптурного произведения «Давид» (1501-1504). К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы).