Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер. Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй — 31 августа 1963, Париж) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Далее в своей биографии Жорж Брак стал развивать более привлекательный криволинейный стиль, особенно часто изображая спокойную жизнь.
Французский художник – авангардист, приверженец кубизма Жорж Брак оставил заметный след в истории изобразительного искусства как автор многочисленных декоративно-изящных композиций. Жорж Брак родился в пригороде Парижа – прославленном импрессионистами Аржантейле здесь его отец владел мастерской по декорированию интерьеров. Жорж обучался ремеслу декораторов в Гавре, затем в Париже в Школе изящных искусств. Жорж Брак – французский художник, график, скульптор и декоратор вместе с Пикассо является создателем кубизма.
Жорж Брак (фр. Жорж Брак родился в Аржантёе, департамент Валь-дУаз. Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй— 31 августа 1963, Париж)— французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Умер Жорж Брак в возрасте 81 года в Париже. Жорж Брак умер в Париже 31 августа 1963 года.
В биографии Жоржа Брака увлечение искусством произошло в 1905 году, когда он заинтересовался фовизмом. Жорж Брак (фр.
Эти натюрморты созданы с использованием сдержанной коричневой и зеленой цветовой гаммы. Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). В натюрмортах 1910-х конструктивные элементы предметов смазаны, чтобы создать на холсте единый план. После 1928 палитра Брака высветляется («Голубая мандолина», 1930, Сент-Луис, Миссури, Гор. Построенные на тонких гармониях цвета, полотна этого периода удивляют богатством декоративных красочных сочетаний («Натюрморт с мраморным столом», 1925 г. «Чаша с фруктами и салфетки», 1929 г. ).
Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-04). Контуры предметов в его картинах стали четче, а сами предметы узнаваемее. Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы – здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, «кубам», как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал. С конца 1910-х годов он работал большими сериями или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942 «Камины», 1922-1927 «Биллиарды», 1944-1952). Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях, полных фантазии и яркого колорита предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве («Натюрморт с мандолиной», 1938, Чикаго, частное собрание).
Выполнил серии цветных литографий (Тетради Жоржа Брака, 1947), росписи церкви в Асси (1945), плафоны залов в Лувре (1953). Картины Брака представлены в лучших музеях Европы и США. Помимо этого в конце 20-х гг.
Таков, например, натюрморт «Круглый стол» (1929 г. ), в котором спокойно звучат крупные цветовые плоскости. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). В годы войны художник писал серьезные произведения, в какой-то мере отражающие важность исторического момента («Кухонный стол», 1942 г. ). Конвейлера в ноябре 1908 («Дома в Эстаке», 1908, Берн, Художественный музей).
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В 1906 г. Жорж Брак впервые выставил свои живописные работы в Салоне «Независимых». Картины Брака в 1908—1913 начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953 «Расправив крылья», 19-61, Париж, Национальный музей современного искусства).
В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства). Они отличаются своей «немного мрачной и эзотерической насыщенностью». Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера).
Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию «Мастерские» – восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества («Мастерская VI», 1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). Брак работал также в областях скульптуры, сценографии («Докучные» Ж. Орика, 1924 год, Русский балет Дягилева), гравюры (серии цветных литографий «Гелиос», 1946 год и «Тетради Жоржа Брака: 1917-1947» издано в 1948 году). Из семьи ремесленников.
В одном из боев он получил серьезное ранение и вернулся к живописи только в 1916 году. Позднее он начал посещать занятия в Школе изящных искусств, а затем — в Академии Эмбра. В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету), напоминающих более ранние произведения Пикассо («Художник и его модель», 1939, НьюЙорк, частное собрание). В начале 1-й мировой войны Брак был мобилизован и в мае 1915 года ранен в голову. В 1949-1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). Восемь полотен, входящих в нее, являются своеобразным итогом всех творческих исканий художника и отражением его воспоминаний. Именно в этом состоит секрет необычайного воздействия на зрителя таких композиций, как «Вальс» (1912, Фонд П. Гуггенхейма, Венеция), «Бокал, скрипка и нотная тетрадь» (1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн), «Гитарист» (1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Перед зрителем были заключенные в прямоугольные или овальные рамы абстрактные поверхности.
Большая композиция Музыкантша (1917–1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Близки к аллегорической системе Vanitas также работы «Графин и рыбы» (1941, Национальный музей современного искусства, Париж), «Натюрморт с лестницей» (1943, частное собрание). А натюрморты художника написаны в богатой живописной, «почти барочной» манере. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года. Учился в художественной школе Гавра и академии Эмбера в Париже. Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи («Кухонный стол», 1942, частное собрание).
В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. Познакомился здесь с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Это, в свою очередь, отмечает переход к «синтетическому» кубизму, несмотря на то, что этот термин, ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Однако все изменилось в 1907 году, когда Брак познакомился с Пабло Пикассо и увидел в его студии ставшую впоследствии легендарной картину «Авиньонские девицы». Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на «великанш» Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи.
он увлекся искусством фовистов. Период 1909–1911 годов прошел под знаком аналитического кубизма. Открытие бумажной аппликации в 1912 г. позволило Браку «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную зависимость по отношению к форме». Он показал губительность изгнания из живописи изобразительного начала.
После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр «кабинет любителя») и большие амбициозные композиции. В картине «Дом в Эстаке» («House at Lestaque»), Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Она же послужила отправной точкой в новых творческих поисках художника.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Его произведения периода «синтетического кубизма» (1912-14 годы) выстраиваются из элементов разнотипных знаковых систем, в картины включается коллаж изображение предметов сопровождается графическими обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи): «Композиция» (или «Вальс», 1912 год, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн), «Гитаристка» (1913 год, Национальный музей современного искусства, Париж) и др.
Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В живописи и графике 1950-х годов образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему. В последних работах пришёл к строго натуральному изображению природы.
В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг «Лодка», 1960, частное собрание). Тема летящей птицы прослеживается у Брака и в росписи плафона в Лувре (1953) и в картине «Расправив крылья» (1956 – 1961). В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племен и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна— множества перспективных точек зрения. В начале 30-х годов Брак испытал непродолжительное влияние сюрреализма (серия натюрмортов с обобщенными линейно-плоскостными изображениями предметов и моллюскообразными иррациональными формами). В 1952–1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В 1934 г. вышла первая монография о художнике— книга Карла Эйнштейна.
В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи. В «Беседах с Дорой Валльс» художник писал: «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма — это материализация того нового пространства, которое я почувствовал». Создавая своеобразные композиции, художник наклеивал на холст раскрашенные листы бумаги, газеты, обои («Гитара», 1912 г. ). Сначала Брак и Пикассо аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на «отдельные формы и пространственные структуры». В 1952-1953 годах художник выполнил росписи плафонов в Лувре. В 1907 г. он выполнил серию пейзажей, которые были выставлены в галерее Конвейлера («Дома в Эстаке», 1908 г. ).
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский художник и график, скульптор.
С 1905 по 1907 год Брак входил в группировку фовистов. И потому его работы, созданные в 20-е гг., больше напоминают настенные панно, чем станковые картины. Однако полностью от кубизма Брак так и не отказался. Известные картины Жоржа Брака: «Пейзаж в Ла-Сьота», «Дома в ЛЭстак», «Пианино и мандолина», «Замок Ла Рош Гюйон», «Женщина с мольбертом». Автор: Евгения Сидельникова. Все становится возможным, пригодным, а жизнь предстает как непрерывное откровение. В этих картинах, полных бурного движения и почти лишенных перспективы, все сведено к «геометрическим и компактным формам», «кубам», как затем назвал их критик Луи Воксель.
В сериях «Биллиарды» (1944-52 годы) и «Мастерские» (1949-56 годы) статичный мотив обретает драматическую выразительность и монументальность. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В течение 1949 – 1956 годов Брак создал серию картин «Мастерские», составляющую восемь больших полотен. В почти монохромных кубистических композициях (Женщина с гитарой, 1913, Национальный музей современного искусства, Париж) Брак стремился к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры, широко применял коллаж. Начиная с 1908 г., Брак работал в тесном сотрудничестве с Пикассо.
Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. С конца 1910-х годов работал большими сериями, стремясь к исчерпывающему выявлению пластических возможностей избранного мотива («Натюрморты на круглом столе», 1918-42 годы «Камины», 1922-27 годы). Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников.
Сквозной мотив позднего творчества Брака— летящая птица. Этот новаторский способ изображения реального мира был изобретен Браком и Пикассо в первом десятилетии XX века. Под влиянием посмертной выставки П. Сезанна (1907 год) Брак (вместе с П. Пикассо) стал основоположником нового художественного направления – кубизма. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956).
Она представляет камин, на котором разместились кларнет и бутылка рома. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. После 1917 постепенно отошёл от кубизма, писал более разнообразные по цвету, декоративные по характеру произведения (Чёрные рыбы, 1942, Национальный музей современного искусства, Париж). Тема Второй мировой войны у Брака не прозвучала с такой мощью, как у Пикассо.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). е. девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). «Что меня очень при-мекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал», – говорил Брак («Беседы с Дорой Валлье»).
Не менее подействовала на Брака и встреча с Пабло Пикассо, а также знакомство с его картиной «Авиньонские девицы». Иные, напротив, считают это правомерным, определяя в качестве итога фазы синтетического кубизма в его творчестве большую композицию «Музыкантша», написанную в 1917-1918 гг. В мае 1907года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью).
В этом-то и состоит истинная поэзия». После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949–1956). Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). В 1909 -1912 гг. Создал несколько серий («Купальщицы» и др. ), активно работал в жанре натюрморта.
Они использовали яркие цвета и свободные структуры формы для захвата наиболее интенсивной эмоциональной реакции. Некоторые специалисты, правда, считают, что термин «синтетический кубизм» можно применять к искусству Жоржа Брака «лишь с оговоркой». Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. В книге «Раздумья о живописи» он писал: «Художник мыслит в формах и красках, предмет — это поэтика». Общественное признание пришло к Жоржу Браку в 1922 г., когда на выставке была представлена серия его картин, написанных в богатой живописной манере: «Камины», «Столы» и «Кане-фории» (т.
Они важны только в том случае, когда гармонически соотносятся друг с другом и со мной. Родился Жорж Брак в простой семье маляра. К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Картина «Стоящий обнаженный» (Париж, частное собрание) исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства.
Там молодой художник создал несколько пейзажей, где в элегантной ирреальной и несколько сдержанной манере изобразил море («Ля Сиота», 1907 г. ). В живописи Брака периода «аналитического кубизма» (1909-11 годы) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зелёных тонов натурные формы образуют подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909-10 годы, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Испытав на себе это двойное влияние и, возможно, в некоторой степени воздействие африканского искусства, зимой того же года Брак написал картину «Стоящий обнаженный». В 1900 г. Жорж приехал в Париж, где поступил в Техническую школу. В то же время здесь уже нет излюбленных круглящихся линий все больше становится колючих, прямых, острых силуэтов («Хлеб», Центр Помпиду «Черные рыбы», Центр Помпиду «Кухонный стол», частное собрание). Основное место в его искусстве этого периода занимают пейзажи с эмоциональными и напряженными хроматическими отношениями.
С 1912 по 1914 год Брак работал в манере синтетического кубизма. Самостоятельной темой живописи Брака 1950-х годов становится образ птицы в полёте (роспись плафона в зале этрусского искусства в Лувре, 1953 год «Чёрные птицы», 1956-1957 годы, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс и др. ). Однако это скорее исключение. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трехмерной. «Матисс и Дерен указали мне путь», — скажет позднее художник. В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, – офорты для «Теогонии» Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты («Геракл», 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. Такова, например, работа «Круглый стол» (1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). За серией «Круглых столов» и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов («Натюрморт с мраморным столом», 1925, Париж, Нац.
Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Впервые за пять столетий эти художники радикально изменили восприятие искусства. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника. В 1950-х гг. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Могила Жоржа Брака находится на кладбище Варенжвиль-сюр-Мер.
«Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
В 1952-1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Страница нот приколота булавкой к стене. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово кубизм. В конечном счете мастер показывал путь анализа предмета. Родился Жорж Брак 13 мая 1882 в Аржантей-сюр-Сен в семье маляра.
От новаторских пейзажей этого художника, по словам Анри Матисса, словно составленных из «маленьких кубиков» и произошел термин «кубизм». Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В картинах того периода, среди которых все большее место занимали натюрморты, Жорж Брак изображал предметы, будто разрезанные на сверкающие грани («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910 г. ). В 1949—19 годах Брак создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества.
Сложностью цветовой палитры отличаются такие работы, как «Гавань в Антверпене» (1906, Музей фон дер Хейдта, Вупперталь), «Пейзаж в Эстаке» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж), «Оливы близ Эстака» (1907, Национальный музей современного искусства, Париж). разрабатывал костюмы и декорации для нескольких постановок русского хореографа С. Дягилева. С детства наблюдая, как изменяется пространство с помощью красок, подросток решил пойти дальше отца и поступил учиться в Гаврскую Школу изящных искусств (1897 – 1899 гг. ), потом поехал в Париж, в академию Эмбера и в столичную Школу изящных искусств (1902 – 1903 гг. ). Постоянно экспериментируя, художник вводил в свои картины так называемые «обманки» — буквы или гвозди, подчеркивающие главный план картины («Португалец», 1911 г. ).
В то время он находился под влиянием Сезанна. Вообще картины этой серии интересны тем, что их планы кажутся колеблющимися так, что зритель почти тактильно чувствует пространственные интервалы («Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание, Вашингтон). Это явилось основой для появления в 1912 г. работы «Papiers colles» («Наклеенные бумажки»).
Зимой 1905-1906 гг. Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения («Натюрморт со скрипкой и кувшином», 1910, Базель, Художественный музей). Особого внимания заслуживает прекрасная серия фарфоровых статуэток, выполненных в 1922-1927 гг., которую специалисты рассматривают как дань художника неоклассической атмосфере эпохи, а возможно и как отклик на «великанш» Пикассо. С 1931 года Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже изредка совершая поездки в другие европейские страны.
Лишь в 1939 году появился трагический и даже пророческий натюрморт в манере Vanitas (Центр Помпиду), где на крышке стола изображены череп, крест и четки. Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы. Осенью он посетил выставку Сезанна в Осеннем салоне, которая ошеломила его, сбив с «фовистского» пути. Тогда же в Лувре была организована ретроспектива работ художника. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы.
В военные годы Брак в основном рисовал обычные вещи, которые согревали людей в тяжелый период оккупации: хлеб, кусок сыра, рыбу на столе, маленькую печку. Его колорит высветляется, строится на тонких градациях цветовых оттенков поверхности колышутся, возбуждая тактильное ощущение пространственных интервалов. Когда достигаешь этой гармонии, пребываешь в состоянии интеллектуального небытия. В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в «Тетрадях Жоржа Брака» (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956).
Начиная с кубизма искусство перестало быть простой имитацией окружающего нас мира. Во время болезни художник много размышлял об искусстве. Два события осени 1907 радикально изменили искусство Жоржа Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи «Ави-ньонские девицы» его поразили и «сбили» с фовист-ского пути. После первой мировой войны кубизм постепенно изживает себя.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово "кубизм". Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагизмом и близки по духу аллегориям ванитас («Графин и рыбы», 1941 год, Национальный музей современного искусства, Париж). Это пространство привлекало меня ибо поиск пространства был первым поиском кубизма». Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки («Утесы», 1938, Чикаго, частное собрание) – воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, монотонность мотива (побережье Нормандии и др. ) подчёркнута сильно вытянутым горизонтальным форматом предметный мир в них обрастает богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа. В этих картинах еще явно чувствуется влияние фовистов. На картине «Мастерская – 2» (1949) среди туго приобретенных форм и вязких землистых тонов Брак вдруг пронзил пространство образом белой птицы, символизирующей творческий полет. В 1911 г. объемы в его произведениях стали почти полностью плоскими, сводясь к «геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов». С 1947 г. здоровье его сильно ослабевает, однако в 1949 г. он начинает работу над созданием серии картин «Мастерские».
Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Оттоном Фриесз. Начинал как художник-декоратор. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
В пейзажах, написанных в 1909 г. в Нормандии и Ла Рош Гийоне, художник в некоторой мере использовал манеру живописи Сезанна, а точнее, его «переходы», которые «выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю». Типичными произведениями аналитического кубизма являются «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917 году. Часто в своих полотнах, как, например, «Рояль и Мандора» (1909-1910 г. ) и «Зеркало» (1910 г. ), художник старался запечатлеть предметы с разных ракурсов.
Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка («В честь Баха», Париж, частное собрание). Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Впоследствии эта птица с распростертыми в абстрактном пространстве крыльями станет темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953 гг. ). Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника. Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. Много лет художник работал в технике папье-колле, но затем вновь вернулся к живописи.
С 1905 писал пейзажи в духе фовизма в 1908 совместно с П. Пикассо стал основателем кубизма. 1907 г. стал переломным в творчестве живописца. Все это свидетельствует о довольно непростом и противоречивом творческом пути Жоржа Брака. В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и «четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме» («Беседы с Дорой Валлье»).
В 1906–1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Он писал оригинальные пейзажи (Антверпенские и Гаврские гавани, ландшафты Эстака), отличающиеся плотной композицией, напряженной цветовой гармонией, передачей жизненных сил природы (1906). гал. ), художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью, напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х («Натюрморт с трубкой», Базель, Художественный музей).
С 1910 года Брак начинает тесно сотрудничать с Пикассо. Возобновил занятия живописью в 1917 году. Таковыми были картины «Круглый стол» (1922), «Буфет» (1920).
Жорж Брак (Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй, Франция – 31 августа 1963, Париж, Франция) – французский художник, скульптор, коллажист и гравер, один из основоположников кубизма. С 1930-х годов Брак обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере («Женщина с мандолиной», 1937 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В 1949-56 годах была создана серия «Мастерских» картин, состоящая из восьми крупномасштабных полотен.
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Брак, подобно Пикассо, окончательно порывает с традиционной "натурой". Изобретенный им метод художник осваивал и в коллажах исполненных на бумаге («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Жорж Брак вводит в свои композиции элементы «обманки» – буквы или гвозди, – которые подчеркивают главный план холста («Португалец», 1911, там же). Иногда полотна, подобные «Натюрморту со стаканом и газетой» (1912 г. ), с их наложенными углами и обрезками бумаги напоминали композицию «Papiers colles». А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями.
Параллельно он по вечерам учился живописи в гаврской Школе изящных искусств. Маслом в это время он писал в основном светлые, воздушные композиции, в которых предметы намечались несколькими штрихами. Иногда он изображает и пейзаж. Брак Жорж Искусство Франции Пейзаж в стиле марина, 1906 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Женщина с мандолиной, 1910 Частная коллекция Брак Жорж (Braque Georges) (1882—1963) Французский художник, график, скульптор, сценограф, один из основателей кубизма, автор многих декоративно-изящных композиций.
Отныне он отказывается от пейзажей и полностью обращается к натюрмортам, в которых его привлекает «тактильное, почти рукотворное пространство». Еще большую декоративность картинам Брака придавали большие размеры полотен. В академии Эмбера Брак познакомился с Мари Лорансен и Франсисом Пикабиа. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Такова, например, картина «В честь Баха», напоминающая беглый фрагментарный рисунок.
В 1907 состоялось знакомство Брака с Пикассо.