В ноябре 1582 года войска Ермака занял Кашлык – столицу Сибирского ханства. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками.
«Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. В 1939 году картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке11. После её смерти в 1973 году, по завещанию Пост картина была преподнесена в дар музею «Хиллвуд»11, который она же сама и создала на основе личной коллекции русского искусства3031. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова.
В центре располагается стол, вокруг которого сгруппированы фигуры мужчин и женщин1132. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все – Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. В августе того же года картина была приобретена американским ювелиром. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpЧарльзом Уильямом Шуманом16 за 15 тысяч долларов США17 (10 тысяч фунтов стерлингов18, 60 тысяч рублей19) — за цену, большую чем предложенная российским императором Александром III1420. В Сухом Бузиме у Прасковьи Фёдоровны родилось несколько детей, но четверо из них подряд умерли в младенчестве. Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить.
Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. В 1884 – 1887 гг. Пятитысячному казацкому войску противостояло пятнадцатитысячная армия наемников, собранная сибирским ханом Кучумом, наследником Большой Орды.
Тогда все сбивалось в кучу. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени.
Церковь раскололась. Как отмечал Сергей Маковский, «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды»9. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик.
Не менее известна и картина «Боярыня Морозова» (1887). Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей.
В том же году постановка живой картины «Боярский свадебный пир» состоялась в доме княгини А. Н. Нарышкиной для Александра III, в 1888 году — около Троице-Сергиевой лавры, а в 1899 году — на сцене МХТ7. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи».
И получилось именно то, что он хотел. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования.
Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Произошел раскол.
С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Прибытие работы в США, где она была встречена с большим энтузиазмом, совпало с расцветом популярности Маковского в эпоху «позолоченного века»3, ввиду чего в 1886 году Шуман лично заказал у него картину «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», в которой художник свёл обобщённую сцену свадьбы к конкретному историческому событию21 (находится в коллекции Музея де Арте де Понсе в Пуэрто-Рико)22. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери.
Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Како крестишься и како молитву творишь. «Хороша старина, да бог с ней», – говорил художник. Всего казнено примерно две тысячи стрельцов. Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков.
Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. В ноябре 1675 года Феодосия Морозова умерла от истощения. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом- «декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927). Среди поздних картин Су рикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета.
«Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии.
Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) стала первой большой работой художника, посвященной российской истории. На полученные перед ссылкой 500 рублей он построил дом и часовню. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Осенью этого же года начались первые казни.
В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Суриковские стрельцы – это яркие самобытные характеры, крепкие, сильные люди, не желающие покориться новым порядкам, уступить свои привилегии, смириться перед Петром. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе.
Главная роль в композиции отведена царевне. Сибиряка Сурикова всегда интересовала тема покорения сибирской земли. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Тут и остяки и вогулы и сами татары. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт. Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Несколько поодаль стоит пожилая монахиня с Евангелием, возможно настоятельница и испытующе, с земным раздумьем смотрит на царевну.
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Затем Маковский вступил в «Артель художников», основанную Иваном Крамским, членами которой стали художники-реалисты, выступавшие за коллективный творческий процесс и реалистичное изображение повседневной жизни старой России.
При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». (1) Феодосия Морозова.
Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Известна история, как именно персидская княжна оказалась среди казаков. С одной стороны, это легкие степные наездники, составляющие войско Кучума, вооруженное луками и стрелами, с другой стороны – монолитная группа казаков Ермака, вооруженных кремневыми ружьями.
Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем». Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Правда деталей, – тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) – не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884).
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Однако, разозленные казаки взяли «на меч» город Фарабат.
Однако противникам его удалось взять верх. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. В углу иконы, зажженные лампады. До 1912 года «Боярский свадебный пир» находился в витрине магазина Шумана на Бродвее в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность11, а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом21. Раскольников стали преследовать.
Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой.
На картине запечатлен момент произнесения тоста в честь жениха и невесты во время пира на свадьбе — одном из самых важных социальных событий в старой России, являвшимся демонстрацией объединения двух боярских родов имевших большое влияние на политику Москвы в период XVI—XVII веков23414. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Еще одно большое историческое полотно.
Суриков подхватил эту мысль. В. И. Немирович-Данченко отмечал, что «в клубе художников мы виделись часто. Но обстоятельства оказались сильнее его.
После смены петербуржского европейского житья-бытья на московский быт, заведенный по старине, Суриков все более подчеркивает, что никогда, он не отрывался от родных корней, что он происходит «от хорошего казацкого корня». Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Еще сотни сосланы.
Грозному натиску дружины казаков, пестрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием.
Известно, что царь лично отрубил головы пяти стрельцам. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Сидят они в яме, цепями прикованные. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом.
Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Уделяя внимание костюмам столовым приборам и обстановке. В этом не только понятный восторженный каприз, но и предугадывание увлекательной полезности для своего искусства»10. Выделяются они и своим душевным состоянием. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова.
Критики обращали особое внимание на реалистичность изображенного события и достоверность картины. Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Все это обливалось водой. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Несколько отличается от других произведений Сурикова картина «Меншиков в Березове» (1883).
В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм», – и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники. Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей). Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни».
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. В 1668 году казаки под предводительством Разина отправились в поход по Каспию в Персию. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями»7. С удивительной красотой изобразил он драгоценности, золото, слоновую кость, бархат.
Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Братья боярыни были сосланы, малолетний сын, оставшись без матери, умер в Москве, а четырнадцать слуг, не пожелавших предать боярыню, были сожжены заживо. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. В 1870 году артель была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок», работы членов которой стали выставляться по всей Европе.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Меншиков сидит у стола. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры.
Однако этой битвой не закончилось покорение Сибири. К. Е. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. Константин Маковский (1839—1915) был известнейшим российским живописцем, следовавшим в своём творчестве принципам реализма и выступавшим против академических ограничений, бытовавших в мире искусства того времени. В правой части картины мы видим Петра с его приближенными и группу иностранцев, наблюдающих казнь. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Картину Василия Сурикова «Степан Разин» (1906) можно назвать сиквелом известной народной песни «Из-за острова на стрежень». В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Перед окончанием пира по распространённой в то время традиции гости начинали произносить тост и кричать «горько», намекая на горькость вина и побуждая молодожёнов поцеловаться, чтобы сделать напиток более сладким1132. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Высоко ценил творчество Сурикова П. М.
Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Приезд в Москву был долгожданным. Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Громадное состояние Меньшикова было конфисковано, сам он лишен всех титулов и званий. Так же смелы и суриковские стрельцы.
Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе – Третьяковская галерея). Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы. Осенью 1729 года Меншиков скончался от лихорадки, завещав детям не стремиться к власти.
Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Шах Сулейман испросил разрешения у царя Алексея Михайловича «перебить русских казаков без пощады». Однако, нужно отдать ему должное – все несчастья он переносил стойко. В 1889 году он получил первый приз на Всемирной выставке в Париже за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры».
Молодая пара стоит во главе стола (с правой стороны холста), где жених представляет гостям свою невесту33, впервые увидев её ничем не покрытое лицо34. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Стрельцы занимают левую большую часть картины. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Заметными работами Маковского того периода являются картины «Вдова» (1865 год) и «Селёдочница» (1867 год).
До начала работы над картиной Маковский тщательно изучал предметы иногда обращаясь к другим коллекционерам в поисках нужных ему образцов, став в некоторой степени предшественником художников из объединения «Мира искусства», считавших, что в обобщении и стилизации русской истории просто необходимо творчество художника, несущее в себе достоверное изображение примет старины10. События изображённые на картине, происходят в ориентировочно в XVI18 или XVII веке14. Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Обе композиции – об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола – тоже «читаются» как визуальные романы. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Все получалось не то, не так. Зимними вечерами Меншиковы читали Библию или слушали интересные истории из придворной жизни опального князя. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев».
Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Первая историческая картина, написанная в этот период – «Утро стрелецкой казни». Каменный храм построили в 1703 году. Его дочери вели домашнее хозяйство.
Низкая бревенчатая изба. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири.
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. (8) Церковь. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Страсти разгорались.
Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. А возле ямы страж ходит. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка.
Петр I срочно возвращается из Европы и возглавляет «великий розыск». Еще в свое первое пребывание в древней столице, проездом, по дороге на учебу в Петербург, Суриков был поражен красотой города, в письмах домой перечислял достопримечательности, первыми называл Красную площадь и Кремль, где «все происходило». В 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли, эксцентричным создателем радио-шоу «Ripleys Believe It or Not. », ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины27. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Суриков на этой картине изобразил тяжелую судьбу народа в эпоху исторических перемен. Здесь художник изобразил сцену из событий церковного раскола 17 века. Это новое регулярное войско Петра. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
И в эскизе и в варианте картины уже ясно выражено противопоставление стихий, о которых говорил художник. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Жителем Березова Меншиков запомнился своей набожностью, простотой в общении и смирением. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова.
Приготовления к казни закончены. Борьба за сохранение старой веры стала, таким образом, одной из форм борьбы за сохранение патриархально-средневековых устоев жизни. Он погиб на вершине славы в 1915 году, когда его экипаж врезался в трамвай на улице Санкт-Петербурга2345. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Суриков ощущал свою сопричастность, свое единство с делами давно ушедших дней, для него это было чувством, подчас неосознанным: так, в «Покорении Сибири Ермаком» он изображает стяг с образом Спаса и Николая Угодника над русскими воинами, почти как в «Сказе о покорении Сибири Ермаком», где в небе явились Образы святых и помогли в сражении с язычниками.
Солдатам, кажется, нет конца. Мастер многолюдных сюжетов, здесь художник ограничился всего четырьмя персонажами. У семьи забрали даже запасную одежду, а во время «этапа» умерла жена Меньшикова.
Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». Иногда персонаж находился случайно. В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер». Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
В отличие от Репина, работавшего почти с одинаковой продуктивностью и плодотворностью во всех живописных жанрах, Суриков все свое творчество посвятил изображению русского прошлого. На обратном пути Елизавета Августовна тяжело заболела и в 1888 г. умерла в Москве, ей было всего тридцать лет.
Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. Так как основные силы хана ушли в набег на Пермь, Кучуму пришлось «поставить под ружье» местное население. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Для работы над полотном «Боярский свадебный пир» Маковский использовал метод «живой картины», при котором он по заранее сделанным наброскам воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и помощи своей личной коллекции, в которой находилось много исторических костюмов и предметов быта как из народного, так и боярского обихода78. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей).
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, во время учёбы в которой он создал такие работы, как «Исцеление слепых Христом после изгнания торгующих из храма» (1860 год) и «Агенты Лжедмитрия убивают сына Бориса Годунова» (1862 год). И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей.
Отец так любил боярский быт, что было ему дорого ещё и живым создать его. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Она рассказывает о печальной судьбе участников неудачного стрелецкого бунта 1698 года.
И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка» изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь.
Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Городок – старинная народная игра. Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 – там же).
Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). В основу полотна легла легенда о Разине и персидской княжне. В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе.
Умирает его жена. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Этот старик – простой красноярский казак. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. После этого встать на защиту боярыни было уже некому и на нее обрушился царский гнев. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками.
Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации.
Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Именно эта девушка и была той персидской княжной, которую Степан Разин утопил в Волге. Мы ощущаем это как историческую неизбежность. Историческая правота на стороне Петра.
Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. В 1670 году она тайно приняла постриг в монахини и стала удаляться от двора.
Вот боярыня и просит его:Миленький. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. – допрашивали ее увещатели.
Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат. В 1890 году эти две картины выставлялись в Детройте и Сан-Франциско, а 1893 году — на Всемирной выставке в Чикаго, вместе с третьим полотном Маковского на тему свадьбы — «Перед венцом»20 (также «Наряд русской невесты»23 находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско)24.
Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет. Москва, XVII век.
Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь).