Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Но все-таки «Паллада и кентавр» тоже вещь культовая и на глаза вам наверняка попадалась – хотя бы в интернете. И хотя в итоге славу Боттичелли затмил гений Леонардо, его ровесника и однокашника по мастерской их общего учителя Андреа Вероккьо, все же и у Бочонка случился посмертный звездный час, когда через три с половиной столетия английские прерафаэлиты объявили его величайшим художником всех времен и народов.
Его шедевры «Весна», «Рождение Венеры», ставшие хрестоматийными, олицетворяют блеск итальянского искусства эпохи Возрождения. Несмотря на свойственную работам Боттичелли светлую меланхолию, в пору своего расцвета он был «человеком, полным неожиданностей», как сказал о нем Джорджо Вазари и охотно экспериментировал с трактовками библейских сюжетов и с внедрением мифологических.
Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Но можно попробовать, например, приобщиться к жанру «выставка одной картины». Дерево, темпера. Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр.
Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр». Их типаж удачно совпал с тем идеалом красоты, которые пропагандируют для нас модные журналы (со скидкой на полтора тысячелетия развития гламура, разумеется). Существует такой феномен восприятия, легко объяснимый при помощи психологии: чем чаще какое-либо изображение попадается на глаза, тем более понятным оно представляется, пусть даже в действительности вы ни на миллиметр не продвинулись в постижении его сути. Впрочем, рядом с такой жемчужиной, как гостья из Флоренции, «Благовещение», конечно, блекнет.
Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Галерея Уффици. Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Кстати, загляните в левое крыло этого помещения — там висит еще один Боттичелли, «Благовещение», единственное произведение мастера, хранящееся в России (в Эрмитаже было еще «Поклонение волхвов», но большевики его продали в 1931 году заграницу). Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Высокие длинноногие девы из боттичелиевских «Весны» и «Рождения Венеры» стали для человека ХХ века одим из символов культуры Ренессанса наряду с «Моной Лизой».
Так, Эрнст Гомбрих посвятил Мифологиям Боттичелли целое исследование. Дело не только в том, что женская фигура на полотне выглядит мощнее и выше кентавра, который вообще-то тоже не маленький – у него торс коня. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. Не лишена правдоподобия и еще одна гипотеза: Афина Паллада вообще не при делах, а изображенная дева с алебардой – это Камилла, дочь короля Метаба из вергилиевской поэмы «Энеида».
Боттичелли точно написал не богиню Афину Палладу (название картины устоялось по ошибке), возможно — деву Камиллу из «Энеиды», возможно — аллегорию Целомудрия. Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр». А. С.
Пушкина продолжает показ шедевров итальянского искусства в рамках Года Италии в России. Не помогает толком распутать ситуацию и история раннего бытования полотна. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок. И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой.
В этом кругу аристократов, философов, поэтов и художников имели хождение идеи неоплатонизма, так что вроде бы в них и надо искать разгадку сюжета. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. На многих это действует благотворно. Однако на деле все обстоит ровно наоборот. Одно понятно: художник Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Боттичелли – это дружеское прозвище, в котором узнается итальянское слово botticella – «бочонок») в пору написания картины был еще далек от идей религиозного аскетизма, которые позднее пробрались в его голову посредством проповедей Савонаролы и превратили последний период жизни в затяжной кошмар. Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий.
«Паллада и кентавр», которая до 1895 года пылилась на чердаке палаццо Питти, сейчас обитает в галерее Уффици на почетном месте между двумя упомянутыми выше шедеврами. Любуясь на символы дома Медичи, вышитые на полупрозрачной кисее платья Паллады, стоит вспомнить о «синдроме Стендаля» — это когда падают в обморок от переизбытка красоты кругом.
Науке ничего не известно о специфических отношениях между Афиной Палладой (она же римская Минерва) и фантастическими полулюдьми-полуконями. Например, долгое время пользовалась популярностью (да и сегодня не отвергнута полностью) версия о том, что художник восславил на картине военно-политические успехи Лоренцо Медичи – то ли его победу над Неаполем, то ли ликвидацию так называемого заговора Пацци внутри Флоренции. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Несмотря на это, по мнению большинства исследователей, нет оснований отказываться от традиционного названия, под которым картина обрела всемирную известность. Картина великого Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» напоминает нам о том, что в каждом художественном произведении – будь то литература или изобразительное искусство – красота заключена не только в его форме, то есть в лингвистическом или живописном выражении, но и в его главной идее. Пушкина: Россия 24 Итоги Афиша Коммерсант FMИнформационная поддержка ГМИИ им. Мол, достаточно сопоставить живописный сюжет с описаниями из, допустим, популярной книжки «Легенды и мифы Древней Греции и Рима», как любой намек на интригу моментально испарится.
Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Данный проект осуществлен при участии Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», давнего партнера ГМИИ им А. С. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Вряд ли можно считать случайностью, что в описи 1498 года полотно фигурировало под названием «Камилла и сатир» – теперешнее название «Паллада и кентавр» впервые возникло лишь в 1516 году, то есть после смерти автора. Если ему верить, то в Палладе и кентавре Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Возрождение.
Это произведение, конечно, не столь знаменито, как два других изображения кисти великого флорентийца – «Весна» и «Рождение Венеры» (кстати, оба экспонируются там же, в Уффици). Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. А. С. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства.
Она держит за волосы кентавра, покорно на нее взирающего. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. С их точки зрения, все выглядело вполне логично. (С похвальной мудростью два этих объекта даже разнесены по отдельным помещениям). Экономика.
Практика. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. Подобный диалог с великим художественным наследием позволяет проникнуть в суть творческого процесса автора и тем самым открыть в себе новые возможности восприятия и наслаждения классическим искусством. При участии Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Информационные партнеры ГМИИ им. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой. Совсем недавно в Пушкинский музей приезжала картина Рафаэля «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе, а теперь благодаря фестивалю искусств «Черешневый лес» на музейную «вахту» заступает боттичеллиевское полотно «Паллада и кентавр» из собрания галереи Уффици. Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым.
Впрочем, догадки возникали и возникают не на пустом месте. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. А. С. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.
ГМИИ им. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век)2. Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла.
Она отличается не только темным оттенком волос женщины — но затемненным смыслом сюжета. Флоренция. Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Не впадая в схожую экзальтацию, рекомендуем-таки не пропустить визит «Паллады и кентавра» в Россию.
В отличие от «Весны» и «Рождения Венеры», построенных на прямых литературных аналогиях, она остается загадкой, заставляя исследователей предлагать все новые и новые версии истолкования. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Умер Боттичелли в безвестности. Италия. 203 x 314 см.
В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С. Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума. Как предполагают исследователи, картина была преподнесена Лоренцо Великолепным его кузену Лоренцо ди Пьерфранческо в качестве свадебного подарка по случаю бракосочетания с Семирамидой, дочерью Якопо III дельи Аппиани дАрагона, владельца Пьомбино, одного из городов Тосканы. Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли.
Вслед за «Дамой с единорогом» Рафаэля Санти из собрания Галереи Боргезе в музее представлено полотно величайшего мастера эпохи Возрождения – «Паллада и кентавр» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици. Мастер изысканных линейных ритмов, Сандро Боттичелли стал абсолютным символом эпохи, воплотившей в себе одну из вершин человеческой цивилизации. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С. В наиболее запущенных случаях не помогает даже поход в музей. Пушкина. Среди наиболее значимых произведений флорентийского искусства XIII – XV веков, входящих в собрание Галереи Уффици, полотна Сандро Боттичелли (1445 – 1510) занимают особое место. В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы.
Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Пушкина: Аргументы и факты The Moscow Times Русское искусство Искусство Бизнес.