Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. На картине Боттичелли изображены две полярные фигуры: бог войны Марс и богиня любви. Овладевая своими страстями, человек не только глубоко познаёт свою греховную сущность, но и проникается знанием недостатков и слабостей других людей.
Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Картины "История Виргинии" (Бергамо, Академия Каррара) и "История Лукреции" (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Так, Эрнст Гомбрих посвятил "Мифологиям Боттичелли" целое исследование.
Чахотка. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Из этой фамилии происходил открыватель Нового Света Америго Веспуччи, к ней принадлежала в замужестве генуэзка Симонетта Каттанео известная как «прекрасная Симонетта».
По учению гуманистов, Паллада – символ созерцательного образа жизни и мудрости. Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность.
Более правомерно видеть в аллегории нравственную направленность. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства. В композиционной схеме «Венеры и Марса» использован барельеф с того же античного саркофага, который послужил моделью для головы Кентавра в картине «Паллада и Кентавр». Например, долгое время пользовалась популярностью (да и сегодня не отвергнута полностью) версия о том, что художник восславил на картине военно-политические успехи Лоренцо Медичи – то ли его победу над Неаполем, то ли ликвидацию так называемого заговора Пацци внутри Флоренции. Семья Веспуччи была одной из самых знатных и богатых в городе.
Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Возрождение. Картина «Паллада и кентавр» (1482), экспонируемая в ГМИИ имени А. С. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной. Не лишена правдоподобия и еще одна гипотеза: Афина Паллада вообще не при делах, а изображенная дева с алебардой – это Камилла, дочь короля Метаба из вергилиевской поэмы «Энеида». Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют. Ведь недаром говорится: "Во многой мудрости много печали". Не помогает толком распутать ситуацию и история раннего бытования полотна.
На картинах Боттичелли он появлялся не один раз в образе поэтического героя. Флоренция. Колорит отличается изящной сдержанностью. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари).
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Одно понятно: художник Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Боттичелли – это дружеское прозвище, в котором узнается итальянское слово botticella – «бочонок») в пору написания картины был еще далек от идей религиозного аскетизма, которые позднее пробрались в его голову посредством проповедей Савонаролы и превратили последний период жизни в затяжной кошмар. Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым.
И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. Венера становится главным действующим лицом в картине "Венера и Марс" (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи (возможно к свадьбе кого-то из семьи Веспуччи), так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо и осы, кружащиеся над ним – геральдический символ рода. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Оставалось дело за малым – найти ее прообраз в прошлом. Эти странные существа – не эроты, а сатиры с козлиными копытами вместо ног, рожками и грустно-лукавым взглядом показаны на заднем плане композиции и под ложем Марса. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.
Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. По крайней мере в 1498 году в одном из палаццо Медиччи она была помещена над входом в апартаменты Лоренцо ди Пьерфранческо. Это произведение, конечно, не столь знаменито, как два других изображения кисти великого флорентийца – «Весна» и «Рождение Венеры» (кстати, оба экспонируются там же, в Уффици). С 14 мая по 17 июля в Государственном музее изобразительных искусств им.
Декоративно-изысканные ритмы своей картины Боттичелли дополняет холодными матовыми и нежными тонами, наделенными произвольными переливами, отчего на полотне появляются ноты печали и болезненного надлома.
Одно из символических значений отгороженного места – внутренняя жизнь разума. P 148149. Вряд ли можно считать случайностью, что в описи 1498 года полотно фигурировало под названием «Камилла и сатир» – теперешнее название «Паллада и кентавр» впервые возникло лишь в 1516 году, то есть после смерти автора.
Отрава. Основанием для такой трактовки послужили медичейские эмблемы, которыми расшито одеяние богини. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Oxford, 1962.
И даже не только в том, что у руках у нее мощная алебарда, как у стражника. Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Проще говоря, Паллада у Боттичелли – фигура не менее амбивалентная, чем кентавр. Кроме того, существуют версии, согласно которым образ юной женщины изображенной на полотне Боттичелли, может быть отождествлен с девой Камиллой, девственной дочерью короля Метаба, воспетой Вергилием в поэме «Энеида», а также с римской богиней мудрости Минервой.
С Симонеттой, кстати, связано одно из ранних объяснений картины в романтическом духе. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. В своей работе "Слепой Амур" Эрвин Панофский пишет. Тогда понятно, почему черты этой красавицы напомнили некоторым черты невесты Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Такие предположения возникли в связи с тем, что в описи 1498 года картина обозначена как «Камилла и сатир», а в описи, сделанной, в 1516 году она фигурирует под названием «Минерва и кентавр».
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Но при всей схожести сюжета его трактовка чрезвычайно отлична. Он был кузеном Лоренцо Великолепного. Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля. Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями.
На многих это действует благотворно. Кентавр как бы обнаруживает собственную слабость перед лицом грациозной женской силы. Кроткая Симонетта была вдохновительницей трогательных фантазий художника. Существует несколько вариантов интерпретации аллегорического смысла. Тихим аккомпанементом ей звучат приглушенные тона в передаче природы.
Она держит кентавра за прядь волос жестом величавым и почти ласковым. Все сделанные им вещи имеют мужественный вид и отличаются самым лучшим методом". В нем читаем: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна. Не впадая в схожую экзальтацию, рекомендуем-таки не пропустить визит «Паллады и кентавра» в Россию. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Мол, достаточно сопоставить живописный сюжет с описаниями из, допустим, популярной книжки «Легенды и мифы Древней Греции и Рима», как любой намек на интригу моментально испарится. Так, Эрнст Гомбрих посвятил Мифологиям Боттичелли целое исследование. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Можно сравнить картину Боттичелли с написанной в 1490 году картиной Пьетро де Козимо "Венера и Марс".
Умер Боттичелли в безвестности. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок.
Предполагают, что изображение сатиров в «Венере и Марсе» граничит с текстом греческого писателя II века Лукиана. Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями. Сам Джулиано Медичи ненадолго пережил хрупкую Симонетту. 1478), "Венера и Марс" (1480-1490), "Паллада и кентавр" (1482) "Рождение Венеры" (ок. 1484). Считалось, что Паллада олицетворяет победу Медичи над заговорщиками (заговор Пацци) или успех в противодействии агрессивным планам неаполитанского короля.
По этому случаю вся Флоренция погрузилась в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности. С их точки зрения, все выглядело вполне логично. Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Несмотря на свойственную работам Боттичелли светлую меланхолию, в пору своего расцвета он был «человеком, полным неожиданностей», как сказал о нем Джорджо Вазари и охотно экспериментировал с трактовками библейских сюжетов и с внедрением мифологических. Согласно наиболее распространенному, принято считать, что в произведении флорентийского мастера представлена аллегория Целомудрия, побеждающего Сладострастие, которая выражает неоплатонический конфликт ratio и sensus (разума и чувств), состоящий в попытке подавить животные инстинкты, воплощенные в двойственной природе кентавра, с помощью разума.
Пушкина, занимает достойное место среди аллегорических композиций Сандро Боттичелли. С другой стороны, похоже, сколько исследователей, столько и трактовок. Но все-таки «Паллада и кентавр» тоже вещь культовая и на глаза вам наверняка попадалась – хотя бы в интернете.
Лук и стрелы в его руках указывают на животные страсти, но лицу Кентавра художник придал выражение глубокого страдания, свойственное святым на его картинах. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Во второй половине XV века еще не существовало традиции писать политические аллегории подобного типа. Неоплатоники же вообще были склонны в античности видеть прообраз христианства.
Об этом можно только гадать. Марс представлен спящим. Если ему верить, то в "Палладе и кентавре" Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства. Вот таким образом и печальна Паллада – богиня мудрости. Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо.
Когда посланник Миланского герцога в 1490 году давал оценку самым известным флорентийским мастерам, об Алессандро ди Мариано Филипепи, которого знали как Боттичелли, он отозвался так: "Сандро Боттичелли с одинаковым совершенством расписывает панно и стены. Но можно попробовать, например, приобщиться к жанру «выставка одной картины». Нередко в картинах Боттичелли в образах идеальных героев флорентийцы различали черты своих современников или известных личностей. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Однако другие подтверждения этой гипотезы отсутствуют.
Джулиано был любим горожанами и не только. В ней есть мощь и монументальность, которые обычно отличают архангелов. Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании. Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх. Неудачные роды. Совсем недавно в Пушкинский музей приезжала картина Рафаэля «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе, а теперь благодаря фестивалю искусств «Черешневый лес» на музейную «вахту» заступает боттичеллиевское полотно «Паллада и кентавр» из собрания галереи Уффици.
Вся картина пронизана атмосферой мира и гармонии. Считалось, что художник представил эту даму и влюбленного в нее Джулиано Медичи, основываясь на «Стансах на турнир» Полициано. Дерево, темпера. Если ему верить, то в Палладе и кентавре Боттичелли изобразил конфликт разума и чувства.
А. С. Пушкина в рамках года Италии в России пройдет выставка одного шедевра Сандро Боттичелли Паллада и Кентавр. Картина Паллада и Кентавр (около 1488) была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на вилле Кастелло вместе с Весной и Рождением Венеры. Ранее в картине видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век)2. Если идеи существуют вечно, то и христианская идея должна быть вечной.
Но в ее жесте проявляется не сила, а скорее – сожаление, упрек. Ранее в картине видели политическую аллегорию, посвященную проницательности и искусству Лоренцо Великолепного в делах дипломатии. Науке ничего не известно о специфических отношениях между Афиной Палладой (она же римская Минерва) и фантастическими полулюдьми-полуконями. С их точки зрения, все выглядело вполне логично.
Прекрасная хрупкая женщина изящным жестом укрощает дикое существо. Слева за спиной кентавра высится, словно вырубленное из скалы, некое архитектурное сооружение, обильно поросшее мхом. Философский смысл полотна является своего рода манифестом флорентийского гуманизма второй половины Кватроченто (XV век). Однако на деле все обстоит ровно наоборот. Тем неожиданнее выражение муки и мольба сложенных рук, которые мы видим у кентавра. Впрочем, догадки возникали и возникают не на пустом месте.
Она держит за волосы кентавра, покорно на неё взирающего. Умерла она внезапно и довольно рано по неизвестной причине. Италия. Его взгляд на мир неизбежно становится печальным. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Оливковые ветви и копье – её атрибуты, они символизируют добродетель. Этот кентавр уж точно больше человек, чем стоящее рядом с ним властное прекрасное существо, которому неведомы, кажется, страсти и боль. 203 x 314 см.
Галерея Уффици. В наиболее запущенных случаях не помогает даже поход в музей. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с "двором" Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Надо сказать, что гуманисты охотно использовали образы античности для своих аллегорий.