По убеждению Босха, людей нередко толкает на злодеяния обычная глупость она же становится причиной страданий. Однако Босх был глубоко религиозным человеком и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растлённый любострастием. Ад предстает у Босха как огромная кухня или строительная площадка. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки. Чтобы утвердить эту мысль, Босх разрабатывает уникальную «архитектуру» Ада не имеющую себе равных во всем изобразительном искусстве Запада.
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария – «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Собственно, чтобы лучше понять Босха, необходимо отправиться в Испанию, в знаменитый музей Прадо. Одно из важнейших произведений Иеронима Босха, полон злых насмешек над священнослужителями. «ад и потоп» («Мир до потопа»)— название, закрепившееся за двумя боковыми створками несохранившегося алтаря нидерландского художника Иеронима Босха.
На картине Грюневальда, современника Босха, в левом нижнем углу как раз изображен страдающий эрготизмом. Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника. В произведениях Босха нечасто встречаются «классические» черти с рогами или ангелы с крыльями, но полно и оригинальных для той эпохи харь, рож и морд, которые можно встретить лишь в аду. Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
«сад земных наслаждений» – самая известная, загадочная и неоднозначная картина Иеронима Босха. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. «ад и Потоп» («Мир до потопа»)— название, закрепившееся за двумя боковыми створками несохранившегося алтаря нидерландского художника Иеронима Босха. Один из фрагментов бесспорногошедевра Босха, Сада земных наслаждений изображает игру на музыкальных инструментах, где человек запутан в струнах гигантской арфы игра на которой причиняет ему боль и страдания. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.
В этом панно Босх поставил перед собой задачу связать повседневные прегрешения с адским возмездием за них как неизбежным последствием. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Что-то противоположное в триптихе Сад земных наслаждений Иеронима Босха: окончательное человеконенавистничество. Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна.
В данном случае нужно найти 99объектов в Саду земных наслаждений – например, двуногую собаку, автопортрет Босха, нож с ушами и группу людей, залезающих в яйцо. Знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» издавна привлекал внимание любителей живописи и искусствоведов.
Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. И даже Игорь Фёдорович, да.
Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. – У Босха не так. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Изобилие гигантских плодов, которые хватают руками, поедают и которыми восхищаются люди, символизирует распутство и прелюбодеяние. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В 1494году в Нюрнберге Генрих Крамер (Инсисторис) и Якоб Шпренгер выпустили в свет исчерпывающее руководство по этому вопросу под названием «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»), где с научной точностью терминологии изложили природу ведовства, взаимоотношения ведьм с сатаной, а также способы распознавать их и предавать каре. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже.
может быть, тут случай, похожий на историю с астронавтом саламанки. Национальный музей Прадо, обладающий самым большим собранием Босха в мире – целых шесть работ, – не мог обойти стороной его юбилей, тем более что, по мнению испанцев, своей нынешней славой Босх обязан именно им, а точнее, королю ФилиппуII, который обожал Босха и скупал его картины. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Примерно 80 лет спустя Хосе де Сигуэнса, библиотекарь и духовник испанского короля Филиппа II, написал морализаторский комментарий к произведению.
Легенда о мессе Св.
2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). И мне лично это даже импонирует.
Спорна центральная часть. – Не мог Вермёлен знать, что сестру Босха запытала инквизиция, что сам он сидел в её застенке, что был адамитом. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Во времена Босха вера в дьявола вспыхнула с новой силой. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Но задал романтический тон для других писателей: Кто бы был в состоянии рассказать обо всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти и о тех привидениях и адских чудищах, которые часто скорее пугали, чем услаждали смотревшего. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. На верхушке воза обнимается влюбленная парочка. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве – символы зла и ереси.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. В "Саду земных наслаждений" из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари. От этого триптиха, названного Страшный суд, сохранился только деформированный фрагмент. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать.
Он повелел и все создано». (А как же иначе. Это особенно видно по изображению преисподней. Оба они следуют принципу, заложенному в Поэтическом искусстве Горация: prodesse et delectare – обучай (в данном случае имеется в виду морально-нравственное воспитание) и развлекай. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Подлинная радость в этом произведении кроется не в том, что изображено, а в пути, который оно указывает. Священное писание.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. А кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени.
Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Для него это была истина в последней инстанции.
Величайшим сатириком под стать Себастьяну Бранту, коль скоро оба описали Корабль дураков, один в стихах, другой – в красках. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность.
Поскольку это изображение, по сути, является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального. Но об этой картине мастера точно нужно рассказать подробнее. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. На нем нет ни людей, ни животных.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок.
Апокрифы. Детей у них не было. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Источники: Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. Наибольшую известность приобрел фрагмент Восхождение в эмпирей, на которой пары ангелов-хранителей выводят из загробного мрака обнаженные души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец света, к пронизанной неземным небесным сиянием Вечности.
К этой теме он обращается еще в юности. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Про рисунки в Фигерасе можно было бы возразить, что Дали рисовал их под впечатлением от картины Босха, увидев ее в Эскориале до 1939 г. или уже в Прадо после 1939 г. Время создания этих рисунков мне не известно, но, судя по специфичным для Дали деталям, это примерно 1929 – 36 годы.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Вот, собственно и все, что доподлинно известно о жизни этого великого мастера. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений160— мир, растленный любострастием.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Такими они считаются и сегодня. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков.
Мы видим большое количество обнажённых женщин и мужчин, предающихся разнообразным утехам: вкушающих плоды играющих с животными, занимающихся совокуплением. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Для примера, одним из образов-пословиц является изображение с несколькими любовниками, которые закрыты стеклянным колоколом. Здесь нет возвышенного святого образа, перед которым верующий мог бы преклонить колени.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Коричневый цвет символизирует ум. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца.
Концентрические круги имеют оттенки от темного голубого до синего. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Перенесемся, однако, снова в Нидерланды.
Постепенно тема ада с его фантастическими обитателями и кошмарными мучениями начинает вытеснять из творчества Босха тему земной жизни.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Жаба забралась на колени к обнаженной молодой женщине, обозначенной как «superbia» (гордыня или тщеславие). Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Автор спрашивает: Куда плывет такой корабль. Если бы Босх был художником эпохи Ренессанса, правомерно было бы считать, что изображенный им «сад» – это олицетворение идиллического «золотого века», в котором люди и животные мирно сосуществуют друг с другом. В двух частях триптиха «Сад земных наслаждений» в середине мы видим фонтан. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Босх вышел из этой ситуации специфически. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
и т. п. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. В изображении ада доминирует тема «гостиницы зла».
Кто хочет быть весёлым – веселись сегодня. 389 220 см Музей Прадо, Мадрид «Сад земных наслаждений» самый известный триптих Иеронима Босха, по Википедия — Босх, Иероним Иероним Босх Портрет Босха. Например, в центре полотна «Сад земных наслаждений» вместо традиционной фигуры Христа изображен вполне земной человеческий «праздник плоти».
Точная дата рождения И. Босха неизвестна, но предполагают, что он родился около 1450 года. Босх из книги Сад наслаждений Вермёлена – совершенно противоположен тому, что вы пишете о его творчестве. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Это саранча. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Для средневековой морали половой акт, который в XX160в. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch).
В голландском городе Хертобенгосе появляется целая династия художников под фамилией Босх. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Это будет один из переходов от Рая к греху. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Исследователи полагают, что среди персонажей можно найти даже автопортрет мастера.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Но от этого он художником не становится. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти.
На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. На среднем— херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Сочетая эти элементы с комическими сценками из повседневной жизни и образами, взятыми из средневековых пословиц, фаблио и мифов (некоторые из них до него никто не пытался иллюстрировать), художник изображал грехи и пороки. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Плоды вишни, лютня и винный кувшин – распутство и потеря самообладания от алкоголя. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Наконец, городские архивы Хертогенбоса сообщают об умершем здесь в 1516 году знаменитом художнике Иерониме Босхе. Большая редкость – полотно Климта, прибывшее в ГМИИ имени А. С. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Там же и умер в 1516году.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Иоанна и члене существовавшего при нем религиозного "Братства Богородицы". Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Собственно говоря, эти работы Босха можно назвать алтарями лишь условно.
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Мы едим, пьём, обманываем играем в глупые игры. Иоанна и члене существовавшего при нем религиозного Братства Богородицы. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»).
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Одна из лучших иллюстраций на эту тему — триптих «Воз сена», хранящийся в Прадо. Победителем-учеником. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
в Нюрнберге Генрих Крамер (Инсисторис) и Якоб Шпренгер выпустили в свет исчерпывающее руководство по этому вопросу под названием «Молот ведьм» («Malleus Maleficarum»), где с научной точностью терминологии изложили природу ведовства, взаимоотношения ведьм с сатаной, а также способы распознавать их и предавать каре. в боковом пределе) братства. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Пусть сердце горит негой.
«Гостинице зла» противопоставляется христианский идеал и любой верующий должен избегать порочного места. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. В Саду земных наслаждений из отверстия в фантастическом райском растении выглядывает сова (на языке символов Босха – воплощение зла), в пруду брюхом вверх плавает дохлая летучая рыба (символ греха), в пасти богомерзкого гибрида исчезают лапы какой-то другой твари. Вот вам и объяснение.
Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе.
В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. К этой теме он обращается еще в юности.
Всё человечество плывёт через море времени на одном общем "корабле". Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Более или менее достоверно следующее. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Это – третий день творения. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. Освещение на картине резкое, неестественное, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней – ад реален. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Например, персонажи картины едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах. Возьмем один случай. И она, по-моему, натуралистична. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». (Для него, кстати, все всегда очень просто.
Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Как он считает, спросил я, почему кажется, что в этих апельсинах, таких сверхъестественно реальных, есть нечто такое, чего нет в апельсинах на картинах других художников, например Сезанна (который больше известен своими яблоками) или даже Ван Гога. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
В 1494г. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. На правой створке изображён ад. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. О нем вообще мало что известно. Мы все подвержены тем же порокам, что и "дураки" на картине.
В яйцевидном брюхе бледного гиганта, у которого вместо ног корни мертвого дерева, засунутые в неустойчивые башмаки-лодки, находится «гостиница зла» (см. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду.
Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». В центре находится гротескная фигура монстра. В голландском городе Хертобенгосе появляется целая династия художников под фамилией Босх. Из средневековых литературных источников Босх заимствует идеи о его устройстве. Такими они считаются и сегодня.
Такая точка зрения была более распространена в 15 веке, про туннель тогда речь не шла. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Босх не знал, как выглядит последний, вот таким образом включил свое воображение.
В Босхе пользователь верхом на летучей рыбе парит по Саду земных наслаждений, сталкиваясь с разнообразными его обитателями – то с единорогом, то с Иисусом, то с адским монстром. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Это такая же раскинувшаяся вогнутой чашей, пересеченная реками и холмами равнина, только теперь ее растительный покров начисто спален апокалипсическим пламенем, а из ее недр извергается серный огонь преисподней.
Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Вместо этого он демонстрирует абсурдность греха изображая разные существа, например человека-дерево. А начало его творчества исследователи относят середине 70-х годов XV века.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Демоны в облике летучих мышей и покрытых шипами насекомых тянут их в разные стороны. Пять башен, устремленных к небесам, построены на шатком фундаменте.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Под колесами воза идет ожесточенная драка. А кошка с мышью в зубах деловито пробегает мимо Адама и Евы, которых благословляет Творец. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны).
Другие же исследователи отвергают такую точку зрения и указывают на тот факт, что церковь во времена Босха приветствовала эту картину, а это может означать, что на центральной части изображёны не земные утехи, а рай. На развевающихся свитках начертаны слова из ветхого Завета: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» (Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Второзаконие 32:20). Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. В конце туннеля в ожидании героя, возможно, находится некий ангел или святой Петр. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
А оно есть. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
Чернокнижником и алхимиком. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Испанский монах, Хосе Сегуенсо, писал: «Иные художники стремятся показать, как люди выглядят снаружи, а Босху хватает мужества изобразить человека таким, каким он выглядит изнутри». Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями.
Точная дата рождения И. Босха неизвестна, но предполагают, что он родился около 1450 года. Подробнее: Центральная тема "Корабля дураков" проходит через все творчество художника.
Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. Тем, среди прочего, он и покоряет. ) Джек ответил: Дело в ауре. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя.
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Сколько людей – столько и мнений. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
судя по всему, обжора160— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. В Возе сена и Страшном суде запечатлена история прародителей – создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось абсолютно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполонённой силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду. Это такая же раскинувшаяся вогнутой чашей, пересеченная реками и холмами равнина, только теперь ее растительный покров начисто спален апокалипсическим пламенем, а из ее недр извергается серный огонь преисподней. Это было последнее произведение Босха. Во времена Босха вера в дьявола вспыхнула с новой силой.
Вот таким образом, вполне возможно, что "корабль" – это и есть сама "церковь". Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Казалось бы, полная идиллия. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле. Впервые зрители увидят в Москве картины Босха и Морони.
– спрашивает он. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Зло, берущее начало в Эдеме, бурно расцветает на Земле.
Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории.
Перенесемся, однако, снова в Нидерланды. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Все. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Иероним Босх не относился к библейскому тексту как к метафоре.
А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Почему. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Ад разделен на несколько частей, в каждой из которых определенные грехи подвергаются соответственному наказанию. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Полотно «Сад земных наслаждений» – это картина-складень. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», – писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. «Блаженные и проклятые» — цикл из четырёх картин Иеронима Босха, представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
В постели, окрашенной в цвет пламени, лежит пара прелюбодеев. Вот, собственно и все, что доподлинно известно о жизни этого великого мастера. В трактовке Босха, безгрешный непременно согрешит, дорога из рая неминуемо приведет в сад мирских наслаждений, в царство земных пороков, а оттуда – прямо в ад. Для Джека все было просто. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года.
Антония». Полотна Франса Халса, Эль Греко, Мемлинга, братьев Ленен, Рене Магритта.
Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Меня зовут Лубберт Дас». «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. 1475—1525) — Иероним Босх Сад земных наслаждений, 1500 1510 Дерево, масло. Они кричат, буянят, рискуя перевернуть корабль. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Эти четыре панно упомянуты в 1521 в собрании кардинала Гримани анели были пожертвованы в 1523 году кардиналом Доменико Гримани Венецианской республике, после этого находились в Зале Трёх Глав во Дворце дожей в Венеции.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Она смотрит прямо на зрителя. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Пушкина из Вены. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
Завтра – поздно. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Сбоку молодой человек обнимает огромную сову. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. И правда, кем был Босх.
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Бестселлер эпохи Молот ведьм.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
рядом). Но только на первый взгляд.
От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Высказывается предположение, что название этого полиптиха — «Страшный Суд». У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Возможно именно для вразумления верующих Иеронимус Босх создал алтарное изображение «Сад земных наслаждений».
Все же это были люди другой психологии. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII – XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр.
Внутренние створки картины образуют триптих. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Дело в том, что Св. Дитя эпохи Возрождения, он обладал силами и талантом, чтобы идти своим путем это позволило ему толковать религиозное искусство в независимой манере, невозможной в Средние века. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны.
Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Красный цвет представляет страсть. Таким образом, мир полон парадоксов. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика.
Здесь даже музыкальные инструменты превращены в пыточные машины (именно потому фрагмент работы принято называть «Музыкальный ад») и грешники терпят муки от тех же вещей, которые при жизни доставляли им наслаждение. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности. Из средневековых литературных источников Босх заимствует идеи о его устройстве.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше.
Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели. Фигуры напоминают гротескные маски: плоские, грубые и уродливые. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. А иллюстратор известной идеи. Полотно словно взывает: люди до чего вы докатились.
Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Центральная часть.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Иероним, создавая латинский перевод Библии, заменил слово «источник» на «фонтан». «Вот таким образом он пошел новым путем, следуя по которому, мог оставить позади других». Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду. Композиция картины подчеркивает эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Подробнее: Цвета картины имеют скрытый смысл. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
Зловещая патетика апокалипсических образов начинает звучать здесь в полную силу. В рыночной сцене с картины «Фокусник» легковерный церковник наклоняется над столом, на котором разложены магические приспособления. Но поскольку Босх все же средневековый художник, вернее предположить обратное, а именно, что «сад земных наслаждений» – это мир, растленный похотью и любодеяньем, поскольку в системе христианской средневековой морали половой акт расценивался как признак падения человека и утраты им первоначальной божественной природы. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена. Всеобщей босхомании немногим более полувека, хотя назвать его забытым художником никак нельзя.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Персонажи корабля Босха – представители различных слоев общества. Испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана).
Это высмеивание и осуждение человеческих пороков, представителей церкви и религии в общем. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». На левых внутренних створках всех трех алтарей изображен рай. Средневековую мистику и демонологию.
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. Босх не указывает конкретно на грешника.
Это вообще был тренд в то время. Средняя створка изображает Страшный Суд. Всего в рамках проекта «Воображаемый музей» представлено 46 шедевров из 27 государственных и частных собраний мира. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Вот, собственно и всё.
А под ними начинается ад. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Круглые изображения по углам – «четыре последние вещи» изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Интересны скульптуры Джакометти и Колдера.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Достоверные факты скупы. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
По бокам находятся другие сюжеты. Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век – воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей безгреховности (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный золотой род людей современному, худшему железному роду, которому присущи все возможные пороки. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Адам и Ева выглядят трогательно невинными: безмятежные лица, фарфорово-хрупкие фигурки. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. А начало его творчества исследователи относят середине 70-х годов XV века. – спрашивает он. Конечно, академическая наука отдавала должное инфернальной фантазии Босха и отмечала, что именно он первым в истории искусства сделал фоном своих видений панорамный, вселенский ландшафт, хотя лавры изобретателя мирового пейзажа и достались Иоахиму Патиниру.
Творчество Босха загадочно. Кроме заказчиков на родине, у глубоко верующего художника были высокопоставленные поклонники его произведений. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.