Еще более удивителен подход художника к решению пространственных задач. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8212 изгнание Адама и Евы из Рая. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха. Семья Ван Акен жила в Гертогенбоси (теперь – провинция Северный Брабант) от 1399 года, когда в город переехал купец Ян ван Акен (фамилия свидетельствует, вероятно, о том, что тот родом из немецкого города Аахена). Иеронима. Л. Д. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
«Страшный суд», 1506 – 1508 гг. Две из них он разместил в собственной спальне. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. 1475—1525) — БОСХ (Bosch собственно ван Акен, van Aeken) Иероним (Хиеронимус) (около 1450, Схертогенбос, Брабант (Нидерланды) 9 августа 1516, там же), нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения (см. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто). Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Жаба забралась на колени к обнаженной молодой женщине, обозначенной как «superbia» (гордыня или тщеславие).
Однако дон Фелипе деГевара (исп. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Они созданы где-то в 1470-1480-е годы. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни.
Тогда церковь еще не рассматривала чрезвычайно распространенное алхимию как ересь. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Изображение Христа – подлинный центр картины.
Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Легенда о мессе Св. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален.
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Фантасмагорический мир Босхавполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первомманифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший вего сознании. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
Ад изображен в правой части триптиха. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа. Некоторые из них делятся и берегут сено, а другие уже смакуют его. Олицетворением человеческих грехов было и изображение птиц. Здесь Босх 8212 прямой предшественник Брейгеля.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденshyции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. Триптих находился в коллекции Де Гевары после смерти художника и впоследствии, в 1570 году, был приобретен Филиппом II Испанским.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов.
Таким образом, мир полон парадоксов. В литературной фантазии «», созданной в XIIв. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
Это было последнее произведение Босха. На это марноване жизнь сверху смотрит Христос в золотом сиянии. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путshyник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в карshyтине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ).
Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. е. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Распростертый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Н. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя 171братьями лебедя187. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
Атака, естественно, ведется на розовую Еву. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. Французский ученый Жак Комб считает работу Распятие за границу между ранним и средним периодами творчества (датирует 1475-1480-ми годами).
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. В поздних произведениях Босх обращается к теме одиночества: «Святой Иероним во время молитвы» и «Иоанн Креститель». Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Возможно, Босх хотел показать, что все человеческие желания, даже те, которые кажутся «выше простых желаний» (показанные наверху стога сена) – любовь и музыка, являются пристрастиями и могут быть использованы силами зла. Они расположены на возу, —имеют все блага жизни в достатке.
Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Живопись Босха ярко иллюстрирует эту фламандскую пословицу. Такова страшная участь.
В постели, окрашенной в цвет пламени, лежит пара прелюбодеев. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
на фламандских гравюрах. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.
Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. «Видимо, рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви», —умилительно пишет. Правая внешняя створка 171Несение креста187.
Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Правая внешняя створка «Несение креста». Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба.
Этот триптих создан около 1500 года. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе Искусство Босха всегда обладало громадной притягательнойсилой. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. 1475—1525) Иероним Босх (1450-1516) — нидерландский художник, один изкрупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочныхживописцев в истории западного искусства. Среди ее членов – император и папа римский. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi — сено и ничто). В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.
Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос. Центральная часть. На другой картине, «Воз сена» изображены неверующие на пути в ад, который также находится на земле.
По другой версии, Иероним присоединился к братства, как женился. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Грех – гордость.
Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Другой прячется за деревом, держа длинную палку с сосудом на ее конце – символом похоти. Аргументом в пользу авторства Босха свидетельствует характерный пейзаж на заднем плане. Николас Бом, автор кинофильма BBC, посвященном творчеству Босха (1981 г. ), сделал голову, что на картине сочетаются три сюжета: собственно чудо превращения воды в вино, притча Христа о пир, куда пригласили и добрых и злых (два мужчины сидят спинами к зрителю, на них верхнюю одежду – свидетельствует о том, что они только что вошли в помещение) и притча о сборщика податей (человек был небольшого роста, вот таким образом залез на дерево, чтобы увидеть Христа), которого изображен перед новобрачными в зеленой одежде. «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Климов пишет: «Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Босх – был личностью весьма интересной. В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Эта победа – главная тема правой створки триптиха.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом.
Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер. Безусловно, судя по размерам аббатисы, не уступающих мешку. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево.
Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Орнаментальный надпись гласит: Доктор, опусти камень. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
На фоне бескрайнего пейзажа за огромным возом следует кавалькада. В руке стакан вина. Тема самого первого его триптиха 8212 171Воз сена187 (между 1490 и 1500 годами) 8212 безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечествопосле грехопадения. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. 1510 г. и др. ). Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, былаиздавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дедБосха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Сюжет не нуждается в пояснениях. Его потомки принадлежали к ремесленно-торгового бюргерства, городского патрициата. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. О мире и покое говорит свернувшаяся у костра спящая собачка.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Присутствие падающего в обморок персонажа не разъясняет противоречий сложной иконографии картины. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Группа священников и монахинь в правом нижнем углу уже получила мешок с сеном. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Справа в шатре сидят любовники. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха.
На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника. Время сохранило только дату смерти 8212 9 августа 1516 года. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Ни одна из этих работ не сохранилась. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха.
Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом. При этом пропадает символическую нагрузку образов. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы 8212 это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, 8212 так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства 8212 с другой.
Весь пессимизм, неверие в исправление человечества, которое можно наблюдать в представлении Босха, характеризует все умонастроение той эпохи. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Отец Иеронима завещает своему самому талантливому сыну семейную мастерскую. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. В рыночной сцене с картины «Фокусник» легковерный церковник наклоняется над столом, на котором разложены магические приспособления. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.
В таком случае на полотне – контрастное противопоставление фальшивых см. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соshyответствующими персонажам картины.
Но меры около нее не одобряли. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Демоны в облике летучих мышей и покрытых шипами насекомых тянут их в разные стороны. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Название птицы тоже соединяли с этим братством, что есть в Гертогенбоси и теперь. Ни одна из этих работ не сохранилась. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню.
Родился Иеронимус Босх (Иероним Антонисзон ван Акен) где-то в 1460 году, в семье потомственных художников (его дед, отец и старший брат рисовали). Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
На мгновение можно было бы подумать, что музыканты и влюбленные, сидящие на груде сена, неподвластны земным искушениям, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что один крылатый белый бес играет на длинной флейте. Воз сена (1500—1502 гг. ) – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Изображены представители всяких общественных слоев – крестьян, мещан, монахов. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Но эта победа иллюзорна: ещё миг — воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Многие Босхових символов алхимические (алхимию символически соединяли с грехом, демонизмом). Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Сама она изображена на центральshyной части триптиха.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Другие склонны видеть в Босх ироничного зрителя человеческой жизни, высмеивал пороки тогдашнего общества, критиковал церковь (изображение монахов, священнослужителей, даже Папы Римского на центральной части триптиха Воз сена). Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Может ли кто-нибудь в мире устоять перед соблазном охапки сена. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии. Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чём-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление.
Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена». Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца 8212 Иеронимус (или по-нидерландски 8212 Иероен) ван Акен. В карshyтине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с заshyкрытыми глазами. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Особенности творshyческого кредо этого мастера наиболее точно были подмеshyчены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинаshyми этого художника и картинами всех остальных заклюshyчается в том, что остальные стремятся изобразить человеshyка таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить чеshyловека изнутри». Внешние створки триптиха 171Искушение Святого Антония187 выполнены в технике гризайли. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда».
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Фигуры Христа и Богородицы не выделяются среди других, гости не обращают внимание на них. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витshyраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и поshyзолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Одна из лучших иллюстраций на эту тему — триптих «Воз сена», хранящийся в Прадо. Детей эта пара так и не завела. Замысел «Воза сена» и глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Босх – характерный представитель передового, демократического направления в нидерландском живописи начала XVI в. (1957). Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Картина называется 171Искушение святого Антония 171. (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II. ) Легче всего могут быть интерпретированы 171Воз сена187 и 171Семь смертных грехов187. Особенно подходит это определение для произshyведений зрелого и позднего периодов творчества художshyника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. По другой версии, художник осуждает людей, не замечают чуда в исполнении Христа. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду.
Центральная часть триптиха изображает земной мир. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи».
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Никто, кроме ангела, не замечает ни Сына Божия, ни того, что воз влекут демоны. Слева Босх рисует мальчика-поводыря, ведущего за руку мужа, профессионального нищего. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут.
Дом Босха стоял у торгового площади, что его посетителей он зарисовывал для своих работ. Большая часть работ Босха вскоре после их создания былаперевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращаливнимание на демонический характер его «странных образов». А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. на фламандских гравюрах. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире.
Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Живопись Босха 8212 пророческая.
«Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Иеронимус в 1478 -1480 гг (где-то в тридцать лет) женился на Алейда Гояртс ван дер Мерв – девушкой из состоятельной семьи. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Наряду с этой оценкой существует и множество друshyгих. Отец спилкував в религиозно-благотворительную союзе Нотр-Дам, славила Богоматерь. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.
В картине Ад триптиха Сад земных утех впадают ув глаз огромные музыкальные инструменты, которые Босх представляет как новые приборы на пытки (распят грешник на лютне, повешен грешник на струнах арфы, наказание музыки в середине барабана, что у него бьет чудовище). Они хватают сено, дерутся за него, топчут упавших. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
На верхушке воза обнимается влюбленная парочка. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Но это только прелюдия человеческой трагедии. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Внешние створки триптиха по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Занимая весь передний план, возникает фигура изнурённого немолодого человека с плетёным коробом за спиной зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу. Сатира – одна из сторон живописи Босха. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой). В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени.
У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем, вероятно и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Хотя свой путь к поshyстижению Бога он искал вне официальной церкви.
Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги. Иероним Босх – основоположник пейзажной и жанровой живописис4. Например, образы неизвестных стеклянных сосудов (Семь смертных грехов, Сад земных утех). Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 г. на фламандских гравюрах.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Его увлекают на небо тучи крылатых бесов, среди которых – летучая жаба, лиса с хлыстом. При жизни католического короля творчество Босха не критиковали, однако после смерти Филиппа II, в годы усиления террора католической церкви (Контрреформация), разгорелись споры, не был Иероним Босх еретик или атеист. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Меня зовут Лубберт Дас.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. В конечном счете, всё обернется hooi — так звучал припев песни того времени. По тогдашней традиции учений, был завершил обучение и получил звание мастера, должен был жениться (это известно и из биографии Дюрера). Этому способствовала связь Братства с другим светshyским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе.
мага (фигура в розовом на заднем плане, вероятно, алхимик, который держит в руках сосуды) и чуда Христа. Спорна центральная часть. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Тюльпан в средневековье понимали как символ расточительства, глупости. Соединение двух планет 8212 символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) 8212 принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях— например, остались описания современников о том, как в 1563г. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и, прежде всего, чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость» (М. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Врач достает пациентовои председателя цветок тюльпана (еще одна лежит на столе).
Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Мы можем только догадываться, что слава мастера не ограничивалась Хертогенбосом, коль скоро в качестве псевдонима берется только часть названия города, 8212 случай довольно редкий по тем временам. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. Сюжет не нуждается в пояснениях.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). В живописи ему было интересно совершенно другое. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Довольно значительное место в творчестве Босха занимал осуждение алхимии.
Как-нибудь объяснить его затруднительно. Лубберт – общее название для простаков, дурачков. Они не устоят не перед чем, даже убийством другого, лишь бы получить свою долю. И уже совершенshyно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изобshyражающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущеshyму к Богу. Особым событием было совместное поедание лебедя. Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
Так, фигура Евы на левой створке триптиха расположена так, что кажется устремленной к центральной части произведения, к греховным соблазнам земной жизни. На поверхность картины буквально налеплена куча уродливых зверских физиономий. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Босх Энциклопедический словарь — Иероним Босх Портрет Босха. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Они пьют вино.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Критическое отношение к духовенству в картинах художника не помешало верному сыну католической церкви королю Филиппу II собирать картины Босха «для своего благородного развлечения». Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы.
Главным событием провинциального торгового городка был еженедельный ярмарка. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Братство Богоматери – почитателей чудотворного образа Девы Марии, хранившегося в церкви Св. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Но в любом случае изображения на внешних створках явно выполнены кистью кого-то из подмастерьев или учеников Босха. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однакоего манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что этогарантировало выгодную продажу картин. Идет своим чередом.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Сюжет не нуждается в пояснениях. Сигенсатак оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека иработами других художников заключается в том, что другие стараются изобразитьлюдей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить ихтакими, как они есть изнутри». Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». С этого же этапа и работа Лодка дураков. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. На краю этой площадки, на фоне расширяющейся направо темной стены разворачивается мир греха, обмана и обжорства.
Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Сюжет трактован в соответствии с текстом «Жития Святого Антония» Афанасия Александрийского и с «Золотой легендой». Её адептыстремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото исеребро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Даже короли, епископы и аристократы в нетерпении следуют за сеном сразу за повозкой. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Творчество Босха загадочно. В 1480 г. Босх верshyнулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. «Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг.
Расположившаяся на возу компания «беспечных баловней судьбы» заслуживает пристального внимания. Под колесами воза идет ожесточенная драка. Иконографическим новшеством является то, что Босх связал грехопадение прародителей, Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов. Тот выдает себя за слепого, чтобы выманивать деньги у доверчивых верующих. Воз сена – первое произведение нидерландской живописи, представляющее народную поговорку в религиозном освещении.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Изображен операцию, хирург из перевернутой воронкой на голове проводит небом. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. в боковом пределе) братства. Ученый Ч. Тольна считал кодом сюжету картины слова Библии: Не можете пить чашу Господню и времени бесовскую не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (Первое послание к Коринфянам, Х, 21).
Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Но разве тут дело в св. В центре средней створки стоит пресловутый воз сена, вокруг которого толпятся люди, предаваясь самым разнообразным занятиям. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Осуждения художника не избежал даже позорно воспроизведен на заднице заблудшего нотная запись (изобретение – гениальный), который давит огромная лютня.
Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Это особенно видно по изображению преисподней.
И в 1480 году, узнав о смерти отца, Босх возвращается в родной Хертогенбос. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Влюбленные пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чем-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
В ранних работ Босха Тольна отнес Поклонение волхвов (1-й вариант), Пир в Кане Галилейской, Эссе homo, Операция глупости, Фокусник, Семь смертных грехов. Никто не понимает, что бесы тянут воз с сеном прямо в ад изображенный на правой панели. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Справа в кресле восседает аббатиса необъятных размеров и жирным лицом.