Начнём с фрески Джотто «Несение креста». Т. е.
Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы. Окруженный возбужденными людьми Спаситель в центре картины. Что сохранилось от нее в городе. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название.
Ведь зло чаще всего надевает маску дурковатости. Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. На этой картине полярности драматично отдалены друг от друга.
На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест.
О жизни художника нам известно мало. Это тот самый ребенок, которого излечивают в юности в картине Дюрера «Христос среди врачей» или у которого на старости лет из мозга извлекают цветок в «Извлечение камня безумия» Босха8. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом. Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха.
Св. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. В этом месте Франкл невольно сделал наполеоновский ход. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи.
Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент.
страдания он испытывает ото всех сразу. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Они вообще не видны, они в тени, глаз нет. Т. е. Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали.
Это створка несохранившегося алтаря. А фигура, безусловно, центральная. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа. Боль из-за неиспользованных путей просыпается позднее – вместе с ожиданием смерти.
И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Слегка на выкате круглые умные глаза улыбаются чуть насмешливо, хотя взгляд кажется слегка рассеянным. Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. Братство исповедовало «новое благочестие» — не внешнюю формальную религиозность, а внутреннее благочестие, обретаемое на пути духовного паломничества. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся).
1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы. Относится к периоду первых зрелых работ Босха. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. В этом мире глупость и зло синонимы. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Таким образом, предельная напряженность является самоуничтожающей как раз тем, что, как говорит Бордийар, своей тотальностью не допускает «других» и всю энергию направляет против самой себя.
Его фантастический силуэт виден на многих картинах Босха. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. Например, пожар. (Ин 8:31—32).
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим. Мы же обратимся лишь к двум из них. Имя мастера поныне овеяно легендами. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа.
Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Богородица протянула руку в направлении Спасителя, своего сына, он обернулся назад, его толкают в спину. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Наконец, еще два персонажа. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Волнующая тема Крестного пути Спасителя на Голгофу, не раз возникающая в его творчестве, здесь, в одной из последних его картин-проповедей, композиционно решается как невероятная мозаика голов на темном фоне.
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Христос окружен врагами. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Таким образом, персонажи эти пусть не строго геометрически, но все-таки достаточно ясно различимый крест изображают и тем самым Босх как бы еще раз нам показывает, как он расставляет персонажей на этой картине.
Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. Вспомним, что Освальд Шпенглер в «Закате Европы» упоминает встречу Спасителя и Пилата Понтийского, как встречу истины и правды. И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Дерево, масло. Вот крупный план этой части картины. Так что для индейца успех заключался в приобретении права на смерть.
Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Рядом стражник, оглядывающийся в беспокойстве: всё должно пройти согласно предписанию Синедриона. Но явных указаний на это у нас здесь нет. Успеха лишены абсолютно некомпетентные и сверхкомпетентные люди. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх.
Это очень важная для нас диагональ. Кольцо быстро сжималось. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. Это монстры, кровожадные и греховные. Справа в шатре сидят любовники.
Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. В триптихе Искушение св. И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца (XVII в. ) считал Босха единственным художником изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии». И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».
Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). На раннем полотне Босха «Фокусник» (1478) в группе зрителей изображены двое, чьи черты резко отличаются от остальных своей портретностью. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Вот этот образ.
Приостановимся на уже упомянутом понятии успеха. И Босха и Эразма вполне можно назвать «еретиками», если понимать под этим словом философа, стремящегося дать свое прочтение множеству христианских истин, создающего свою многогранную символику. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Если в «Несении креста» такую профанно конструированную власть олицетворяет ветхозаветное духовное лицо, то позднее, в картине «Перевозка сена», тот же персонаж предстает в одеянии папы. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Городок Хертогенбос в XV веке был одним из важных культурных центров Брабанта.
В Назарет путь Ему был также закрыт. Одновременно он стал членом Братства Богоматери — религиозного общества, возникшего в Хертогенбосе в 1318 г. и включавшего в себя как монахов, так и мирян. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Картин на этот сюжет бесчисленное множество.
Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине.
Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Что же касается всех связанным с Босхомработ, датировка является неточной, хотя большинство историков искусства считают, что данная картина относится к позднему творчеству автора. Ранний период — 1475–1490 годы. Носитель высшей компетенции для нее принципиально а-инструментален и неконтекстуален. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе».
И фрески на этот сюжет есть. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Они пьют вино.
Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Вот таким образом он лишь имитирует, что противится распятию, он лишь притворяется, что для его мира Иисус — всего лишь достойное сочувствия явление внутриеврейских религиозных противостояний и по закону Рима невиновен. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Это братство, как и многие ему подобные, было главным образом благотворительным, но также служило своего рода клубом, местом обсуждения новых веяний и интеллектуального общения. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Это означает потерять то, что до сих пор считалось твоим обиталищем и раздвоенным, ошарашенным от пожара сознанием стараться выстроить новое. Виктор Франкл в своем письме «Психолог в концентрационном лагере» пишет: «Самым обидным для попавших туда людей было то, что им не суждено было умереть своей смертью» Он не разъясняет этот смысловой пассаж, похоже, пытается апеллировать к инстинкту истины читателя.
Друг с другом встречаются социально-культурная правда, земное владычество, которое через сакрализацию закона овладевает историческим пространством и, с другой стороны – некто, рожденный в лоне богоищущего еврейского племени, носитель экстатического ощущения истины. Больше не помогает никто. Известно, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Еще в 70-е годы XIV века в доме городского священника Герта Грота, ученика знаменитого мистика Яна ван Рейсбрука, была создана новая религиозная община «Братство общей жизни».
Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. Собрание Ф. ван Ланшота. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены. Сильно вытянутый вертикальный формат и диагональное построение композиции придают картине сходство с алтарной створкой.
Одной из главных сфер деятельности «Братства общей жизни» было воспитание детей и школа в Хертогенбосе находилась под их строгим контролем. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
В этом проявилась главная особенность средневекового мышления — тесное слияние мистического и реального, конкретного и фантастического, воспринимаемого как реальность. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Именно это должно означать наступление старости.
Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Если взглянуть на собор со стороны старого парка, то сбоку фасада, на коньках остроконечных крыш, мы увидим торжественные фигуры ангелов, благословляющих город и горожан. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица.
Единственный помощник – это Симон из Кирены. Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».
Св. Пробил час и его товарища. Все это мы найдем и у Босха. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам.
Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Достаточно вспомнить хотя бы те же мерцающие вокруг спасителя лица изображенные на картине «Несение креста», выражающие всевозможные оттенки сумасшествия святых. Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов.
Средний период — 1490–1505 годы. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. Начнем с последнего варианта «Несения креста» Иеронимусa Босха (1515-1516 годы). Огромная образованность, неординарность мышления, техническое мастерство, трезвый взгляд на мир и глубокая религиозность образуют сплав сродни философскому камню. Так создается метафизический рельеф в свете сознания смерти. Герой рассказа «Недермюнстерская мадонна», принадлежащего перу крупнейшего нидерландского писателя XX века Хюберта Лампо, наблюдает фантасмагорическую картину празднования начала поста в небольшом современном городке: «Участники карнавала вырядились в самые фантастические костюмы. Продолжаем ее рассматривать и видим, что на самом деле Христос не единственный, кто закрыл глаза на этой картине.
Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Что это – указание на разбойника.
Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. Начнем с каждодневного, профанного значения этого понятия. И не исключено, что в ней учился Иероним Босх. Но никаких других персонажей здесь нет.
Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного.
Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Один из них исповедуется монаху Босха и его зрителей не смущает явный анахронизм: откуда в сцене несения креста католический монах в характерной одежде с капюшоном, с Библией, которая лежит у него на коленях. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. Это способность к бытности в иной метафизической среде. Победа в соревновании для него лишь божий знак сего.
Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. Не хочет и не принимает. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас.
В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Это история, во всяком случае, одна из ее важнейших динамических сил. 59 x 51 см.
Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля. Я корректирую свою жизнь по тем образцам, которые когда-либо приносили мне успех. Мое существование переходит в режим диалога с системой собственных успехов и становится все более детерминированным как было сказано, динамическая система архетипов поведения приобретает значение своего рода магического ритуала. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Этим успех, как невидимый диктатор, руководит созданием моего социального портрета, той общности архетипов поведения (по Мирче Элиаде), которой я пытаюсь демонстрировать себя в социальной среде. Этим уже в первом приближении наметился рельеф вышеупомянутого поля напряжения. И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее.
Это спокойное погружение в ту обитель, где его не достанет боль возложения тернового венца либо истязаний (как символов предельной профанной неудачи). Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. 1500, Мадрид, Прадо). Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб».
Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Вскоре свершится то, что было предопределено.
Чело его обращено вверх. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план.
На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. Этим Босх напоминает другого великого гуманиста своего времени — Эразма Роттердамского, одновременно создававшего христианский трактат «Оружие христианского воина» и сатирические диалоги «Дружеские разговоры», в которых досталось всем ханжам, лицемерам и обманщикам от религии. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу.
Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха.
Привлекают внимание и почти реальные, словно живые образы строителей собора и фантастических существ, не уступающих им в «натуральности», на верхней части аркбутанов. Соревнующийся побеждал затем, чтобы быть пожертвованным. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников.
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода — шарлатанство. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Христос в окружении толпы мучителей, шатаясь, склонился под своей ношей. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Это «иное» пространство и не может быть описано по другому, когда душа находится в окружении тех уродливых масок, которые путем беспощадного насилия над собой отождествляют власть с метафизической компетенцией а зло с дурковатостью и безумством — ведь это ничто иное, как попытка найти тождество там, где его не может быть. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. Накопив уйму статистического материала, они получили кривую, которую в математике, если не ошибаюсь, называют нормальным распределением. На этой картине не видны ни Богородица, ни плотник Иосиф, ни волхвы, которые пришли преклониться.
Он исступленно исповедуется благодушно настроенному монаху. Он закрывает им глаза, также как и Христу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д.
– вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). В отличие от других персонажей, которые как раз вполне себе драматично показаны: кричат, поднимают руки, жестикулируют, взмахивают веревкой, смотрят в разные стороны и т. д. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Ниже изображен благочестивый разбойник.
Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. И мы вспоминаем, что действительно в сцене распятия участвуют еще два важных персонажа – разбойники, между которыми был распят Христос. Ищущая свою верховную сущность, персона взамен реального вхождения в сферу власти начинает имитировать некую абстрактную персональность: другого, по его мнению, достойного подражания носителя власти или собственной маски, которая ничто иное, как хождение ее верховного «Я» по земле или начинает имитировать демиурга и т. д.
А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. Т. е.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Два слова о фоне. Обе интерпретации не противоречат друг другу. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Слева от него — фарисей с карикатурно зверской рожей, воплощение цинизма и религиозного фанатизма. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Возрождение. Наверно, это направление олицетворяет для Босха движение от инфантильно-профанного бывания к тотальности бытия, к вечной ответственности профанного мира перед сакральным. (от Матфея. 19. 30) Наконец, можно сказать, что профанное существует благодаря аннулированию сакрального и наоборот и, поскольку такое аннулирование невозможно, становится неотвратимым существование поля напряженности. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца).
Но не таковы должны быть дети Его Царства. Т. е. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени.
Интересно, что оба варианта этого персонажа движутся слева направо. Хотя есть и другой путь. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты.
В насыщенной гротескными образами атмосфере – особенно в эпоху Босха – это «иное» преимущественно пытаются описать метафорами сна или смерти, двумя универсальными метафорами обители духа. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. И дух успеха полностью растворяется в этом акте создания демиурга.
Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Та же поза, т. е. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Для него характерны небольшие жанровые работы: «Семь смертных грехов» (Прадо), «Брак в Кане» (музей Бойманс, Роттердам), «Извлечение камня глупости» (Прадо), «Фокусник» (Сен-Жермен-ан-Лэ), «Корабль дураков» (Лувр). Вернемся к картине в целом. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства.
Фигура Христа, точнее, не фигура, а в данном случае голова, лик Христа в терновом венце – в центре. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Но штанина не выглядит разорванной. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Медленно движется печальная процессия. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. Во-первых, он убирает пейзаж.
В большинстве известных нам культур в жертву приносили побежденного. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Творчество Босха делят на три периода. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В общем, мы видим знакомую нам картину. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
«Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря.
Обратите внимание, на зрителя смотрят только два героя этой работы – Христос и ведущий его на казнь палач. Лицо Христа по-прежнему в центре. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия.
12:1). Если попытаемся проследить за тем, что происходит за сверхкомпетенцией, если попытаемся поместить эту неопределенность в контекст изображенной в графике социальной стихии, надо предположить, что асоциальность (как в смысле высшей компетентности, так и в смысле крайней некомпетентности) трансформируется в криминальность, что в радикальных случаях проявляется в кровавом или бескровном остракизме, с одной стороны, Сократа, Иисуса или того же Мераба Мамардашвили и др., а с другой – уголовных преступников. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». На одном полюсе «леса скелетов и безумных образов» (Г. Табидзе), на другом – носитель Креста. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы.
Этот сад мог бы показаться обителью счастья, если бы не нелепость населяющих его существ и не гротескный характер всего происходящего. Социальный организм всеми способами противится вносящему беспокойство. Земляника – знак праведности и трудолюбия.
Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.
Кто готов к этому.
Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.
«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Он смотрит перед собой, вперед и вниз. И в рыцарской культуре поражение в поединке означало экзистенциальное поражение – то, что рыцарь не смог доказать свою правоту в бою. Лицо такое, словно художник хочет нам сказать, что Христос как бы и здесь и не здесь, он как будто не участвует в этой сцене. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста.
Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее в сюрреализме. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую.
Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Гертогенбош. Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе.
Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Меня зовут Лубберт Дас». Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан.
Т. е. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Т. е. Поединок та «небесная сеть», в которую пройдут только праведные.
Кто готов к этому. Хотя приобретению права на подобную смерть не предшествует соревнование. Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию. Приписывается Босху.
Победителей жертвовали богам. Творчество Босха старались представить в свете психоаналитической теории Фрейда: лишь высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера. Как передать атмосферу, в которой жил и творил мастер. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. Смерть несет для него освобождение от раздвоения и предельной напряженности.
Т. е. Вверх идем, в центр – голова Христа. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный».
Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Вполне закономерно, что гениальнейший художник не мог не прийти к Христу в своем зрелом творчестве.
Кричащие лгут, молчащие говорят правду. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Он как будто спит, хотя это, конечно, не сон. Его уродливое лицо искажено радостной злобой.
И тут вновь появляется одна ассоциация, навеянная Босхом – маленький Иисус с игрушкой в руке, обратная сторона «Несения креста», созданного в 1490 году. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Говорят, среди индейцев Центральной Америки была распространена похожая на баскетбол игра. В это время Босх пишет большие триптихи — «Воз сена» (Прадо), «Искушение святого Антония» (Лиссабон), «Сад земных наслаждений» (Прадо). Если мы продолжим внимательное разглядывание, то увидим еще одного человека, глаза которого не вытаращены, не сверкают, не смотрят никуда.
Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Осужденный был передан в руки солдат. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое».
Он напоминает утомленного невезучестью и страданием простодушного мечтателя, жаждущего обитать в освещенном солнцем далеком мире облаков – там, где мир иного смысла иного бытия. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Это тоже одна из тайн социального тела.
Более того, с остервенением святого или визионера это ожидание борется со всем, что только может посягнуть на этот рельеф и мстить профанному миру тем, что ставит вверх ногами категорию успеха: «Многие же будут первые последними и последние первыми». Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения.
Он принадлежал к братству прихода церкви св. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным.
Т. е.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. В этой школе провел три года юный Эразм Роттердамский, будущий великий гуманист. Конструирование вертикали власти происходит странно. В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. Нидерланды.
Вернее, что мучители – это преступники. Он пишет и создает так, как если бы был Им. Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Картины Босха полны символизма. Крупный план помогает добиться максимального эффекта в показе той безжалостной злобы, которая искривляет лица людей.
– это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. Позволю себе описать пограничными терминами знание, которое может рождается в это мгновение: пробуждается знание того, что, оказывается, главный критерий успеха — смерть как «обитель истины», сосуществование с идеей собственной смерти, благодаря которой зазвучат молчавшие до сих пор пласты сознания и укажут мне на перспективы иной бытности. Такая традиция в европейском искусстве тоже существовала – изображение Христа, одиноко несущего свой крест.
Предельная напряженность встречи неизбежно разряжается в акте распятия. Мистицизм нидерландского мастера оказался удивительно созвучен испанскому мистицизму с его утонченной чувственностью. Мы видим, что контраст очевиден: даже лицо Христа написано по-другому, в другой несколько манере, светлее кожа и т. д. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Это странное, трупного цвета изображение ребенка с таким же странным, отрешенным взглядом. Мы видим Христа в центре, несущего крест.