Картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к большому сожалению, не сохранилась.
Известно, что потомственный художник Иероним Босх, живший на грани XV и XVI веков, всю свою жизнь провел в городе, где родился. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей.
На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя, к самому краю оврага. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Выделяются три периода: ранний, зрелый и поздний. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Тема рассматриваемой работы – сельский праздник.
Ну, а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO. Детство и юность художника покрыты мраком неизвестности. Куда любопытней теория, согласно которой Босх не только предвосхитил появление сюрреализма в живописи, но и предсказал пришествие его главного героя. К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждений». Такие видения хорошо запоминаются и при соответствующих способностях позднее воспроизводятся больными в виде картин.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности).
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.
В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Никто никак не реагирует на случившуюся трагедию. История искусства.
Все эти персонажи, погруженные в мелочную суету, как бы движутся по нескончаемому кругу, не понимая, что за грехами неотступно последует воздаяние. Скорее всего такое уваленное изделие вышедшее из-под моих рук начнет быстро разрушаться и сыпаться (это называют, насколько мне известно перевалом). в Египте. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Один из персонажей уже упал в овраг, за ним неминуемо должны последовать его товарищи.
Это связывают с тем, что большинство его сохранившихся картин находилось, как было сказано, в закрытых коллекциях Испании и Португалии. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи.
Один современный медик заметил, что нынешний врач без труда поставит диагноз каждому из брейгелевских слепцов. Дидактический, морализаторский характер картины несомненен. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. В своих картинах Босх предсказывал будущие войны, эпидемии и экологические катаклизмы. Босх неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино.
Это говорит о тяжелой жизни народа в те далекие времена. Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины. Это было последнее произведение Босха.
Но это только прелюдия человеческой трагедии. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская тиара развеваются стяги германского императора и французского короля. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки.
В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания.
На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Больные называют это сном наяву. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. Жизнь в Нидерландах с приходом герцога Альбы не прекратилась.
Простая композиция и связанность традиционными схемами позволяют отнести картину Босха «Фокусник» к раннему периоду творчества мастера — между 1470 и 1480 годами. Антоний – задумчив, в его глазах читаются вопросы: «где я ошибся. », «когда все пошло не так. ». В 1480 году он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем. Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов.
К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Пока тот зачарованно следит за руками, уличный воришка «подрезает» его кошелек. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.
Еще более страшными делают эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Склонившийся над столом— это зажиточный горожанин изо рта которого выглядывает лягушка, как символ порока и греховности. Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Впрочем, зачем искать инициалы, если на левой «райской» створке триптиха Босх нарисовал самого Дали.
В XVI веке легенду об Икаре воспринимали как суровое предупреждение гордецам и недальновидным выскочкам, пренебрегающим своим предназначением. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Очевидно их было крайне мало. Лица людей свирепые.
«Алтарь Святого Антония» (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III – IV вв. Он ориентировался в вопросах современных ему науки и искусства: астрологии, алхимии, народной медицины, геометрии, архитектуры, музыки. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин, животных гигантских птиц, странных предметов и пр. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен.
Суммируя их, один из современных исследователей творчества Босха итальянец Донат Батгилотти писал: «В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом видели адепта еретической секты спиритуалов, дли адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения или же неумолимого преследователя порока. Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе. Не хотелось бы узнать, что ее нет и мне все привиделось. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть.
Безрассудство юноши явно не вызывает одобрение художника. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания.
Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Биограф Иеронима Босха – Линда Харрис – считает, что ее герой обладал даром предвидения. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя. И наиболее сложным. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Сен – Жермен – ан – Лэ.
И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Вскоре художник отправился в Италию, но остался равнодушным к её памятникам.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Мужчина, что ворует у него деньги— изображен в одежде члена ордена доминиканцев. А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Но независимо от всех этих мнений и оценок сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Стиль напоминает 1 изображение, но по концепту 2. Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Фокусник 53 x 65 см Дерево, масло Возрождение.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Если персонажи «Крестьянской свадьбы» подчиняются и предписаниям властей и дедовским обычаям, то в «Крестьянском танце» звучит в полную силу голос свободы. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Характерно, что с самого начала творчество Босха носит разоблачительный или морализаторский характер, в нем на первом месте – борьба добра и зла, порока и добродетели. В конце 1551 года он стал членом профессионального объединения художников – Гильдии св.
В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Нидерланды. На один сад земных наслаждений Босха можно смотреть 10 лет. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие.
Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Времена меняются, а игры все те же – как бы говорит этим художник. Сюжет не настолько прямолинеен, как кажется. Его техника называетсяалла прима. Это вполне традиционно и понятно.
И даже Игорь Фёдорович, да. Смысл некоторых из них понятен без объяснения: персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей другие же лишь отдаленно напоминают русский фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнутся». Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Да, безусловно, кардачес уваливается лучше, но в процессе становится как камень. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Вот крестьяне играют свадьбу. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение.
Он как бы говорит ему: «Не бойся». Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Дверь его снята с петель и используется в качестве своеобразного подноса.
Вплоть до Майбахов. Достоверные факты скупы. Сам по себе мир, созданный на картинах художника прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.
Считается, что Брейгель родился в деревушке Брейгель близ Бреды в Брабанте. Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. Ад изображен в правой части триптиха.
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Сама она изображена на центральной части триптиха. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Трудно представить, что почти все документы о нем, жившем в эпоху грамотности и книгопечатания, были уничтожены. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Луки в Антверпене. В сравнительно небольшом пространстве (117 x 163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Некоторые обращают внимание на то, что картины Босха напоминают сцены из театральных представлений и делают вывод, что художнику были не чужды интересы средневекового народного театра. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха.
Вообще, «Сад земных наслаждений» – это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Сегодня мы представляем работу одного из них. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Босх родился и почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» – так гласит нидерландская пословица, на которую, по всей видимости, опирался художник, создавая свою картину. Трактовка этой картины весьма необычна для зрителя.
Я люблю долго шлифовать скульптуру чтобы на ней не было торчащих волосков, в случае с кардачесом при такой интенсивной работе он становится просто железобетонным. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Картину «Фокусник» (1475 – 1480 гг. ) относят к ранним произведениям художника.
Лишь 7 творений Босха подписаны. У ног главного героя жмется собачка прислоненный к столу обруч, скорее всего, является её «орудием труда». О жизни Питера Брейгеля мы знаем совсем немного.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi — сено и ничто). Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей.
Сами с нее по рофлите. «Страшный суд», 1506 – 1508 гг. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Брейгеля современники прозвали «мужицким» художником и это не случайно, так как он утвердил темы, посвященные народным массам, развивал бытовой жанр и пейзаж. Одной из самых последних и в то же время тяжелых картин Брейгеля являются – «Слепые» (1568). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
К поясу прикреплен кузовок с совой (совы часто встречаются на полотнах Босха олицетворяя «черные», колдовские силы). В центре композиции изображен Антоний с приподнятой в благословении рукой. Эти изображения праздничного торжества простых людей стали ответом художника на царившее повсюду горе. Все эти подробности призваны усилить основную тему — торжество алчности.
Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Вот и Босх населял свои картины такими животными. «Нидерландские пословицы» (1559) – это произведение Брейгеля представляет собой своеобразную энциклопедию нидерландского фольклора.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем.
«Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. Создается впечатление, что половина Голландии состояла из двойников и двойниц российского президента. «Не убий, не укради, не модифицируй», – предостерегает он потомков, живописуя последствия, вызванные поеданием трансгенов.
Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих мечтаний, они не замечают, что в воз, на котором они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими и крысиными мордами. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Его образ часто встречается в живописи того времени. Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Вы можете видеть, как в отдалении судебные приставы выносят имущество Антония – лестницу, тряпки, спутниковую антенну.
Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В следующем году он женился на одной из самых богатых невест в городе. Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ). Не иначе, это высотки Уолл-стрит, а Антоний – святой человек, который лишь однажды поддался соблазну и взял ипотеку.
Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Доска Иеронима Босха «Фокусник» — исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку. При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Я раньше думал, что этим увлекаются только молодые люди. 1510 г. и др. ).
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Ну а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
В самом деле, рынок недвижимости казался таким устойчивым. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения.
Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. В картинах святой жизни, возрастает мрачная фантастичность видений художника, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Взгляд скользит по глади морской лагуны с островами парусниками, по скалистому, поросшему кустарником берегу.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы (к примеру, экзорцизм). Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). В 1486 – 1487 гг. Он не совершал традиционного путешествия в Италию, как поступали все его современники-художники. Картина «Семь смертных грехов» (около 1480 г. ) также относится к ранним работам Босха.
Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей.
Это земноводное включали в картины, где нужно было передать какой либо порок или высмеять церковные ритуалы (к примеру, экзорцизм). Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Воз сена (1500—1502 гг. ) – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Достаточно вглядеться в его картины попристальней, чтобы убедиться: Босх достоин войти в историю не только как великий художник, но и как автор пугающе конкретных прозрений. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя.
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращенным вниз. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года.
Вот, собственно и всё. Тем временем «соратник фокусника», притворно демонстрируя предельную степень близорукости, вытаскивает кошелек из кармана, попавшегося на удочку его компаньона зрителя.
Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном.
Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Художественное образование Босха, учитывая скудность сведений и оригинальность его техники, остается одной из самых противоречивых проблем в истории фламандской живописи. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник.
Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.
Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
В центре композиции – фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». И только Босх в ХVI веке знал, чем все обернется. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня. У Босха всегда было много копиистов и подражателей.
В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. На первый взгляд, картина «Фокусник» – незатейливый образчик жанровой живописи. Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами. Брейгель подчеркивает как раз другое – греховное забытье. Он многозначен и глубок.
(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Большинство современных исследователей разделяют это мнение. Не случайно действие разворачивается здесь не в помещении, а на вольном воздухе. Картина называется «Искушение святого Антония «.
И пастух и пахарь и рыболов поглощены своими делами. вХертогенбосе (Брабант). В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Все это как будто списано с картин Босха. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Он обладал даром предвидения. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри.
Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Вот таким образом его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах.
Это ключ, бородка которого напоминает латинскую «S», а общий силуэт – букву «D». Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой».
Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Если говорить о внешности Босха, то существуют изображения на картинах, носящие, по мнению исследователей, характер автопортретов. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. И вдруг неподалеку от того места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель различает ноги гибнущего Икара, – это, собственно все чем «представлен» главный герой. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Брейгель не знает ответа, но в течение всей жизни будет стараться получить его.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
В руке у него маленький шарик, которому, видимо, предстоит претерпеть некие «чудесные» трансформации. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Фокусник только что убедил его и остальную публику, будто она волшебным образом выпрыгнула прямо изо рта мужчины.
Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Но главное – суть. Мужчина, что ворует у него деньги— изображен в одежде члена ордена доминиканцев.
Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши». На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Вообще, «Сад земных наслаждений» – это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. На столе видны подручные средства шарлатана, дурачащего доверчивую публику. В конечном счете, всё обернется hooi — так звучал припев песни того времени. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Мужчина, что ворует у него деньги— изображен в одежде члена ордена доминиканцев. «Бросать деньги на воду» означает то же, что и «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и т. п. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Беру всегда сливер. Достаточно точная копия картины Фокусник, приписываемой Иерониму Босху. Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Античная культура не стала для него источником вдохновения. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Один страдает лейкомой, другой атрофией глазного яблока.
Босх и реален и символичен. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Брейгель очень четко и точно прописывает все детали в картине. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (45) написаны Брейгелем в 1566 – 1567 гг., т. е в самое тяжелое и тревожное для его народа время. Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. Просто вспомнилась картинка, точнее силуэты ее, помню видел лет 5 назад, а найти не могу.
«Падение Икара» – единственная дошедшая до нас мифологическая картина Брейгеля. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». «Блудный сын», ок. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается. В этом образе и заключен подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».
Бог видит «. Психиатры называют это состояние онейроидом. После возвращения из Италии он создает одну из своих первых известных картин – «Падение Икара» (44) (ок. 1558 г. ). Картина написана на сюжет известного античного мифа, рассказывающего об афинском изобретателе Дедале, заточенном со своим сыном, Икаром. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Она стоит того, чтобы найти ее. Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Самое потрясающие из них – картина «Несение креста». Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.