Купить картину или постер "Бродяга (Блудный сын)", художника Иеронима Босха вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу. Безрассудство юноши явно не вызывает одобрение художника. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
в Египте. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Действительность предстаёт сплошным кошмаром, теряется различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева из глиняного кувшина вырастают конские ноги ощипанный гусь жадно пьёт, опустив в воду безголовую шею холм оказывается великаном, стоящим на четвереньках, а птица или рыба — летательной машиной или лодкой. Одежда пилигрима и все его дорожные «аксессуары» символически объясняют его нынешний плачевный вид, греховные наклонности, доведшие странника до такого состояния и готовность вновь поддаться искушению. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
И даже Игорь Фёдорович, да. Многие исследователи предполагают, что в этой центральной части триптиха Босх воплотил собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая, – человечества, обреченного на гибель в аду. Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши».
Но толкование этой картины, вероятнее всего, гораздо шире и она бичует не только духовенство, но и глупость, злоупотребления и другие пороки общества. «Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо, – рассуждает Людмила Орехова.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. в Нидерландах сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. На языке пословицы сено означает недолговечные соблазны этого мира: власть, богатство, почести, наслаждения.
Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Уже в XIII-XIV вв. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
Но когда Босх пишет «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия. Но выполняя церковные заказы, художник трактовал религиозные сюжеты по-своему, освобождая искусство от чрезмерной опеки церкви и внося в него всю сумму знаний о мире и человеке, которыми обладал. Отталкивая друг друга, они не замечают неудачников, гибнущих под колесами воза и тех мерзких страшилищ с рыбьими, крысиными и жабьими мордами, которые тянут воз и вместе с сеном увлекают его по дороге в ад. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Брейгель подчеркивает как раз другое – греховное забытье.
У нидерландцев композиции менее замкнуты и менее тектоничны. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов — гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Картина «Семь смертных грехов» (около 1480 г. ) также относится к ранним работам Босха.
На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю.
В следующем году женился на одной из самых богатых невест в городе. в Египте. Внимание художника рассеивается по разнообразию мотивов, все кажется ему заманчивым, мир интересен как множественность, как драгоценная диадема, вспыхивающая множеством искр. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Странная, фантастическая, как сновидение, картина «круговращения вещества». В сравнении с персонажем триптиха «Воз сена», душевное состояние пилигрима передано конкретней и непосредственней— Босх изменил его жест: если на створках триптиха он отбивался от собаки, то в роттердамской версии он колеблется в нерешительности, полуобернувшись к таверне с почти страдальческим лицом.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Брейгель не знает ответа, но в течение всей жизни будет стараться получить его. И вдруг неподалеку от того места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель различает ноги гибнущего Икара, – это, собственно все чем «представлен» главный герой. "Алтарь Святого Антония" (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Я сам извращенец и псих.
Изображение Христа – подлинный центр картины. Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет имущество своего хозяина. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес.
Изображение Христа — подлинный центр картины. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». "Алтарь Святого Антония" посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4 вв.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Брейгеля современники прозвали «мужицким» художником и это не случайно, так как он утвердил темы, посвященные народным массам, развивал бытовой жанр и пейзаж. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращенным вниз. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
В центре композиции – фигура Христа, здесь же сделана надпись: Берегись, берегись, Бог видит. Тема рассматриваемой работы – сельский праздник.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. в Египте. В конце 1551 года он стал членом профессионального объединения художников – Гильдии св.
Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. И вот таким образом во все времена зрители находили все новые и новые интерпретации образного мира, созданного художником.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Так, по ее мнению, многие видения Страшного суда на его полотнах совершенно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов. Босх неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. У нидерландцев нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности: они видят ее ценность в бюргерской добропорядочности, в качествах, среди которых не последнее место занимает смирение и благочестие, сознание своей малости перед лицом мироздания, хотя и в этом смирении достоинство личности не исчезает, а даже подчеркивается. Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания.
Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Творчество этого выдающегося нидерландского живописца XV – начала XVI вв. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Вот, собственно и всё. А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Жизнь в Нидерландах с приходом герцога Альбы не прекратилась. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него вороньё кружит над падалью в глубине изображения — разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается.
Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Иоанна) зорко охраняет имущество своего хозяина. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Картину «Фокусник» (1475 – 1480 гг. ) относят к ранним произведениям художника. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний. Тема конца света (Откровение Ионна Богослова – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Но когда Франческо дель Коса заполняет свое «Благовещение» нужными и ненужными предметами, он любуется ими, так сказать, чисто материально.
Трактовка этой картины весьма необычна для зрителя. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Увлекающее пространство вторгается в композицию, размывает ее – и возникают картины внутри картины: одна, другая, третья. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. корыстолюбия и зависти.
В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. В него вошли северные области страны во главе с Голландией. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. Изображение Христа – подлинный центр картины.
С этого времени художник получил возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы. В 1486 – 1487 гг. «Бросать деньги на воду» означает то же, что и «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и т. п. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
Вся её плоскость заполнена человеческими лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак – грубые, уродливые. Вся эта кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Один из персонажей уже упал в овраг, за ним неминуемо должны последовать его товарищи. Дверь его снята с петель и используется в качестве своеобразного подноса. Вот крестьяне играют свадьбу. «Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства, корыстолюбия и зависти. Это было последнее произведение Босха.
Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой». Босх родился и почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты.
Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Детство и юность художника покрыты мраком неизвестности. Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. О жизни Питера Брейгеля мы знаем совсем немного.
В этом образе и заключен подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Католическая церковь постепенно теряет свой авторитет. В следующем году он женился на одной из самых богатых невест в городе. В картине Святой Иоанн Богослов на остове Патмос (1485-1490 гг. ) апостолу досаждает дьявол.
Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Если персонажи «Крестьянской свадьбы» подчиняются и предписаниям властей и дедовским обычаям, то в «Крестьянском танце» звучит в полную силу голос свободы.
Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. Большинство современных исследователей разделяют это мнение.
Но независимо от всех этих мнений и оценок сегодня Босх признан непревзойденным изобретателем образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и его противоречивой сложности, о человеке и его незащищенности перед лицом духовной и физической опасности. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. – Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и, вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя». Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения.
Брейгель очень четко и точно прописывает все детали в картине. Какая-нибудь сценка на самом дальнем плане претендует на то, чтобы быть самостоятельной картиной, другая тоже: тут пасется стадо, там всадники, расседлав коней, отдыхают на крыльце дома, а вот путники переходят через мост, отражаясь в воде канала (это фрагменты «Поклонения трех королей» Геертгена тот Синт Янса – хороший пример картины, состоящей из многих картин). Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Достоверные факты скупы.
К поясу прикреплен кузовок с совой (совы часто встречаются на полотнах Босха олицетворяя «черные», колдовские силы). Самое потрясающие из них – картина «Несение креста». Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. В эту алчную погоню за недолговечными соблазнами – властью, богатством, почестями и наслаждением – вовлечены представители всех сословий, стремящиеся урвать клочок побольше.
Мастера XV столетия изображая евангельских персонажей избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу вверх. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ). Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания.
Центральная часть триптиха изображает земной мир. «Это не случайность, – подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Нидерландская культура в 60-е г. г. Босх был гораздо «ближе к жизни», чем это может показаться.
Эти изображения праздничного торжества простых людей стали ответом художника на царившее повсюду горе. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.
В сравнительно небольшом пространстве (117 x 163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. В картине "Святой Иоанн Богослов на острове Патмос" апостолу досаждает дьявол. Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ).
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Один из его любимых сюжетов -- «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Художник показывает, как к своей гибели идут самые обычные люди, погруженные в каждодневную суету. 1510 г. и др. ).
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. Не случайно действие разворачивается здесь не в помещении, а на вольном воздухе. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство.
Сама она изображена на центральной части триптиха. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин, животных гигантских птиц, странных предметов и пр. Результатом Реформации стал разрыв значительной части стран Европы (в том числе и Северных Нидерландов) с католической традицией. А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. остается волнующим, загадочным и удивительно современным.
с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Впрочем и некрасивые лица также красивы – не в обычном смысле правильности и пропорциональности черт, а тоже как драгоценные, тонко выработанные «предметы».
Замысел "Воза сена" и глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. После возвращения из Италии он создает одну из своих первых известных картин – «Падение Икара» (44) (ок. 1558 г. ). Картина написана на сюжет известного античного мифа, рассказывающего об афинском изобретателе Дедале, заточенном со своим сыном, Икаром. Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая.
Вещи изображаются с любовью и выглядят утонченно-красивыми, даже одухотворенно-красивыми. Но главная причина всё-таки не в этом, а в различиях общей художественной концепции. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Самое потрясающее из них — картина "Несение креста".
В 1480 г. он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнутся». Считается, что Брейгель родился в деревушке Брейгель близ Бреды в Брабанте. Картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (45) написаны Брейгелем в 1566 – 1567 гг., т. е в самое тяжелое и тревожное для его народа время. Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Один страдает лейкомой, другой атрофией глазного яблока.
в Египте. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых. Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Античная культура не стала для него источником вдохновения. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. У ног главного героя жмется собачка прислоненный к столу обруч, скорее всего, является её «орудием труда». А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» – застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок».
И пастух и пахарь и рыболов поглощены своими делами.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Одной из самых последних и в то же время тяжелых картин Брейгеля являются – «Слепые» (1568). Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера.
Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев.
Мастер неоднократно обращается к сюжетам из цикла страданий Христовых. Картина "Семь смертных грехов" принадлежит к числу его ранних работ. «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» – так гласит нидерландская пословица, на которую, по всей видимости, опирался художник, создавая свою картину. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. 16 в. достигла высочайшего расцвета. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. «Блудный сын», ок. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания.
Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Но они интересуются ей по-разному и видят в ней разное.
Но и это ему не удаётся: орёл зорко охраняет имущество своего хозяина. «Алтарь Святого Антония» (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III – IV вв. В 1480 году он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем.
Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Вскоре художник отправился в Италию, но остался равнодушным к её памятникам.
Тема конца света ("Откровение Иоанна Богослова" — заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминает лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Он родился и провёл почти всю жизнь в городе Хертогенбос в Северном Брабанте. Нидерландцы питают пристрастие к деталям. Ему почти все равно, какие предметы, – важно, что их можно написать осязательно.
Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Один из его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
В центре композиции изображен Антоний с приподнятой в благословении рукой. В руке у него маленький шарик, которому, видимо, предстоит претерпеть некие «чудесные» трансформации.
«Падение Икара» – единственная дошедшая до нас мифологическая картина Брейгеля. «Страшный суд», 1506 – 1508 гг. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Южные Нидерланды ещё почти столетие оставались под властью Испании. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. «Нидерландские пословицы» (1559) – это произведение Брейгеля представляет собой своеобразную энциклопедию нидерландского фольклора.
Луки в Антверпене. В картине "Святой Иоанн Богослов на остове Патмос" (1485-1490 гг. ) апостолу досаждает дьявол. Но это только прелюдия человеческой трагедии. Он многозначен и глубок.
Она почти незаметна, но это – смысловой центр триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой все, кто молился перед этим алтарем. Особенно привлекали итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве. Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Оппозиционное католицизму вероучение получило называние — протестантство. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Тем временем «соратник фокусника», притворно демонстрируя предельную степень близорукости, вытаскивает кошелек из кармана, попавшегося на удочку его компаньона зрителя. Он как бы говорит ему: «Не бойся».
Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Наступило время религиозных войн. Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе.
Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. В центре композиции – фигура Христа, здесь же сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит».
Тема конца света ("Откровение Ионна Богослова" – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Прочитав название картины мы невольно смотрим на изображение неба, но не находим там героя. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.
Никто никак не реагирует на случившуюся трагедию. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. корыстолюбия и зависти.
Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам, нидерландцы приемлют и поэтизируют «среднего человека» им мало дела до классической красоты.