Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника. В данном случае нужно найти 99объектов в Саду земных наслаждений – например, двуногую собаку, автопортрет Босха, нож с ушами и группу людей, залезающих в яйцо.
Босх не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни достоверных автопортретов.
Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Что же думал про себя сам художник.
На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
И правда, кем был Босх. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Единственный нидерландский участник проекта – видеохудожник Габриэль Лестер – создаст инсталляцию Земля. По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). То, что Питер Брейгель Старший (ок. Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах.
Иероним с детства приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Итак, Иеронимус Босх (которого на самом деле звали Ерун ван Акен), родился в фламандском городе Хертогенбосе, предположительно в 1453 году, в семье живописца Антония ван Акена. Вот и Босх населял свои картины такими животными. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, — однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач.
Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. И вот уже испанский золотой век окрашивается отблесками огней преисподней с триптихов Босха и вот уже Лопе де Вега слагает славословия художнику.
Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха.
Иероним родился в большой семье потомственных художников. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Его техника называется алла прима. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха.
Его техника называетсяалла прима. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Однако даже поверхностное знакомство с картинами И. Босха позволяет нам судить о психическом нездоровье автора. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. Справа в шатре сидят любовники. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе.
Там же и умер в 1516году. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Это вполне традиционно и понятно. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Лишь семь творений Босха подписаны. О нем вообще мало что известно. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Меня зовут Лубберт Дас». В 1480 Босх вернулся в Хертогенбос мастером-живописцем.
Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Все, что действительно точно известно оБосхе, можно описать буквально внескольких фразах. В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Пылали костры инквизиции. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Босх вырос в семье потомственных художников.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих.
Они пьют вино. Победителем-учеником. Я в психах и извращенцах куда как больше вашего понимаю.
Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Чернокнижником и алхимиком. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Босх сам присоединился кэтому братству вконце 1480-х годов.
На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки.
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными».
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Лица людей свирепые. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.
Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках.
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Средневековую мистику и демонологию. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины.
Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя».
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». тварей на балу не мало. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Выставка века чуть-чуть, но все-таки затмевает ретроспективу в Хертогенбосе: тут и Сад земных наслаждений и самое знаменитое Искушение святого Антония, которое Прадо удалось загадочным образом выписать из Лиссабона.
Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Это действительно, как метко подметил психиатр и художник Р. Б. Хайкин, напоминает обстановку старого сумасшедшего дома, хотя фактически такие дома и их изображения появились значительно позже. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. 1478 года), стали художниками.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Иоанна. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Последнее упоминание о Босхе относится к 9 августа 1516 года, когда в капелле Богоматери собора Св. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Такие братства были распространены в тогдашней Голландии.
Все. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Вот, собственно и всё.
Он родился в голландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и 1455 годами (как и многие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Приписывается Босху (автопортрет. ). «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Вспомните хотя бы как Умберто Эко в «Имени розы» говорит о них устами молодого послушника: «там видел я жену похабную, оголенную, со спущенной кожей, угрызаемую нечистыми лягвами, уязвляемую аспидами и уестествляемую толстобрюхим сатиром с крупом грифа, с ногами, утыканными жестким пером и с бесстыжею глоткою, выкликающею ему же самому вечное посрамление видел я и скупца, коченеющего смертным холодом на своем ложе под колоннами и навесами беззащитною жертвою злой бесовской когорты, на него бросающейся, рвущей с последними хрипами из греховной глотки душу в образе младенчика (но не для вечной жизни, о горе.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Психиатры называют это состояние онейроидом. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом.
Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного рода, богатого и знатного. Она происходила из богатой и знатной семьи, обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен.
Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.
Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки.
воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья исполненное волшебства и чертовщины». Лишь полносью вверив себя воле Господа, Иероним сумел побороть искушение и смирить свою плоть. Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Более или менее достоверно следующее.
Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью».
Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления.
Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Босх превратилискусствов зеркало современного мира.
В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. 12:1). Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес.
Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Больные называют это сном наяву. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Творчество Босха остается волнующим, загадочным и удивительно современным.
Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св.
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров».
Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Там, вероятно и родился около 1450 года. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни. Лишь 7 творений Босха подписаны. Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». вХертогенбосе (Брабант). Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Манера письма Босха абсолютно оригинальна, некоторые искусствоведы считают, что у него не было ни предшественников, ни последователей. Босх оказался идеальным художником эпохи Гигера и Стивена Кинга, голливудских триллеров и хорроров, фриков и монстров, пазлов и квестов. Это увлечение длилось несколько десятилетий. В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. Принадлежал к семье потомственных живописцев ван Акен – фамилия говорит о том, что семья была немецкая, происходила из города Ахена. Спустя четыре столетия после смерти сюрреалисты нарекли его «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы— в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовлениецерковной утвари. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Священное писание. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха.
Берлинская картинная галерея организует свой оммаж Босху вокруг маленькой картины Святой Иоанн на Патмосе, примечательной тем, что это одна из первых подписанных работ голландца. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию.
Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы».
Ни одна из этих работ не сохранилась. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Это было последнее произведение Босха. Самое важное, что вам нужно знать о достопочтенном мастере Босхе— это то, что о нём, собственно, почти ничего не известно.
Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Св. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами.
Св. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Возможно, автор работы – Жак Ле Боу (Jacques Le Boucq). В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И даже Игорь Фёдорович, да. Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна).
Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Меня зовут Лубберт Дас». Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Женился Иероним на дочери довольно состоятельных родителей и поселился с женой в собственном доме на окраине Хертогенбоса, где прожил безвыездно до конца своих дней.
В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор из которых изготавливались надгробия.
Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Лилия Хлебникова, вы меня ещё учить начните. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). В хертогенбосской школе Братства Общей Жизни два года проходил обучение Эразм Роттердамский.
В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Она находится на трехстворчатом алтаре, на внешней поверхности створок которого в виде прозрачной сферы изображена Земля на 3-й день ее творения. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Порой астрологические предсказания становились сенсациями. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе.
Цветовые переходы напоминают порой разные стадии превращения материи зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары — это одновременно символы ада и смерти и намёк на огонь алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Я сам извращенец и псих. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино.
Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина).
Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Ханс Бельтинг, например, называет автопортретом человека-яйцо с трактиром внутри – знаменитого монстра с правой, адской створки Сада земных наслаждений. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». Ерун ван Акен родился около 1453г.
Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла.
Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Очевидно их было крайне мало. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Все это как будто списано с картин Босха. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Нарушение определенного типа привычных связей, даже незначительное, должно было обладать большой силой воздействия на зрителя. Бестселлер эпохи Молот ведьм. Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали.
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен.
В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Брак Иеронима Босха не был счастливым (супруги не имели детей), но он дал ему материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
Апокрифы. По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны – времени года, когда и миряне и духовенство склонны преступать моральные запреты. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте).
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). За основу картины были взяты весьма традиционные сюжеты сотворения мира, Ад и Рай, однако в целом композиция превратилась в нечто очень оригинальное. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Достоверные факты скупы. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха.
Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Ничто не нарушало размеренного ритма его существования, распределённого между семьёй, мастерской и Братством, вот таким образом ключ к объяснению того, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Босх сам присоединился к этому братству в конце 1480-х годов.
В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Пассажиры корабля Босха – представители различных слоев общества. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Это связывают с тем, что большинство его сохранившихся картин находилось, как было сказано, в закрытых коллекциях Испании и Португалии.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre.
Чтобы убедиться в этом, придётся немного углубиться в биографию художника. Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Значительное количество символов Босха являются алхимическими. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком.
Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Иоанна, бесследно исчезли. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Еще острее Босх. Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.