Цель данного реферата – изучить особенности архитектуры эпохи барокко, выявить особенности творческого метода Франческо Борромини через анализ его работ, а также проследить влияние эпохи барокко на творчество этого архитектора и влияние работ Борромини на развитие стиля барокко. Церковь святого Андрея в долине (SantAndrea della Valle) – самый большой храм, над которым работал Борромини, строился разными мастерами и архитекторами с 1590 по 1650 год. Борромини пригласили, чтобы он внес корректировки в план облика дворца. Архитектор Франческо Кастелли, по прозваниюБорромини (Биссоне, Лугано, 1599 – Рим, 1667), был одной из главных фигур римского барокко, помимо Бернини.
С понтификатом Иннокентия Х из рода Памфили (1644) в карьере Борромини начался самый удачный период: он отреставрировал базилику Сан-Джованни ин Латерано (1646-1650), построил монастырьи церковь Санта-Мария деи Сетте Долори (Семь горестей Богоматери, 1642), реконструировал Палаццо Фальконьери. В архитектуре Борромини нет больше конструктивных схем и привычного распределения частей здания по принципу равновесия тяжести и опоры, конструкция – это продукт творческого импульса, охватывающего образ здания от плана дл мельчайшей орнаментальной детали. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини (итал. Здание является вершиной мастерства Борромини.
В 1622 г. Борромини, под руководством Мадерно, трудился над возведением церковного купола. Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Хотя Борромини не создал архитектурной школы, влияние его получило отражение в широко распространенной ремесленной архитектуре Рима, в произведениях многих итальянских мастеров от Сицилии до Пьемонта. Овальные лестницы также принадлежат замыслу Борромини. Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.
При этом Борромини предпочитал разламывать линии, создавать тонкие узоры декора, подсвечивать работы неярким светом. План: Борромини отошёл от традиционного центрального плана и применил здесь осесимметричную схему, наложив друг на друга два равных правильных треугольника. Борромини злился на соперника не на шутку, не упуская возможности унизить и оскорбить его. За некоторое время до окончания строительства храма «Святого Карло у Четырех Фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. В маленьком дворике и зданиях монастыря, аособенно в решении храма (1634-1641) Борромини предложил новую концепцию пространства, чтостанет главной темой всей его архитектуры: передача равновесия противодействующих сил пространства внешнего, которое вдавливает и внутреннего, которое расширяется.
Здесь Борромини впервые встретился со своим будущим соперником Бернини. Характеристика творчества Франческо Борромини Франческо Борромини (итал. Над церковью Сант Аньезе ин Агоне, расположенной на пьяцца Навона, работал не только Борромини.
После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон. Характер у Борромини был резкий, прямой и неистовый. Борромини же оставался лишь архитектором, но в техническом плане он всегда оказывался грамотнее и дальновиднее соперника.
В данной контрольной работе мы рассмотрим творчество Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини, Джованни Баттиста Тьеполо. Характер у Борромини был резкий, прямой и неистовый. Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана. К вершинам творчества Борромини относится церковьСант Иво алла Сапиенца римского университета ордена иезуитов в Риме (1642—1660).
Или при строительстве фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), когда Бернини допустил ошибку в расчетах, но смог сам вовремя исправить ее, не дав Борромини повода для ликования. Она много раз перестраивалась и в итоге обрела все черты радикального стиля Борромини. Интересно, что в начале творческого пути Бернини и Борромини вместе работали над одним проектом – палаццо Барберини. Франческо Борромини (25 сентября 1599, Биссоне, Тичино – 2 августа 1667, Рим) – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Франческо Борромини (итал.
Архитектурные и градостроительные идеи Борромини имели даже вне Италии более широкое распространение, чем Бернини: если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества. Его могила не украшена балдахином, монументом или алтарем, на надгробном камне выбито только имя Борромини. Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini собственно Франческо Кастелли итал. Francesco Castelli, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино— 2 августа 1667, Рим)— великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Проекты соборов и базилик Борромини отличаются самобытностью.
Борромини Франческо, Борромино (Borromini, Borromino собственно Кастелли, Castelli) итальянский архитектор. К тому же Борромини был сыном простого каменотеса, еще и из провинции. Храм Иоанна Крестителя на Латеранском холме (San Giovanni in Laterano) по значению превосходит все церкви мира (Собор святого Петра в том числе), так как расположен близ Латеранского дворца (Palazzo del Laterano), резиденции епископов Рима с IV в. до XIV в. С 1650 г. и до смерти работами по восстановлению храма руководил Борромини.
Борромини, участвуя в переустройстве церкви изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы. Авторству Борромини здесь принадлежит лестница и главный портал, значительное расширение пространства помещения. Франческо Борромини (итал.
Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтоны нижних окон «наложены» на антаблемент. 1667). Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Учился в Милане, с 1619 работал в осн. Карла Борромея.
Дж. Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667). Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. в Риме– вначалегл.
Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. архитектор. Учился у Карло Мадерна в Риме. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. Пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Итальянский архитектор.
Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Борромини (Borromini Борромино, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, – 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор. В музыке – появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Палестрини).
Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). XVII в., представитель стиля барокко.
Не архитектурное преобразование пространства, а здание как творение человеческих рук, попавшее в пространство, не идея универсальности, а живущий своей интенсивной жизнью организм, не город как единый образ, воплощающий высшие божественные и человеческие силы, а город как место жизни, в котором религиозный опыт пересекается с ежедневным трудом. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св.
Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций. Сан-Паоло-Маджоре в Болонье, 1637–45). Овладел профессией каменотеса. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором.
Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства.
Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Своего высшего выражения принцип «бега и потока форм» достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). Агнессы на площадиНавона (самая характерная его работа), палаццо Барберини, монастырь св. Филиппа Нерийского и мн.
Изсоч. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш.
При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. Борромини – Борромини (Франческо) – итальянский архитектор и скульптор, род. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св.
К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев. Кругу он неизменно предпочитал эллипс. Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов. Даров в соборе св. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. в1599, учился у Мадерна и Бернини и участвовал в их работах по постройкехрама св.
Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. архит. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером.
Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, — 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору.
В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св. С 1632 архитектор рим. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане.
Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание. Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа.
др. С безудержной фантазией Б. изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик.
В начале своего творчества тяготел к маньеризму. своего дяди, архит. ЦерковьСант Иво алла Сапиенца Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).
В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Наконец, такое пространство имеет несомненный театральный характер – это зрелище, которое приводит в восторг и одновременно ускользает.
Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане. Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок художника. Так как ему препятствовали в завершении работы, которая должна была стать его шедевром, он начинает восстанавливать своеобразные, неповторимые карнизы и фрагменты античных гробниц в базилике – в первый раз произведения раннехристианского искусства приобретают ценность не как реликвии и документы религиозной истории, а из-за очарования, которое исходит от их непривычной архитектурной интонации. Кругу он неизменно предпочитал эллипс.
Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину. Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело. Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены.
Устроился на строительстве собора Св. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук.
БОРРОМИНИ, Борромино (Borromini, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо итал. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини.
Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто). в Риме во Фраскати расширил виллу Фальконьери. Одновременно укрепляется господство светских властей. В Риме Б. построилц.
храмом имп.
ун-та Сапьенца, где возвёл лучшую из своих построек– ц. Сант-Иво-алла-Сапьенца (1643–48, 1659–62) спиралевидный фонарь (1652), венчающий её купол, символизирует Вавилонскую башню. Сант-Аньезе-ин-Агоне (1653–55).
Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Петра, в более камерном плане – в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669). Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia).
При изрядной доле фантазии можно представить себе, что каменная пчела погрузила голову в цветок, выставив на обозрение брюшко с жалом. Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв.
БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор. Острая динамика архитектурных форм, оригинальность деталей и вместе с тем внутренняя дисциплина отличают дворец Конгрегации по распространению веры и ораторий ордена филиппинцев. Учился в Милане. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637). 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Петра. Подобная идея сакрализации внутреннего пространства двора, освящаемого храмом-алтарем, вероятно, была вызвана влиянием произведений архит. Разлад с его более удачливым соперником начинается, возможно, с тех пор, как он стал работать в подчинении у Бернини в соборе святого Петра и в палаццо Барберини.
Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. 1634–1667 гг. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы).
Мучимый завистью к славе Бернини, Б., вприпадке ипохондрии, лишил себя жизни (1667). под рук. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. К. Мадерны (скульптурный декор нового портика и др. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором.
На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634 – 1667). В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599-1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля. Фасады: Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером.
В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична. Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла дЭсте в Тиволи). Учился в Милане. Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29).
В 1632 г. получил звание архитектора. Дробная пластика стены, обработанной в промежутках между пилястрами многослойными филенками, беспокойный ритм окон, обрамленных наличниками сложной формы, глубокие тени ниш – все это вызывает впечатление возбуждения, беспокойства, нервной патетики. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli).
работы в соборе Св. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Колонны самого пышного коринфского ордера устанавливались на высокие пьедесталы.
Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения. Франческо родился 25 сентября 1599 года в Тичино (Ticino) италоязычном кантоне на юге Швейцарии. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64).
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). Сын и ученик тессинского архитектора и каменотёса Джованни Доменико Кастелли-Брумино (Castelli-Brumino). Родился в семье скульптора Б. Кастелли.
Петра. Вся эстетика барокко основана на преувеличенномпафосе, стремлении поразить воображение. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки).
Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Петра каскад виллы Лудовизи во Фраскати, 1621 фасад и фонарь куполац. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини.
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. и итальянскийтекст, Рим, 1720 – 25). Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Видимо, это неодолимое стремление к индивидуализации всякой архитектурной разработки и объясняет тот факт, что Борромини не влекло к крупным градостроительным действиям. Во Фраскати перестроил и расширил виллу Фальконьери (ок. Работал каменотесом на строительстве собора св.
Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». В 15 лет убежал в Рим. Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди. Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та.
Рима. Карло Мадерна. Петра в Риме. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью.
А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим. Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). Благодаря этомукупол неразрывно связан со всем интерьером.
Учился у Карло Мадерна в Риме. Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Франческо (25. 09. 1599, Биссоне, Швейцария – 2. 08. 1667, Рим) итал. Б. пользовался большой известностью средисовременников.
Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д. ). В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. обр.
С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св. Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. Особенности его дарования, благоприятствовавшие выражению тех тенденций, которые отвечали художественной политике католицизма, были причиной того, что в творчестве Борромини – при всей смелости и оригинальности замыслов и замечательном мастерстве этого великого архитектора – явственно сказались иррациональные черты барокко. Л. Бернини, оба здания– в Риме). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. Первоначальное образование получил в мастерской отца.
Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) – становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Учился у Карло Мадерна в Риме. Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663).
его можно отметить: Opus architectonicum (латин. Петра. Свободно используя классич. Работал каменотесом на строительстве собора св. Сооружал также надгробия, алтари (вц. Б. построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656 фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63 совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др.
Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (1634–41, 1665–1667) и предпринял перестройки палаццо Фальконьери (с 1646) и Каподиферро (1652), ц. Сант-Андреа-делле-Фратте (1653–59 фасад– 1816) создал фасадц. Сант-Андреа-делла-Валле, 1621–1623 палаццо Барберини, 1625–32, с 1629– под рук. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ. Очертания плана церковного нефа напоминают два колокола, примыкающих друг к другу основаниями, что позволило придать стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом.
Работал каменотесом на строительстве собора св. Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи.