Лит. : Горленко, В. П., Украинские были, Киев, 1889 его же, В. Л. Боровиковский, "Русский Архив", 6, 1891 Маковский, С., Несколько неизданных портретов Боровиковского, "Старые Годы" июль — сентябрь, 1907 Божеpянов, В., К биографии Боровиковского, "Русский Архив", 26, 1891.
На иконах существовало и означение — 1784 год. А. Подобедов окончил курс в Духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. П. Д. Волконский), Имп. Они кончены, когда передан в них тот трепет, что одушевлял его при их создании. Императрица, посетившая «первопрестольную» по случаю празднования Кючук-Кайнарджийского мира, целую неделю не выходила в свет по случаю болезни.
Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. и А. С. В характеристиках персонажей больше конкретности, нежели в полотнах 1790-х годов. Царские врата, как обычно, представляют Благовещение. После смерти Куракина на его могиле в Павловске был установлен памятник с надписью: «Другу супруга моего». В «Портрете А. Б. Куракина» творческие возможности Боровиковского достигли полного расцвета. Константин Павлович, св.
музей, эскизы в Рус. Он оставался усердным ее сыном, несмотря на эти печальные увлечения.
Левицкий был портретистом по призванию и никогда не выходил из этой области живописи. Первоначально Боровиковский несомненно занимался с Д. Г. Левицким. Есть еще, почти жанр, "Портрет новоторжской крестьянки" (принадлежит г-же Поленовой, в Москве) и, на родине художника, я видел очень плохую "Вакханку", очевидно, молодой его поры (того времени, когда он, по преувеличенному сообщению одного из своих писем, "в молодости обращался много с человеками, рабами порочных страстей и впечатлел многое от них"). Вскоре она оказалась в чужих руках.
Васильев, Дм. Павловна (И. Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке. В 1819 г. написал на потолке Сионской горницы, бывшей в квартире Татариновой (в Михайловском замке) Св. Н. В. Репнин, Яготин, Полтавской губ. ), Лопухин, А. (известен по гравюре Валкера), Нерукотворенный образ 1823 г. (великий князь Петр Николаевич), Д. П. Трощинский в старости (собрание В. В. Тарновского в Чернигове), Е. В. Торсукова (кн.
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник. Все жадно впитывает Боровиковский. Но вообще у него почти не встречается страдающих, аскетических лиц, следов мучений. И. Лопухина, 1797, ГТГ В. И. Арсеньева, 1795, ГРМ).
Части иконостасов писаны Боровиковским: в Петербургском Казанском Соборе (Царские врата и еще три иконы, всего девять изображений), в Троицкой церкви г. Миргорода (частью исчез, частью загублен реставрацией) и в домашней церкви Д. П. Трощинского, в с. Кибинцах, Миргородского уезда (сохранилась одна икона). В 1794 году ее выдали замуж за богатого грека Ивана Христофоровича Калагеорги (Карагеорги), который был приглашен в свиту великого князя Константина Павловича для обучения его греческому языку. Десницкий полностью погружен в сокровенную беседу с Всевышним.
Будущий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Из мужских портретов стоит отметить портрет Д. П. Склоненная глава Богородицы выражает покорность небесной воле. Лампи.
Занимался Боровиковский и религиозной живописью в Казанском соборе имеются хорошие образцы искусства Боровиковского в этом роде: Благовещение (в царских дверях главного иконостаса), Константин и Елена, Великомученица Екатерина, Антоний и Феодосий. Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику. К первой категории относятся семейные портреты Дубовицких (находящиеся в Москве в частных руках), в особенности портрет старухи, отличающийся исключительной из ряду выходящей силой, Лопухина и друг. Мне уже сорок седьмой год в течении. и) Галерея бр.
В нем собирается культурный цвет столицы. Упорство, с каким академия долгое время отказывала ему в высших степенях, объясняется особенностью ее устава, действовавшего до 1830 г. По этому уставу, портретная живопись считалась родом второстепенным и ни Левицкий, ни Боровиковский не могли получить звания профессора. Те и другие частью сохранились, частью погибли совсем или загублены реставрацией. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Сам он, по-видимому, появлялся в люди нечасто. Главную свою силу он сосредоточивает всегда на лице, хотя ничего не рисует небрежно. е) В Романовке, Мглинского уезда Черниговской губ. : иконостас в церкви.
Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора». 4 апр.
(поэта), жены его и П. В. Капниста (с. Традиция портретирования служителей православного культа была заложена в «парсунах» работы неизвестных мастеров петровского времени. Тот не христианин, кто хотя и знает Писание, но ставит границу между ним и своею жизнью.
В 1805 году возник цикл стихотворений Г. Р. Державина, посвященный временам года (среди которых есть «Зима»). Спустя сто лет Яков Полонский посвятит портрету проникновенные строки. Мать художника, Евдокия (ум. Первые — вещи технически совершенные, но несколько охлажденные свойством "заказа".
Всегда подверженный религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в то время религиозным мистицизмом: в 1819 году он вступает в «Духовный союз». Львова, находившегося в свите Екатерины II во время ее поездки по Крыму. 1861) упомянуты: гр. В определенном смысле Боровиковский стоял у истоков камерной формы портрета, получившей развитие в рисунках и акварелях О. А. Кипренского, в акварелях молодого К. П. Брюллова и П. Ф. Соколова. Новый элемент в образное содержание семейного портрета вносит Боровиковский в «Портрете сестер Гагариных» (1802, ГТГ). Анна и Варвара были дочерьми действительного тайного советника Гавриила Гагарина.
А. В. Бобринский в Москве), кн. Зала татариновских собраний украшена была его произведениями. Екат. Ф. Петрушевский. княжна Александра Павловна невестой, 1796 г., два других портрета тех же великих княжон. А. Васильчиков), гр.
Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. кн. В 1810-х годах исполняет иконостас для Казанского собора. То было время, еще не знавшее почти сословных различий.
Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Волконский (кн. П. Д. Волконский), Д. А. Валуев (гр. Первым из них был портрет Д. П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины Второй.
Главное в них то, что они вдохновенно искренни и передают веру и душу самого художника. Боровиковский следует распространенному в иконологии изображению. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В изобразительном искусстве эта тема была широко распространена в скульптуре (работы Жирардона, Прокофьева, Бушардона).
В молодых годах, по обыкновению того времени, Владимир Лукич поступил на военную службу. Еще немного – и зазвучат волшебные звуки музыки. Художник создает лирическую поэму. Единственный в творчестве Боровиковского предполагаемый автопортрет — это одновременно религиозное полотно: «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину», написанное в 1824 году.
Он происходил из семьи священника, родился в деревне Топоркове Московской епархии. 1888 г. ): портрет кн. Частный характер носил и известный портрет Екатерины II изобразивший пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794). Голицыной, Десницким и др. ). Звезда модного портретиста ярко засияла на небосклоне искусства.
Худож. Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. В 1782 году Михаил Десницкий обучался в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанном с Н. И. Новиковым. Б. оставил дневник, опубликованный Бартеневым в сборнике "Девятнадцатый век" (1872).
Сначала он служил в чине пресвитера в придворной церкви в Гатчине. гал. ) и портрет Борщевского (1816, Рус. Страдают только люди, Божество предвечно и непреложно и имя Ему — Истина. Близким своим он проповедует любовь и согласие. кн. Владимира, св. Словно чтото надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Александр I (сведения в "Словаре портретов Ровинского"), Св.
Обе эти картины находятся в Румянцевском музее. В 1822 году она мужественно разделила участь мужа и последовала за ним в ссылку. Иосифа, выстроенном в память встречи в этом городе Императрицы Екатерины с австрийским императором Иосифом II в г. Торжке, Тверской губернии, в Борисоглебском монастыре (37 икон, 1793 года) в селе Романовке, Мглинского уезда Черниговской губ. По-видимому, сказались и личные переживания творца, его раздумья о надвигающейся старости. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.
Общество Поощрения Художеств (Зима. карандашной манерой манишка, рукав, сгибы под мышками и под воротником сюртука пройдены резцом. Средою, в которой жил Боровиковский, было столько же казачества, как и шляхетства. Там — портрет друга, высоко духовного человека.
в г. Миргороде, нынешней Полтавской губернии, 24 июля 1757 г., ум. Художник выбрал большого размера холст, представил фигуру почти в рост. Он изображен в интерьере, на фоне драпировки. Таковы у Боровиковского: "Спаситель" Александро-Невской лавры (со стеклянным земным шаром в руках), киевская плащаница и ее этюд, принадлежавший, вероятно, к числу картин, украшавших залу татариновских собраний и в особенности восемь икон Смоленского кладбища. Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной.
Произведения его кисти в наибольшей степени соответствовали замыслу сооружения. В ответ внук Темкиной, мировой судья Николай Константинович Калагеорги, которому были переданы права на портрет, написал: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность абсолютно независимо от модных течений современного нам искусства». Последние годы жизни Боровиковского всецело принадлежали этому союзу. Символический, таинственный этот иконостас лучше всего передает религиозное творчество Боровиковского. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. г) Академия художеств: Нартов, почетный любитель, Ал.
Л. Кузьмин), гр. Вне портретной области Боровиковским написаны: аллегория "Зима" (старый крестьянин в полушубке греет руки у горящих дров) и копия с эрмитажной картины Корреджио "Святое Семейство".
Боровиковский (Владимир Лукич) – художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве. Андр. В 1785 году удостоился сана архиепископа. Однако конец карьеры был весьма плачевен.
Достоверных ранних произведений Б. не сохранилось. Сияющую молодость написал Боровиковский. Анна Ив. Возвратившись в Петербург, Куракин получил звание обер-прокурора Сената. Кутайсов (Н.
Такие произведения находят награду в самом художнике, во внутреннем его удовлетворении. Список ныне известных работ В. Л. Боровиковского довольно обширен. Нарышкиной, 1799 и др. ).
Акад. А. И. Шаховской), гр. Уроженец Миргорода, сын дворянина. Художник стремился избегнуть парадности, даже изображая представителей царской фамилии. Брат Боровика, Алексей и племянник, Демьян, были также художники.
Похоронен он был на Смоленскомкладбище. романтизма в живописи. Окончательное признание досталось Боровиковскому только после исполнения портретов лиц царской фамилии, находящихся теперь в Романовской галерее Зимнего дворца. Амвросий был назначен архиепископом Петербургским и Новгородским. Эта проповедь удостоилась высокой оценки Екатерины Великой. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку.
Деньги он раздает родным и бедным, являвшимся к нему каждую субботу. Ф. Львов, в Москве). В 1788 году возвратился в Грузию и на следующий год возведен в сан католикоса.
Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Об этом говорят награды, в частности мальтийский крест. Архангел Гавриил, действительно, похож на видение.
Ал. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Второй раз – уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна навсегда сохранила привязанность к другу мужа. Художник представил М. Десницкого в епископском облачении. В этих условиях Боровиковский не мог не обратиться к поискам новых образов и форм. Митрофана.
мастеров, порвавший с традициями 18 в. является родоначальником рус. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности. В это время он сблизился с масонами. Тем не менее портрет высоко оценили и даже выставляли в конференц-зале Академии художеств.
Филипповой» (1790). Судя по письмам Елизаветы Григорьевны, она была скромной женщиной и заботливой матерью (имела четырех сыновей и пять дочерей). Вскоре после ее свадьбы Александр Николаевич Самойлов выразил желание «иметь портрет Елизаветы Григорьевны Калагеоргиевой». Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая.
При новом императоре Александре I он выполнял отдельные дипломатические поручения. гал. ), портрет неизвестной из семьи Шидловских (1799, там же). Но и самобытные искорки, в разных углах малороссийского края, как показывают случайно встречаемые образцы старой живописи, могли обнаруживать и самостоятельные силы и известное творчество.
Будущее неизвестно. В столице пробежало семь лет жизни и перед нами – зрелый Боровиковский. Первыми художественными работами Боровиковского также были иконы. " говорит он в одном из своих писем. По воспоминаниям современников, вся Москва собиралась на проповеди М. Десницкого, которые отличались ясным легким слогом, простотой изложения нравственно-философских сентенций.
Его трудолюбие изумительно, тем более, что не имело иного источника, кроме жажды творчества, его сжигавшей. Он ловит рыбу (древнехристианский символ Христа), печень которой укажет ему, по направлению дыма, что пойдет на огне, в какую сторону идти, чтобы найти счастье. Для одной из воздвигнутых на пути следования императрицы «потемкинских деревень» Боровиковский написал две картины, увидев которые Екатерина II повелела позаботиться об авторе. П. Кочубей), А. А. Торсуков (кн. Опальный вельможа должен был жить в своем имении Надеждине Саратовской губернии.
Вас. Академические рисунки 1792 (Третьяковская галерея) свидетельствуют уже о большой выучке. На портрете Екатерины II (1794—95) императрица представлена в домашнем платье во время прогулки в парке, что резко отличало эту работу от множества традиционных парадных царских портретов XVIII века. В его творчестве преобладает камерный портрет.
Владимир (рисунок пером), Вакханка (Все эти картины принадлежат И. И. Боровиковскому), Апостолы (В. Незадолго до кончины Павел I вернул ему расположение и пост вице-канцлера. В 1819 принят в мистический кружок Татариновой. Боровиковский принял вызов Императрицы и решился ехать в Петербург. 434. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу.
б) В церкви св. гал. ) — от миниатюрной живописи, которой Б. также занимался (портреты Васильева — 1794, Капниста, супругов Львовых). Образа Боровиковского были и там. Боровиковский написал Десницкого еще дважды: в 1816 году, уже в сане архиепископа (в черном клобуке) и незадолго до его смерти — в белом клобуке митрополита. Репрезентативен и наряден «Портрет католикоса Грузии Антония» (1811, ГТГ). Антоний (1760–1827) происходил из царского грузинского рода. А. Трохимовский), Д. П. Трощинский, два портрета — большой и малый, на медной дощечке (Н. Из отдельных изображений известны: плащаница, найденная мною в Воскресенской церкви г. Миргорода и переданная в киевский церковно-археологический музей и маленький эскиз, принадлежащий И. И. Ясинскому, картон "Бог Саваоф, созерцающий Спасителя в страдальческой его кончине" (Румянцевский музей), Спаситель с видением креста (Александро-Невская лавра) и два Нерукотворенных образа из коих один ныне принадлежит великому князю Петру Николаевичу.
Боровиковский одним из первых стал использовать деталь как важнейшее средство характеристики героя, своеобразный «ключ» к его внутренней сущности. В парадном алом мундире с орденами св. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Первый раз, когда поэт занимал государственные должности и был полон энергии, которой хватало и на работу губернатором в Карелии и на поэтическое творчество.
Старый Боровик играл на гуслях и научил тому же искусству своего сына. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе – сентиментализмом. Несмотря на прямую аналогию композиции с произведением Иоахима Зандрарта «Январь» (Баварские государственные собрания, замок Шлейсхейм), Боровиковский создал оригинальный образ, отмеченный реальными и национальными чертами.
Он видел и, возможно, копировал картины, которые хранились в Эрмитаже и частных собраниях Петербурга (галерея Строганова, коллекция Разумовского). В Отделе рукописей сохранились письма сына и внука Е. Г. Темкиной к П. М. Третьякову. В Троицкой церкви г. Миргорода весь иконостас, ныне погибший, был его работы. С 1795 — академик. Жизнь текла патриархально, в старых обычаях, за постоянной работой.
Павел приблизил и обласкал Амвросия. Г. А. Милорадович в Чернигове), портреты лиц царской фамилии (наследники П. П. Демидова), эскиз плащаницы (И. Есть другие, гораздо менее выписанные иногда даже эскизные, впечатление которых более неотразимо и сильно.
Арсеньевой, 1795, М. И. С тех пор «Портрет Темкиной», не оцененный по достоинству в свое время, находится в постоянной экспозиции и по праву является жемчужиной музея. Одним из самых выразительных портретов кисти В. Л. Боровиковского, украшающих экспозицию Третьяковской галереи, по праву следует назвать также «Портрет князя А. Б. Куракина» (1801–1802). гал. ), дочерей Павла I — Александры, Елены и Марии (Гатчинский дворец-музей и Зимний дворец), Лопухиной (1797, Третьяк. А. Б. Куракин (С. К началу 1790-х годов относится миниатюрный портрет поэта В. В.
Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Слева на фоне — изображение распятого Христа. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Боровиковский в своем творчестве до известной степени стоял в оппозиции к официальному академическому искусству. Отсюда ясно, что начальные познания в этом искусстве Боровиковский получил от отца. Он же впоследствии передал ему свою мастерскую на Миллионной, где долго жил Боровиковский.
В 1801 году, незадолго до переворота, возведен в сан митрополита. Такова Е. Н. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы) и в интимном и в миниатюрном. Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII – XIX вв., — но прекрасным.
Для него не существовало никаких приманок жизни, никаких расчетов, соображений выгод или ремесла. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней. Со 2-й пол. Портретист. Эти исторические справки необходимы для объяснения и понимания участия Боровиковского в татариновском союзе.
Вслед за ним Боровиковский продолжил эту линию портрета в светской живописи. Она воспитывалась в Петербурге, в лучшем тогда пансионе Беккера и прямо из пансиона выдана за муж за моего отца, бывшего тогда товарищем детства Великого князя Константина Павловича и получила от Потемкина обширные поместья в Новороссийском крае». Картина благополучно прибыла в «первопрестольную» и была помещена на выставку Общества любителей художеств. В том же музее, обладающем вообще избранными холстами Боровиковского, очень хорош "Митрополит Амвросий", равно как полон достоинств "Псковский епископ Ириней" (в Лобановской коллекции музея Александра III), приписываемый Боровиковскому и несомненно ему принадлежащий.
Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Сохранился образ св. Дочь Боровика была замужем за священником же, Яковом Гарковским. Он сохраняет любовь к родным и остается простым и скромным, каким был и на родине. Она не жеманничает. музее и Третьяк. Князь Эристов, в заметке "Энциклопедического словаря", называет этим учителем Лампи.
Можно представить, каково все это было сто лет назад. Она родилась в Москве, в Пречистенском дворце, 12 или 13 июля 1775 года. Оно теснейшим образом слито с его жизнью, вытекает всецело из его личности. А. Трохимовский), Безбородко и Трощинский (гр.
ж) Департамент Уделов: Император Павел. П. Горленко), Семейные портреты (четыре) Трохимовских (Н. б) Гатчинский дворец, Портретная галерея: вел.
Он есть единая, бесконечная любовь". Оставаясь верным идеям русского сентиментализма с его культом «простых» человеческих чувств и близости с природой, художник своих героинь обычно изображал наедине с природой, погруженными в мечтательную задумчивость. Вся жизнь Боровиковского — в его внутреннем мире, в нем самом. И. Ясинский в Петербурге), Богоматерь (В. Арсеньева.
От своих учителей художник взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов. Возможно, этот портрет был заказан друзьями епископа. Боровского, созданный в 1799 году и портрет князя А. Б.
е) СПб. Трощинский (Шлихтинг), гр. И. Ламанский). В руке она держит символ богини любви – яблоко. Портрет погрудный, все внимание сосредоточено на лице.
Его вера — чисто духовная, в чем он остается сыном своего племени. в) Музей Имп. — Портреты и картины во дворцах, музеях и общественных учреждениях. Но тем не менее судьба распорядилась так, что картина поступила в галерею. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Он постригся в монахи и принял сан архимандрита Юрьева монастыря в Новгороде. В 1799 году в жизни Десницкого произошло важное событие.
До недавних еще пор Миргород представлял собою классически тихий, мирный и наивный уголок, с простодушным казачьим населением, с благодатной природой и большою наклонностью к юмору у способных и толковых его обитателей. Художник создает весьма необычный образ духовного лица. Среди первых работ можно выделить портрет О. К. Пр. Постоянно в письмах говорит он о своем намерении возвратиться на родину, в любимую Малороссию и кончить дни в кругу близких, но постоянно же этому порыванью на родину не суждено осуществиться.
"Спаситель избрал престол свой в сердцах ваших", — говорит он в одном письме. Боковые изображения основаны на мысли о спасении верой. Размышления, возвышенно христианские, часто восторженные, наполняют эти письма. С начала 90-х гг. Александра Павловича и для Казанского собора. Небольсиных» (ГРМ), представляющих супругов с малолетними детьми.
гал. ), Боровского (1799, Рус. Как писал П. М. Третьяков, портрет «особенного ничьего внимания не возбудил и даже, в скорости, подвергся остракизму, то есть должен был уступить место произведениям современных корифеев искусства и сойти с выставки». Художник, хоть получил прижизненную славу и имел достаточно денег, жил замкнуто и одиноко. Не случайно этот образ позднее привлек А. С. Пушкина.
Потемкин Таврический с оригинала Лампи (гр. М. Десницкий был деятельным членом Московского общества любителей словесности. В 1790 году Десницкий произнес в Московском Успенском соборе «Слово по случаю заключения мира России со Швецией». Боровиковский написал несколько целых иконостасов и несколько их частей.
Характерны портреты А. Лабазиной с воспитанницей (1803), А. Безбородко с дочерьми (1803), Н. Дубовицкой (1809). й) собрание Н. Д. Быкова в Петербурге (ныне распроданное): вел. Александр Борисович Куракин был сыном известного вельможи времен Екатерины Великой. к) Собрание И. Терещенка в Киеве: портрет г-жи Давыдовой. Трубецкого.
3 тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. А. Гедеонов), С. П. Филиппов, строитель Казанского собора и О. К. Филиппова его жена (1790 г. ) (А. Он запечатлел священника во время молитвы, правая рука лежит у него на груди.
Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Гелиогравюра с этого портрета помещена в моем издании: "Материалы для Русской Иконографии" 120 a фототипия в Подробном словаре портретов, I, стр. Не случайно за особую любовь к украшательству Куракина прозвали «бриллиантовым князем». Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Ничто не взято случайно.
В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через Миргород (Полтавской губернии), где предполагалось сделать остановку. В путешествии Императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через Миргород (Полтавской губернии), где предполагалось сделать остановку. Между лицами мелкой "старшины" и простым казачеством общение было полное. Обуховка, Миргородского уезда Полтавской губ. и с. Пузиково, Кременчугского уезда той же губ. ), эскиз Благовещения (Вышеславцев), портреты Дубовицких (в Москве), Новоторжская крестьянка (г-жа Поленова в Москве), собственный портрет В. Л. Боровиковского (оригинал принадлежит гр. Куракин любил поистине царскую пышность в поместной жизни.
г) В Торжке, в Борисоглебском монастыре: живопись иконостаса, 37 икон, писанных в 1795 г. (иконы писаны на казенный счет, с Высочайшего разрешения за всю работу заплачено 1600 руб. ). Весь клан Боровиковских служил в Миргородском полку. В начале XIX в. работы Б. под влиянием классицизма становятся более сдержанными по настроению и сухими по живописи (парадные портреты А. Б. Куракина, 1801 – 02, ГТГ и Павла I, 1800, ГРМ). Боровиковский (Владимир Лукич) – художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью неизвестно, кто был его первым наставником в этом искусстве.
Со 2-й половины 1790-х гг. По выставкам и в частных руках нам известны исключительного достоинства: портрет девочек, дочерей Львова (собственность великого князя Сергея Александровича, занявший первое место на выставке картин из частных собраний в Москве в 1892 г. ), г-жи Мелиссино (выставка в д. Строганова весною в 1897 г. ) и замечательный по смелому реализму портрет Державина (собственность гр. 1765 г. ) была также местная уроженка. А. Б. Куракин был осыпан всевозможными милостями, наградами (орденами святого Владимира и святого Андрея Первозванного), получил высокое назначение, стал вице-канцлером.
княжна Елена Павловна в 1796 г., вел. И. Капнист), Семейные Портреты Капнистов: Вас. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Семейство (1786 г. ), (Н. Нельзя, впрочем, не отметить не раз встречающихся записей: "пил с ромом", "пью и с водкою дома", "ввечеру напился" и т. п., указывающих на слабость, которую сознавал и с которой боролся художник, но в какую, вероятно, толкало его постоянное нервное напряжение. А. Б. Куракин), В. И. Арсеньева (П. Скромные домики "мирного города" раскидываются кругом, вплоть до громадной площади, где существовала воспетая Гоголем лужа. Безбородко, по заказу которого был, вероятно и писан, но теперь, говорят, совсем погиб.
Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Показательно, что идеолог этого направления Николай Карамзин писал в 1802 году: «Мужество — великое свойство души народ им отличный, должен гордиться собой». В нем нет кабинетного антуража. Скорее всего, это был Н. А. Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), так как уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский) и именно в доме Львова. Произведение носит ярко выраженный репрезентативный характер.
6 апреля 1825 г. Отец его, старожил Миргорода, значковый товарищ Лука Боровик (одинаково писавшийся Боровиком и Боровиковским, также как Лукой и Лукьяном, ум. (Borovikofski) — родился в Миргороде 1758 г., ум. К числу лучших и самых выразительных следует отнести «Портрет Михаила Десницкого» (около 1803, ГТГ). Но, успокоившись от первого впечатления, зритель видит, как велико и как строго дарование художника. музей), Нарышкиной (1799, Третьяк.
Анны и св. в) В "Указателе выставки редких вещей, принадлежащих частным лицам", бывшей в залах Имп. В рассказе этом все неверно и вымышлено. Именно с икон начинал и сам Владимир.
Ф. Петрушевский. Непринужденно пишет Боровиковский. В сопроводительном письме К. Калагеорги сообщал: «Портрет имеет ценность историческую, так как мать моя — родная дочь Светлейшего князя Потемкина-Таврического, а со стороны матери — тоже высокоозначенного происхождения. Хотя женщины не допускались в масонские ложи, для нее было сделано исключение, Лабзина присутствовала на собраниях ложи. В петербургском собрании — это знаменитый портрет персидского принца Мурзы-Кули-Хана.
Он безупречно реален и стоит любой страницы проникновенного психологического анализа. А. Б. Куракин.
Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. К тому времени Владимир Лукич по рекомендации графа А. С. Строганова получил звание советника (присуждение состоялось в декабре 1802 года).
Это портреты А. Долгорукого, М. Долгорукой, А. Сталь и др. Художник намеренно укрупняет фигуру старика, приближает его морщинистое лицо к зрителю. Родной брат Луки Боровика (дворянина) Феодор — был священником Воскресенской церкви, близ которой жила семья. Работал у Левицкого и Лампи.
Боровиковский умело соединяет три фигуры в целостную группу, замыкает их единой силуэтной линией. Особняком в творчестве мастера стоит картина «Аллегория зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Безбородко, с дочерьми (В. А. П. Самойлов, с Лампи (А. По приезде Лампи, Боровиковский работал с ним и пользовался его любовью и уважением. В этом очерке Боровиковский выступает забулдыгой-маляром, нанявшимся в рекруты за другого.
Так на «Портрете А. Е. Лабзиной с воспитанницей» (1803, ГТГ) героиня представлена в роли наставницы, свято исполняющей свой долг. в) В Могилеве на Днепре, ряд икон в соборе во имя св. Она предстала в обычном домашнем облике. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.
Образ ее не лишен сентиментальности. Резко изменило судьбу худогжника путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Такими чувствами дышат религиозные порывы Гоголя, столь близкого по духу Боровиковскому. Молодая женщина нежна и мечтательна.
Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. кн. Старинная малороссийская живопись весьма мало известна. Достойная старость. (А. Александра Невского, св. Старшая Анна, держащая в руке ноты, серьезная и полная внутреннего достоинства. Вторые — писались исключительно по внутреннему влечению и потому более вдохновенны.
Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Боровиковский использовал также гравюры с оригиналов западноевропейских мастеров. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Кроме дома, она владела еще пятнадцатью десятинами земли близ Миргорода, да небольшой земелькой в Хорольском уезде.
По-видимому, незадолго до отъезда Десницкий позировал Боровиковскому. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Троицы, в Петербурге, на Смоленском кладбище (8 икон, 1824—25 гг. ). В конце девяностых годов он создает ряд официальных портретов. кн.
Некоторые говорят — первое будем довольствоваться тем, что скажем — совсем особенное. Широко образованный священник в 1785 году был назначен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». д) Румянцевский музей в Москве: А. Ф. Лабзин, президент Академии Художеств, Св. Михаил Десницкий (1761–1821) в миру носил имя Матвея Михайловича. Но, в пояснение к ним, нам посчастливилось найти и ряд писем Боровиковского к родным, обнимающий двадцать четыре года (1795—1819 гг. ). Безбородко, принц Мурза-Кули-Хан (в малом размере).
Константин и Елена. Марии Федоровны, вел. Васильев и его супруга, архиепископ Ириней (Лобановская коллекция).
Косматый, полуслепой старик в овчинном тулупе протягивает над огнем грубые узловатые руки. То же самое и в портрете "Экзарха Антония" (сына предпоследнего царя карталинского и кахетинского Ираклия II) Третьяковской галереи, где царственные черты южного, горячего типа так гармонируют с пышностью и яркостью облачений. Семейство (копия с Корреджио), Бог Саваоф, созерцающий Спасителя в страдальческой его кончине (картон), Амвросий, митрополит новгородский и петербургский, Михаил Десницкий, митрополит, Зима. В бытность в Петербурге, кроме отдельных картин им написано несколько иконостасов. "Приступая к какой-нибудь важной или серьезной работе", рассказывает его племянник, "Владимир Лукич прежде всего отправлялся в церковь и слушал молебен. Ее поза абсолютно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна.
Божественные изображения его отражают благость, а не страдание. предполагает, что они литографированы самим Боровиковским. На заднем плане введены детали светского парадного изображения — мраморные колонны, тяжелые бархатные драпировки. По глубине духовного проникновения и декоративному богатству колорита изображения православных священников близко соприкасаются с религиозной живописью Боровиковского позднего периода творчества. Осенью 1808 года В. Л. Боровиковский писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно. Детство и юность художника совпали со временем гетманства Кирилла Разумовского (1750—1764 гг. ) и последующей эпохой, то есть временем, когда старый казацкий строй постепенно переливался в русское чиновничество, когда совершилось окончательное закрепощение малороссийских крестьян (1783), введение в Малороссии табели о рангах и слияние малороссийского общества с великорусским на служебном поприще. Свои заработки он раздавал щедрою рукою, как видно из многочисленных посылок денег родным, которые просит он хранить в тайне и из обычая раздавать милостыню целой толпе бедных, собиравшихся каждую субботу на лестнице его квартиры.
Хотел бы знать. Здесь учился y Лампи и Левицкого. В 1796 году священник был переведен из Москвы в северную столицу. Она здесь на первых ролях.
Архангел Михаил, которому посвящен этот придел храма изображенный на крайнем слева образе иконостаса, по учению церкви, считается особенным покровителем пророков (во имя его же была церковь в Михайловском замке, где Татаринова приняла православие). В то время художнику было тридцать лет. Из портретов духовных лиц, выдается "Михаил Десницкий", находящийся в Румянцевском музее и известный по гравюре Уткина. Живет он сам в себе и внешняя жизнь почти не касается его. (1757—1825) — знаменитый художник.
— Картины и портреты, бывшие на выставках или в продаже: а) Историческая выставка портретов лиц XVI—XVIII веков в Петербурге в 1870 г. : Екатерина II в Царскосельском саду (собственник П. И. Кузнецов), Архарова Ек. е) Академия Наук: Державин (1811 г. ). Анна Федоровна, вел. В церквах находятся: а) В Казанском соборе в Петербурге: царские врата (Благовещение и четыре евангелиста), образа преподобных Антония и Феодосия Печерских, св. Как правило, это изображения — в четверть натуры или несколько крупнее, они исполнены масляными красками на картоне, оцинкованных пластинках, реже на дереве. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета.
музей), сестер Львовых (1794, Третьяк. Боровиковский был левша, т. е. писал левой рукой. в 1851 г. в пользу кассы общества посещения бедных, упомянуты: Новиков Н. И. (гр.
Наступила осень жизни. По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно, учился у него. Капниста, тогдашнего предводителя миргородского дворянства. Дмитрия Ростовского его работы.
Он был четвертым сыном царя Ираклия II от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. Их лики безмятежны, они отражают вечную благость. Почти несомненно можно сказать, что темы этих картин были внушены живописцу. Художник берет уроки в мастерской И. Б. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1826) Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 г. в небольшом украинском городке Миргороде. Занимался Боровиковский и религиозной живописью в Казанском соборе имеются хорошие образцы искусства Боровиковского в этом роде: "Благовещение" (в царских дверях главного иконостаса), "Константин и Елена", "Великомученица Екатерина", "Антоний и Феодосий".
Александра II: персидский принц Мурза-Кули-Хан, Д. П. Трощинский, княгиня Багратион, гр. Третьяковская галерея) — вершина творчества Боровиковского. Среди ранних изображений следует назвать эскиз «Семейного портрета» (ГТГ), «Семейный портрет В. А. А. Трохимовский), Имп. наряду с композициями на религиозные сюжеты писал миниатюры (портрет В. В. Капниста, ГРМ) и близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты (Лизынька и Дашинька, 1794, ГТГ), в которых разрабатывал в противовес официальному сословному портрету тип изображения частного человека с его прирождёнными склонностями, простыми чувствами, наиболее полно раскрывающимися в непринуждённой обстановке домашнего интерьера или в естественном окружении.
Живописное искусство было как бы наследственным в этой семье. Религиозная пафосность, торжественность композиций при насыщенности цвета были отличительными чертами полотен художника. Отсюда и первенствующее значение иконописи в начальных временах развития художества. Уваров), кн.
Капниста, в Полтавской губ. ). Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас изображая собой пастушку. — род. После воцарения Павла I он создает большой портрет императора в порфире. Ангел Рафаил, его спутник, руководит его действиями, оберегая от зла. В этот длинный период, мы не встречаем в письмах почти никаких внешних фактов, почти ни малейших перемен.
Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Семья иконописцев Боровиковских, к тому же, была и очень небогата. B душе художника поселились усталость и равнодушие. "Мир света, радости, покоя и блаженства.
В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н. А. Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Лопухиной, 1797, Е. А.
— Как религиозный художник, Б. испытал сильное влияние украинской иконописной школы (лучшее его произведение этого рода — "Благовещение", в Казанском соборе). В творчестве живописца, который до конца дней оставался одиноким, произведения, в которых воспевались семейные радости, приобрели большое значение. Как наглядно показала специальная выставка в Брауншвейге (Германия), Боровиковскому были известны произведения голландской и немецкой живописи на тот же сюжет14. Этот портрет представляется более интересным. В 1803-м он должен был перебраться в Черниговскую епархию.
Мать крепко обняла дочерей, унаследовавших восточную красоту ее армянских предков. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Перемена царствования не повлияла на судьбу художника. М. Смирнов), три семейных портрета Львовых (Ф. Поэтической иллюстрацией к этой работе Боровиковского могут служить строки Г. Державина:Являя благородны чувства, Не судишь ты страстей людских:Объяв науки и искусства, Воспитываешь чад своих. Тройной портрет А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ) относится к наивысшим достижениям в создании семейных портретов.
Тихая, заросшая тростником и водорослями речка струится близ огорода усадьбы. Е. А. Мусина-Пушкина (кн. походила на портреты князя». Куракина (1801).
Енгалычевой с дочерью. К сожалению искусство В. Л. Боровиковского в то время не было оценено по достоинству. У Е. Е.
И. Филиппов), кн: А. Н. Волконская, дочь фельдмаршала Н. В. Репнина (кн. Павел I (Н. Н. И. Куракина (кн. Для этого кружка исполнил большой групповой портрет изображающий Татариновское братство. От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.
А. Б. Куракин (г-жа Горгола), кн. А. Яблочкин), Лачинова (Охочинский), вел. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и бриллиантового князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши павлином и известный портрет в далматике и порфире императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.
Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека. Просветленный взор устремлен вверх. Сколько-то вам — не знаю. Скупой пейзаж (ледяной грот и покрытая снегом долина) и коричневато-серая гамма соответствуют образу простолюдина. ж) В Тишанке, Острогожского уезда Воронежской губ. : иконостас испорченный реставрацией.
«Портрет М. Лопухиной» (Гос. Жизнь без художественного труда непонятна для него. — Картины и портреты, принадлежащие частным лицам: Е. А. Архарова (П. Учился в Академии художеств.
Лиза Темкина (по некоторым документам Темлицына) воспитывалась в доме племянника Григория Александровича — А. Н. Самойлова. Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н. А. Львова в Почтовом стану (ныне Почтамтская улица). Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде земной богини. 601).
Боровиковский стал учиться у Лампи, пользовался также советами Д. Г. Оканчивая обзор религиозных картин Боровиковского, отметим особенности их.
Эти шедевры настроения и возвышенной поэзии, к сожалению, мало известны. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В. Л.
Третьяковых в Москве: экзарх Грузии Антоний (1811) Екатерина II, три портрета неизвестных лиц, портрет Персидского принца (в малом размере), Юнга-Штиллинга. Здесь — парадное и более традиционное изображение, следующее определенным сложившимся канонам. С именем Боровиковского связывают еще один портрет выдающегося деятеля православной церкви митрополита Амвросия (в миру Андрей Подобедов). В 1794 г. избран в назначенные, в 1795 в академики и в 1802 г. в советники.
Характер этого представления у Боровиковского можно обозначить словами — высшая красота: то спокойное, счастливое блаженство, которое, в царстве любви и кротости, грезится ему в будущей жизни. Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Впоследствии ее супруг И. Х. Калагеорги стал губернатором Херсона и Екатеринослава. Увидимся ли, остается в плане Провидения сокровенно". П. А. Валуев), кн.
Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Львова. Боровиковский. К этому времени и относится начало работы В. Л. Боровиковского над портретом А. Б. Куракина. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. У всякого религиозного живописца есть свое представление о Божестве и Божественном. Вот молодой Товий на берегу Ефрата.
Самыми совершенными из портретов его следует, кажется, признать портреты лиц близких ему (мистический кружок александровского времени), портреты некоторых духовных особ и несколько изображений, так сказать, экзотического характера. П. Д. Волконский), кн. И вновь по каким-то причинам Третьяков не купил портрет. Ответственная работа растянулась на несколько лет (с 1808 по 1811). Боровиковский исполнил шесть образов для Царских врат главного иконостаса, а также четыре местных образа (для второго и третьего иконостасов).
Портрет этот бесследно пропал. Владимир Лукич был всецелопоглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Боровиковский награвировал всего один лист, свой собственный портрет, грав. (26 икон, 1815 г. ) в верхнем приделе церкви Св. Константин Павлович, Суворов, Императрица Екатерина II, Девушка в белом платье.
Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Д. И. Толстому копия карандашом работы Яша в Дашковском собрании в Москве), офорт Боровиковского — портрет Юнга-Штиллинга, ошибочно принимаемый (и Ровинским) за портрет самого художника. г) В "Указателе русского музея, устроенного собранием русских художников на Всероссийской мануфактурной выставке, в Петербурге в 1870 г. " упомянуты четыре евангелиста (из собрания Петровского). кн.
Он был членом Татариновского корабля. Сам Лука Боровик был художник.
Новое поколение молодых художников-романтиков начало активно заявлять о себе. Б. — первый из рус. В 1925 году его коллекция вливалась в собрание Третьяковской галереи. В 1808 году пятидесятилетний художник с горечью писал: «Я уже, хотя, впрочем, молод, но старик». В 1810-е годы слава Боровиковского как крупнейшего портретиста эпохи постепенно начала меркнуть.
Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Наиболее ранние сохранившиеся произведения художника датируются 1785 годом, – иконы Богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид», – находятся в Музее украинского искусства в Киеве. Филипповой. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая. Арсеньевой, 1796 и др. ).
Духовенство в ту пору не составляло в Малороссии отдельного сословия, а было выборное. А. Валуев в Петерб. ), кн. В 1783 году, когда его отец признал русский протекторат, Антоний уехал в Россию.
Целые иконостасы известны: в г. Могилеве, в Соборе Св. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. К этой работе его привлек друг, поэт В. В. Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II. Кисти одного из них, И. В. БугаевскогоБлагодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя. Старость Боровиковского была грустной. Огромные вербы осеняют и теперь этот уголок, давно переменивший хозяев.
Сведения о том, кто был первым учителем Боровиковского в Петербурге, противоречивы. Несомненна зависимость первых портретов Б. — Екатерины II (1794, Рус. "То все остается невнятно, так как не приводит в деятельность и будто то не до нас касается и так отвергает силу жизни, в Священном Писании, в буквах сокровенную. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс» и в филантропии и конечно же в искусстве. Так верил он, такие видения видел, с такою верою он умер. В качестве приданого Темкиной было выделено село Балацкое Херсонской губернии.
В начале девятнадцатого века Десницкий получил новое назначение в Малороссию. Однако его исполнение было завершено по прошествии двух лет. Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха. Редкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко их краски поблекли. Первая награда присуждена была скульптору Козловскому. Недаром в переписке Боровиковского с родными в этот период проскальзывают нотки усталости («силы мои начинают изменять», — сетует он). Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками играет свет и тень. Иосифа.
Основа ее — взаимная любовь и самосовершенствование. Ввиду блеска и живописности их Е. Е. 2. 10 x 2. 6.
Он преуспевал и в парадном портрете (многиеего произведения в этом жанре почитались за образцы) и в интимном и в миниатюрном. Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывалине раз и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какомунибудь модному образцу. Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д. П. Трощинского, передающий внутреннюю силуэтого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый иэкзотичный портрет Муртазы Кулиxана, пышный портрет А. Б. Куракина, выразительно представляющийчеловека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь —«павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. Большинство его сельских иконостасов того времени не уцелело вследствие перестройки и обновления церквей. Он никогда не был женат, у него не было детей, друзей у него было немного. На другой представлен был Петр I, вспахивающий землю, а вслед за ним Екатерина II, сеющая семена.
О житейской его обстановке мы узнаем только, что сначала он жил "в Почтовом стану" (местность, где ныне петербургский почтамт), потом, с 1798 г., на Миллионной, где оставался, кажется, до самой смерти, пережив хозяев дома что сначала он воспитывал племянника, Гарковского, который и выйдя на службу, оставался некоторое время при нем, пока не уехал в Севастополь что потом, много позже, у него были ученики, — пять человек (между ними известный впоследствии Венецианов), — так что "семейство" его состояло из семи душ, считая его самого и старуху-кухарку что его навещали иногда земляки, обращавшиеся не раз, по провинциальному обычаю, с просьбами о разных хлопотах в правительственных учреждениях, хотя, в таких делах, он, по его признанию, "и ступить не умел". Изображения из Ветхого Завета относятся оба к провозвестию этим Заветом Завета Нового. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.
Художник выписывает красивое лицо с нежной белой кожей, мягкой окладистой бородой, карими глазами. Боровиковский пишет не мифологическую картину, а выбирает излюбленную форму портрета. Боровиковский был левша, т. е. писал левой рукой.