К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
Ему было 35 лет. Но встреча в Париже с новейшим искусством заставила его интенсивно двигаться дальше. В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье». Жил в Саратове, Подольске и Тарусе.
Доживет до 1991 года. / Но в Третьяковке побывал -/ В мечтах один Бастьен-Лепаж. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Быть может, с влюбленности в Зубриловку, куда художник, по его словам, ездил набираться старинного духа.
В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. В этом же году он вступил в Союз русских художников. Летние облака принимают фантастические формы. Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все – Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. В результате травмы у него стал расти горб.
-В глуши. Заснул. Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. Художник собрался в Россию.
Знакомство с Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на молодого художника. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб.
«Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Васнецов, Поленов, Репин, Врубель, Суриков и др. ). Как хорошо Боже, как хорошо. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею.
Рядом с ним теперь не только любимая женщина, но и талантливая художница, соратник и помощник. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. В одном из последних писем к А. Бенуа: «Теперь я живу в Тарусе.
Плавные, музыкальные ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. Часто говорилось о задетости (формула Добужинского) молодого художника импрессионизмом и доля истины в этом утверждении есть – в пользу этого говорят последние допарижские картины и этюды Борисова-Мусатова, созданные в 1894-95 годах. Станюкович. А это, знаете ли, просто красивая эпоха.
Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886 год, «Майские цветы», 1894 год, обе – в ГТГ).
А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Я создал свою жизнь. Затем я ищу зрелище, которое станет ее точнейшим переводом». Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома.
Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. но они остаются.
Однако внезапное обострение болезни привело к операции и необходимости задержаться. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Какие-то надежды, какие-то ужасы. В детстве он был для меня чуть ли не Таинственный остров.
Художник вынужден оставить Петербург. Рисовал он лет с шести. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Равно как и любовь к голубому и зеленому. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Давно ли я был в Москве, в столице Российской империи и скоро вновь буду в ней, но уже в столице Российской Республики. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.
Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем».
Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Его похоронили на высоком берегу Оки. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович, российский художник и график. В его понимании язычество — синоним пантеизма.
Как и всегда, он много и плодотворно работает. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. В 1890 году молодой человек отправился в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта».
От картины к картине (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903) чувство мира иного нарастает в Реквиеме (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее астральные двойники. Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе.
Оказал большое влияние на художников Голубой розы и Мира искусства. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается иной мир, скрытый под маревом красок, становятся дворянские гнезда, ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Борисов-Мусатов стремился выразить романтичную мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898-1901 годы, ГРМ «Гобелен», 1901 год и «Изумрудное ожерелье», 1903-04 годы, оба в ГТГ). Учился у В. Поленова.
Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием. В глуши. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах. Сижу в Тарусе, – писал он А. Бенуа.
Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Это и есть подход к миру – декоративный». Когда мальчику исполнилось три года, он вследствие несчастного случая сделался горбатым. Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. Она помогала давать названия картинам.
Известность Борисова-Мусатова растет. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Одиннадцатилетним подростком он поступил в Саратовское реальное училище. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых.
Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Но и в Петербурге Борисову-Мусатову не пожилось. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. Большинство мемуарных свидетельств о художнике относятся именно к этому периоду его жизни.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Работая над ним, Борисов-Мусатов писал будущей жене: «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. была твоим свадебным подарком».
Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии. Ведь после начнется другая жизнь. Его живопись – музыка).
Родители безумно любили своего сына. Последняя работа Борисова-Мусатова – незавершённая акварель «Реквием» (1905 год, ГТГ) – одно из лучших созданий русского живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Борисов-Мусатов. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. В самом реальном училище Мусатов долго не задержался уже в 1884 году он покинул его.
На горизонте замаячило и международное признание: в 1904 году с успехом прошла персональная выставка художника в Германии (Гамбург, Мюнхен, Дрезден, Берлин), а в 1905 году он показал свои картины в парижском Салоне, после чего его приняли во французское Общество изящных искусств. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны (Окно, 1886, Третьяковская галерея). И отрезан от всего мира. Правда, недолго.
Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Не слишком известный факт: первые декорации мусатовского иного мира воспроизводили античность (эскизы к картине Рабы идиллия Дафнис и Хлоя). Борисов-Мусатов испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистического «пейзажа настроения». Ученичество позади.
Этот остров называется Зеленым. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Художественной школы в Саратове не было. Быть может, с посещения Слепцовки (дневниковая запись: Бродил по старому заснувшему парку и вспомнил Пюви де Шаванна.
С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. С чего началось это увлечение стариной. Борисов-Мусатов в этом смысле – последовательный «ша-ваннист» ряд его моделей, первоначально представленный сестрой, Е. Мусатовой, со временем пополнился женой и Н. Ю. Станюкович. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника.
– прошептал кто-то тихо. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой).
Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905 год, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для московского особняка Дерожинской, акварель, 1904-05 годы, ГТГ и ГРМ). Реквием остался неоконченным. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Последние месяцы жизни были ознаменованы всплеском творческой активности.
Борисов-Мусатов оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза». Как странно. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Увлечение продолжилось в Москве, во время учебы в МУЖВЗ. Это были годы становления мусатовского стиля, позже прославившего его.
Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». Весенний цветущий сад. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Этому способствовала безграничная родительская любовь.
В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу исполнил много этюдов. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Французский период в судьбе Борисова-Мусатова длился довольно долго.
Выработал своеобразную живописную манеру с приглушенным колоритом в пастельных тонах. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени – в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др. ) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. На выставках с 1893 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Московское товарищество художников), с 1904 г. – член Союза русских художников. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника.
К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. Дело в том, что в МУЖВЗ его называли то Мусатовым, то Борисовым (по отчеству отца – Борисов сын).
Саратов. Я знал только один ближайший его берег. В это время в стране происходят бурные революционные события.
Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона.
Какие-то слухи долетают до меня. Член Союза русских художников (с 1904 года). И некрасивые, но полные женственной прелести девушки Изумрудного ожерелья так же бессознательно тянутся к солнечным лучам, как поворачиваются к солнцу дубовые листья и белые шары одуванчиков. Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. Проснулся. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее.
То есть нами упомянутый XVIII век оказывается не совсем XVIII веком. Прошло мгновение ока. Точнее, мечтательной. Стилистические принципы Пюви де Шаванна (плоскостность, условность изображения, приглушенная цветовая гамма, сновидческая атмосфера), воспринятые Борисовым-Мусатовым, надолго определили характер его произведений – в сущности, он никогда им и не изменял, лишь «претворив» в контексте собственных поисков. В 1901 г. он приехал в Зубриловку.
Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Виктор ходил в другой комнате. Между тем жил Борисов-Мусатов со своей семьей (на исходе 1904 года у него родилась дочь) довольно скудно: дохода ему его картины практически не приносили. Виктор Борисов-Мусатов родился 2 апреля (14 апреля – по новому стилю) 1870 года в Саратове. Требуется производить жесткий отбор, отделять зерна от плевел.
И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник. Весной 1905 года Виктор Элъпидифорович с женой и маленькой дочкой переезжает в Тарусу. Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье.
Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Это было рубежное событие.
Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье». Родился в Саратове. Борисов-Мусатов, живший в эпоху торжествующей общественности, художественных революций и всеобщего разброда, словно не слышал ее скрежетов, -он творил свой идеальный мир, проникнутый тихой музыкой. В 1899 г. художникВ.
Гобелен (1901), появление которого сопровождалось восторженным шумом, убедило Борисова-Мусатова в верности выбранного направления. В начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко» Во многом это стало возможным благодаря искусству. Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением.
И Виктор улыбался, радостно смущенный». Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. «Художник всегда одинок – если это художник». Это принципиально. Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Истоки будущих грез Борисова-Мусатова нужно искать в его детстве.
Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. Он был далек от вмешательства в общественную жизнь, если это не было вызвано интересами творчества. Коновалова в Саратове, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891 1893-1895), Академии художеств (1891-1893) у п. п. Как он правдив.
И я хочу, чтобы слава этой картины. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов, служил на железной дороге. Стояла тишина. – Человек носит свое счастье в себе самом.
Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма (Куст орешника, Осенняя песнь, оба – 1905). С 1898 года жил преимущественно в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Одно из первых – живопись Ж. Бастьен-Лепажа (1848-1884) об этом влиянии свидетельствует уже упомянутое Окно. Чувствуется аромат сирени. Его первым педагогом был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов.
В декабре 1903 года семья Мусатовых переезжает в Подольск. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. – спросите вы. Художник сумел соединить тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Ранним утром 26 октября (8 ноября – по новому стилю) 1905 года Борисов-Мусатов умер. Произведение монументально и в то же время глубоко лирично, окрашено личными чувствами автора.
«Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Занимался у В. В. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. Тугендхольд писал: «Мусатова привлекали не девочки на фоне яблонь, но и девочки и яблони, одинаково ставшие майскими цветами, красочными арабесками, весенними пятнами. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.
Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Но одна из его шалостей закончилась большой бедой: в три года заигравшийся мальчик упал с каменной скамьи и ушиб позвоночник. Вернувшись Россию в 1898, он поселился в Саратове, где упорно работал.
Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. Его произведения звучат как греза о прекрасном.
Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин.
«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Стояла тишина. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение.
Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». Художник, вступив в 1899 году в Московское товарищество художников (МТХ) и быстро заняв в нем лидерские позиции, активно участвовал в художественной жизни.
В. Коновалов, выпускник петербургской Академии художеств, щедро делился со своим учеником знаниями, полученными в а. та та1ег. Потрясенный смертью Н. Станюкович, он писал Реквием. Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой.
Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Автор женских портретов, пейзажей, картин и панно, отмеченных тонким лиризмом, элегичностью, декоративностью (Гармония, 1900 Водоем, 1902 Изумрудное ожерелье, 1903, все – в ГТГ Весна, 1901, ГРМ). Его рисунки и виньетки украсили в 1905 году страницы журнала «Весы».
Где я найду моих женщин прекрасных. Но иногда случается, что это идет на пользу растущему таланту. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Родители с пониманием отнеслись к увлечению сына. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость.
Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. Повсюду свободные граждане» Но Увидеть преобразования в жизни России он не успел. Так, в пейзаже Гобелена как бы извлечена из повседневности романтическая прелесть темных крон деревьев изящных узоров ветвей и листвы, солнечных лучей, скользящих по стене дома и светлой зелени газона.
Еще один немаловажный «парижский» нюанс: друзья прозвали его там «японцем». И еще. И слава действительно пришла к художнику. Сумерки начинают сгущаться.
Это как раз мусатовский вариант. Отец был железнодорожником. Как в сказке.
Учился в МУЖВЗ (1890-91 годы и 1893-95 годы), петербургской Академии Художеств (1891-93 годы) у П. П. Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895-98 годы) в Париже. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Он в ожидании каких-то перемен. Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. А какая эпоха. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски.
Повсюду жизнь. У времени и у них одно общее – вечность. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице.
Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). В 1895 году Борисов-Мусатов, съездив летом в Крым и на Кавказ, отправился в Париж. На пустынном берегу Оки.
Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Чистякова и в Париже (1895-1898) у Ф. Кормона. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари.
Близость к Москве была крайне важна для него.
Взглянуть и обнаружить в нем то, чего никто не замечал. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. В акварели На балконе. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея).
Надо отметить, что Мусатов, вдоволь напутешествовавшийся по учебным заведениям, так и не получил систематического художественного образования. Но вскоре он оставил эту эпоху в его творчестве громко заговорил XVIII век. Он был пустынен и я любил его за это.
Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Виктор ходил в другой комнате.
Около Саратова, – вспоминал художник впоследствии, – на Волге есть остров. На пустынном берегу Оки. Какие-то дороги забастовали. Мечтательный темперамент художника (Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов, – пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Незаурядные способности к рисованию проявились у мальчика рано. А между тем уже сто лет пролетело.
Задумчивый мотив звучит в природе. Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе.
Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Станет книжным графиком. Борисов-Мусатов читает газеты и письма, которые ждет с нетерпением.
Его сестра Елена вспоминала:«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёмным осенним небом, покрытым тучами. Работам Борисова-Мусатова свойственен удивительный мелодизм. Прежде чем стать ни на кого не похожим, Борисов-Мусатов переболел рядом влияний. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Встреча с современным французским искусством сыграла в жизни и творчестве Борисова-Мусатова решающую роль.