Среди блестящей плеяды русских художников Серебряного века Виктору Эльпидифоровичу Борисову- Мусатову принадлежит одно из первых мест. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2апреля1870— 26октября 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870 — 26 октября (8 ноября) 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (2 (14) апреля 1870— 26 октября (8 ноября) 1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд». Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (214апреля1870— 26октября 8ноября1905)— русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд»2.
Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице. Если этого не понимать, то можно повторить ошибку многих современников художника, называвших его вторым Сомовым. Одно из первых – живопись Ж. Бастьен-Лепажа (1848-1884) об этом влиянии свидетельствует уже упомянутое Окно. И Виктор улыбался, радостно смущенный».
Она помогала давать названия картинам. В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение.
Работы художника вызвали восторженные отклики критики. В1891–1893 состоял вольнослушателем вИАХ, занимался уВ. П. Верещагина, Б. П. Виллевальде, К. Б. Венига ивчастной мастерской П. П. Чистякова (1891–1893), вМУЖВЗ (1890–1891 и1893–1895) уН. В. Неврева, К. В. Лебедева, Е. С. Сорокина, К. А. Савицкого, В. Д. Поленова. Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту. Сижу в Тарусе, – писал он А. Бенуа.
Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве».
Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Но в трехлетнем возрасте мальчик упал, да так сильно, что со временем у него стал расти горб. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.
Вскоре у него появились боли в спине и начал расти горб. Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма (Куст орешника, Осенняя песнь, оба – 1905). Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию. Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника.
В 1890 году молодой человек отправился в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. «Художник всегда одинок – если это художник». Где я найду моих женщин прекрасных. Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Затем я ищу зрелище, которое станет ее точнейшим переводом». Это были годы становления мусатовского стиля, позже прославившего его.
Весной 1901 года художник как бы вновь обрел крылья и, не сковывая себя сюжетом или надуманной композицией, возвратился к своим излюбленным лирическим, залитым солнцем картинам-этюдам – создал Рисующую даму, На диване, У туалета и другие произведения. «Художник всегда одинок – если это художник». Доживет до 1991 года. Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899г. ), «Гармония» (1900г. ), «Весна» (1901г. ), «Гобелен» (1901г. ), «Водоем» (1902г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904г. ). И Виктор улыбался, радостно смущенный.
Быть может, с влюбленности в Зубриловку, куда художник, по его словам, ездил набираться старинного духа. Инеоспоримо утверждение, что «его опыт является почти обязательным этапом на пути художников кбудущим живописным достижениям» (Д. В. Сарабьянов. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др. ) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. С1898 жил иработал вСаратове, с1903– вПодольске, смарта 1905– вТарусе.
Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой. Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем». Рисовал он лет с шести. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник.
Реквием остался неоконченным. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Стояла тишина. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана.
Художник умирает внезапно летом 1905 года на даче в Тарусе. В детстве он был для меня чуть ли не Таинственный остров. – Человек носит свое счастье в себе самом. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии).
Его произведения отличались почти архитектурной выстроенностью. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника. Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. Упав, он повредил позвоночник и у него образовался горб.
В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: На балконе. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов, служил на железной дороге. М., 1966. С. 237).
Произведения: Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905) – все в ГТГ. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Художественной школы в Саратове не было. Уже через год, в 1891 году, мы застаем его в Петербурге, в Академии, которую он посещает в качестве вольнослушателя. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович, российский художник и график.
Его рисунки и виньетки украсили в 1905 году страницы журнала «Весы». Критика отмечала новаторское, экспериментаторское начало в его картинах. В этом же году он вступил в Союз русских художников.
Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Теперь любовь вспыхнула с новой силой. Об отношениях прославленных поэтов Серебряного века можно судить по посмертной статье Андрея Белого, посвященной Борисову-Мусатову, «Сиреневые гирлянды». В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Ученичество позади.
Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени – в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др. ) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). И, конечно же, как и все художники мира, он в Лувре изучал работы известных творцов. От картины к картине («Гобелен», 1901 «Водоем», 1902 «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает в «Реквиеме» (1905), написанном в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены близкого друга художника, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». СПб., 1906 // Перевал.
В своих словно подёрнутых дымкой нереальности, «сновиденческих» произведениях Борисов-Мусатов стремился выразить романтичную мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоническом единстве с природой («Весна», 1898-1901 годы, ГРМ «Гобелен», 1901 год и «Изумрудное ожерелье», 1903-04 годы, оба в ГТГ). Борисов-Мусатов умер молодым осенью 1905, врасцвете своего дарования, как раз на пороге зарождавшегося отечественного авангарда. «Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Васнецов, Поленов, Репин, Врубель, Суриков и др. ). Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. Как он правдив.
Именно здесь проявились художественные способности молодого человека. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. После «Автопортрета с сестрой» пару картин, а именно «Осенний мотив» и «Гармонию», специалисты относят к авторским неудачам – они выглядят как пышные костюмированные постановки. Быть может, с посещения Слепцовки (дневниковая запись: Бродил по старому заснувшему парку и вспомнил Пюви де Шаванна.
Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя. Особенно сильное впечатление оказала на него природа Поволжья. Около Саратова, – вспоминал художник впоследствии, – на Волге есть остров.
1997. Этот остров называется Зеленым. В 1890 г. юноша отправился в Москву и был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1891 г. перевелся в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Живое, сильное чувство позволило ему создать лучшие картины.
Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Учился вреальном училище уФ. А. Васильева (1881–1884), ввоскресной рисовальной школе И. Ф. Ананьева (1884), вдомашней студии В. В. Коновалова (с 1885), врисовальной студии СОЛИИ уГ. П. Сальвини-Баракки иКоновалова– с1889.
Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Борисов-Мусатов задумал несколько больших композиций, но так и не воплотил их на полотне. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Такая мечтательность бывает плодотворной – она помогает сначала внимательно взглянуть внутрь себя, а потом – не менее внимательно – на окружающий мир.
Он создает свои лучшие пейзажи – «На балконе. Сделанные на пленэре полотна были наполнены светом и движением. Родился в Саратове. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Художник, вступив в 1899 году в Московское товарищество художников (МТХ) и быстро заняв в нем лидерские позиции, активно участвовал в художественной жизни.
Признанным шедевром этого года стал «Водоем». Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». Так же, как в этом портрете, в картинах «Осенний мотив», «Дама в голубом платье», «В парке» каждый раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности. В это время он очень подружился с Андреем Белым и Валерием Брюсовым. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье». Член Союза русских художников (с 1904 года). В самом реальном училище Мусатов долго не задержался уже в 1884 году он покинул его.
Однако эти искания художника были встречены неодобрительно. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Х (1/97). Молодые художники – И. И. Весной 1903 года Бо-1псов-Мусатов женился на Елене. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.
Но иногда случается, что это идет на пользу растущему таланту. С 1898 жил преимущественно в Саратове, с 1903 – в Подольске и Тарусе. Французский период в судьбе Борисова-Мусатова длился довольно долго. Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.
У времени и у них одно общее – вечность. Его первым педагогом был выпускник петербургской Академии художеств В. Коновалов. С. 354). С чего началось это увлечение стариной.
К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью. И слава действительно пришла к художнику. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Они посвятили картинам Борисова-Мусатова циклы стихотворений.
Серов, К. А. Взглянуть и обнаружить в нем то, чего никто не замечал. Однако этим замыслам не суждено было воплотиться.
Близость к Москве была крайне важна для него. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. С 1890 года Борисов-Мусатов – студент Московского художественного училища. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. Стилистические принципы Пюви де Шаванна (плоскостность, условность изображения, приглушенная цветовая гамма, сновидческая атмосфера), воспринятые Борисовым-Мусатовым, надолго определили характер его произведений – в сущности, он никогда им и не изменял, лишь «претворив» в контексте собственных поисков.
Ведь после начнется другая жизнь. Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894 г. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. Родители с пониманием отнеслись к увлечению сына. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). То есть нами упомянутый XVIII век оказывается не совсем XVIII веком. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны (Окно, 1886, Третьяковская галерея).
Характеризуя картину, один из исследователей творчества художникаЯ. Знакомство с творчеством Н. Н. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Очень близким ему оказалось творчество Огюста Ренуара, Поля Гогена и Берты Моризо. Большинство мемуарных свидетельств о художнике относятся именно к этому периоду его жизни.
В ночь на 26 октября 1905г. Из всех предметов Виктор больше нравилась живопись. Сам Борисов-Мусатов после нее обрел уверенность в себе, в своих творческих поисках. Еще один немаловажный «парижский» нюанс: друзья прозвали его там «японцем».
Равно как и любовь к голубому и зеленому. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было.
Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Чувствуется аромат сирени. Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. М., 1980. А мать выросла в семье владельца живописной и переплетной мастерской.
Все они были отмечены выдающимся мастером пейзажа В. Д. Поленовым, а написанная в 1894г. Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Левитан, М. Нестеров, В. А. В 1881 году будущий художник поступает в саратовское реальное училище. И ничто уже меня не может выбить из моей колеи, – писал художник.
Его живопись – музыка). И я хочу, чтобы слава этой картины.
Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. Как правило, художник умел на некоторое время отстраняться от своих образов. Все складывается, он энергично и самозабвенно работает, рисуя по 6-7 картин в год. Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе.
Его похоронили на высоком берегу Оки. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 11 апреля 1870 года в Саратове. Но Борисов-Мусатов воспринимал все, что писал, как живое. Борисов-Мусатов испытавший влияние П. Пюви де Шаванна, П. Гогена и художников группы «Наби», соединил его с тенденциями импрессионистического «пейзажа настроения». В нем и в природе родного Поволжья он черпал свои силы и вдохновение.
Но подлинной вершиной творчества художника стала картина «Водоем». Но вскоре он оставил эту эпоху в его творчестве громко заговорил XVIII век. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе. Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). На высоком берегу Оки его ученик и почитатель – выдающийся русский скульптор А. Матвеев – установил памятник – спящий на саркофаге мальчик. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына.
Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». В 1907 году открывается выставка «Голубая роза», название которой дал Андрей Белый и костяк которой составили представители ближайшего окружения Борисова-Мусатова, он был признан их идейным вождем. Ранним утром 26 октября (8 ноября – по новому стилю) 1905 года Борисов-Мусатов умер. Сюда входили П. Кузнецов, А. Матвеев, М. Матюшин, Уткин и К. Петров-Водкин. картина «Майские цветы» – приобретена Ее Высочеством Елизаветой Федоровной. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович.
Но встреча в Париже с новейшим искусством заставила его интенсивно двигаться дальше. По свидетельству современников, русский художник никогда не расставался с репродукцией «Джоконды». Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на творческое мировоззрение молодого художника. «Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Последняя работа Борисова-Мусатова – незавершённая акварель «Реквием» (1905 год, ГТГ) – одно из лучших созданий русского живописного символизма, крупнейшим представителем которого был Борисов-Мусатов.
Я его имею и верю, что в нем не разочаруюсь до конца». В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка. Фрагменты // Вопросы искусствознания.
Но где же взять натуру, где взять моделей. Недаром Мусатов впоследствии признавался: «Когда меня пугает жизнь – я отдыхаю в искусстве». В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции. Создавал также «чистые», безлюдные пейзажи («Осенняя песнь», 1905 год, ГТГ) и эскизы монументально-декоративных панно (символистский цикл «Времена года» для московского особняка Дерожинской, акварель, 1904-05 годы, ГТГ и ГРМ). Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца». За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях.
Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Естественность ребенка наедине с природой рождает ощущение интимности образа. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается иной мир, скрытый под маревом красок, становятся дворянские гнезда, ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком.
В Саратове у него была школа художников-единомышленников, выставивших свои работы в 1904 году на экспозиции «Алая роза». Теперь он вернулся и разразился целой серией синих картин, в которых ни один мудрый философ не доискался бы до смысла» Именно так были восприняты официальной критикой лучшие творения Борисова-Мусатова – «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Весна» (1901 г. ), «Гобелен» (1901 г. ), «Водоем» (1902 г. ) и «Изумрудное ожерелье» (1904 г. ). Гобелен (1901), появление которого сопровождалось восторженным шумом, убедило Борисова-Мусатова в верности выбранного направления. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Весенний цветущий сад.
Виктор Борисов-Мусатов родился в провинциальном Саратове в скромной мещанской семье. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Учась в МУЖВЗ, Виктор посещает кружок, где в жарких спорах и долгих дискуссиях молодые художники пытаются найти новые способы и стили в живописи. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Учился в МУЖВЗ (1890-91, 1893-95), в петербургской АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже.
Некоторые критики обвиняют его картины в постановочности и манерности. Коровин, А. Е. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Художник вынужден оставить Петербург.
Задача штудирования обнаженной натуры изучение эффектов солнечного освещения, стремление достигнуть декоративности используя локальный цвет, в этюде «Мальчик с собакой» (1895), сочетаются с попыткой образного решения мотива. Его отец был мелким железнодорожным служащим, сыном мельника. Таруса (1905, ГТГ), Куст орешника (1905, ГТГ), Осенняя песнь (1905, ГТГ) написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В 1895 году Борисов-Мусатов, съездив летом в Крым и на Кавказ, отправился в Париж.
Кумиром его был Леонардо да Винчи, которому, кроме всего прочего, как никому другому, удавались сфумато (прозрачные тени). В ночь на 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов скоропостижно скончался, успев завершить лишь большую акварельную работу «Реквием» – дань безвременно ушедшей Н. Ю. Станюкович. По настроению она напоминает лирические строки Тургенева:. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ.
В три года мальчика постигло большое несчастье. Стал вольнослушателем Академии художеств, а затем начал посещать частную мастерскую П. Чистякова, воспитавшего И. Репина, о. Серова, М. Врубеля. В 1899 г. художникВ. Это и есть подход к миру – декоративный». Работам Борисова-Мусатова свойственен удивительный мелодизм. Однако эти искания художника были встречены неодобрительно.
Произведение монументально и в то же время глубоко лирично, окрашено личными чувствами автора. В обликах двух задумчивых, как бы завороженных неразгаданной тайной бытия женщин, в замкнутом пространстве водоема, отражающего небо и словно опрокинутые в водную гладь деревья, звучит тихая симфония мироздания. Продолжением ее стала многофигурная композиция «Изумрудное ожерелье».
Я знал только один ближайший его берег. – прошептал кто-то тихо. Трубадур передвижнического реализма чуял актуальность идейственность ненавистного ему мусатовского искусства для нового поколения русских живописцев. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет. С. 67). Бледнеет ночь. Но, как это всегда бывает, подлинное признание приходит после смерти.
Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. Но времени для исполнения задуманного у него уже не было.
В 1904 году Борисов-Мусатов начал работать над циклами монументально-декоративных росписей – для здания Московского управления электрической тяги (трамвая) и частного дома. Это было рубежное событие. Борисов-Мусатов был похоронен здесь же, в любимой Тарусе, на высоком берегу Оки.
А какая эпоха. Одиннадцатилетним подростком он поступил в Саратовское реальное училище. Как и всегда, он много и плодотворно работает. Здесь, на ученической выставке, он представил пять своих работ, ставших результатом его учебы у Чистякова.
Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Учился в МУЖВЗ (1890-91 годы и 1893-95 годы), петербургской Академии Художеств (1891-93 годы) у П. П. Чистякова, также в мастерской Ф. Кормона (1895-98 годы) в Париже. Но особенно близкими и созвучными ему становятся картины-панно символистской группы «Наби» (что означает в переводе с древнееврейского языка пророк избранный – так скромно именовали себя набиды). Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком.
Станет книжным графиком. Несчастье не озлобило его, он рос жизнерадостным, открытым, правда, склонным к мечтательности и самоуглубленности. 1901 год – период наибольшего творческого расцвета мастера. Здесь он становится вольнослушателем Академии художеств, начинает посещать частную мастерскую П. Чистякова, учениками которого в разные годы были И. Репин, В. Серов, М. Врубель.
Но и в Петербурге Борисову-Мусатову не пожилось. Последние месяцы жизни были ознаменованы всплеском творческой активности. Требуется производить жесткий отбор, отделять зерна от плевел. Посещал академию Фернана Кормона вПариже (1895–1898).
Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. В 1903 году появились близкие по настроению к Водоему Дама у гобелена (портрет Н. Станюкович), Призраки, Прогулки при закате, чуть позже – Изумрудное ожерелье. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. И слава действительно пришла к художнику. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть.
Виктор ходил в другой комнате. Как хорошо Боже, как хорошо. Он всегда был окружен симпатизирующими ему людьми. Знакомство с Н. Ге и его новой картиной «Распятие», а также их беседы оказали большое влияние на молодого художника. Точнее, мечтательной.
Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Верность Зубриловке Борисов-Мусатов сохранил до конца жизни. В Тарусе Борисов-Мусатов создает и свое последнее произведение – большую акварель Реквием (1905, ГТГ), посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович – жены известного писателя. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.
Архипов – новаторы в живописи – боролось за обновление искусства. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника. Когда мальчику исполнилось три года, он вследствие несчастного случая сделался горбатым. А его частную школу из российских живописцев посещали Рерих и Исаак Батюков.
А это, знаете ли, просто красивая эпоха. Теперь рядом с ним в Зубило вке были два необыкновенно дорогих ему, любимых человека – сестра и Елена. Но если довелось увидеть его картины, причем желательно ретроспективу (их не так много, всего 77 – жизнь художника была очень короткой), они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Выходец из семьи железнодорожника, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже.
Но этому, увы, не суждено было осуществиться. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Станюкович. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому».
Монография Владимира Станюковича. Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью.
С 1898 года жил преимущественно в Саратове, с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. «Девушка в ожерелье» (1904) — этюд к одному из самых совершенных по воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера — к картине «Изумрудное ожерелье». Виктор Борисов-Мусатов родился 2 апреля (14 апреля – по новому стилю) 1870 года в Саратове.
Картины этих лет становятся шедеврами. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Картина полна неизъяснимой грусти и очарования.
Картина полна неизъяснимой грусти и очарования. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. «Видения-то свои он реализовал вмузыкально-зримую красоту, которую он подглядел-подслушал вприроде» (Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). Отдаленность Саратова мешала ему – и в 1903 году Борисов-Мусатов перебрался поближе к Москве, в Подольск. Борисов-Мусатов в этом смысле – последовательный «ша-ваннист» ряд его моделей, первоначально представленный сестрой, Е. Мусатовой, со временем пополнился женой и Н. Ю. Станюкович.
В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Его отец, Эльпидифор Борисович Мусатов (его вторая фамилия стала производной от отчества), был сыном мельника. Вследствие несчастного случая мальчик в трехлетнем возрасте сделался горбатым. По словам К. Петрова-Водкина, Борисов-Мусатов придал поэзии «прочную живописную форму». Виктор был вторым ребенком в семье (пятеро детей, появившихся до него, за исключением дочери Агриппины, не выжили). Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой.
Особенно отчетливо это проявилось в «Майских цветах», где изображены играющие среди цветущего сада две девочки. Исовременный исследователь видит вМусатове «возбудителя нового живописного символизма» (Д. В. Сарабьянов. А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве.
Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Произведение монументально и в то же время глубоко лирично, окрашено личными чувствами автора. В последний год своей жизни художник написал целую пейзажную осеннюю сюиту. Ритмы картины чрезвычайно продуманны.
Русская живопись. Когда-то Виктор Борисов-Мусатов подавил в себе только зарождавшееся серьезное чувство. В планах художника была большая картина «Венки васильков», он создал немало эскизов для циклов росписей, начал работу над «Реквиемом». Известность Борисова-Мусатова растет. У Виктора было две сестры – Елена и Агриппина.
Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Художник собрался в Россию. Её изображение мы видим на многих работах мужа. Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой.
-В глуши. Правда, недолго. Стремясь к дальнейшему совершенству, художник в 1895 году едет в Париж и поступает в частную школу под названием «Ателье Кормона». В мае Елена приехала к нему в Зубиловку.
1907. «Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Между тем жил Борисов-Мусатов со своей семьей (на исходе 1904 года у него родилась дочь) довольно скудно: дохода ему его картины практически не приносили.
Семья переезжает в Подольск, но лето всегда проводят на даче в Тарусе. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Приезжая на лето в Саратов, Борисов-Мусатов делал множество живописных пленэрных этюдов. С. 54).
На пустынном берегу Оки. Как она перекликается с творчеством импрессионистов. Они – вполне ученические и, по всей видимости, являются результатом прилежной учебы молодого живописца у своего первого учителя, В. Коновалова. От картины к картине (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903) чувство мира иного нарастает в Реквиеме (1905), написанном в память умершей сестры, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее астральные двойники.
Мысли идумы. Однако внезапное обострение болезни привело к операции и необходимости задержаться. На горизонте замаячило и международное признание: в 1904 году с успехом прошла персональная выставка художника в Германии (Гамбург, Мюнхен, Дрезден, Берлин), а в 1905 году он показал свои картины в парижском Салоне, после чего его приняли во французское Общество изящных искусств.
Саратов. В нее входили Поль Серюзье (руководитель), Пьер Боннар, Эдуард Вюйар и Морис Дени. Известный русский художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года. До чего же хороша картина, написанная в это время, «Капуста и ветлы».
В начале 1900-х гг. была твоим свадебным подарком». Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Этот петербургский период стал важным этапом становления художника Борисова-Мусатова. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.
По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. 25 октября 1905 года у Борисова-Мусатова сдало сердце. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. 6.
«Водоем» полностью изменил отношение к нему столичных художников, критиков и зрителей, признавших картину шедевром русской живописной школы. Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек, тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени. Это произведение стало самым «земным» и жизнеутверждающим в творчестве художника.
Это принципиально. Имеются ввиду, конечно, прежде всего мастера русского авангарда.
И я хочу, чтобы слава этой картины была твоим свадебным подарком». Он создал живописную систему, суть которой – единение реального мира и мира условного, призрачного видения. Я создал свою жизнь. Стояла тишина. Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. Оно на всю жизнь отделило его от сверстников. У времени и у них одно общее – вечность.
Местом действия картины «Реквием» является зубриловский парк. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии.
выработал своеобразную живописную манеру, основанную на изысканно-приглушённой гармонии колорита, близкого пастели и сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принципов пленэрной живописи с декоративностью общего решения картины, приближавшейся к композиционному типу живописного панно (так называемый декоративный пленэризм). Как-то странно – такая тишина среди всеобщего смятения. / Но в Третьяковке побывал -/ В мечтах один Бастьен-Лепаж. Дело в том, что в МУЖВЗ его называли то Мусатовым, то Борисовым (по отчеству отца – Борисов сын).
Истоки будущих грез Борисова-Мусатова нужно искать в его детстве. Незаурядные способности к рисованию проявились у мальчика рано.
Надо отметить, что Мусатов, вдоволь напутешествовавшийся по учебным заведениям, так и не получил систематического художественного образования. В 1894 году в его этюды вошли свет и движение.
Эту линию живописи развивали генетически связанные сего наследием пейзажисты «Голубой розы». Критики называли его картины «дикими», относя их «к чистой патологии творчества», называя «парижскими модами» и оригинальничаньем. Можно отметить полотна «Весна», «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903 – 04), «Призраки» (1903). В акварели На балконе. Сумерки начинают сгущаться.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Задумчивый мотив звучит в природе. Ему было 35 лет. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905), русский художник. Вернувшись Россию в 1898, он поселился в Саратове, где упорно работал.
Василий Кандинский врусском контексте. но они остаются.
Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905) – русский художник. Увлечение продолжилось в Москве, во время учебы в МУЖВЗ.
Поместье Зубриловка. Учился у В. Поленова. Впоследствии в одном из писем молодой Мусатов писал о себе: «Во мне кровь плебейская, но душа принца».
В проникнутых элегическим чувством, как бы подёрнутых дымкой нереальности произведениях, где главная роль принадлежит насыщенному эмоциональным содержанием пейзажу, Борисов-Мусатов стремился выразить романтическую мечту о прекрасном мире, в котором человек находится в гармоничном единстве с природой. Часто говорилось о задетости (формула Добужинского) молодого художника импрессионизмом и доля истины в этом утверждении есть – в пользу этого говорят последние допарижские картины и этюды Борисова-Мусатова, созданные в 1894-95 годах. Волею судьбы, это был реквием и самому автору.
Вот таким образом родители особенно радовались этому веселому и непоседливому малышу. Замыслы художника остались в эскизах. Виктор ходил в другой комнате. Борисов-Мусатов ихудожники группы «Наби».
Искусство Борисова-Мусатова находит признание не только в России, но и за рубежом. Но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо», «Ася», полотна этого художника – «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» – являются лучшими иллюстрациями. Все меня захватит, вероятно, в другой форме. Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все – Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Плавные, музыкальные ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна.
Однако главным его натурщиком в это время, как образно сказал Грабарь, делается солнце. Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Это и есть подход к миру – декоративный». Плавные, «музыкальные» ритмы картин вновь и вновь воспроизводят излюбленные темы Борисова-Мусатова: это уголки парка и женские фигуры (сестра и жена художника), которые кажутся образами человеческих душ, блуждающих в потустороннем царстве сна. В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу исполнил много этюдов. В 1904 году персональная выставка Борисова-Мусатова с успехом прошла в Германии.
Не слишком известный факт: первые декорации мусатовского иного мира воспроизводили античность (эскизы к картине Рабы идиллия Дафнис и Хлоя). Уже ранние пленэрные композиции художника проникнуты ощущением волнующей тайны («Окно», 1886 год, «Майские цветы», 1894 год, обе – в ГТГ). Летние облака принимают фантастические формы. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Член Союза русских художников (с 1904).
С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре. Борисов-Мусатов оказал значительное влияние на творчество художников объединения «Голубая роза». Здесь живопись как бы сливается с музыкой, поэзией и гармонией природы. – спросите вы. Здесь он окунается в атмосферу творческих исканий. Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе.
Это как раз мусатовский вариант.
Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Он был пустынен и я любил его за это. У водоема, на лужайке или в тенистом парке они, кроткие и задумчивые на его полотнах, будто сотканы из сладких, светлых утренних грез и мечтаний.
Мечтательный темперамент художника (Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов, – пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище.
В его понимании язычество — синоним пантеизма. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь» (все в 1905 г. ), занимается монументальной живописью (эскизы к декоративным росписям). Сам художник, описывая свою жизнь и творчество того времени, говорил, что живет в мире грез и фантазий «среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осеннего тумана». Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.
Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Девушки, которые, кажется, плывут среди декоративных растений, похожи на зеркальные отражения. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Мои художественные горизонты расширились, — рассказывал он впоследствии, — многое, о чем я мечтал, я увидел уже сделанным, таким образом, я получил возможность грезить глубже идти дальше в своих работах. Последние годы его жизни заполнены непрестанной работой.
Потрясенный смертью Н. Станюкович, он писал Реквием. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Борисов-Мусатов уже собирался возвращаться в Россию, однако внезапное обострение болезни вынудило его задержаться. Вскоре после свадьбы Борисов-Мусатов переезжает с семьей в Подольск, поближе к столице.
Конечно, можно прожить век и ничего не знать об этом замечательном мастере. Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Любуясь им, я слепну от разнообразия красок». Оно на всю жизнь отделило его от сверстников. Прежде чем стать ни на кого не похожим, Борисов-Мусатов переболел рядом влияний.
Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). И если трепетный мазок, фактура красочной поверхности остаются импрессионистическими, то картина в целом, с ее продуманной композицией, определенностью и равновесием цветовых плоскостей изысканностью рисунка цветущих ветвей — произведение уже иной системы — декоративной.
Родился всемье железнодорожного служащего.
Они мало покупаются, но художник признан во всем мире.