Грустная тишина. Но внезапно 26 октября (8 ноября) 1905 года Борисов-Мусатов скончался. Дальше – порыжевший луг, желтая с просинью полоска леса.
Это лето вернуло ему веру в возможность счастья. Это, по его словам, просто красивая эпоха. Окончит Ленинградское художественно-промышленное училище. Так, например, в этюде «В лодке» (1892) он показывает пейзаж, пронизанный светом и воздухом, в котором естественно и гармонично сосуществуют плывущие в лодке героини и природа.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Полотно «Изумрудное ожерелье» (1903-04, Тр) стало второй попыткой воплотить в жизнь старую идею. Признанным шедевром этого года стал «Водоем».
Этот шедевр, который автор называл «мелодией грусти старинной» наполнен таинственностью. Он был признан лишь на склоне жизни, а лучшую свою работу закончил в год смерти. Погруженная в мечты барышня давно минувшей эпохи. Станет книжным графиком.
Есть художники, – писал о Борисове-Мусатове М. Волошин, – которые всю свою жизнь влюблены в одно лицо. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Великолепное полотно исполненное в стиле живописи В. А. Серова и К. А. Коровина «Майские цветы» (1894, Тр) изображает беззаботную провинциальную идиллию, весенний сад, вплотную подступающий к стене дома.
Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.
Теперь там – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева с постоянной экспозицией, посвященной художнику. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. К этим эскизам фресок относятся акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества» (все-1905, Тр). Таким образом, Мусатов очень близок к нам в связи времен и поколений.
За эту короткую жизнь он создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905). Центральная фигура уравновешивает и объединяет (сюжетно) левую и правую части картины, внося во взаимоотношения девушек ноту спокойствия и понимания. Виктор Эльпидифорович видел мир иначе, чем окружавшие его люди. Доживет до 1991 года. Уровень мастерства теперь позволял решать любые творческие задачи.
Ему было 35 лет. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Знаменательна поездка в имение Зубриловка в 1902 году.
Картина неуловимо перекликается с произведением Ж. Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь», которое Виктор увидит только в 1890, когда уедет учиться в Москву. Саратов. Но тогда дело не зашло дальше эскизов. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Члены объединения «Мир искусства» пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Мальчик любил мечтать, побродить в одиночестве, увлекся рисованием.
И Мусатов мечтает стать одним из таких братьев-странников. Отец был железнодорожником. Восточная живопись, возможно, положила начало его мягкой, но точно выверенной линии.
В Тарусе он создал свое последнее произведение – большую акварель «Реквием», посвященную памяти безвременно умершей подруги семьи Станюкович. Именно такой работой у Мусатова является Водоём. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. »- пишет художник. Дерожинская не приняла эскизы.
Положение ее стало ухудшаться. Девочку воспитывала мать. Композиция его чрезвычайно проста. После ссылки вернулась в Москву.
Он не успел ее завершить. Его героини – совсем не красавицы, неизменно задумчивые, печальные и одинокие, отвлечённо изображённые на фоне затаённых уголков парков и усадеб, словно заблудшие призраки в потустороннем царстве сна. Виктор ходил в другой комнате. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи.
Похоронен художник на высоком берегу Оки в Тарусе. В них чувствуется несколько грустное лирическое настроение. Ершова «Конек-Горбунок», сделанная отцом Эльпидифором Борисовичем для своего сына. Втомже октябре онвнезапно скончался из-за подорванного здоровья ввозрасте 35лет. В картине чувствуется некое прощальное настроение, взгляд на мир сквозь полупрозрачную дымку.
Этому способствовала безграничная родительская любовь. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. С картины «Автопортрет с сестрой» начинается новый этап в жизни художника. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Осенью восстановился в МУЖВиЗ и доучился там до 1895. Осенью 1895 он отправился в Париж и находился там, за исключением летних месяцев, вплоть до 1898. Техника исполнения подобна вытканному блеклым шелком гобелену.
Их волнует не красота, т. е. не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Шевченко (1955) и др. Черемушки близ Москвы». Родители безумно любили своего сына.
Похоронив мать, юная Марианна отправилась в Петроград к давнему другу своего отца Владимиру Константиновичу Станюковичу, который помог молодой девушке начать самостоятельную жизнь. В 1884 г. Борисов-Мусатов поступил в Саратовское реальное училище, где проявился его талант художника. И Виктор улыбался, радостно смущенный. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. Художественной школы в Саратове не было.
Она помогала давать названия картинам. Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Их волнует отнюдь не красота, т. е. Теперь, много повидав, он смотрел на нее иными глазами: Красивый город удивительно. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей.
Он завершает «Весну», которая была начата еще несколько лет назад. Эта идиллическая картина – редкое отступление автора от общей тенденции его произведений. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.
С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы. Помимо прекрасной мечты об идеальном мире, движимом гармонией и красотой, в работахБорисова-Мусатоваможно прочитать и предзнаменования грядущего. На рассвете 26 октября 1905 художник умер в 35 лет.
Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес. Матвеевым и являющееся одной из наиболее интересных работ этого мастера. Символом происшедшего стало для художника и его друзей создание картины «Водоем» — наиболее яркой и радостной из всех его картин. Этому способствовала безграничная родительская любовь. Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
В акварели На балконе. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой. Державина, гостивших и проживавших там.
Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. В том же, 1901 осенью мастер создал восхитительное полотно «Гобелен» (Тр). Легкие коричневые штрихи, окруженные густыми пятнами желтого цвета, словно намекают на гроздья сережек цветущего орешника, осыпанные пыльцой (хотя пейзаж писался осенью). " 21 августа 1905 года Н. IO.
Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Художник вынужден оставить Петербург.
Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат Кодак. По воспоминаниям сестры Борисова-Мусатова Елены Эльпидифоровны: "Елена Владимировна любила живопись, но рисовала в другом жанре – предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу или где-нибудь у реки иногда писала портреты. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петербургская Академия художеств и особенно частная мастерская замечательного русского педагога П. П. В 1898 году Борисов-Мусатов возвращается из Франции.
Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. 14 апреля был день рождения Виктора Мусатова-Борисова (1870-1905), одного из самых необычных русских художников. Как и всегда, он много и плодотворно работает.
Он учил не только рисовать, но и думать, решать сложные творческие задачи. Недаром один из товарищей его детских лет, литератор А. М. Он создал только 77 картин, которые разбросаны в двух десятках музеев. Задумчивый мотив звучит в природе. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Но несчастье не отняло у ребенка ни любви к жизни, ни энергии.
За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Эта поездка оказала на него огромное влияние.
Елена Владимировна была для Мусатова не просто женой, она была другом, соратником, музой. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна.
Как внук крепостного, Мусатов знал, что в прошлом далеко не все было идиллией. Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы Гобелен (1901), Водоём (1902), Прогулка при закате (1903), Призраки (1903), Сон божества (1904-1905).
По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой Реквием. В. Э.
Дамы изображенные на холсте, словно замерли под воздействием чего-то невидимого. Н. Ю. Также на картине изображены образы жены и сестры. «Дама в голубом», «Призраки», «Прогулка при закате», «Девушка в ожерелье», «Реквием» Все сильнее ощущалась тоска по прошлому, переходящая в скорбь по ушедшим. Его называли певцом уходящих усадеб и живописцем зыбкого мира старых теней.
Этот интересный, с богатой историей город расположен почти в тысяче километров от столицы. Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, на кладбище у Вознесенской горы. Именно в эти годы вырабатывае он и живописную систему, последовательную и гибкую одновременно, декоративную по сути, но обогащенную живым отношением художника, прошедшего школу импрессионизма, к проблемам света, к всегда динамичной фактуре картины.
Центральный персонаж в работе – сестра художника, одетая в старинное платье.
В 1899 г. художникВ. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился в Саратове в семье мещанина Эльпидифора Борисовича Мусатова. Особенно активно Мария Васильевна работала в технике выжигания по дереву. Кего болезни позвоночника прибавилось заболевание почек. Себя мастер изобразил справа, при этом обрезал часть своей фигуры краем холста (прием, свойственный импрессионистам).
Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Известность Борисова-Мусатова растет. «Изумрудное ожерелье», «Призраки», «Парк погружается в тень», «Сон божества» – все эти названия были даны ею. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, — после неудачного падения у него образовался горб. Тройницкого, директора Эрмитажа, проведя с ним три года в ссылке в Уфе. Этюд «Две сидящие дамы» (1899, Рус музей) использованный позже для написания полотна «Гармония» (1900, Тр), знаменует начало нового этапа в его творчестве. Однако из-за проблем со здоровьем, вызванным сырым климатом, в 1893 г. Виктор Эльпидифорович был вынужден вернуться в Москву и продолжить обучение в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895 г. Борисов-Мусатов оставил учебу и перебрался в Париж, где течение трех лет, совершенствовал навыки рисования в школе Фернана Кормона (Fernand Cormon).
Лицо словно изваяно, черты строги и четки, взгляд зорок. Нижний Новгород» (1894, Тр), «Капуста и ветлы» (1894, Тр). Картина «Последний день» (The last day, 1903), купленная в мае 2006 г. на Sothebys за 702 400 британских фунтов, является, по-видимому, единственной работой живописца проданной на аукционе. Кормона и Чистякова он считал своими главными учителями.
Новая картина оказалась решающим шагом на пути к вершинам мастерства. «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо. Красный мяч, являясь самым ярким пятном в работе, фиксирует композиционный центр холста. Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек, тона берега и желтеющей на солнце прибрежной зелени. «Водоем» (Тр) был создан в зубриловсокм парке в самое счастливое для живописца время: Елена Владимировна Александрова наконец согласилась стать его женой спустя 7 лет после первого предложения.
Это и дало настроение брату написать картину – Призраки Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома – всё уходило в прошлое, как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Коновалов сразу же оценил способности Мусатова и стал заниматься с ним особо. «Эту картину я напишу или сейчас или никогда. » — пишет он невесте.
Борисов-Мусатов заканчивал Изумрудное ожерелье в Подольске, под Москвой, куда он в конце 1903 года переехал из Саратова. Занимался у прекрасного педагога Ф. Кормона. Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет. Это Автопортрет с сестрой. На переднем плане – куст орешника.
Сам Борисов-Мусатов не раз отвечал на вопросы любопытствующих, что же за эпоха изображена у него:Да никакая это эпоха. В Абрамцеве Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской, а ее панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках. Большое влияние на формирование вкуса молодого художника оказало знакомство с творчеством В. Серова, И. Левитана, К. Коровина, А. Архипова, А. Васнецова, Н. Ге.
К концу 19 века Саратов – все еще провинция, с режущим глаз контрастом между «ассенизационными проблемами и «парижскими увеселениями» и одновременно – волжский город с необычайным летом и загадочной осенью.
Будто прозрачный ореховый куст дрожит от холода, протянув к осинам свои мокрые ветки. Мальчик упал со скамейки, получив тяжелейшую травму позвоночника. Обострение болезни позвоночника и сложная операция вынуждают вернуться в 1893 в Саратов (климат не подошел питерский).
Однако из первых картин – «Окно» (1886, Третьяковка). Виктор подолгу бывал в музее, но еще больше времени он уделял кистям и мольберту.
На постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная фигура мальчика-подростка, напоминание о том, как когда-то Мусатов пытался спасти тонувшего ребенка, которого, несмотря на все усилия, не удалось оживить. Гобелен звучит как приглушенная мелодия, в которой воскресают старинные музыкальные пьесы с их отвлеченной темой, прозрачной формой, отчетливым ритмическим рисунком. Параллельно – он еще и вольный слушатель Петербургской Академии Художеств. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. В 1898 возвращается в Саратов.
Он считал эмоционально – лирическую составляющую искусства столь эфемерной, что уверился в невозможности воплотить ее прямолинейным воспроизведением натуры, бытового сюжета. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. С 1894 Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне. Многочисленные оттенки сведены к серовато-розовым и перламутрово-сиреневым. К этому периоду относится этюд «Агава» (1897, Тр).
Также почти до современности, до 1991 года – дожила дочь художника Марианна. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Цикл эскизов под названием «Времена года» создавался для построенного в 1901-1902 архитектором Ф. О. Шехтелем особняка А. И. Дерожинской. Его последней картиной символично стала картина Реквием.
В числе наиболее известных книг оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949. ), "лка в Сокольниках" А. Т. Его последней картиной символично стала картинаРеквием. Выполненное в том же году полотно «Девушка с агавой» (Тр) продолжает линию произведений, в основе которых лежат принципы постимпрессионизма.
В результате травмы у него стал расти горб. Любимые женщины (сестра) позировали художнику и вдохновляли на создание истинного шедевра. Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия.
Державина, гостивших и проживавших там. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. В этом же году художник с семьей покидает Саратов и перебирается в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни.
Герои не связаны между собой действием, каждый занят собственными мыслями. Водоём стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. в 1903 г. художник создает «Изумрудное ожерелье». Время, которое отныне воспевает Мусатов вне конкретных границ и противоречий. В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой).
Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта их картины – важный прием. Таков Водоем. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Город, который долгое время не имел ни музеев, ни художественных школ. Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии.
В 1905 году семья Мусатовых переехала на дачу Цветаевых в Тарусе, где талантливый мастер много гулял по лесам, зарисовывал осеннюю природу, но в октябре неожиданно и скоропостижно скончался. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен. По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Полные тонкого лиризма и неясной тревоги, эти холодные, выполненные в зелёно-синей гамме, текучие работы, отлично отражают свой век, обнажая тоску по близящемуся концу целой эпохи, смятение и неуверенность в будущем. И Мусатов работал увлеченно, с великим старанием. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией.
Народные, «неорусские» мотивы звучат в ее панно «Городок» (1896). Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. В 1888 году врачи обнаружили у Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Борисов-Мусатов скончался 26 октября 1905 года.
Побывав вПариже (ради новой операции), вКрыму инаКавказе, с1898 года онпоселился вродном Саратове, чуть позже жил вСаратовской губернии— вумиравшей усадьбе князей Голицыных-Прозоровских Зубриловке, которую онизапечатлел насамых известных своих полотнах. И вот снова и снова мы видим на полотнах Борисова-Мусатова его любимую сестру.
Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. В 1890 поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». и успокаивалась при нем. Яркие пятна лепестков выглядят выдавленными на палитру красками – это была первая робкая попытка Мусатова проникнуть в «душу темы», как говорил он сам, оценить значение прекрасных даров флоры.
Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Даже в Европе таких нет. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». не то, что всеми считается красотой, а особая некрасивость. Последние годы жизни М. В.
Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту. За Волгой – выжженные солнцем, розоватые, желтые степи под бледным небом, дышащим зноем.
Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка. Задумчиво – отрешенная, она является прообразом будущих «медитативных» женских персонажей большинства произведений Мусатова. Этой некрасивости посвящают они все свое творчество, украшают ее всеми сокровищами своего таланта, опрозрачивают, возводят ее на престол и силой своей любви создают из некрасивости новую Красоту.
Он очень хочет продолжать свое обучение в Петербурге, но сырой питерский климат плохо влияет на его здоровье. Мусатов героически боролся за жизнь больной. Панно и фрески Пюви де Шаванна стали для Мусатова эталоном совершенства.
В том же году был создан этюд «Цветы». Мы были ослеплены красками, не понимали Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Это, знаете ли, просто красивая эпоха. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры.
Стояла тишина. Такая изоляция планов происходит из-за того, что художник сталкивает между собой холодные цвета пейзажа и теплые тона, которые главенствуют на первом плане.
Ее имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. «Осенняя песнь» (1905, Тр) и «Куст орешника» (1905, Тр) – пейзажи Тарусы (куда они переехали) – новый вклад символизма в искусство изображения природы. Вскоре после начала русско-японской войны, был призван в действующую армию В. К.
Но ничто не помогало. Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 г. созданная Якунчиковой обложка. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века.
Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Пишет «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Питер). В его понимании язычество — синоним пантеизма. В 1890 году Борисов-Мусатов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где будет учиться почти пять лет.
Мусатов прожил очень краткую жизнь, всего 35 лет. Встретив в Москве на выставке после нескольких лет разлуки Е. В. Александрову, он пригласил ее вместе поработать летом в усадьбе.
Так же размыт пейзаж. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии. Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова – такие, как Майские цветы (1894), Агава (1897), Гобелен (темпера, 1901), Водоём (1902), Изумрудное ожерелье (темпера, 1903-04), Куст орешника (пастель, 1905), Осенняя песнь (1905), Балкон осенью (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства. Художник болезненно переживал то, что общество было равнодушно к его духовным идеалам. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Станюкович стала одной из «женщин прекрасных», которых называют «мусатовскими», также как и его краски.
Она помогала давать названия картинам. Одна из ранних работ тех лет – Окно – сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Таковы, например, «Волга. И Виктор улыбался, радостно смущенный». Он также оказался реквиемом самому творцу.
Чувствуется близость Востока, близость пустыни. "Он напряг все силы, чтобы спасти ее. Как хорошо Боже, как хорошо. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни.
Таких поездок в его жизни было немного, но все были насыщенны впечатлениями и работой. Виктор ходил в другой комнате. Борисова-Мусатова провела в Москве. Станюкович. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 2 (14) апреля 1870 г. Виктор был первенцем у родителей. Достаточно рано у него выявилась и другая склонность: он увлекся рисованием. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом.
Чувствуется аромат сирени. В 1904 г. в ряде городов Германии с успехом прошла персональная выставка работ Борисова-Мусатова, а весной 1905 г. художник принял участие в выставке Общества французских художников (Salon de la Socit des Artistes Franais) и стал членом этого общества. Умер Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов 26 октября 1905 г. Работы живописца экспонируются во многих картинных галереях: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее, Саратовском художественном музее, Национальном художественном музее Республики Беларусь, Нижегородском государственном художественном музее. Сумерки начинают сгущаться.
Через просеку видна холодная, будто стальная, Ока. Станюкович скончалась. Больная узнавала только В. Э.
была твоим свадебным подарком». Стояла тишина. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной. В последующие годы она живет в Париже, приезжая на лето в Россию.
А еще мальчик любил помечтать, побродить в одиночестве. Елена сидит в спокойной расслабленной позе, положив руки на складки розового подола. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Общая слабость и полученное в детстве увечье не позволяли ему воплотить свои мечты в жизнь. Виктор мечтал об интенсивных, солнечных, чистых красках.
«Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может. Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Где я найду моих женщин прекрасных. Лица обеих девушек грустно-спокойные, движения плавные, медленные.
Автор намеренно изображает растение максимально близко к первому плану, заполняя листьями все пространство холста. Несмотря на внешний изъян, Витя рос общительным и живым ребенком. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Но где же взять натуру, где взять моделей.
Такова магия этого холста, ее изумительной композиции. Пример тому – полотно «Дафнис и Хлоя» (1901).
Мария уезжает в Европу — через Вену в Италию, а годом позже во Францию. Это уже не мираж Гобелена, а чарующая элегия, поэтическое преломление прекрасной реальности. Сюжет очень прост. С 14 лет Виктор стал заниматься исключительно живописью. Весенний цветущий сад. Он даже срезал фигуру девушки слева краем холста, еще более подчеркнув эту разомкнутость.
Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. Её изображение мы видим на многих работах мужа.
Осень 1905 года Мусатов с семьей проводит в Тарусе на даче Цветаевых. Мусатов достигает здесь удивительной ритмичности в чередовании легких, светлых тонов. Эти две маленькие барышни в своих светлых платьицах сами похожи на экзотические цветы, выросшие в буйном саду. Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Для меня по внутренним поискам и стремлениям он созвучен с Блоком, Скрябиным, Врубелем.
Точно так же исполнены пейзажные этюды изображающие его родную Волгу. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью.
Отдельно надо сказать о дочери, которая оказала огромную помощь в запечатлении памяти об отце. Там в феврале 1921 года мама умерла от голода. Близость к Москве была крайне важна для него. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Штудируя натуру, прислушиваясь к советам наставника, Мусатов впитывал все, что отвечало его характеру и вкусам в творчестве мастеров прошлого и настоящего. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе.
— «И я хочу, чтобы слава этой картины. В воде отражается холодное бледно-серое небо. Кононова (1952), "Стихотворения" Т. Г. Станюкович. Он бегал по докторам, за лекарством, ежедневно приносил ей цветы, которые так ее радовали.
«Женитьба мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса «гармонии любви» отразилась на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесила его порывы и сообщила всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие», – пишет В. Станюкович. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. А как поэта и мечтателя пленили одухотворенные, покоряющие прозрачностью и чистотой живописи картины Фра Беато Анжелико.
В платьях изображенных дам присутствует одна интересная деталь – так называемая «складка Ватто», характерный защип на спине под шеей, спускающийся до подола и похожий на шлейф. В 1895 г. начинается особый период в её творчестве. Марианне не было ещё и года, когда папы не стало. Загадочные полуреальность и вневременность картины стали самым поэтическим проявлением символистского видения мира грез.
Он полон знаниями и ему не терпится приступить к воплощению своих идей. Его страстью было – возможность работать кистью на больших плоскостях. Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике.
Еще в 1897 у художника созрел замысел картины «Материнство», в которой, по его представлениям, должны были появиться не мать с ребенком, а немеркнущий образ вечной женственности. Он же всячески старался расширить кругозор своего ученика.
Те же искания живо затрагивали и Мусатова. Расположенный на высоком правом берегу Волги между тремя холмами, Саратов очень живописен. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье) и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Её изображение мы видим на многих работах мужа. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Он романтично жаждал сделать мир прекраснее, видел смысл своего творчества в том, чтобы победить сухой рационализм и жизненную прозу вечной красотой живописи и поэзии. Именно таким картинам-панно Мусатов отныне отдает предпочтение. Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие.
В эскизе «Молебен на станции железной дороги» (1894, Третьяковка) с тщательностью воссоздана историческая реалия той эпохи: при строительстве новых транспортных путей священники ближайших к станциям церквей служили молебен с водоосвящением и призывали прихожан усердно помолиться Богу и попросить благословения, эскиз так и остался незаконченным. Вот почему он ехал в Париж не только оттачивать графическое мастерство, но и увидеть работы кумира молодых художников, жаждавших грез, эмоций и поэзии Пьера Пюви де Шаванна.
Ученичество позади. Знаменитый педагог был крайне требователен к рисунку с натуры, к колориту. Они не могли нарадоваться на своего шустрого мальчугана. Летние облака принимают фантастические формы. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». – прошептал кто-то тихо.