В 1902 году Борис Михайлович Кустодиев написал картину «Базар в деревне» (она не сохранилась), за которую получил золотую медаль Академии с правом годичной «пенсионерской» поездки за границу и некоторое время спустя отправился с семьей во Францию. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных.
Лансере (1915), И. Э. В 1895 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Какая глупость.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства.
Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Но интересовала Кустодиева только живопись.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. А может быть именно вот таким образом и стоило.
Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Он жить не сможет». Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Рериха (1913), М. В. Высота комнат необычайная. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Зашел с мороза прямо в шубе.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Художник – без рук. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе.
В 1920 г. Кустодиев написал 20 акварелей Русские типы и серию Автобиографические рисунки (1923), в которых ностальгически отобразил свое детство. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Отца своего он почти совсем не помнил. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Именно ему, призывавшему учеников больше внимания уделять натуре, Борис был обязан своим любовным отношением к природе.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией.
Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. И. Е. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание".
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Мать хотела видеть сына священником.
Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Нет, конечно. Великолепный художник, он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Особенно впечатляет Масленица (1916) – над этой картиной Кустодиев работал уже больным: с 1916 г. опухоль позвоночника приковала его к креслу-коляске.
А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант.
Учителем его там был И. Е. Картина Священнодействуют (1916) изображает московских извозчиков в трактире за степенным ритуалом чаепития картина полна забавных бытовых зарисовок. Вся изначальная самобытность народной жизни, вся ее красота сохранилась лишь в праздничном обиходе. Но остался на родине и продолжал исступленно работать.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. В 1900-1902 гг. Власов, основавший Астраханский кружок любителей живописи и рисования, был прекрасным педагогом и многому научил юношу. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован.
Родился в Астрахани. Будто впервые. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере.
«Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Прошинской, летом 1903 г. Кустодиев совершил большую поездку (свадебное путешествие) по Волге от Рыбинска до Астрахани.
Эти впечатления он использовал во многих своих работах, в том числе в дипломной картине Базар в деревне, за которую при окончании Академии (в октябре 1903 г. ) получил золотую медаль. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. А шуба. Только щеки да нос краснеют».
Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Студентом пишет он портреты известных деятелей культуры. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Масленичное гулянье (1921) и даже в известном портрете Ф. Шаляпина фоном сделано масленичное гулянье.
Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Билибина (1914), Е. Е.
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной «Заседание Государственного совета». Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Вместе с семьей отправляется в Париж. В 1916 году опухоль на позвоночнике была удалена, но художник оказался до конца жизни прикованным к постели и инвалидной коляске. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
собирал материал в Костромской губернии, где познакомился с будущей женой Ю. Е. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Это были живые типы Островского. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты.
В 33 года художник почувствовал первые признаки тяжелого заболевания, которое диагностировали как опухоль спинного мозга. Любовь к ней отражается в каждой работе. Усердие и талант молодого человека замечены и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета". Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт.
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Его определили в духовное училище, потом в семинарию.
Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Как бы то ни было и в это время мы видим многочисленные картины прежнего духа о жизни старой России: Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Несмотря на развивающуюся болезнь, Кустодиев продолжает упорно работать, много времени уделяя портретам, в том числе изображая своих близких. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Какова шуба на нем. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим учителем. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.
Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Грабаря (1916). «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами».
Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. И в этом, наверное истоки любви к Празднику, к детской забаве, карусели красок. Первые уроки рисунка он получил у матери и художника-любителя В. А. Кастальского, своего дальнего родственника. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Чертовски трудно. И все же жизнь в Петербурге его тяготит. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета».
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »). Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. «Портрет художника Ивана Билибина» (1901) и «Портрет профессора гравирования Василия Матэ» (1902) приносят художнику широкую известность.
"Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). В 1909 г. Кустодиев получил звание академика живописи. Очень скоро юноша был замечен И. Е. Я. Билибин, 1901). Эти произведения имели большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи".
В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Вот кого рисовать-то. И. Шаляпин». Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Кустодиева интересует определение человека через быт, а не только его внутренняя характеристика. Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Это дало ему право на оплаченную заграничную стажировку, в которую он отправился с увлечением (Париж, Мадрид). Мы жили на третьем этаже.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Искусство требует всей жизни. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Звонкое зимнее солнце зажигает кумачовым цветом кирпичную стену дома, пронизывает чистый, свежий воздух. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). «Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б. М. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Я. Билибин, 1901). Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж.
За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Добужинского (1913), И. Я. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Нестеров. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам.
Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Родился Борис Кустодиев в небогатой семье преподавателя семинарии в Астрахани, после смерти отца (1879) учился в духовном училище и семинарии. Затем Кустодиев часто работал книжным иллюстратором (произведений Гоголя, Лермонтова, Л. Толстого), постепенно набирая известность и как серьезный художник-портретист, чутко отображающий психологию людей. Кустодиев, – был как на ладони.
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. И продолжение знаменитой Купчихи: Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1926). Это были живые типы Островского. ».
К этому времени у них уже родился сын. Борис Михайлович Кустодиев (23. 2. 1878–26. 05. 1927) – талантливый мастер изображения русских праздников, русского (часто купеческого) быта и русского характера. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца П. А. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Но болезнь лишь побуждала его к ее компенсации столь жизнерадостными картинами. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В то же время Кустодиев создает ряд портретов.
Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Отсюда многочисленные Масленицы, как архетип торжества здоровья и полнокровия.
В эти годы он по-прежнему писал и жизнь любимой им русской провинции: Голубой домик, Осень, Троицын день (все 1920). Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». А вот что пишет Н. А. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.
Таковы картины Ярмарка (1906), Праздник в деревне (1907), Гулянье на Волге (1909), Купчихи (1912), Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все 1915), которые сочетают элементы народного искусства (лубка) и психологических оценок. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета.