Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец был профессором философии истории литературы и учил логике в местной духовной семинарии. Умер Борис Михайлович Кустодиев в 1927 году 26 мая. – говорил сам Борис Кустодиев, через всю жизнь сохранивший в своём сердце признательность к своему великому наставнику. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных.
Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Жизнь Бориса Михайловича Кустодиева была во многом примечательной и необычной. Кустодиев Борис Михайлович, выдающийся русский советский живописец, график, театральный художник, скульптор. В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Борису Михайловичу Кустодиеву.
Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года, а его жена Юлия скончалась во время ленинградской блокады, так и не дожив до того времени, когда творчество Кустодиева обрело истинную славу. Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его – прямое тому подтверждение. Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. По возвращении на родинуБорис Кустодиев сразу едет в Костромскую губернию и несколько месяцев напряженно работает.
С 15 лет Борис Кустодиев брал уроки рисования у выпускника Императорской Академии художеств Павла Власова – основателя астраханского художественного училища. Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии. Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах. Кирилл Борисович Кустодиев пошел по стопам отца, став известным театральным художником.
Ярко-праздничный крестьянский быт и жизнь провинциального купечества – основные темы живописи выдающегося русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. Сам Борис Кустодиев особенно восхищался В. Серовым, преклонялся перед Суриковым, который был для него воплощением русского духа. Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году в семье преподавателя гимназии. Борис Кустодиев родился в Астрахани.
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Борис Кустодиев сблизился с Евгением Лансере и Мстиславом Добужинским, начал сотрудничать в революционных сатирических журналах. К концу девяностых годов, в семьеБориса Михайловича Кустодиевых было уже двое детей и художник неустанно рисовал портреты своей маленькой дочери и подросшего сына или изображал их фигурки на сюжетных картинах. Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893-1896 годах.
Борис Кустодиев создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Островского, Лескова. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Борис Михайлович Кустодиев (23февраля (7марта)1878, Астрахань— 26 мая 1927, Ленинград)— русский советский художник. Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя теории словесности истории литературы и логики.
Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев.
Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Любой звук усиливал страдания.
Кустодиев стал признанным мастером, на него сыплются заказы, медали, награды, но он при первой возможности стремится сбежать в свой «Терем» — единственное место, где по-настоящему счастлив. С 1907 года — член Союза русских художников. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Давая советы своему сыну, К. Б. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком.
Развал, неразбериха. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда». Смерть 26 мая 1927 года оборвала новые творческие замыслы мастера. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики.
Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов».
Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. «Богатырь русской живописи», «большой русский художник с русскою душою» ушёл навсегда, оставив нам свои чудесные полотна — вечную о нём память. «Рассказ, — пишет В. В. Начиная с первой большой картины «Базар в деревне», написанной в год окончания Академии и до «Русской Венеры» он оставался верным этому «сюжету». «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. — не просто натура, «вставленная» в холст. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В этом нельзя не заметить сходства с Брейгелем, а также с другими нидерландскими и голландскими живописцами, которых, кстати сказать, Кустодиев очень любил. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения.
Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух».
Последними значительными работами мастера в жанре автолитографии стали два капитальных произведения 1921 — «Шестнадцать автолитографий» и «Шесть стихотворений Некрасова». В 1913 году он оформляет в МХАТе комедию Салтыкова Щедрина «Смерть Пазухина». Ближе всего по духу Кустодиеву драматургия Островского. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург).
Родился в Астрахани, на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Это были живые типы Островского. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж.
Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. 1915 У окна. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Он активно работает в «левом» журнале «Жупел», а после его запрещения правительством — в журнале «Адская почта».
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. И тут же: «Был в Эрмитаже и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось.
Театральность была органично присуща искусству Кустодиева и потому он с радостью работал над декорациями. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». И в это же время стало понятно, что от обострившихся болей в руке и шее, которые появились много лет назад, отмахнуться не удается. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Я. Билибин, 1901). Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Лансере (1915), И. Э. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Нестеров. Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Он писал портрет участками, не видя целого.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». В числе программных произведений мастера после 1917: картина «27 февраля 1917 года» (1917) аллегорическая картина «Большевик» (1920) ряд панно для праздничного украшения Петрограда (1918) картины: «Демонстрация на площади Урицкого», 1921 «Ночной праздник на Неве», 1923. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. же время живут». Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В 1907-1917 посетил многие европейские страны. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки.
Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Да, художник любил ее и не скрывал этой любви.
1910 На террасе. Искусство требует всей жизни. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Проходит несколько лет и появились серии картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники» (1906-й — 1910-й годы). Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. Он начинает писать их в тяжелые времена. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Он мужественно переносил адские боли, которые с тех пор не оставляли его ни на минуту и в конце концов оказался прикован к постели. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Зашел с мороза прямо в шубе. Сосредоточив внимание на художественных традициях русской провинции («Чаепитие», 1913 «Масленица», 1916 и др. ), мастер в тот же период создал «Купчиху» (1912), как бы пробуя новый язык живописи, восходящий к живописному примитиву. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.
Сюжет исключал возможность свободы поз и жестов, регламентировал костюм. Вступление» (1905) над крышами беснуется смерть, солдаты расстреливают баррикаду. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Работа над картиной «Торжественное заседание Государственного совета» была сопряжена с большими трудностями.
Впоследствии, будучи уже известным живописцем, он подолгу жил в Деревеньке под Кинешмой, построил там дом-мастерскую, названную им «терем». В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Подавление революции Кустодиев показал в живописной аллегории смерти. Портрет И. Б. Кустодиевой.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Билибина (1914), Е. Е.
Это считалось неприличным. Тяжелые признаки болезни — опухоль спинного мозга — заставили его согласиться провести несколько месяцев в частной клинике горного курорта. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Когда смотришь на светящееся, здоровое, сильное тело женщины с длинными распущенными волосами, которая будто озаряет полумрак русской бани, не верится, что писал ее в 1924-1925 годах тяжело больной художник. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Увлечение мастера линогравюрой (1926—27) привело к созданию собственного выразительного языка в пейзажах («На Волге»), в портретах мастеров искусства и литературы, в работах, посвященных типам Ленинграда середины 1920-х («Мороженщик», «Уличная продавщица» и др. ). Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины.
В 1920-е художник создал декорации к пяти пьесам, оформленным им до 1917 и к 26 спектаклям в послереволюционное десятилетие: «Снегурочка», «Царская невеста», «Сорочинская ярмарка», «Вражья сила». В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Воинов, художник действительно «часто видел во сне, будто перед ним его собственная картина, но лица, на ней изображенные, оставаясь в тех же малых размерах, движутся, живут.
Рассказывают, что некий митрополит чуть не свихнулся, увидев один из женских портретов кисти Кустодиева: «Диавол водил дерзкой рукой художника ибо смутил он навек покой мой. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых — создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: «Купчиха», «Девушка на Волге» и «Красавица». В то же время Кустодиев создает ряд портретов. В 1904 году он иллюстрирует «Мертвые души», а в 1905 году — повести «Коляску» и «Шинель».
Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Кустодиева в Лейзене» (1911) назовут «кустодиевской девочкой с персиками». Однако трагедия не сломила художника. В 1896-м году он едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Через два года исполнилось желание Кустодиева — заниматься у Ивана Репина.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Любовь к ней отражается в каждой работе. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. Тогда появлялась картина «Купец» — алчный, подозрительный, мелочный, с судорожно искривленной рукой скряги.
Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Футуристы и декаденты ругали мастера за несовременность и нежелание «разорвать пуповину реализма». Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Он не хотел писать дождь, а чаще писал солнце.
Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. В то же время продолжал прокладывать собственные творческие маршруты. Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Веселый и крепкий язык пьесы требовал таких же красок: красный кумач, синий ситец в белый горошек (он же снег), платки с алыми цветками — вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов с глуповатым царем на придачу».
Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. В рисунке «Москва.
Это портреты художника Билибина, Молдовцева, гравера Матэ. В 1902-м году Кустодиев приступил к выполнению картины на звание художника «Базар в деревне». Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей.
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Поскольку художник воссоздает образы своего воображения, его картины повышенно декоративны. Его избирают членом и даже членом учредителем ряда художественных группировок — «Нового общества живописцев», «Союза русских художников».
4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. Высота комнат необычайная.
Постепенно жизнь входила в обычное русло. Так рождалось это одно из самых жизнелюбивых полотен. До последних дней жизни Кустодиев неутомимо работал. Родился в Астрахани. А вот что пишет Н. А. В картинах Кустодиева, — писал А. Луначарский, — предстает «сонный» мир, как будто и приятный, почти умилительный и вместе такой смешной и такой.
И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. И. Е. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Кустодиев писал это за год до смерти — в Эрмитаж его несли на руках. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует.
1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г. И мы обычно извиняемся, что мы русские. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Остается прежним и его образ жизни. Какова шуба на нем. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Его работы переполнены бьющей через край яркой, «масленичной» Россией. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. За этими иллюстрациями последовали другие, среди которых выделяются рисунки к стихотворениям и поэмам Некрасова, к произведениям Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923). Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный внимательно изучающий природу. ». Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом картиной «Торжественное заседание Государственного Совета». Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». За три года опухоль позвоночника превратила цветущего молодого человека в калеку.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Но он до последних дней продолжал воспевать то, что было дорого его сердцу – красоту и щедрость русской земли. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Он напряжен и пытлив, направлен прямо на зрителя, благодаря чему создаётся ощущение непосредственного контакта модели со зрителем.
Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Через год он готовит «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина. В 1921 годуБорис Кустодиев создает живописную серию, посвященную четырем временам года.
Если он и негодует, то только по поводу ниспровергателей искусства. Совсем в ином духе выполнен рисунок «Февраль. Отца своего он почти совсем не помнил.
Будто впервые. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Кустодиев — художник разностороннего таланта. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Особенно его тревожит обстановка в Академии художеств: «Непостижимо, что там делается.
А расчет на деле оказался изумительным. Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Часто он выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (1923-й). Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Кустодиев был лучше. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. А когда в 1910 году возобновляет свое существование «Мир искусства», Кустодиев становится одним из самых деятельных его членов. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Что должен чувствовать всемирно знаменитый художник в вольере с животными.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Вместе с семьей отправляется в Париж. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. В 20-е годы искусствоведы навесили на живописца ярлык «последнего певца купеческо-кулацкой среды» — притом, что Кустодиев восторженно принял революцию, создав яркие образы в своих картинах. На одном творческом полюсе — картины, проникнутые поэзией «Утро» изображающее жену и сына художника, «Девочка с собакой», «Японская кукла», (1904—05), живописные и графические портреты писателя А. Ремизова, артиста Ф. Шаляпина, художников И. Билибина, В. Матэ, К. Сомова, Е. Лансере, П. В ласова, И. Куликова, матери художника и других, пейзажи иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Островского, Н. Лескова, К. Федина, декорации и костюмы к постановкам «Горячего сердца» А. Островского, «Смерти Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Левши» по Н. Лескову, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, — это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века. Вот его «Московский трактир».
Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Занимался также скульптурой. Однако вскоре Кустодиев очень сильно заболел. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства». Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева.
Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Берлинский светила нейрохирургии Оппенгейм не подтвердил поставленный в Швейцарии диагноз, сочтя, что у Кустодиева опухоль спинного мозга. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет. А также портреты и иллюстрации с изображениями В. Ленина. Здесь все фантазия и быль.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». Высшее достижение в портретном жанре — «Портрет Ф. Шаляпина» (1920—21). Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
Узрел я прелесть и ласковость «Красавицы» и забыл посты и бдения. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов. А шуба.
«Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Основной тематический круг Кустодиева-жанриста связан с деревней. Мне кажется, что в этом он был похож на Чехова — и тот и другой уважали животных и изображали их в своих произведениях как равноправных членов общества». В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре: он создает декорации к спектаклю Островского «Горячее сердце» для Московского театра Незлобина. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). За границей он снова начал с увлечением учиться и прошел здесь настоящую школу.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Чуть позже лучшее лирическое полотно художника «И. Зимой 1920-го года Федор Шаляпин как режиссер решил поставить оперу Вражья сила, а декорации поручили выполнить Кустодиеву.
В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. XX в. к художнику пришло признание. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). «На Кустодиева, — писал Репин, — я возлагаю большие надежды.
Я. Билибин, 1901). В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. С 1907 года — член Союза русских художников. Создал такие лучшие свои работы, как «Портрет Т. Чижовой», «Портрет М. Волошина», «Портрет Н. Кузьмина». М. и В. А. Кастальские), няня.
«Ярмарка» (1906), снова «Ярмарка» (1908) и еще «Ярмарка» (1910), «Праздник в деревне» (1907) и «Деревенский праздник» (1910), «Гулянье» (1909), «Провинция» (1910), «Девушки на Волге» (1915), «Московский трактир» (1915), «Балаганы», «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918)—одна за другой появлялись картины Кустодиева, чарующие своей свежестью, оригинальностью, ярким национальным колоритом. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Он оставлял место для наития. Вместо этого — лечение, мучительные операции, долгое пребывание в клиниках за границей. Рериха (1913), М. В. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории.
Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого.
Комнат пять, все они располагались анфиладой. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). Вот кого рисовать-то. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева.
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Предмет интересует его в меру своей характерности. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. На Волге Кустодиев вырос и возмужал как художник. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. В декабре 1903-го года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. В Париже он пишет одну из своих самых лирических картин «Утро».
Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера». Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Грабаря (1916).
Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг.
Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. М. Г. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. и т. п. Я этого не знаю.
Как-то он ехал из Выборга в Петроград в инвалидной коляске из-за чего был помещен в «собачий» вагон. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Иначе и не могло быть. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств).
Кустодиевой. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей.
С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Какое самомнение, какая бестолковость». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Начались страшные головные боли. проклятый».
Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. Бытует мнение, что Кустодиев поэтизировал патриархальный быт русской провинции, воспевал «кондовую» Россию. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования.
Только щеки да нос краснеют». Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Иду в монастырь замаливать грехи свои». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. «Серьезные» критики 10-х годов XXв.
К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Тяжело больной, мастер продолжал активно участвовать в художественной жизни России: в выставках Общины художников (1922), Ассоциации художников революционной России (1925—26). Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь».
Его работы выставлялись за рубежом, персональные выставки в послереволюционное время. Быт, провинциальный ли, купеческий ли, при всех его реальнейших приметах на картинах Кустодиева превращается в такую же условность, как «купеческая дочь», «добрый молодец», «царевна» да «царь с царицей» в русских сказках. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – русский художник, график и театральный художник. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
Место действия перестает быть фоном. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. С 1916 года ноги его парализованы и он навсегда прикован к креслу. Чертовски трудно.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д.
Другой в это время он продолжал писать. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Кустодиев был избран академиком живописи — его творчество признали коллеги. В 1909 году собрание Академии художеств по представлению И. Репина и других заслуженных профессоров избирает Кустодиева «за известность на художественном поприще» академиком живописи.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Поступил в студию Рене Менара.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Он женился на Юлии Прошинской, а осенью закончил Академию с золотой медалью, что давало ему право годовой поездки за рубеж и по России с полной оплатой расходов (пансионом).
И. Шаляпин». Мы жили на третьем этаже.
И снова торжество смерти, на этот раз подчеркнутое минимумом цвета и движения. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Кустодиев хорошо знал этих людей, что дало ему возможность создать целую серию портретов с тонкой психологической характеристикой: Рериха, Добужинского, Билибина, Лансере, Грабаря. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Это были живые типы Островского. ». Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. В эти годы его творческой программой, которой он не изменил до конца дней, стало создание национальной по духу и стилю живописи, отражающей строй мышления и представления народа о красоте (в области портрета отправной точкой стал «Портрет семьи Поленовых», 1905 в бытовой живописи — картины: «Провинция», 1906 «Гулянье», 1910, где типизирован уже не столько городской пейзаж, сколько образы обывателей «Гулянье на Волге», 1909—11).
Я верю в Вас больше, чем в себя. В 1905—1907 гг. В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства».
Как вспоминает Борис Михайлович: "Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони. Как рассказывает В. В. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Нам неловко было сознаваться, что мы русские.
В то же время Кустодиев создает ряд портретов. В том числе и в портретном жанре. Еще в 1911 году Кустодиев уехал в Швейцарию.
Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. считали работы Кустодиева «лубочными» и недостаточно реалистичными. Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре.
Волге и волжанам посвятил многие из своих полотен. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. В 1903 году в жизниБориса Михайловича Кустодиева произошло сразу несколько важных событий. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». В 1905–1907 гг.
Это вполне понятно. С 1907 года — член Союза русских художников. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Большинство декораций Кустодиева при всей их театральности по исполнению — законченные станковые произведения. В 1912 году художник пишет картину «Купчихи», начинающую галерею купеческих образов.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Эстетика характерного позволяет превращать некрасоту, встречающуюся в жизни, в красоту-искусства. Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Мастера не оставляла мысль о национальном русском начале как стилеобразующем факторе портретной живописи («Портрет В. Лужского», 1913 крупнейший замысел середины 1910-х был связан с «Групповым портретом художников «Мира искусства», которому не суждено было завершиться «конденсированный образ России» воссоздал он в своем знаменитом «Автопортрете« (1912), хранящемся в галерее Уффици, во Флоренции, где сам Кустодиев, в бобровой шубе и шапке изображен на фоне соборов Троице – Сергиевой лавры, цветных куполов, крестов, лавчонок.
В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. К этому времени у них уже родился сын. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». По совету Власова Борис оставляет семинарию.
Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. В его творчестве появляются новые темы, навеянные бурными событиями тех лет. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: «Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». В 1920 году он создает свою известную серию акварелей «Русские типы». Кустодиев создает также в эти годы агитационную графику в духе народного лубка, обложки к журналам «Красная Нива» и «Красная панорама» привлекают внимание броскостью, остротой сюжета. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Поездка за границу много дала молодому художнику.
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). К тому же он сроднился с Петербургом и не хотел уезжать отсюда. В 1909 году художнику исполнился 31 год. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках.
После разгона демонстрации» (1906)— черно-серый тон, голые зимние улицы Петербурга, тишина и пустота, спины уходящих строем солдат, мертвые тела. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Ясными, незамутненными красками сверкает радуга этого хоровода. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием.
А художник был одинаково далек как от авангардных веяний, так и от строгого реализма. Он исполняет декорации ко многим его пьесам: «Свои люди сочтемся», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза», «Волки и овцы». В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. Это, например, видно по его картинам «Купчиха за чаем», «Купчиха с покупками», «Купчиха на балконе», «Извозчик», серии акварелей «Русские типы». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Сохранились письма, которые влюбленный Борис писал своей будущей жене.
В Костромской губернии Кустодиевы купили землю и художник построил деревянный «Терем». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Кустодиев был избран академиком (в 1909), являлся одним из организаторов Нового общества художников (1904—08), членом объединения «Мир искусства» (с 1910), Союза русских художников и группы «16» (1907—10). За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Добужинского (1913), И. Я. В 10-х гг. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников».
Позировала, как и для многих других полотен, дочь. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Вместе с тем, все дальше и дальше отстраняемый своей болезнью от реальной жизни, художник жадно цеплялся за каждую возможность сделать этюд с натуры.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Чего стоят знаменитые «кустодиевские» женщины, являющие собой народный идеал красоты. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Кончились его странствия по России, верховые прогулки, охота, все, что он страстно любил. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Изображая столь желанную и все более трудно доступную жизнь, он достигает необычайной яркости красочного зрелища. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. С 1916г. Успех декораций и костюмов был только началом.
В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Находясь в Швейцарии, получил приглашение написать декорации к «Горячему сердцу» А. Островского — одной из самых веселых комедий русской сцены. Болезнь изменила образ жизни художника. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта.
Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». В 1909г. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Наоборот, все то, чего лишила его жизнь, он выразил в искусстве. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Правда, много было сделано для того, чтобы загадить слово русский. Среди глубоко прочувствованных Кустодиевым «типов русской жизни» замечательные картины 1915: «Девушка на Волге», «Красавица» – образ молодой купчихи, роскошное бело-розовое тело которой будто млеет и томится в жаркой, душной атмосфере пуховых перин, подушек, шелковых одеял, пузатых комодов, расписных сундуков и подносов. В создании полотна участвовала семья.
1904—10 — годы сосредоточенного поиска собственного пути в искусстве. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
«На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил знаменитый художник. — Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность они служат залогом крепкого и прочного успеха». Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. В статье «Как я работал над Блохой» Кустодиев рассказывает: «. Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке, все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия». Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. Один с собой я не могу долго быть – я себя ненавижу. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Период исканий завершился. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.