Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Разглядывая эскизы «Сирени» (их несколько), мы верим, что в этих шевелящихся тысячах и тьмах соцветий прячутся какие-то еще не оформившиеся существа, может быть, эльфы.
Врубеля волновал в то время византийский стиль он видел его главную черту в соблюдении плоскости, на которой нанесено изображение, вот таким образом придавал особое значение рисунку, ритму складок, общей орнаментации поверхности. Современники вспоминают, что уже на выставке «Мира искусства», где было экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Репин советует брать частную практику и когда академик А. Прахов пригласил его на реставрацию Кирилловской церкви, под Киевом, он покидает Академию.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.
Но нет ни вызова, ни ненависти – только глубокая, глубокая печаль». В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали и кого Врубель встретить никак не мог – доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Врубель еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен и почести не были ему нужны.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. А. П. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. Содержание картины «гадалка», возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке».
Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Его посылают в Венецию для написания иконостасных образов «Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем», «Оплакивание», «Сошествие святого духа» и др. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Все силы его напряжены до предела. Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
Холст не был разделён на клетки. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Необыкновенно красиво ее лицо: «красота неописанная» сказочных царевен и ее волшебно – мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым и воздушная фата и жемчуга кокошника и блистающие драгоценные перстни. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. – это уже шедевры.
Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. На ней одно из тех необыкновенных концертных платьев, которые Врубель для нее изобретал, – платье из нескольких прозрачных чехлов различного цвета, подобное экзотическому цветку. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Это было, в самом деле, гармоническое супружество. Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Приближается ночь. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы— птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения.
«Царевна-лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. Ее голоса не осталось в звукозаписи. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря».
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Репина занимался акварелью. В 80-е гг. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон».
Такая же судьба постигла Михаила Врубеля. Кисть мастера предельно раскованна, каждый ее удар точен.
Все здесь подвержено метаморфозам. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Он чрезвычайно сложен и многогранен. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Изучал древних философов, знал и свободно владел 6-ю иностранными языками.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). За спиной виднеются лук и стрелы. Однако художник избегает сюжетной определенности, не договаривает.
Потом проходило время и все становилось на свои места, все, как говорится, «обретало свою полочку». Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь. Савву похоронили на Байковой горе.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца.
Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Его богатырь — могучий исполин. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Из воспоминаний Б. К.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Забела-Врубель пережила мужа всего на три года. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Она просто не может не появиться там.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Образ многозначен, в нем есть особый смысл – замкнутая в себе полнота бытия.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Прахова, сына архитектора А. В. Весь его образ очень смелый и боевой. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения.
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Н. И. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Начал он с головы лошади. Все помнят фигурку не то девушки, не то феи, темнеющую в кустах сирени лиловые заросли заполняют все пространство картины и, кажется им нет конца и за ее пределами. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. По красоте живописи «Испания» – одна из наиболее совершенных картин Врубеля. Горят прекрасные цветы чертополоха. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
В эти годы он вновь писал демонов. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). В его даровании раскрылись универсальные возможности. Вельможные флорентийцы почитали чудаком Леонардо да Винчи. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам.
Но страшнее сведены брови. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Художник-керамист – это только одно направление творческой деятельности Михаила Александровича Врубеля.
Среди озаренной таинственными, фантастическими цветами лужайки пасутся лошади, которых сторожит смуглый пастух – человек с заросшей густой бородой, лицом и маленькими рожками, торчащими из густых волос. Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. В его даровании раскрылись универсальные возможности. И всю дальнейшую жизнь он посвящает познанию прекрасного и созиданию. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.
Закончил гимназию в Одессе с золотой медалью. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача.
Чистякова (курс не окончил). Так было с Винсентом Ван Гогом. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).
В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Многие считают киевский период подготовительным, это не верно. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Это был «Демон поверженный» – так называют его сегодня. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Испания – страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Впоследствии он говорил ее сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. С Рерихом все поменялось. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
После художника остались его картины. Весь его образ очень смелый и боевой. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. За спиной виднеются лук и стрелы. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Здесь она изображена отдыхающей на кушетке возле горящего камина.
Пан подобен лукавому лешему. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. В этих рисунках была заключена целая программа. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.
«Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Здесь все живет – каждый уголок полотна. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера.
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Как изменился герой картины 1890 года.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Бессильно распластанные крылья. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом.
Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Взойдет солнце и она исчезнет. Прошение было удовлетворено157. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Товарищами по Академии были В. Серов и Владимир Дервиз.
И, конечно, красота голоса Забелы, которую отмечали многие современники. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна.
Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Это не борьба добра и зла. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь».
Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Этот ноктюрн не дописан Врубелем.
После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Теперь она живет только в картинах Врубеля. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией.
Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Представители рода Врубелей (от польск.
Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Его вид совсем не вызывает страха. Часто художник изображал окружающие предметы и тогда возникали натюрморты: графин, стакан, простыня, платок и т. д. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Гиперболичность выражена в самом подходе к воплощению богатырского начала, в одухотворенности природы и народного творческого духа. Это черта исконно присущая романтической личности. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов.
Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Оно, заостренное вверху. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Когда не было моделей, он рисовал себя. «Испания» – здесь представлен реальный эпизод в таверне.
Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. С невероятной высоты упал Демон. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
Мамонтова. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь.
«Безумцы. » Сколько раз мы читали это слово в истории искусства. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником.
На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Демон низринут в ущелье среди скал. Но сквозь спокойное лицо и спокойную позу угадывается смятение духа.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
В Киеве заканчивалось строительство большого Владимирского собора, который должен был быть расписан. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Всё перечисленное ярко проявилось в трёх иконах для Кирилловской церкви, написанных в Венеции, — «Св. Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ.
Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы.
Врубель позиционирует своего героя как выразителя демонического начала и вместе с тем подчеркивает сложность своего Демона – дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Мучило его то, что всему этому он совсем чужой. » Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» – каменные цветы, каменные облака – символизирует это чувство отверженности, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Художник Русской частной оперы С. И. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. «Молодая уныло-задумчивая фигура» – слова очень точные.
Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Это состояние неподвижности может продлиться долго. 1898 – 1899.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Он десятки раз переписывает огромный холст. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Работа не привела к улучшению. Рано потерял мать (в 3 года), воспитывал его отец, поощрявший занятия живописью.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Кирилле», «Св. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
Сам Врубель называл свою картину иконой. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Так говорили современники о своих гениальных живописцах.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания.
Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Чаще всего, создавая портрет, Врубель подходил к модели с уже заранее сложившейся идеей, вкладывал в эту модель собственные черты. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Изображение Демона – становится одной из ключевых тем в творчестве художника. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Он долго смотрел и терзался. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Вообще вся композиция с первого взгляда представляет собой монолитный цельный образ: русская природа и русский богатырь на коне. Он показывал свое видение и представление данного мира.
В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер.
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Круги, расходившиеся от его внутреннего напряжения, достигали не только всех обыденных обстоятельств бытия, но проникали в плоть каждого произведения. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. На богатыре надеты защитные латы. Конь богатырский под стать хозяину. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В 5 лет Михаил начал рисовать.
Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля.
Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. В ней нет безмятежности «Морской Царевны» – в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия.
Это не было случайностью в его творчестве. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. «Гадалка» – произведение глубоко психологическое.
Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело. » – «Нет, – отвечал он, – я могу без конца слушать оркестр, в особенности море»». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса «Святой Сатир». Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». На богатыре надеты защитные латы. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – здесь человек сгорел.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Глубокие морщины прорезали лоб. Эти художники как бы сгорали в пламени костра своего гения. Врубель просто был неизвестен, но был уже великим мастером- живописцем.
«Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий.
Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Он искал правильный ракурс поворота.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Противоположный подход был у Николая Рериха. Предложение я принял, конечно, охотно.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Герой сопротивляется до конца. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.
Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. И название картина имела совсем другое.
Потом длительное свадебное путешествие. Но земля, кони, одинокая фигура, будто напоены жаром ушедшего дня. Чистяков. Родился М. Врубель в Омске.
Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Любовь Надежды Ивановны Забелы-Врубель помогала Михаилу Врубелю. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки.
Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Сильное, грозное произведение.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. В лице богатыря читается надменность и неудержимая ярость, пахарь же напротив воплощение спокойствия и внутренней силы, подпитываемой родной землёй. Романтическая тоска тут остается разве что в пасмурном небе, сулящем трем богатырям опасные испытания.
Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
По совету И. Е. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Холст, масло. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Но «Пана», кажется, не опознали, во всяком случае, никто не позировал для него художнику. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым.
Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета. Как художник Врубель сформировался стремительно. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Но больше в ней от лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Контраст сиреневого сумрака комнаты и яркого солнечного дня за окном, сияющий платок женщины, пронизанный падающим из окна солнцем, создают и световые эффекты, которые вообще в живописи Врубеля не часто встречаются. В безумной тоске заломлены руки. Из воспоминаний Н. А.