Иллюстративный материал: В. М. Васнецов «Богатыри», М. А. Врубель «Богатырь», Н. К. Рерих «Русская сила богатырская», К. Васильев «Микула и Вольга». Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
Репина занимался акварелью. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Из воспоминаний Н. А. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Это не было случайностью в его творчестве. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Кстати, писать свою картину художник начал с головы коня, которая была выверена до миллиметра. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца.
Гарин-Михайловский был поражен страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге.
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п.
Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Холст, масло. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Панно не было принято из-за непривычности изобразительного языка ни академическим жюри, ни публикой.
Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Оно, заостренное вверху.
Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Но в целом, говоря современным языком, русский эпос в интерпретации Рябушкина предстает русским фэнтези, где есть и богатырь-гном Микула Селянинович и богатырь-эльф Алеша Попович и царящий над миром маг Святогор.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Прахова, сына архитектора А. В. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. И название картина имела совсем другое. Его вид совсем не вызывает страха.
Врубелю оставалось ждать почитателей, заказчиков и покровителей, которые появились только в середине 1890-х годов174. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Художник Русской частной оперы С. И. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.
Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. За спиной виднеются лук и стрелы. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Противоположный подход был у Николая Рериха. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Предложение я принял, конечно, охотно.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Представители рода Врубелей (от польск.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Лошадь изображена очень сильной и могущественной.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Кирилле», «Св. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Из воспоминаний Б. К. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Его фигура занимает всю поверхность холста: Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Н. Г. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
В 5 лет Михаил начал рисовать. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. По совету И. Е. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141.
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Савву похоронили на Байковой горе. Весь его образ очень смелый и боевой.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Он показывал свое видение и представление данного мира. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Холст не был разделён на клетки. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Возникает ощущение цельности и сопричастности. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.
Преобладают в картине цвета темных оттенков, что придает ей еще большей грозности и могущественности. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель.
Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
1898 – 1899. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
На богатыре надеты защитные латы. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей.
Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.
В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Работа не привела к улучшению. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. И свою картину художник сначала назвал Сатир. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. В 1863 году А. М. Врубель женился на актрисе Е. Х. Вессель, которая посвятила себя мужу и детям.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». За спиной виднеются лук и стрелы. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу.
Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. Врубеля. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Оригинальность врубелевского стенописного стиля настолько выделялась на фоне работ его коллег, что разрушила бы и без того относительную целостность ансамбля росписей49. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Лучшего патриотического образа и не создать. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии. Мамонтова. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря».
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). На богатыре надеты защитные латы. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Заостренную сверху в виде огромного, тяжелого треугольного копья форму, она получила позже.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка заторможенным силачом. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Пан подобен лукавому лешему. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Прошение было удовлетворено157. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. С Рерихом все поменялось. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства.
Богатырь. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Работа продвигалась очень быстро и недели через полторы мы любовались уже почти конченной картиной.
Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина.
Написанный позже в большом виде маслеными красками, он наделал много шума в художественном мире и вызвал полные негодования нападки тогдашней критики. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Чистякова (курс не окончил). На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля.
Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Его богатырь — могучий исполин. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142.
Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Конь богатырский под стать хозяину. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Начал он с головы лошади.
Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Весь его образ очень смелый и боевой. Сильное, грозное произведение.
Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Он искал правильный ракурс поворота. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Богатырь врубельВ разделе Живопись, Графика на вопрос Помогите описать картину. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.