Благовещение (нидерл. Annunciatie)— работа нидерландского художника Яна ван Эйка. Экс Благовещение, обычно связывают с Бартелеми ван Эйка, предположительно, связаны с января, со многими сходства в лечении. Издание посвящено картине Яна ван Эйка Благовещение, привезенной на выставку в Государственный Эрмитаж из Национальной художественной галереи Вашингтона.
Круг ван Эйка Friedsam Благовещение от митрополита правая сторона дверях является романская (Ветхий Завет), а левая Готический (Новый Завет). Благовещение (нидерл. Annunciatie)— работа нидерландского художника Яна ван Эйка. Видимо, поэтому на множестве фламандских изображений Богоматери Например, в «Луккской Мадонне» Яна ван Эйка или в «Благовещении» Ганса Мемлинга.
"Я – роза Шарона, я – лилия долины. Напротив, на одной из панелей Кампена Варвара сидит в богато обставленной фламандской комнате, а за окном видна строящаяся башня. «Я – роза Шарона, я – лилия долины. » («Песнь песней» Соломона). Там он стоит и сейчас.
1417: начало работы.
Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной.
Но наследники короля решили, что картины выгоднее продать с аукциона (кстати, в апреле 1850 г. долг императору вернули). Однако там они чаще всего отделены от сакральных персон (например, на листах часословов Рождество или Распятие помещены в рамку миниатюры, а фигура молящегося вынесена на поля) либо изображены как крошечные фигурки у ног громадных святых. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Правая створка – самая необычная часть триптиха. После рождения Иисуса происходит прекращение действия законов Моисея («Sub Lege») и наступает эра— Sub Gratia («После Благодати»). 10:19 – 20.
Как и скамейка, рядом с которой присела Дева Мария, она украшена фигурками псов и львов. Прекрасный пример – «Благовещение» Яна ван Эйка. Заказчик алтаря представал как свидетель библейских событий либо как визионер, вызывающий их перед своим внутренним взором, погрузившись в молитвенную медитацию. Здесь изображена человеческая трагедия с поразительной выразительностью и полнотой.
пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Все в этой картине, написанной в то время, когда в Тоскане были сделаны первые робкие шаги в светотени (Липпи) и в правдивой красочности (Доменико Венециано), поражает тем совершенством, с которым передана натура. Причем обычно в рост с Христом, Богоматерью и святыми.
В таком виде его держали в будние дни. Благодаря этому, сюжет благовещения является наиболее популярным мотивом для художественной живописи времен Возрождения. Особенно трагична группа на первом плане: изнемогающая под горем Богоматерь среди святых жен и ломающая руки Магдалина. От этой детали переходишь к другим и не знаешь, чему отдать предпочтение: раскрытому ли молитвеннику с жемчужной закладной, розовой ли подушке, крытой тисненым штофом, короне ли и скипетру божественного посла, лилии ли, которая воткнута в стеклянный сосуд. " ("Песнь песней" Соломона). Круговой обход колон за спиной Девы Марии может говорить о том, что действие происходит в алтаре и две фигуры святых являются видением священника.
Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е.
Внизу нечто еще более средневековое — расправа архангела Михаила с грешниками: какая-то свалка, под крыльями Смерти, человеческих тел и злобных чудовищ. Разные части алтаря похищались, вывозились, выкупались, экспроприировались, дарились им угрожал огонь и взрыв и т. п. При этом ничего смешного. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте.
Справа Господь вручает Моисею скрижали с десятью заповедями (первый завет между Богом и человечеством прообразовывал второй, христианский, завет). Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Слева служанка протягивает дочери фараона корзину с младенцем Моисеем, вынутую из вод Нила (этот эпизод олицетворял рождение Христа – приход богочеловека в этот мир). Мы не знаем, кто именно его написал, а потом переписывал: сам Кампен или кто-то из его учеников (в том числе самый известный из них – Рогир ван дер Вейден). Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Такая функциональная вещь, кажется, слишком далека от величественного трона.
пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Вот почему мужчина берет руку женщины – этот жест, iunctio Буквально «соединение», то есть то, что мужчина и женщина берут друг друга за руки., в зависимости от ситуации, означал либо обещание в будущем вступить в брак (fides pactionis), либо саму брачную клятву – добровольный союз, в который здесь и сейчас вступают жених и невеста (fides conjugii). 000 000 гульденов (в рублях – 542 729 р. 50 коп. ) под залог своей коллекции картин, которые он сам оценивал в два раза дороже (2 миллиона). Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря.
Фламандские мастера XV века стали все чаще представлять заказчиков в том же пространстве, где разворачивается сакральный сюжет. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель, » — возвещал Дух Божий через святого апостола. Чем необычнее деталь, тем вероятнее, что это символ. Так у Кампена привычный атрибут реалистически встроен в пейзаж.
На подоконнике и на столике у окна лежат апельсины. Вот анонимный мастер из Брюгге в последней четверти XV века изобразил Деву Марию, окруженную девами-мученицами. Однако мы точно знаем, что в позднесредневековой культуре зерцало (speculum) было одной из главных метафор самопознания.
У историков есть разные версии: крышка для ящика с углями, который использовали, чтобы греть ноги, верхняя часть коробки для рыболовной наживки (тут работает та же идея ловушки для дьявола), решето – одна из деталей винного пресса Поскольку в таинстве евхаристии вино пресуществляется в кровь Христову, винный пресс служил одной из главных метафор Страстей., заготовка для блока с гвоздями, который на многих позднесредневековых изображениях римляне во время шествия на Голгофу привешивали к ногам Христа, чтобы усилить его страдания (еще одно напоминание о Страстях) и т. д. Однако больше всего эта доска напоминает экран, который установлен перед потухшим камином в центральной панели триптиха. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. После рождения Иисуса происходит прекращение действия законов Моисея («Sub Lege») и наступает эра – Sub Gratia («После Благодати»). Дева Мария и Гавриил изображены таким образом, что их головы достигают капителий.
Что это. Религиозные образы, писавшиеся для храмов или для домов состоятельных заказчиков, создают ощущение, что зритель, словно через окно, заглядывает в Иерусалим, где судят и распинают Христа. Почти все они держат в руках свои традиционные атрибуты Луция – блюдо с глазами, Агата – щипцы с вырванной грудью, Агнесса – агнца и т. д. Однако у Варвары ее атрибут, башня, в более современном духе вышит на длинной мантии (как на одеждах в реальном мире действительно вышивали гербы их владельцев).
Размер равнинных стеклянных хороводы не кажется несоразмерным с фигурами. Одному из братьев ван Эйк возвращен ныне и так называемый Татищевский складень, средняя часть которого изображавшая Поклонение волхвов, была украдена тогда еще, когда триптих находился в собрании Д. П. Татищева (в Эрмитаже боковые створки с 1845). В одном из домов в окне третьего этажа видна висящая на веревке рубаха. Потому у Яна ван Эйка в «Луккской Мадонне» Царица Небес восседает на высоком престоле с четырьмя львами – на подлокотниках и на спинке. Жан Жерсон, один из самых авторитетных теологов рубежа XIV – XV веков и горячий пропагандист культа святого Иосифа, в одной из проповедей, посвященных его браку с Девой Марией, сравнивал «плотское вожделение, которое испытывает падшая плоть» с «пылающим пламенем», которое Иосиф сумел погасить. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Если в более традиционном варианте цветок в руках часто держал сам архангел, у Кампена он стоит на столе словно украшение интерьера.
Это Назарет изображенный в облике фламандского городка. Перспектива при этом выдержана с такой математической точностью, что нельзя допустить, будто Ян не имел теоретических знаний в этой области». Именно эта идея была доминирующей и строго контролировалась католической церковью, поскольку на этот период пришлось движение контрреформации.
– исследователи насчитали 13 связанных с алтарем преступлений за 600 лет его существования. Это явный символ – тогдашний зритель вряд ли подразумевал, что святая при жизни или на небесах действительно ходила с моделью своего застенка. Над роскошным городом, над разряженной издевающейся толпой висит на кресте Искупитель. Вероятно, вот таким образом ниша с сосудом представляет комнату Богоматери как святилище и выстраивает параллель между воплощением Христа и таинством евхаристии, в ходе которого хлеб и вино пресуществляются в тело и кровь Христовы. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя.
Это пара пожилых людей, совершенно ординарной наружности, в довольно скромных как для их статуса одеяниях изображены они без всяких прикрас, со всеми бородавками и морщинами. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Немного подраскрасили только донаторов. Здесь на люстре посреди дня зачем-то горит свеча (а остальные пять подсвечников пустуют). Цистерцианский Цистерцианцы (лат.
Например, в классическом средневековом искусстве святых часто изображали с их атрибутами.
Например, Ян ван Эйк в «Мадонне канцлера Ролена» и «Мадонне с каноником ван дер Пале» изобразил донаторов стоящими на коленях перед Девой Марией, которая держит на коленях своего божественного сына. Это, предположительно, были алтарь, на приделе или маленькой часовне.
Мне же лично еще бросается в глаза удивительная утонченность черт лиц – возможно, ван Эйк хотел подчеркнуть мистический, божественный характер сцены и ее участников. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию — и т. д. и т. п. Но есть и альтернативная версия. алтарь был не единственной «спонсорской» помощью жертвователя.
«Все в этой картине, написанной в то время, когда в Тоскане были сделаны первые робкие шаги в светотени (Липпи) и в правдивой красочности (Доменико Венециано), поражает тем совершенством, с которым передана натура. На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором. На страницах рукописей и на алтарных панелях мы часто можем увидеть их владельцев или донаторов (пожертвовавших тот или иной образ церкви), которые обращены с молитвой к Христу или Деве Марии. мистик Бернар Клервоский в XII веке уподоблял Марию «фиалке смирения, лилии целомудрия, розе милосердия и сияющей славе небес». Кажется, тут все просто: Иосиф был плотником, а перед нами его мастерская. Так, Варвара Илиопольская обычно держала в руках маленькую, словно игрушечную башню (в напоминание о башне, куда ее, по преданию, заточил отец-язычник).
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Чувствуется еще полная вера в этот плач и скрежет зубовный. За окном зала, где архангел Гавриил возвещает Деве Марии благую весть, видно несколько улиц с фахверковыми домами Фахверк (нем. Однако до Кампена на образах Благовещения Иосиф был редким гостем, а уж его ремесло в таких подробностях никто и вовсе не изображал Вообще, в то время к Иосифу относились двойственно: почитали как супруга Богоматери, преданного кормильца Святого семейства и в то же время высмеивали как старика-рогоносца.
Весь алтарь включает изображение искупительных таинств католической веры начиная от Благовещения и Воплощения на внешних створках алтаря до жертвенной смерти Христа и поклонению Агнецу. Со скамьей все не так просто. Невозможно описать все, что содержится в этой крошечной картине. "Иоанн" выкуплен. Однако мы знаем, что средневековые богословы регулярно уподобляли Деву Марию мудрейшему царю Соломону, а в «Зерцале человеческого спасения», одном из самых популярных типологических «справочников» позднего Средневековья, сказано, что «трон царя Соломона – это Дева Мария, в которой пребывал Иисус Христос истинная премудрость Два льва изображенные на этом троне, символизируют, что Мария сохранила в своем сердце две скрижали с десятью заповедями закона». В частности, Богоматерь уподобляли «запертому саду» и «колодезю живых вод» и нидерландские мастера вот таким образом часто изображали ее в саду или рядом с садом, где из фонтана била вода. Правая часть исполнена абсолютно в духе средневековья.
Подтвердить эти догадки почти невозможно. Отсутствие в очаге огня, возможно, тоже символически значимо. Этот цветок с давних времен символизировал чистоту и девственность Богоматери. С его помощью священник совершал омовение, отслужив мессу и раздав верующим Святые дары. Ее ширина всего 2 мм: прихожанин Гентского собора никогда не разглядел бы ее. По самой распространенной версии, это свидетели, присутствовавшие при заключении брака, один из которых – сам ван Эйк (у него есть еще как минимум один зеркальный автопортрет – в щите святого Георгия изображенного в «Мадонне с каноником ван дер Пале»).
Там он стоит и сейчас. В его «Луккской Мадонне» младенец Христос держит в руках похожий оранжевый плод, а еще два лежат у окна.
нет архитектурные фитинги, чтобы дать четкую шкалу к зданию. Прохор в страхе упал на землю. Вместо этого они призывали обратить взор вовнутрь, к зерцалу собственной совести, неустанно вглядываясь (мысленно и реально созерцая религиозные образы) в Страсти Христовы и помышляя о собственном неизбежном конце. Вот почему на многих изображениях XV – XVI веков человек, смотря в зеркало, вместо своего отражения видит череп – напоминание о том, что его дни конечны и что нужно успеть покаяться, пока это еще возможно.
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Но ведь Кампен изобразил не престол, а скамью. Умер король в марте 1849 г. и его семья оказалась в трудном положении. с изображением двух эпизодов из жития Моисея. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Дева Мария и Гавриил изображены таким образом, что их головы достигают капителий.
С другой – историки в поисках скрытой символики давно предположили, что скамья из Благовещения с ее львами символизирует престол Богоматери и напоминает о троне царя Соломона, описанном в Ветхом Завете: «К престолу было шесть ступеней верх сзади у престола был круглый и были с обеих сторон у места сиденья локотники и два льва стояли у локотников и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны» 3 Цар. По версии Панофского, она символизирует присутствие Христа, чей взор объемлет весь мир.
1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены. Чем лучше символика скрыта в повседневных вещах, тем труднее понять, есть ли она там вообще. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Фламандские художники поколения новаторов – Робер Кампен (около 1375 – 1444), Ян ван Эйк (около 1390 – 1441) и Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464) – достигли небывалого мастерства в передаче реального визуального опыта в его почти тактильной достоверности. Так около 67 года была написана Книга Откровения (АПОКАЛИПСИС) святого апостола Иоанна Богослова.
На дальней стене, ровно по центру портрета, висит круглое зеркало.