Картина Эль Греко «Благовещение» написана в 1576 году и стала своеобразным итогом его учебы в Риме. Картина Эль Греко Благовещение: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Эль Греко неоднократно возвращался к теме Благовещения, которая была близка его душе.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Приготовлен холст. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Слава Богу, что так. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария ибо Ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Однако вряд ли это справедливо. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни. Можно сказать, что цель художника – создание идеального образа – полностью достигнута. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. – Пентаэфирами здесь называется пентамасло, это подсолнечное масло, специальным образом обработанное (в заводских условиях), чтобы абсолютно избавить его от пожелтения. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего.
Он обращается к новому для себя сюжету. Не осталось унего иучеников. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления.
Композиции, проникнутые устремленным ввысь сильным движением, создают впечатление ослепительных видений, наполненных то просветленной радостью, то возвышенной скорбью. Как разбавитель мы использовали смесь пентаэфиров с ПБМА. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Погружение в духовную атмосферу Толедо, средневекового города с древними монастырями, который являлся настоящим религиозным центром Испании, окончательно сформировало мировоззрение и своеобразный художественный язык Эль Греко.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. (Ред. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Сейчас он находится вТоледо. Взгляд коня полон человеческой выразительности. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Город оказал на него огромное воздействие.
Почему так произошло.
Удивительно прозрачной изображена кружевная накидка Марии: она струится. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Он разбавляется пиненом и уайт-спиритом) и проскоблена бритвой (что явилось ошибкой, так как была снята значительная часть фактурной нагрузки). Холст оказался тоже грубее, чем в оригинале, что также мешало работе. Что, вобщем-то, справедливо. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Как и у Эль Греко, накидка Марии удивительно прозрачна и невесома.
Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Он понимал религиозную живопись как часть литургии, способствующей восхождению к Божественному. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Тому есть несколько причин. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме она напоминает гигантский драгоценный узор. Доминирующие – красный и синий.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. При этом он был человеком Ренессанса.
Колорит напоминает краски стеклянных витражей. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Лекции М. М. Девятова). Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Складки одежды персонажей передают их объемность, которая лишь усиливается мастерским владение светотени.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Но одновременно их изображение подобно взвивающимся вспышкам пламени, что усиливает безудержное движение всей композиции вверх с ее сплетением фигур, одежд, охваченных вихрем угловатых складок, воздетых и разведенных в стороны рук, контрастных цветовых пятен.
Она не гармонировала с первыми слоями живописи, не входила в живопись. И отошел от Нее Ангел. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера.
Старались сразу дать холсту нужную нагрузку фактурную. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа).
Как это возможно. «Икона – это окно в мир вечности, — рассуждает итальянский художественный критик Марко Ванелли. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Зерно холста соответствует оригиналу.
Выполненная в маньеристском ключе, эта картина достаточно помпезна и нравоучительна, в ее технике отсутствует поиск нового в искусстве, хотя она и написана в Новое время. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю. Сейчас он находится вТоледо.
Основные цвета картины: синий, золотисто-желтый, красный и белый. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний. (Торговая аннотация).
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. – Лавандовое масло дает медленное просыхание, так как оно медленно испаряется. Уже сделанные куски казались пустыми, грубо лезла фактура холста. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
«Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо.
Темперная прописка пропитана уплотненным подсолнечным маслом с лаком ПБМА (Ред. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Но, к сожалению, этот разбавитель не давал такого оплывшего, сплавленного мазка.
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Свет и цвет неразделимы, ведь свет также, как и вся картина создан цветом. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Как это возможно. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. – ПБМА это синтетический клей, который обычно используют реставраторы. Евангелие от Луки 1:26-38.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Но все неузнаваемо преображено художником.
Но в дальнейшем оказалось, что фактура оказалась большим тормозом. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Нанесен синтетический грунт. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Непонятно зачем оно использовалось в условиях спешки). Сделана имприматура цвета сиены жженой, как в последствии оказалось – слишком активной. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Крит вто время принадлежал Венецианской республике. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Излишки (масло лак) сняты бритвой и тряпкой.
– Рекомендуется пользоваться капроном, как материалом, не оставляющем ворсинок (см. Они не предназначены для поклонения. «Полибутилметакрилат (ПБМА) – представляет собой твердый кристаллический полимер, растворяется в (), уайт-спирите, пинене. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
Для ускорения высыхания можно применять лак (даммарный). Здесь нет привычных эффектных мотивов. Чтобы быстро сохла живопись (мы были очень ограничены временем) мы использовали фламандский сиккатив. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Облака также созданы как бы из блестящего, подсвеченного изнутри вещества.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Распятие удерживает композицию в равновесии, поскольку все остальные действующие лица представлены в движении, устремленном в высоту. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
И, кажется, одним из первых осознал, что это невозможно сделать обычными изобразительными средствами. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Художник не избежал изображения традиционного символа этой добропорядочности – в правом нижнем углу он расположил корзину со швейными принадлежностями: они также в идеальном, абсолютно чистом состоянии, да и сама корзина сплетена из идеальных веточек лозы. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. является обратимым материалом. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
(Ред. (Ред. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Самоценные объекты эстетического восхищения многих поколений зрителей, картины существуют в залах Прадо независимо друг от друга.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Но многие приемы абсолютно необычны. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Как межслойный лак мы использовали ту же смесь с добавлением лавандового масла.
Дело втом, что Эль Греко вырос всреде римо-католиков иконопись изападная живопись были ему равно близки. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности.
Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). При всей материальности фигура коня лишена тяжести, а стройные, очерченные волнистым контуром ноги, сопоставленные с темными и столь же вытянутыми ногами нищего, кажутся невесомыми. В процессе работы выяснилось, что одно поверхностное подражание манере мастера недостаточно глубоко лепит форму. (Ред. Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим.
– Сиккативы вредны для живописи. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века.
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Что, вобщем-то, справедливо.
Цвета картины – яркие, нарядные, по-южному щедрые. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. одухотворения и оцепенелости. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Этим же цветом с разбелом, была сделана лепка формы.