Исследования картины Яна Викторса «Благословение Иакова» из собрания Курской картинной галереи, осуществленные в отделе реставрации станковой масляной живописи ВНИИР, существенным образом дополнили характеристику материалов и живописной структуры произведений школы Рембрандта (рис.
Нужно помнить, что нынешние размеры картины очень далеки от первоначальных, когда ее высота составляла свыше шести метров при примерно такой же ширине. Надставка холста картины курского собрания явно имела целью исправление «неудавшейся композиции». Метод тонкослойной хроматографии для экстрактов различных масел образца выявил сходство с ореховым маслом. Результаты изучения картины Я. Викторса «Благословение Иакова» из курского собрания мы дополнили данными физико-химических исследований картин из собрания Гос.
Разрушения типа мягкого кракелюра в верхних слоях появились значительно позже. Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. К примеру, достаточно сопоставить его картины «Великодушие Сципиона» или «Изгнание Агари» (Гос.
В последние годы жизни Рембрандт остается одиноким и забытым. Абсолютно иной и композиционный прием в курском и варшавском вариантах: фигуры там размещены не в интерьере, а придвинуты к зрителю, вот таким образом нижняя часть картины композиционно срезана, фигуры выступают крупным планом. Все пигменты в картине, кроме медного резината, входят в состав красочных смесей. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими гусгыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. Эрмитажа, написанных художником в период его пребывания в мастерской Рембрандта.
Звучность ярко-желтого платья Ефраима обусловлена нижележащим светло-желтым подмалевком. Слои коричневатых лессировок (битум. ) поверх зеленовато-серого живописного слоя усиливают оптический эффект глубины второго плана. Учение кальвинистской «государственной» церкви несомненно является отправным пунктом раннего мышления Рембрандта, но постоянное развитие его творчества, выбор тем, мотивов, художественные убеждения доказывают духовное родство с антидогматическим, простонародно-евангелическим учением меннонитов, отвергающих военную службу и исполнение государственных чинов, доверяющих «бедным духом», а не «мудрым и учёным», сердцу и чувству отдельного человека, а не учреждению (хотя Рембрандт, в отличие от Генрика ван Эйленбурха, дяди Саскии, никогда не был членом этой, уже давно живущей по-бюргерски зажиточной общины). Из материалов, которые использовал художник в картине, были обнаружены азурит со свинцовыми белилами (зеленое платье невесты), а в картине «Изгнание Агари» – синяя смальта в смеси со свинцовыми белилами и черной угольной. Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа» (1656 Кассель).
Комбинациями подмалевка и лессировок Ян Викторе передает фактуру тканей. В мировом искусстве Рембрандт по праву занимает место величайшего портретиста. Была проведена ИК-спектроскопия различных проб с этой картины. Герои картины — это люди могучих характеров, бурных импульсов и сильных страстей. В развитии исторической живописи «Заговор Цивилиса» имеет очень большое значение ибо Рембрандт сумел в нем дать яркое воплощение в реалистических формах новой для этого жанра темы — идеи борьбы народа за свою свободу и национальную независимость. В обоих случаях этот пигмент используется как добавка к белому и желтому пигментам 2.
Последние шестнадцать лет — самое трагическое время в его жизни. Ян Викторе (1620 – 1676) в 1630-х гг. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. 306. ).
Сюжет картины — призыв Юлия Цивилиса, вождя племени батавов (считавшихся предками нидерландцев), к восстанию против Рима (68—70 гг. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. На картине синяя атласная одежда Манассе написана по светло-серому подмалевку. 2, 3). Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 X 3, 09).
С 1650 г. начинается поздний период в творчестве Рембрандта. Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), отсветы пламени, заливающие всю картину, — таковы особенности художественно-живописного строя этой композиции. табл. Мотивировка реставрации — требования сохранности памятника, а также стремление подчеркивать его эстетическую или историческую ценность.
Особое место занимает в творчестве Рембрандта «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 Стокгольм), единственное у него произведение исторического жанра, выполненное в формах монументальной живописи. 1). Между зрителем и сценой в картине существует дистанция. Последние работы Викторса свидетельствуют об ослаблении творческой энергии мастера.
Идейным центром картины является образ Цивилиса. В подмалевочном слое этот пигмент был обнаружен X. фон Зонненбургом в картине «Благословение Иакова» Рембрандта из собрания Касселя. 4, 5). Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна.
Одним из главных живописных элементов картины является подмалевок, цвет и фактура которого организует каждое цветовое пятно. Методы такого выявления ценности строго ограничены. Эрмитаж) и «Операция» (Серпуховский историко-художественный музей). Яркий рассказ римского историка Тацита повествует о том, как Цивилис под предлогом пиршества созвал в священную рощу «главных представителей своего племени и наибольших смельчаков из простого народа» и призвал их к восстанию решение о восстании было скреплено взаимной клятвой. Каждая красочная частица в московской картине кажется излучающей свет.
Помимо наполнителей грунта и красочного слоя, в картине Яна Викторса «Благословение Иакова» нас интересовало и связующее. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. К лучшим рембрандтовским созданиям позднего периода относится московкая картина «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660). Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения «Заговора Цивилиса» характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп). Значительность образа для художника определяется прежде всего глубиной проникновения во внутренний мир портретируемого, раскрытием всего многообразия человеческой личности.
Основа композиционной незыблемости картины заключена в равновесии ее цветовых звучаний. В дальнейшем полотно картины вместе с пришитой частью сдублировали на новый холст.
Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. В этой картине невозможно рассматривать порознь цвет и светотень. Снова Рембрандт поражает нас захватывающей силой душевного переживания.
Поздний период — вершина искусства Рембрандта: характерные черты его художественной индивидуальности, в той или иной степени проявившиеся в раннем и зрелом периодах его творчества, в позднем периоде находят свое высшее выражение. Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике Этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив — словно горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого — сгущенный темно-красный тон). С помощью методов тонкослойной хроматографии и УФ-спектроскопии в связующем грунта были найдены компоненты масла и смолы, в связующем подмалевка – масла и смол, в зеленом лаке, который включает в себя лессировочный слой, – также масла и смолы (смола в подмалевке скорее всего другая, нежели в лессировочном слое) 4.
Увеличивая светосилу красочного пятна, он создает световоздушную среду. Наиболее полную информацию о живописной структуре Рембрандта содержит статья X. Зонненбурга о картине «Благословение Иакова» (1656 г. ) из собрания Государственной галереи г. Касселя.
Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Если в 1640-х гг.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. В качестве одного из замечательных образцов поздней манеры Рембрандта может быть названо «Отречение апостола Петра» (1660 Амстердам, Рейксмузей). Иосиф с сыновьями и старым Иаковом показаны художником в интерьере. Картина Яна Викторса «Благословение Иакова» из собрания Курской областной картинной галереи имеет надставку холста в нижней части, которая по составу наполнителей грунтов и пигментов и по характеру послойной структуры не соответствует авторской.
Излюбленной системой построения в произведениях Рембрандта 1650—1660-х гг. табл. Рембрандт отходит от типичного для 1640-х гг.
Таковы его офорты «Мост Сикса», «Вид на Омваль» (оба 1645 г. ), его многочисленные рисунки пером, выполненные во время прогулок по окрестностям Амстердама. В будапештском произведении фигуры изображены в полный рост.
В этой картине Рембрандт избегает сильной мимической выразительности — позы, движения, жесты красноречивее мимики. В 1970-е гг. Это решение получило название Венецианской хартии.
Было проведено послойное исследование образца с изображения зеленой драпировки (правая верхняя кромка картины). И тем не менее «рембрандтовский период» творчества Яна Викторса считается наиболее плодотворным. Во всех образцах было выявлено масляно-смоляное связующее. стала полуфигурная композиция крупным планом.
Венецианская хартия ставит на первое место консервацию памятников, ограничивая область реставрации: «реставрация должна производиться в исключительных случаях». В данном случае художник добивался передачи золотистой парчи, расшитой цветным узором. Эрмитаж) с произведениями, написанными в период самостоятельной практики, «Странствующий лекарь» (Гос. Ссылаясь на практику немецких живописцев XVIII в., когда в процессе реставрации они переписывали голландцев, «улучшая» колорит, рисунок картины, а иногда дополняя композицию новыми деталями, мы относим дополнения в картине голландца Яна Викторса к подобным «исправлениям» XVIII века.
Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы. 2). Служанка, внезапно поднеся свечу к лицу апостола, произносит: «И этот был с Христом из Галилеи» при этих словах воин, готовившийся отпить из фляги, впивается грозным и подозрительным взглядом в Петра и тот, оказавшись не в силах сказать правду, отрекается от своего учителя.
В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Вновь после «Ночного дозора» Рембрандт дает здесь пример монументальной композиции, в которой действие раскрывается в героическом плане.
Прежде всего необходима безусловная документированность: «реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза». К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652 Кассель). Так, азуритом с небольшой добавкой свинцовых белил написана синяя одежда Иакова и Манассе. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Высокая оценка, данная Марксом портретам Рембрандта, должна быть отнесена именно к его поздним произведениям. В последние годы жизни Рембрандта создано гаагское полотно «Давид перед Саулом».
Технологическое исследование картины «Благословение Иакова» Яна Викторса из Курской картинной галереи свидетельствует о том, что художник освоил живописные приемы школы Рембрандта – систему послойного нанесения красочных слоев, а также рецептуру красочных материалов. По характеру живописной структуры картина «Великодушие Сципиона» 1640 г. напоминает «Благословение Иакова». Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Именно в эти трагические годы Рембрандт создает свои самые значительные произведения.