Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Масленица — пузатый толстяк в колпаке, увенчанном миской, восседает на большой бочке из-под пива. Каждый занят своим делом, праздник совсем обыден, вокруг всё нищие да калеки. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики.
На голове у Поста находится пчелиный улей – знак умеренности и верности церкви. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. Центральная фигура праздника — король Карнавал.
Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы». На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. Сцену, привычную его глазу с детства.
Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию».
Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина.
Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Он понуро завернулся в темный плащ. Затянутое грозовыми тучами небо. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником.
Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Нидерланды (Фландрия).
Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы.
Вена. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Некоторые исследователи полагают, что, подобно многим своим соотечественникам, он уподоблял человеческое общество муравейнику, в котором каждая особь, считающая свои дела важными и значительными, на самом деле мала и ничтожна. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан.
Питер Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста» (1559) Дерево, масло. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью.
Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком.
Художественно-исторический музей. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок.
Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». 114 x 163 см. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника.
На переднем плане тучный и наглый король карнавала или просто Карнавал, вступает в сражение с тощей бесполой фигурой – олицетворением Поста. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Вот таким образом так много на площади калек и убогих. Вот он полыхает в верхней части картины.
Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Год напряженной работы. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые.
Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. Проще говоря, за то, что искусство сегодня — это текст.
Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке.
Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках.
В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». В руках у Карнавала находится его «орудие» – вертел, на который нанизана мясная снедь. Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа.
Дерево, масло. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Возрождение.
Колесницу с троном противника тащат две монахини. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. В общем, как пел оруженосец в начале «Седьмой печати»: «Наверху сидит Господь, очень далеко он, а братца Сатану то и дело встретишь на улице». Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния.
Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. На ней сиротливо лежат две селедки. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах».
Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника.