Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. Она отличается от всех предшествующих картин Брейгеля. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове.
Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю.
Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Затянутое грозовыми тучами небо. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником.
Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. На ней сиротливо лежат две селедки.
Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся» : долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины.
В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. мастер создает произведения о жизни простого народа. Колесницу с троном противника тащат две монахини. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами.
Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Вы словно побываете вместе с мастером на зимней охоте. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей.
Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. В углу площади разыгрывается комическое сражение Масленицы и Поста. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами.
Этот король-аскет, требовал строгого выполнения всех обрядов. Это – «Мизантроп», «Калеки», «Похититель гнезд» и в особом ряду стоит картина «Слепые». Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Вот он полыхает в верхней части картины. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу- «шандал» со вставленными в нее свечами.
Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых).
Сцену, привычную его глазу с детства. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Мастер изображает героев крупном масштабе (что не характерно для работ этого живописца), а сюжет несет в себе пафос и жесткую рациональность.
Его современники вели ожесточенные диспуты об истинной вере. Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни».
«Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом- «копьем». Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. Ни один другой художник не изображал осеннюю природу с такой правдивостью, как Брейгель. Масленица — пузатый толстяк в колпаке, увенчанном миской, восседает на большой бочке из-под пива.
С 1558 г. мастер всерьез занимается творчеством, работая помногу часов каждый день. Вот таким образом так много на площади калек и убогих. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ.
Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Это символ «перевернутого мира, вселенной», где все наоборот. Посмотрите на полотно «Охотники на снегу», отвлекитесь на несколько мгновений от вечных житейских мыслей и вас пронзит холодное веяние, услышите тихий шорох, взлетевшей с обледеневшей ветки, сороки-белобоки – он так хорошо различим при морозе. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Позднее хозяин картины закрасил изображение покойника, но очертания человеческого тела все еще можно разглядеть сквозь темный слой краски. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала).
Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Характер композиции подводит итог мощной силы этого социального слоя. Он понуро завернулся в темный плащ. В 1567 г. была выполнена, можно сказать, масштабная работа – «Крестьянский танец».
«Хмурый день» (весна), «Жатва» (лето), «Возвращение стад» (осень), «Охотники на снегу» (зима) – эта необыкновенная природная панорама – настоящий апофеоз пейзажа в искусстве живописи. Это вид из небольшого окошка на центральную городскую площадь. Брейгель возвращается к этой теме. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Люди одеты в карнавальные костюмы.
Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. Он показывает лучшие и худшие черты. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина.
«Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. В последние годы жизни Брейгель пишет довольно мрачно и жестко. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится.
Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее.
Год напряженной работы. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом- «смычком» по решетке для жаренья. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые.
В 1567 – 1569 гг. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Он понуро завернулся в темный плащ.
Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию».
За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море.
У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния.
На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. Некоторые искусствоведы предполагают, что сюжет взят мастером из старинной притчи. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках.
А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Но значение произведения не ограничивается этим. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Впервые в истории живописи ярко выражен образ народа. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. А еще через мгновение до вас донесется усталое дыхание собак и тяжелая, упруго-хрустящая по насту, поступь охотников.
Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника.
Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Видно веселье, с которым горожане празднуют масленицу. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом.
Его взгляд строго объективен, а размещение фигур – точность математика. Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. В 1559 г. он создает произведение «Битва Масленицы и Поста». «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых).
Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни». Здесь еще острее выражает характер народа, а главные персонажи обретают невиданную мощь. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы».
«Крестьянский праздник». Возможно, вот таким образом мастер помещает в сюжеты символ веры – храм. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой».
Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели.
В эскорте Поста резвятся дети с трещетками- «молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». А фоном для царственно увядающей природы, служат величественные горы на горизонте.
довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки). Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью.