Затянутое грозовыми тучами небо. Здесь истово соблюдают обычаи постных дней: пьют воду (из колодца), торгуют рыбой, т. е. Копчёная свиная голова— ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Каждый занят своим делом, праздник совсем обыден, вокруг всё нищие да калеки.
Но работы («Охота на снегу», «Пачмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом – паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты (намек на азартные игры излюбленные в то время), разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости – отбросы «жирной кухни».
Они шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. Толстопузый буффон, увенчанный котелком, бренчит на мандолине. А в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица – пузатый толстяк в колпаке, увенчанном миской, восседает на большой бочке из-под вина. Битва Масленицы и Поста (нидерл. Het gevecht tussen Carnaval en Vastentijd)— картина Питера Брейгеля Старшего (1559), находящаяся в Музее истории искусств Вены. В основе сюжета лежит праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста. На картине Брейгель изображает празднование этого праздника на площади одного из фламандских городков. В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала».
Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности. «Матрона» с набеленным лицом щеголяет в ожерелье из яичной скорлупы: яйца входили в обильную трапезу кануна поста («Чтобы пост показался мал и легок, как яичко, чтобы, как яйцо, быть крепким и здоровым»). Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов.
Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения.
Стременами пузану служат начищенные медные котлы, шлемом— паштет из птицы (отражение обычая есть жирную курицу в день карнавала). В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста.
Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружён вертелом – «копьём». Возможно, подобная мысль и могла бы прийти в голову художнику, но думается все же, что изобразить последний день карнавала по-настоящему веселым, каким он должен был быть, ему не позволили тягостные раздумья о тех страданиях, которые стали уделом его народа. «Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги.
Вероятно, Брейгелю была знакома теория одного довольно крупного ученого той эпохи. У Поста и детей на лбу начертаны крестики: в «пепельную среду» после мессы священники рисовали золой кресты на лбу прихожан. Паяц-фокусник в разноцветном колпаке, с большой сумкой на боку толкает бочку, манипулируя кубками и «волшебной палочкой». У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. довольствуются самым скудным рационом, что означает умерщвление плоти и умеренность (рыбные блюда, салат, круглые лепешки).
Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. На заднем плане перед постоялым двором «Сухая ветка» (или «Дракон». ) из дверей которого глазеют любопытные, актеры представляют битву Урсона и Валентина. Здесь охотно подают милостыню нищим слепцам и убогим.
Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния. Карлик в носатой личине, огромной шляпе с воткнутой в нее ложкой и в бесформенном белом балахоне поднимает метлу-«шандал» со вставленными в нее свечами. Центральная фигура праздника — король Карнавал. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду».
Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке.
Возле бочки Карнавала разбросаны игральные карты, разбитые яйца, употреблявшиеся при изготовлении вафель, свиные кости— отбросы «жирной кухни». Это эпизод пьесы по рыцарскому роману «Урсон и Валентин» из цикла о Карле Великом. «Герольд» с трехцветным флажком подает сигнал к сближению противников. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина.
Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Как очевидно и то, что работы Босха перевернули сознание Брейгеля, научили его смотреть на вещи не изнутри, а сверху, не проживая, а сопереживая. Люди, не обращая на шумный праздник никакого внимания, занимаются обычными делами. Комически контрастирует с толстяком ряженый причетником или «кающимся»: долговязый остроносый мужчина с завязанной платком головой. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины.
Перевернутая пустая корзина намекает на голодание. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие – лопату на длинном черенке. Вот он полыхает в верхней части картины. Гуляет по Пестову Масленица. Этот народный инструмент (rommelpot) бытует в Нидерландах до сих пор. «Император рыбоедов» восседает на церковном стуле, на котором повешены четки из луковиц: лук – один из видов еды во время поста. Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца.
Солома являлась символом всего ветхого и отжившего, ее сожжение означало преодоление смерти-зимы (в святочном цикле – поминовение мертвых). Грех чревоугодия воплощает и свинья, пожирающая фекалии возле колодца. Наступал торжественный момент и все высыпали на улицу. Вот таким образом так много на площади калек и убогих.
Апогей настанет в Прощёное воскресенье, когда на городской площади, напротив кинотеатра «Россия», будут жарить и есть блины, кататься на лошадях, лазать на столб за петухом и т. д. Низкорослый уродец ведет свою музыкальную «партию». Похожий на мясника Карнавал, румяный здоровяк с лоснящейся от жира рожей, вооружен вертелом-«копьем». Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам.
Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Но то, что Брейгель долгое время находился под воздействием работ Босха, его откровений, его рая и ада — очевидно. Все пронизано благочестивым духом строгого воздержания и покаяния.
Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Хотя зима на исходе и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. У пояса «женщины» висит ящичек с солью или для сбора добровольных пожертвований: на масленицу ряженых одаривали скоромными лакомствами и реже – деньгами. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно.
Проще говоря, за то, что искусство сегодня — это текст. Знаменитая картина Брейгеля старшего «Битва Масленицы и Поста» 1559 года на эту тему— истинная фольклорная энциклопедия с драгоценными деталями, пространная «хроника» масленичных гуляний. Сцену, привычную его глазу с детства. Он держит перед собой вертел как меч, на который нанизаны свиная голова и курица. Копченая свиная голова – ритуальное масленичное блюдо в «обжорные» дни закалывали специально выращенную свинью. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Измождённый и унылый Пост, увенчанный пчелиным ульем (напоминание о чистой пище небесного происхождения— мёде постных дней улей— символ умеренности, прилежания и верности христианской церкви), выезжает на шутовской турнир с деревянной лопатой пекаря вместо копья, в другой руке он держит пучок сухих прутьев, образ бесплодия. Антитеза разгульному веселью— жизнь серьёзная и созерцательная.
Год напряженной работы. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. На острие нанизаны свиная голова, жареная домашняя птица, ветчина.
Бочку с Масленицей пытаются сдвинуть с места ряженые. В центре площади разгорается битва между свитой Масленицы и сторонниками Поста. Несмотря на запреты церкви и властей (Карл V и его последователь, Филипп II издавали указы, ограничивающие время проведения уличных шествий и увеселений), этот древний языческий праздник продолжал жить и собирал множество желающих поучаствовать в нем. Жители городов и сел готовились к уличному представлению заранее.
Воплощение Поста – худой и длинный, как жердь, человек в бесформенном балахоне. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках Если под эгидой Карнавала опиваются хмельным зельем, объедаются мясной и жирной пищей, увлекаются азартными играми, предаются любовным радостям и т. д., то со стороны Поста в правой части картины царит совсем иное— «великопостное» настроение. Кортеж замыкает мальчик в бумажном венце (в нижнем левом углу) – маленький король карнавала, который держит традиционную вафлю.
Потешник в «треуголке», с обмазанным мукой лицом водит ножом-«смычком» по решетке для жаренья. За ним невероятно раскормленный «священник» со стеклянным сосудом в одной руке и зажженной свечей – в другой – тащит на голове круглый стол с обрядовым угощением «жирных» дней – вафлями и булочками в тарелке. Глупость, ставшая повседневной привычкой и безумие, возведённое в ранг разумного начала, — вот стихия «Пословиц». Сюжет напоминает известную масленичную забаву – «охоту на масленичного человека» – реликт древних верований в духов растительности. На картине Брейгеля поступки празднующих тесно связаны с освященными традицией увеселениями «сумасшедших» дней карнавала: здесь водят хороводы, участвуют в процессии, возглавляемой волынщиком. Брейгель не мог отрешиться от своих печальных мыслей.
Он понуро завернулся в темный плащ. Тут же просят милостыню калека и стоящая позади него женщина со спрятавшейся в корзине обезьяной. В эскорте Поста резвятся дети с трещетками-«молоточками» и корзинами для сбора пожертвований, наполненными кренделями пономарь несет в ведерке святую воду страстной недели. По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках) известным как «Времена года» или «Месяцы».
На голове у Поста находится пчелиный улей— знак умеренности и верности церкви. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. В свите приспешников Карнавала под оглушительный шум пиршественных и кухонных «инструментов» шествуют ряженые в фантастических костюмах и масках. На ней сиротливо лежат две селедки.
Тучный человек в колпаке, сидящий на бочке с вином, олицетворяет Карнавал. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. В общем, как пел оруженосец в начале «Седьмой печати»: «Наверху сидит Господь, очень далеко он, а братца Сатану то и дело встретишь на улице». «Королевская» охрана вооруженаустрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой.
Подобный ежегодный праздник Брейгель мог наблюдать с раннего детства. В руках у Карнавала находится его «орудие»— вертел, на который нанизана мясная снедь. Справа от Карнавала находится тощая фигура Поста, сидящая на стуле, который тащат в сторону Карнавала монах и монахиня. Ему на голову надевали бумажную корону и он угощал друзей вафлями. Масленица — пузатый толстяк в колпаке, увенчанном миской, восседает на большой бочке из-под пива.
На платформе разложены «деликатесы» постного времени: корзина с сушеными фигами, крендели, сухие лепешки. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове. Он держит перед собой, словно меч, вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Колесницу с троном противника тащат две монахини.