Более десяти лет он вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом, а после смерти Крамского стал его идейным преемником, хранителем лучших традиций передвижничества. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Спустя два года с «отличными успехами в науках» он заканчивает военную академию, продолжая успешно заниматься искусством. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку.
Примерно в 1890 г. при благоустройстве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки. Передвижник (с 1876), один из руководителей ТПХВ. В 1876 году за картину «Невский проспект ночью» (не сохранилась) он был единогласно принят в члены Товарищества Передвижных Выставок и избран в состав правления, где более десяти лет вместе с И. Н. Крамским руководил ТПВХ, а после смерти последнего стал его идейным преемником. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Зайцеву Ярошенко всегда хранил благодарное чувство.
Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Стройного, среднего роста новичка остригли «под гребёнку» и переодели в повседневное обмундирование (однобортная чёрного сукна куртка с девятью пуговицами, красными погонами с высечкой на них «1 КК», серые нанковые шаровары и бескозырка с красным околышем). Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом.
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Однако в Российском государственном архиве древних актов хранится похвальный лист с надписью «юному кадету Николаю Ярошенко», датируемый 8 марта 1854 года2.
А портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина, сделанный Ярошенко за три года до смерти писателя, показывает пожилого больного человека, тяжело потрясенного закрытием журнала «Отечественные записки», которым он руководил 15 лет. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал вплоть до самой смерти. В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора4. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный художник занимался серьезно и небезуспешно.
Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц.
Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». 7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Усадьбу назвали Белой виллой. «Совестью художников» называли его современники.
Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского и занятия в ИАХ (1867–1873).
Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Об этом свидетельствует написанный им в 1886 году портрет Ивана Кондратьевича. Один из них раздувает самовар сапогом. Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883).
С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето. Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры2. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы».
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. На фоне слегка обозначенных палаток вокруг большого самовара собралась группа кадет. В. Позен4.
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Учился в петербургской АХ (1867-74, вольнослушатель). С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции.
Коцебу. Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. По свидетельству жены художника, Н. А.
Мягкий по внешности – он кремень духом". Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Среди таких его работ— ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. здесь жила, по свидетельству М. В. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников».
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Определить год поступления будущего художника в Петровский Полтавский кадетский корпус могла бы помочь соответствующая аттестационная тетрадь, но отыскать её в архивах до сих пор не удалось.
Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. Мировоззрение Н. А. Ярошенко формировалось под непосредственным влиянием идей русских революционных демократов. Мягкий по внешности – он кремень духом. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы.
Большое внимание уделялось военно-патриотической подготовке будущих офицеров. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к заводской тематике («Кочегар», 1878). Трепова.
Этюд к Заключенному Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Г. Успенского. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе.
Мищенко. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». ЯРОШЕНКО, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1846–1898), русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников».
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных (Кочегар, Заключенный, обе работы – 1878, Третьяковская галерея, Москва).
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд.
Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Сюжет картины "У Литовского замка" (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Ярошенко был прикомандирован к только что учреждённому кадетскому корпусу в Полтаве. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).
Кочегар – первый в русской живописи ярким реалистический образ рабочего. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Верещагин выпускник Сибирского кадетского корпуса скульптор П. К. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Влечение к искусству не ослабевает и юноша занимается частным образом у популярного в 1860-е годы художника А. М. Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, в которой преподавал Крамской. Своего кочегара он «увидел» в одной из мастерских своего завода и созданный им образ стал одним из первых в череде портретов рабочих в истории русского искусства.
С самого детства Николая готовили к военной карьере. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в семье полтавского дворянина, офицера Петровского Полтавского кадетского корпуса.
Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. "Кочегар" – первый в русской живописи ярким реалистический образ рабочего. Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). Юных «бунтовщиков» препроводили в одиночные камеры карцера.
Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). До 1892 – военнослужащий. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Над кроватью на специальной стойке укрепили овальную табличку из жести, покрашенную зелёной краской и на ней белилами написали печатными буквами «Николай Ярошенко»6. Русский художник, мастер социального жанра и портрета в духе «передвижников».
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Учащиеся Полтавского корпуса отличались лучшими успехами по «Закону Божию», по русскому и французскому языкам, географии. Демокра- тизм творчества Ярошенко, стремление воплотить в художественных образах передовые социальные и этические идеалы эпохи ярко отразились в созданных им портретах-типах (Кочегар, 1878, Студент, 1881, – оба в ГТГ Курсистка, 1883, Калужский областной художественный музей). Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи. », хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста.
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. 11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки».
Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Совестью художников называли его современники. Мать Николая Ярошенко была дочерью отставного поручика артиллерии, небогатого полтавского помещика В. П. Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко— «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны», «Невский проспект ночью», «Шат-гора» и «Забытый храм».
Особого рода тревожная, «совестная» экспрессия животворит лучшие портреты работы Ярошенко (П. А. Стрепетова, 1884, там же Г. И. Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург Н. Н. Ге, 1890, Русский музей, Петербург). Боголюбов и баталист В. В. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, – это не только жертва капиталистического общества, – это еще и сила, противостоящая ему.
В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие – покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д. Ф. И многие из тех, кто однажды побывал на Белой вилле, возвращаются в музей вновь и вновь. Мягкий по внешности – он кремень духом». "Совестью художников" называли его современники. Крамской оценил портрет как один из «самых замечательных» портретов времени и видел в нем обобщенный образ, «мысль художника», написанную по «поводу Стрепетовой». Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью. В Академии художеств он сблизился с передвижниками и писателями, группировавшимися вокруг прогрессивного журнала «Отечественные записки». Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.
Волковым и под его руководством продолжил систематические занятия рисованием и живописью7. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Все это сказалось на социальной направленности искусства Н. А. Ярошенко.
Сам художник в течение недели находился под домашним арестом и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (18671874).
Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек.
Каразин и известный художник-баталист А. Е. Друг Ярошенко, художник И. С. Остроухов вспоминал, что Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» (Студент, 1881, там же Курсистка, 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне Всюду жизнь, 1888, Третьяковская галерея). Свой первый офицерский чин он получил за отличие в Русско-турецкой войне 1828—1829 гг.
В своей спокойной и тщательной манере он изобразил своё заключение в рисунке, сделав к нему шутливую подпись: «От 1 ноября по 10 я пользовался даровой квартирой со всеми удобствами»9. Наряду с военной службой занимался искусством. 7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Ярошенко поступил в Полтавский кадетский корпус в 1855 году, а через два года был переведён в Петербург, в 1-й кадетский корпус.
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни среди последних наиболее популярна картина На качелях (1888, Третьяковская галерея). Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74).
К своему первому творческому наставнику И. К. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Друг Ярошенко, художник Остроухов вспоминал, что «Чернышевский и Добролюбов сделались его руководителями, а передовые журналы – любимым чтением».
Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).
В. Позен. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Ярошенко проводили лето именно здесь. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью. Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы».
Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор». В сентябре 1840 года штабс-капитан А. М.
Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. В так называемой каморе (спальне), большом зале с колоннами и окнами, выходившими на 1-ю (Кадетскую) линию, находились четыре ряда железных кроватей, а на стенах висели картинки из военного быта. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина "Невский проспект ночью" (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878).
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Влечение к искусству не ослабевает и юноша занимается частным образом у популярного в 60-е годы художника А. М. Волкова, а также посещает вечерние классы рисовальной школы общества поощрения художеств, в которой преподавал И. Н. Крамской. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика.
Но даже там начинающий художник не расставался с альбомом. Этюд к "Заключенному" Ярошенко писал со своего близкого друга писателя Г. Успенского. Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия.
Ярошенко скончался 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек. Ярошенко писал также жанровые картины (Всюду жизнь, 1888, ГТГ), пейзажи. Следуя передовым тенденциям времени, Ярошенко писал картины, в которых искал образ положительного героя (как знаменитый «Кочегар», «Заключенный», обе 1878, «Курсистка», 1883), развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции («У Литовского замка», «Старое и молодое», обе 1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888), писал жанровые картины («На качелях», 1888).
В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). «Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит».
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. К ранним графическим работам юного художника, выполненным в этот период, относится рисунок «Шик немалый».
Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). В 1962 в Кисловодске открыт художественный музей Ярошенко. Георгия 4-й степени, более 14 — Золотым оружием с надписью «За храбрость». Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Ярошенко Николай Александрович (1846-1898), русский художник.
31 октября 1862 года в корпусе произошло из ряда вон выходящее событие. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Лучшие из этих произведений— портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, А. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Во время приготовления уроков воспитанники 4-й роты «обнаружили неудовольствие» против изводившего их придирками батальонного командира «в неожиданном размере».
Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Более того, считавшиеся отличными воспитанниками Ярошенко и Сухотин (будущий генерал от кавалерии и начальник Академии Генерального штаба) «не оставили своих намерений, несмотря на трёхкратные убеждения и просьбы г. Директора».
В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Крамского. Благородный духовный облик передовых деятелей русской культуры запечатлен Ярошенко в портретах П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Н. Н. Ге (1890, ГРМ).
На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи3. Автор скульптурного портрета – друг художникаЛ. В молодости поэт входил в кружок М. В. Петрашевского, где увлекались идеями утопического социализма. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Екатеринбургская картинная галерея), Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны).
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.