Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального». Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. 1750) ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермера чрезмерно длинными руками.
Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Но еще в конце 20-х rr. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Вишняков – мастер психологической характеристики.
Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. С 1727г. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича.
И если бы волею судьбы Вишняков, расходовавший свои жизненные и творческие силы на тысячи мелочей, создал бы только очаровательный образ Сары Фермор, то лишь за один этот портрет его могли бы считать «символом всего русского искусства XVIII в. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
1756 И. И. Коцарева, до 1759 и др. ). Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность (Портрет Сарры Элеоноры Фермор Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1743 Портрет Вильгельма Георга Фермора, вторая половина 1750-х).
Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях.
1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Тело и фон для него — это не характеристика человека и потому он пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и схематично.
Портретам Вишнякова (Сарра Элеонора Фермор, около 1750, ГРМ Ф. Н. Голицын, 1760, ГТГ) присущи некоторая плоскостность фигур идущая от парсуны XVII в., типичная для парадных портретов первой половины XVIII в. условная застылость поз и жестов, сочетающиеся в то же время с живой передачей характерных черт модели и изысканным колоритом в духе рококо. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка).
В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья».
В 1714г. Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). С 1727 ученик и подмастерье Л. Каравака в Канцелярии от строений, с 1739 руководитель её живописной команды, расписывавшей дворцы и церкви Петербурга и его пригородов.
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного.
Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Среди них (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) — помещики, Михаил Яковлев — сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) — артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев — представитель Комнатной конторы. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761), русский художник. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ).
С 1753г.