В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. Картины и биография Диего Веласкеса.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. До 1623 работал в Севилье.
В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Полотно оригинально во всех своих качествах. Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Героями их были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Служанка», «Два юноши за едой», «Молодая женщина», «Музыкант»). Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Он стал свидетелем личных переживаний столь выдающейся личности, которые понтифик не смог скрыть от посторонних. Мастерство маэстро росло с каждым новым произведением.
Севильский период в творчестве художника Веласкеса определяется с 1617 по 1623 год. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
Впрочем, не бывает правил без исключений. 1620). Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство.
На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. Положение обязывало его считаться с внутренними законами двора и помнить о том, что «раз по происхождению ты дворянин, значит, в любом случае жизни ты обязан им оставаться, даже на портрете».
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Чтобы пережить горечь утраты, он окунулся в работу, сутками простаивая у мольберта. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей.
Иногда фон вообще выбирался условный. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). Отсюда появилось большое количество завистников. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». «Менин» часто называют «картиной создания картины».
Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. 14 марта 1617г. «Веласкес дает нам представление о людях его времени Мы не можем представить другого Филиппа IV, кроме созданного Веласкесом художник убеждает нас в том, что его Филипп – подлинный король», – писал об испанском художнике его соотечественник Пабло Пикассо.
На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Он не сразу преодолел каноны этого жанра.
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Мало кто из иностранных мастеров удостаивался такой чести. 1620), «Старая кухарка» (ок. В этом же году художник был принят в корпорацию художников Севильи – гильдию Святого Луки. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Образованием Диего в семье занялись рано: с самого детства его обучал различным наукам «добрый гений семейства», священник Саласар, к которому он был очень привязан.
Но это была лишь одна сторона медали. Там его избрали членом римской Академии св. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. В последние годы жизни Веласкес написал самые знаменитые свои картины: Лас Менинас (Фрейлины 1656) и Пряхи (1657 – обе в Прадо.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Естественно, Веласкесу пришлось писать и заказные парадные портреты. Поэты посвящали ему стихи, называя «редким талантом», «прекрасным живописцем», «божественным мастером». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В Мадриде Веласкес познакомился с дворцовой картинной галереей, которая в то время была одной из богатейших в Европе, выполнил немало превосходных копий с работ Леонардо да Винчи, Веронезе, Рафаэля, Рубенса, Тициана.
По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. В первые годы после женитьбы молодой художник создал множество картин, в основном на религиозные сюжеты («Непорочное зачатие», «Поклонение волхвов», «Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). «Лас Менинас» — так называлась одна из (последних картин Веласкеса, созданная им уже в 1656 году. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители.
Главная задача, которую ставил перед собой Веласкес, – это «посредством сюжета, к какой бы области он ни относился, раскрыть образ человека». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни.
Так Вечный город чествовал испанского живописца. В 1623 году в биографии художника Диего Веласкеса происходят изменения. Веласкес Диего, великий испанский художник. Изображена внутренность мастерской шпалер. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. 1617), «Продавец воды» (ок. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Так был создан прецедент человек искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. картин имеющих ярко выраженный бытовой характер. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В конце августа 1629 года Веласкес прибыл в Геную.
Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией историей, математикой и философией. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Однако отражение это темно и неясно. В Лас Менинас, отличающихся смело развёрнутой композицией, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отражённой в зеркале в глубине зала) предстаёт как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал».
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Здесь прошли его детство и юность. Во-первых, его картины никогда не покидали залов королевского дворца, куда, естественно, допускались немногие. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. «Слишком правдиво» — воскликнул папа, увидав свой портрет, но это не помешало ему наградить Веласкеса золотой цепью.
Ни до, ни после он не создавал ничего подобного. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. С этого времени вся жизнь художника была тесно связана с жизнью королевского двора. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона.
Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Она была очень успешна. х, кто имел арабское происхождение. Игнасия умерла в младенчестве, а Франсиска, словно повторяя путь своей матери, вышла в 1633 году замуж за любимого ученика отца, Хуана Батисту дель Мазо.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Тем более, что такая трактовка перешла и в религиозные полотна Веласкеса, такие, как «Поклонение волхвов» (1619) и «Христос в доме Марфы» (ок. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. В Италии Диего Веласкес был избран членом Академии Св.
В доме художника царили мир и спокойствие. Рисует он опять же портреты. Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). bodegon – трактир, харчевня).
Вскоре в народе картину переименовали в Копья, которые, казалось, хотят прервать момент мирной капитуляции. В 1649г. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. Только в одной заказной картине, написанной, вероятно, в то же время, в прелестной «Венере с зеркалом», мастер запечатлел еще раз обаятельный тип испанской национальной красоты, так убедительно переданный в «Пряхах». Картины «Завтрак» (ок.
Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. В 1619г. По сюжету молодая кухарка отрывается на минуту от приготовления пищи, повинуясь жесту старой женщины, указывающей ей на висящую на стене картину.
Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. К тому же периоду относятся исполненное красоты и свежести полотно Венера перед зеркалом (1648-49, Национальная галерея, Лондон) и, возможно, два пейзажа Вилла Медичи (1650-51, Прадо по другому мнению – около 1630), в которых художник с необычной для своего времени кажущейся этюдностью письма создал целостные образы природы. С неё было сразу же сделано немало копий. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Звание мастера он получил в 1617 году. 1608-1670). В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Вот они- то и являются главными персонажами полотна.
Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Это было то время, которое через два столетия назовут «золотым веком» испанского искусства. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Видимо, для его таланта стали узки границы родной Севильи. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. В своих картинах, которые И. Е. Репин назвал «вечными шедеврами», художник главное место отводил человеку – лучшему, что создала природа.
Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея.
Изображает сцену передачи ключей от города. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. 1625 год.
Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению — всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В 1617 получил звание мастера.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Один из них представлен слева. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.
В 1884г. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Менины Ателье Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Согласно ряду свидетельств, в 1650 году, во время пребывания в Риме, Веласкес официально отпустил своего мулата на свобод) но тот остался с мастером, ВЫСТУПИВ позже искусным живописцем, чьи работы сегодня можно увидеть в мадридском музее Прадо. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много. Это произошло 6 августа 1660 года. Веласкес принял участие в объявленном среди придворных живописцев конкурсе, посвященном исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609г».
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Но они никак не проявили себя. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Свет, также как и взгляды родителей, направлен на девочку.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь.
Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. В качестве награды художник получил высокую должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние.
Слава о столь талантливом и непревзойденном испанском живописце молниеносно пронеслась по всей Италии из-за чего сразу же начали появляться многочисленные подражатели. На переднем плане группа ткачих за работой. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Для меня все галереи Рима – этот Веласкеса портрет».
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Впоследствии оно только увеличивалось. Король Филипп IV, знаток и ценитель искусства, назвал севильского художника отличным портретистом и выразил желание позировать ему. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velбsquez) (1599-1660) испанский художник. Знакомство с королевским собранием картин (преимущественно итальянских художников, в том числе Тициана), встречи с П. П. Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию мастерства Веласкеса. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». С неё было сразу же сделано несколько копий. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. 1638 г. ). Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым.
Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Общение с этим живописцем было равнозначно хорошей школе.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Парадные конные портреты королевских особ бесстрастны, холодны и великолепны сдержанно-подчёркнутой красотой одежд, коней, величием пейзажа (первая половина 1630-х гг., Прадо). Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Это состязание имело особое значение ибо мастерство победившего в нем раз и навсегда объявлялось «официальным направлением живописи при испанском дворе». У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. Особенно раскрывается этот дар Веласкеса в небольшом погрудном портрете Олювареса (ок. Луки и общества виртуозов Пантеона.
Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. Филипп IV женился дважды. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. День, когда портрет короля был закончен, принес мастеру славу и триумф.
Картина «Непорочное зачатие», ок. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Знаменитая картина Веласкеса «Сдача Бреды» или «Копья» была закончена им в 1636 году. Король и королева не показаны совсем их отражения только видны в зеркале. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Через восемь дней после смерти мужа, тихо угаснув, умерла от горя донья Хуана де Миранда.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.
Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. С 1622 года он возглавил правительство.
«Как властелин чудесный, он повелевает сверкающею на полотнах жизнью. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку.
Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году).
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
Придворные дамы прелестны, но, в сущности, безлики. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Героями трех из этих работ стали карлики. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. В 1649 году, будучи в Италии, Веласкес создает один из своих шедевров «Портрет папы Иннокентия X».
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Слева в беспорядке толпятся голландцы.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. И портрет удался. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. 6августа 1660г.
Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Пачеко мечтал, чтобы Диего творил в духе его собственных творческих традиций. «лавка», «трактир»), т. е. Их судьбы зачастую трагичны.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Молодому Веласкесу не раз советовали «обратить талант на службу прекрасному и оставить в покое этих проходимцев».
Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Однако и это не помогло.
В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Оттуда он направился в Милан, а затем — в Венецию. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
Каганэ. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627). По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански – бодегонес. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. На первом плане зритель видит огромную собаку и одутловатое лицо карлицы. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Впоследствии оно только увеличивалось.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Перед отъездом на «благословенную землю редких талантов» художник завершил работу над портретом Хуаны Миранды, которая раньше позировала мужу лишь для религиозных полотен. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже).
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. В Вечном Городе художник пробыл до конца следующего года. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Тот без раздумий принял это предложение. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
В 1626 году Веласкес начинает писать картину «Вакх» или «Пьяницы». В 1627г. Диего получил хорошее образование. А постепенно он добился того, что в них стал ощущаться даже окружающий фигуру воздух. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп.
Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру.
Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. До 1623 Веласкес работал в Севилье. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В «дни кочевья», как характеризовал художник этот период, был завершен портрет Филиппа IV («Ла Фрага») и королевского кар лика Эль Примо. Тот без раздумий принял это предложение.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом.
Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. В 1642–1644гг.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Донья Хуана, беспредельно любящая своего мужа, была ему верным другом. Здесь он впервые написал автопортрет. Веласкес – редкое исключение из этого правила. вжизни художника произошла важная встреча.
Но можно ценить и этот род живописи, если она выполнена так, как у Веласкеса». «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1834-1835 гг.
Картина Веласкеса, представленная на конкурс, затмила произведения всех придворных живописцев, хотя каждое из них «было превосходно и несло отпечаток труда и большого таланта». К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Зато издали она совершенна, что позволило И. Н. Крамскому сказать о Веласкесе: «Этот человек работал не кистями, а нервами».
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Веласкес без конца мог рисовать голову этого парня, как и головы всех подряд местных жителей. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV.
Веласкес, самый молодой из участников конкурса, был объявлен победителем. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. великий маэстро скончался.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Это живой человек, это выше живописи, какая существовала у старых мастеров. Каганэ.
При дворе онделает успешную карьеру и пишет портреты членов королевской семьи. Художники – народ «проблемный». В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание.
Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». Ранние работы Велаокеса представляли собой жанровые сцены из народного быта. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Внимание к мельчайшим деталям и фрагментам отличает все творчествоживописца и это относится также к исторической картине «Сдача Бреды», стоящей в первом ряду мировых произведений этого жанра.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В картинах Вакх (Пьяницы до 1630), Кузница Вулкана (1630, обе – в Прадо) мифические образы Веласкеса объединил с грубоватыми, земными образами людей (Вакх и фавн, пирующие в обществе бродяг), наделил их естественным поведением и реальными характерами (Кузница Вулкана). В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Это объяснимо. Но в девятилетнем возрасте у ребёнка были уже ярко выражены способности к искусству, вот таким образом его отец отдал на обучение в мастерскую популярного в то время в Испании художника Эрреры.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Он приобрел известность еще в юности.
Король благоволил мастеру, доверяя ему, помимо собственно живописной работы и исполнение массы других – в том числе и дипломатических – поручений. Этот портовый город в Андалузии, где родился Веласкес испанцы по праву именуют «андалузской жемчужиной». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. С первых же дней пребывания в новой должности художник приступил к созданию портретов Филиппа IV, стараясь изобразить короля как «надежду страны, создать образ, полный большого значения». Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
В 1643г. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Они высказывали сомнения по поводу его таланта.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. и о наличии вакансии на это место. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. На родине Веласкеса ожидало большое несчастье – заболела и умерла маленькая Игнация. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. На заднем плане с оружием и знаменами проходит гарнизон павшей крепости.
У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ).
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Но сильнее всего его манила живопись. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. В итоге в 1622г. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Им стал Франсиско Гойя.
Мадридский период художника Веласкеса (1623-1649), помимо традиционных портретов, замечателен созданием «античных» картин (Вакх или пьяницы, Кузница Вулкана, Триумф Вакха). Первые самостоятельные полотна Веласкес писал в основном в жанре «бодегонес» (от исп. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. «Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»).
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей.
Продолжал Веласкес создавать и свои собственные творения. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Родная Андалузия даровала живописцу признание и славу. 1625 год. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X).
Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Когда в 1648г. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Для расширения своих творческих возможностей в 1629-1631 г. г. Сложный характер портретируемого раскрыт художником прямо и глубоко. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Диего Веласкес получил звание «маэстро», что давало ему право «писать для архивов и общественных мест, а также иметь учеников».
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. «В знак особого расположения его величества» Веласкесу был пожалован титул придворного живописца, что считалось великой честью.
Но само обращение к демократическому типажу было многозначительным. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (Хуан Матеос, около 1632, Картинная галерея, Дрезден Герцог Оливарес, около 1638, ГЭ Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Только писать людей не ради их костюмов, а ради них самих. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
В 1868 году в Испании произошла революция. Луки. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
«В картинах художник должен уделять человеку место, которое он занимает на земле. Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Веласкес покинул родной город и после 13-дневного путешествия приехал в Мадрид.
Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Полотно пронизано светом и воздухом, оно написано жидкими красками. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. У её босых ног лежит кошка.
Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. и о наличии вакансии на это место. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
То же и портреты Веласкеса. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Это решение оспорил король Филипп IV. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Его великолепное творение поместили в королевском Зеркальном зале, рядом с полотнами Тициана и Рубенса.
Построение композиции и сложнейшее решение света создает не только убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивает в него зрителя, стоящего перед картиной». Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Художник же как мог оттягивал отъезд.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Таким образом художник напоминает об их статусе. Художник, в нем легко узнать самого Веласкеса, пишет с натуры портрет королевской четы, рядом с ним стоит инфанта Маргарита, окруженная придворными. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Она изображала сцену придворного быта.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше.
Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых тонов – эмоциональный ключ к пониманию жёстко-правдивого образа папы Иннокентия X (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию (конец 1648 – середина 1651). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Замечательный же во всех отношениях портрет Луиса де Гонгора-и-Арготе был написан годом ранее, в 1622 году, во время первого визита художника в Мадрид. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко.
Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Но как дальновидный и опытный учитель он сознавал, что талантливого юношу ждет собственный, неповторимый путь в искусстве. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». С 1622 года он возглавил правительство. В августе 1628г.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Диего и Хуана дружили с самого детства, а повзрослев искренне полюбили друг друга. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. Недолгое время Диего работал в мастерской Франсиско де Эрреры-старшего, одного из самых известных севильских мастеров, но вскоре сменил учителя, перейдя к другому – пожалуй, не менее известному – живописцу, Франсиско Пачеко. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. Так, англичане в нем представлены лишь несколькими работами очень фрагментарны французский и голландский отделы собрания.
Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. В конце жизни Диего Веласкес был посвящен в кавалеры почетного рыцарского ордена Сант-Яго. Менин часто называют картиной создания картины. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Знаменита картина «Пряхи» (1657) — апофеоз реалистической живописи Веласкеса. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II).
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Отец считал, что «нет ничего плохого в том, что мальчик рисует – можно быть настоящим идальго и одновременно большим художником». В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Жил Веласкес на знаменитой вилле Медичи, которая была «своеобразным символом единения искусства», местом, куда стремился попасть каждый художник, приехавший в Вечный город. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником.
В. И. Портрет исключительно хорош в живописном отношении. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства».
На этот раз талант молодого маэстро был сразу признан при дворе. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. И первые из своих творений он посвятил землякам, жителям прекрасной Севильи. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. – все 1631-48, Прадо). Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В картине Сдача Бреды (1634, Прадо), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, проявились гуманистические тенденции творчества Веласкеса (человечность, этика отношений победителей и побеждённых), присущая ему как историческому живописцу объективность.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Именно Рубенсом был подсказан сюжет знаменитой картины «Бахус», написанной Веласкесом в 1628г. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Его портреты необычайно реалистичны и естественны. Вскоре он открыл собственную мастерскую. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи».
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Однако каждая из них отличается умными чертами лица, в этом и заключается особый трагизм полотна.
В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Сохранилось около десятка подобных работ. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). художнику была пожалована должность камердинера.
Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Великий художник Диего Родриго Веласкес предпринимает путешествие по Италии, где знакомится с произведениями Ван Дейка и Леонардо да Винчи, Тициана и Микеланджело, Веронезе и Тинторетто. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса.
На формирование Веласкеса как портретиста огромное влияние оказала жизнь при дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета. всоставе свиты короля Веласкес посетил Каталонию и Арагон.
Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин.
Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Картину невозможно смотреть вблизи. Благородные жесты и богатые платья – это лишь одежда, всего одежда» – не раз говорил он. Впоследствии оно только увеличивалось.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В их оживленных беседах принимал участие и совсем еще юный Веласкес.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов.