Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства.
Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других., если ставили под сомнение, то рявкалось:Сказал чепуху и уполствует, даже слушать плотивно. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Довольно обширный сад также продолжал оставаться при доме. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906).
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Почти все его время занимало коллекционирование.
Познакомившись с Остроуховым ближе, Третьяков увидел в нем не только уважаемого пейзажиста, но и тонкого ценителя искусства с развитым вкусом и обширной эрудицией. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Систематического художественного образования не получил. Молодой художник был замечен критиками. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. и уникальная подборка древнерусских икон.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. У него хранились прекрасные образцы живописи XIII в., в то время чрезвычайно редко встречавшиеся в коллекциях, но подлинные шедевры остроуховского собрания относились к концу XIV-XV вв.
Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Вместе с биточками в столовую вносилась бутылка красного вина («класное болдо» – в произношении Остроухова), которую он всю и выпивал. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
Толгует подделками. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Такие демарши жестоко карались. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.
и уникальная подборка древнерусских икон. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством.
С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. Первоначально его увлекали естественные науки. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба.
Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Саврасова. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». И. С.
Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Однако со второй половины 1890-х гг. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». В картине нет рассказа. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Это было худшее время за всю историю музея. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Саввинская слобода». Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Со второй половины 1890-х гг.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Друг П. М. Третьякова. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
А. Серов). Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела.
Из богатой купеческой семьи. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Остроухов собирал живопись ради живописи. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.
Действительный член петербургской Академии Художеств (1906). С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Прежде всего, темой, новым, свежим подходом к изображению русской природы, тонкостью цветовой гаммы. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Однако основная масса коллекций в России представляла обыкновенно странную смесь превосходных произведений искусства с никому ненужными предметами, свидетельствуя о наивности или безвкусии их владельцев. Остроухов собирал иконы, живопись. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. российский художник и художественный деятель.
(После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. произведений. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. членом Совета и фактическим руководителем, а в 1905-1913 гг. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Ублать.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. В библиотеку Остроухова допускались немногие. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи.
Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода из той среды, которая поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей – Александра Бенуа и Абрама Эфроса. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Саввинская слобода». Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В библиотеку Остроухова допускались немногие. Замечательно, что ни биточками, ни «класным» вином Илья Семёнович никого не потчевал и даже, когда я протянул как-то к забракованному блюду руку, он безапелляционно отослал его в изъявлении своего неудовольствия. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.
Государственная дума неоднократно занималась делами совета. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
В сложных случаях на Трубниковском созывался консилиум музейщиков и искусствоведов, которым предлагалось осмотреть картину и разделить заключение хозяина. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Черногубова. В собрании Остроухова иконы висели рядом с пейзажами, портретами, натюрмортами и это не только не умаляло художественных достоинств икон, а, наоборот, подчеркивало их необычайную живописность, декоративность, пластику. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв.
Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Все работы Остроухова 1880-х гг.
Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. И из битков жил не блызжет. Был знаком с А. Матиссом. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
С 1905 по 1913 гг. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Друг и советчик П. М. Третьякова, был в 1898-1903 гг. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Остроухов уже добивается успеха. Значительной ценностью обладала коллекция икон, которую Остроухов стал собирать с конца 1909 под влиянием учёного и коллекционера Н. П. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Черногубова.
Оно бледное, серовато-голубое. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Поначалу бестолково.
Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. В этюдах конца 1890-х гг. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
В отличие от Третьякова, Мамонтов едва ли не более картин и скульптуры полюбил людей их создающих. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя.
Остроухова». Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень».
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Киселев, И. Е. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Остроухов вел активную общественную деятельность.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.
Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Его декорация к Кармен очень понравилась»4.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. В середине 1880-х гг. Служил в Торговом доме Боткиных. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. При противоположности вкусов, которыми отличались большинство и меньшинство совета, пополнение галереи стало делом трудным и неопределенным.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Купил длянь. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 г. национализирована, хранителем оставался Остроухов, после его смерти передана в Третьяковскую галерею). В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова.
Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Ни ветерка. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер.
Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Между тем Илья Семёнович был вполне культурным человеком, знал несколько европейских языков, увлекался ботаникой, превосходно играл на фортепьяно и даже подумывал заняться этим всерьёз и профессионально. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. И в таких случаях не полагалось, чтобы повар взамен неудавшихся изготовлял новые.
Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Они должны быть пухлые и белёсые, сочность же их проверялась вонзанием в них вилки. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Школа Чистякова была для Остроухова важнее учебы в Академии художеств, в которую он пытался было поступить. В пейзаже динамика чаще всего выявлялась изображением ветреных дней с несущимися по небу облаками, с клонящимися деревьями и травой. Остроухов уже добивается успеха. попечителем Третьяковской галерее.
Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина.
Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея. Его центральное произведение – отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем «пейзажам настроения» И. И. Левитана. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг.
Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. В 1889 году И. С. Его декорация к Кармен очень понравилась». Начиная с 1902 г. Остроухов почти полностью переключился на новый вид собирательства – коллекционирование икон. не имевшую себе равных.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Наиболее известна картина Сиверко (1890). В середине 1880-х гг. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Так возник знаменитый на всю Москву домашний музей, в который был открыт свободный доступ для всех желающих, сам хозяин называл свою коллекцию «Музеем личного вкуса». Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами.
Зимой 1882-1883 гг. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа.
Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Репин, П. П. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко».
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Саввинская слобода». Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Работал в Торговом доме Боткиных.
1880-е гг. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Чистяков. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.
Служил в Торговом доме Боткиных. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Пополнение музея снова пошло планомерно. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
С 1901— гласный Московской городской думы. было подлинным откровением. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище.
Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Нет, не уступает. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. В лесу тишина. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Лучшие работы художника – пейзажи изображающие природу средней полосы России («Золотая осень», 1886-1887, «Первая зелень», 1887-1888 – оба в Третьяковской галерее). была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Совет покупал для галереи новые произведения, руководил развеской, перестройкой экспозиции.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Очерки понравились, понравился и юный автор. Из купеческой семьи. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.